СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организованные большие группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организованные группы управляются социальными механизмами: традициями, обычаями, нравами, во многом задающими образ жизни больших групп, особыми свойственными им ценностями. Для организованных групп можно вычленить их образ жизни, особенности самосознания и характера. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка.

Просмотр содержимого документа
«Организованные большие группы»

Организованные большие группы

Организованные группы управляются социальными механизмами: традициями, обычаями, нравами, во многом задающими образ жизни больших групп, особыми свойственными им ценностями. Для организованных групп можно вычленить их образ жизни, особенности самосознания и характера. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка.

Организованные большие группы имеют особую структуру внутригрупповых отношений, формы общения.

Структура психологии большой социальной группы включает в себя целый ряд элементов. В широком смысле это - различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому, как этими же элементами обладает психика отдельного человека.

В каждой большой организованной группе формируется групповое сознание (национальное, классовое, партийное), система групповых идеалов, ценностных ориентаций, эмоциональных предпочтений. Отдельные стереотипизированные элементы сознания переходят в сферу группового подсознания («классовое чутье»). Эти групповые факторы существенно влияют на формирование соответствующего типа личности. Например, типичный представитель класса, партии, нации и т.п. эти личности становятся носителями групповых установок и стереотипов, внушаемых образцов поведения.

Наша принадлежность к той или иной большой социальной группе диктует нашу социальную роль и связанные с ней ожидания других представителей сообщества.

Принадлежность к группе порождает феномен «группового фаворитизма», выраженный в групповом патриотизме и повышении критичности к другим группам, делении на «наших» и «ваших».

Потеря принадлежности к «своей» большой группе без быстрого вхождения в «другую» оборачивается тяжелым испытанием для человека. Он теряет ощущение стабильности и защищенности и социальные ориентиры, начинает чувствовать себя «потерянным», а часто и потерявшим смысл жизни.

Такой процесс социальной деградации называется маргинализацией (от лат. – крайний, находящийся на краю).

Классы

В традиционном для отечественной психологии подходе можно выделить 3 основные линии исследования классов: выявление психологических особенностей конкретных классов, которые существовали в истории и существуют в наше время; характеристика классовой психологии разных классов определенной эпохи; анализ соотношения классовой психологии и психологии отдельны членов класса, как частный случай соотношения психологии групп и психологии индивида, включенного в группу.

Наиболее полно исследована эмоциональная динамическая сторона классовой психологии (классовые потребности, классовые интересы, социальные роли). Интерес формируется как интерес всей группы, но каждый член класса включен во множество социальных групп, следовательно возникает переплетение интересов. Наиважнейшим устойчивым компонентом классовой психологии является психический склад – некоторый психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения, деятельности, на основании которого можно реконструировать нормы данной СГ. Этот облик проявляется в социальном характере, привычках и обычаях, традициях. Все эти образования играют роль регуляторов поведения и деятельности членов группы, они дают характеристику такого комплексного признака класса как образ жизни. Анализ привычек и обычаев – социально-психологическая проблема.

Радикальные изменения конца 20 века привели к существенным изменениям в социальной структуре общества, многие классы перестали существовать, модифицировались, появились новые.

Этнические группы специально исследуются этнопсихологией. Нации – наиболее распространенная форма этнической общности. Кроме того существует такие этнич группы, как народности, национальные группы и т.д. Традиция исследования этнич гр восходит к работам В. Вундта по «психологии народов» (метод исследования этнич гр – изучение языка, мифов, обычаев, поскольку эти образования составляют структуру этнич гр).

Национальная принадлежность индивида фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность. Этническая специфика в определенной степени концентрируется в историческом опыте каждого народа, усвоение этого опыта – содержание процесса социализации индивида.

В психологии этнических общностей различают две стороны:

1. наиболее устойчивая часть – психический склад (национальный или этнический характер, темперамент, традиции, обычаи)

2. эмоциональная сфера (национальные или этнические чувства). Эмоциональная сфера включает этническую идентичность и этническое самосознание. Эти характеристики относятся к осознанию человеком своей принадлежности к определенной этнической группе и эмоциональное переживание этого факта, т.е. восприятие и переживание культурных отличий своей группы от других. Этому процессу сопутствует возникновение этнических стереотипов, которые влияют на этнические симпатии и антипатии. Может возникать явление этноцентризма - предпочтение своей этнической группы, стремление воспринимать все жизненные явления с ее позиции, сочувственная фиксация черт своей группы.

Религиозные конфессии

Конфе́ссия— особенность вероиспове́дания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.

Носителями религии являются социальные группы, размеры, структуры и функции которых, очевидно, могут быть различными. Поскольку любая религиозная группа имеет общую цель, определенную характером религиозного учения, она может рассматриваться как организация.

Религиозной конфессии, как и любой большой социальной группе присущи следующие признаки:
– многочисленность;
– одинаковое положение членов группы в структуре общества;
– общность интересов;
– отсутствие прямых контактов между членами группы.

Гендерные и возрастные группы выделяются по демографическим характеристикам (принцип пола, принцив возраста).

Понятие гендер используется для описания социальных характеристик пола в отличие от биологических. Гендер, иногда обозначаемый как «социальный пол» не всегда совпадает с биологическим полом человека и предполагает, что социальная особенность пола задается историческими и культурными условиями и не предполагает «естественной» заданности ролей. В определение гендер включают набор социальных ролей предписанных обществом представителям того и другого пола. Гендер изучается на трех уровнях: индивидуальном (исследуется гендерная идентичность, т.е. субъективное отнесение человеком себя к группе мужчины-женщины); структурном (исследуется положение мужчин и женщин в структуре общественных институтов); символическом (исследуются образы «настоящего мужчины», «настоящей женщины»).

Анализ психологических характеристик возрастных групп делается при изучении социализации. Направления исследований: традиционные возрастные проблемы, проблема поколений, способы адаптации к социальным изменениям, разработка различных жизненных стратегий, возникновение субкультур

Политические партии

Общественно-политические движения и их особые, институционализированные формы, каковыми являются политические партии, представляют собой массовые социально-психологические феномены особого рода. В самом общем виде это определенные, обычно (в развитых формах) достаточно большие группы людей, возникающие на основе прежде всего функциональных психологических характеристик.

Как правило, социально-психологическая проблематика политических партий, социальных и политических движений рассматривается исследователями как единое, пусть отчасти различающееся в деталях, но взаимосвязанное целое. Наиболее общее, первичное понятие — социальное движение. Политизируясь, такое движение становится социально-политическим или даже чисто политическим. Институционализуясь, со временем оно может превращаться в политическую партию.
В конечном счете, с психологической точки зрения все начинается достаточно просто. Еще Г. Тард писал: «Новая партия всегда состоит из группы людей, которые одни за другими или одни по примеру других приняли идею или решение противоположное тому, которое царило до сих пор в их среде и которым они были прежде проникнуты. ...По мере распространения этот новый догматизм делается все сильнее и становится более нетолерантным и возбуждает против себя коалицию из тех, которые остались верными традициям, сделали противоположный выбор» (Тард, 1901).

По мере же появления оппонентов и противников они теснее сплачиваются и образуют партию. Откровенно политизируя проблему, Е. Вятр вслед за Я. Щепаньским писал: «Под политическим движением я понимаю такие общественные силы, которые пытаются изменить существующие условия или закрепить их путем оказания влияния на правительства либо же путем борьбы за власть.

Характерной чертой, отличающей политическое движение от всех других общественных течений, является то, что оно пользуется политическими средствами, т. е. борется за власть или за влияние на способ осуществления этой власти.

Политическая же партия является таким политическим движением, которое 1) имеет высокую степень организации и 2) стремится к реализации своих целей путем борьбы за власть или за ее осуществление и программно не ограничивается лишь оказанием воздействия на способ осуществления власти».