ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
В современных условиях огромное значение приобретает вопрос развития игровой формы обучения как одного из видов учения. Дидактическая игра, являясь полифункциональным средством организации процесса обучения химии в средней школе, может быть широко использована не только на уроках, но и на внеклассных занятиях.
дидактическими можно назвать специально созданные игры, содействующие усвоению основ наук, изучаемых в средней школе. Обязательным элементом таких игр является обучение. Но благодаря сочетанию его с элементами занимательности, динамичности, личностного участия каждого ученика усвоение конкретных знаний отодвигается на второй план, уступая место самому процессу игры, который привлекает ребят. дидактические игры состоят из целей (учебной и игровой), игровых правил, игрового сюжета. Рассмотрим методику проведения некоторых игр.
ПРОВЕДЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОНТИНЕНТУ ХИМИЯ»
Учебная цель: провести в занимательной форме общественный смотр знаний учащихся 8 класса, проверив сформированность у них практических, предметно-организационных, содержательно-интеллектуальных, графических умений.
Игровая цель: определить самый дружный отряд путешественников, который сможет первым завершить переход через «континент химия», набрав больше баллов.
Игра проходит в несколько этапов. Подготовительный этап занимает 5 — 7 дней и включает в себя формирование отрядов путешественников. Для этого в кабинете химии вывешивают объявление: « Всем! Всем! Всем! Открыт набор знающих, смелых, дружных для совершения трансконтинентального перехода по континенту Химия. Желающие проверить свои силы могут записаться у учителя химии». Численность отрядов не должна превышать 10—12 человек. В каждом из них выбирают командира. Готовят и оформляют «маршрут» перехода, который представляет собой комплекс мини-игр. Предлагаем возможный вариант «маршрута»: проверка готовности отрядов на контрольном пункте; остановка в стране Веществ; переход через государство Явлений; завершение путешествия в королевстве Формул (см. с. 5).
На сессии командиры отрядов выбирают жюри из учащихся, не вошедших в состав отрядов путешественников. Поскольку «маршрут» состоит из нескольких самостоятельных мини-игр и прохождение отрядов может быть не одновременным, следует выбрать жюри из З человек для каждого этапа игры. А общее судейство будет осуществлять «коллегия путешественников» из 5 человек. Судейская «коллегия» может проиграть «Путешествие по континенту Химия» во время подготовительного этапа, что позволит им лучше познакомиться с игрой и лучше подготовиться к предстоящему судейству.
Этап проведения игры начинается со смотра отрядов, конкурса приветствий, эмблем, вручения карт « маршрутов» перехода. Оценивание работы отрядов происходит по пятибалльной системе и оформляется в виде отчета прохождения по «маршруту» (см. с. 5).
Этап подведения итогов осуществляется после того, как последние путешественники закончат отвечать. «Коллегия путешественников» подсчитывает полученные баллы, называет и награждает команду-победительницу, отмечает лучших игроков почетными грамотами. По итогам смотра знаний жюри выпускает газету.
Содержание мини-игр. Игра «Кто внимательнее» проводится на начальном этапе перехода. Игровая цель: кто больше заметит ошибок у ученика-мима (хорошо умеет манипулировать с предметами, выражать свои чувства мимикой); повторить их и показать правильно действия с химическим оборудованием. для игры потребуется следующее оборудование: пустая спиртовка, пробирки, колба круглодонная, держатель для пробирок, лабораторный штатив, пустые склянки с этикетками для веществ.
Действия ученика-мима: имитирует насыпание вещества из склянки с этикеткой. Жестами и мимикой показывает, что взял больше вещества и поэтому отсыпает избыток из пробирки в склянку; кладет пробирку с веществом на стол и записывает формулу и название вещества на доске, например, хлорид натрия (поваренная соль). Повернувшись к столу, показывает жестами, что просыпал вещество на стол; рукой протирает поверхность демонстрационного стола; ставит пробирку с «остатками вещества» в штатив для пробирок; поднимает спиртовку над собой, энергично встряхивает ее; сильно выдвигает фитиль; имитирует зажигание спиртовки от другой спиртовки. Переключает внимание ребят на лабораторный штатив, оставив спиртовку «горящей». Демонстрирует составные части штатива; делает надписи на заранее приготовленном рисунке на доске, допуская ошибки. Имитирует наливание воды в колбу и пробирку с поваренной солью. Закрепляет колбу в штативе, а пробирку в держателе для пробирок. «Горящую» спиртовку ставит под колбу, затем забирает и начинает «нагревать» раствор хлорида натрия, вновь переносит спиртовку к штативу. Тушит ее, дуя на пламя. Аккуратно складывает посуду, убирает рабочее место.
После завершения демонстрации ученикам предлагается записать на листках допущенные ошибки. Показать их и продемонстрировать правильные действия с химическим оборудованием. Представители (два человека от каждой команды) исправляют ошибки, демонстрируя их зрителям. Как только они заканчивают демонстрацию, вся команда, не дожидаясь оценки, переходит дальше по «маршруту» к следующей мини-игре.
Судьи подводят итоги конкурса и записывают баллы в «отчете» на доске.
В государстве Явлений путешественникам предстоит принять участие в нескольких мини-играх, поэтому вводится новое, дополнительное правило — в каждой мини-игре основное участие может принимать только пара игроков. В случае необходимости они могут воспользоваться помощью отряда. Но жюри за обращение к другим путешественникам снимает баллы.
Первый конкурс в стране Веществ — «Кто быстрее и лучше». Игровая цель: затратив как можно меньше времени, составить смесь из предложенных веществ, обменяться ею с товарищем, предложить план разделения полученной смеси и разделить ее.
Оборудование стакан с водой на 100 мл, стеклянная палочка, магнит, набор склянок с веществами (например, поваренная соль, куски медной и алюминиевой проволоки, порошок серы, песок, гранулированный цинк).
Жюри этого конкурса знакомит путешественников с целью и правилами игры, внимательно следит за ходом выполнения работы и передает оценки вместе с планами, составленными игроками, и своими замечаниями (если они есть) в «коллегию путешественников». Отряд, справившись с работой, переходит к новой «остановке».
Игра «Узнай вещество» имеет следующую игровую цель: как можно быстрее узнать вещество по формуле, подписать его название, указан, сложное оно или простое.
Оборудованием для игры являются карточки с изображением формул, например:

После завершения мини-игры путешественники переходят через границу в государство Явлений. Тут им предлагают в ходе мини-исследования провести анализ химического текста, составить план эксперимента и провести его. В этой игре вводится еще одно дополнительное правило: анализировать текст и составлять план должен весь отряд, а вот проводить эксперимент только один ученик, которому предстоит самостоятельно выбрать необходимое оборудование из предложенного, назвать явление (химическое или физическое).
Пример химического текста. «Ученики на уроке химии исследовали серу, для этого кусочки серы растолкли в ступке. Полученный порошок разделили на две части. Одну часть опустили в стакан с водой. Другую нагрели в пламени спиртовки и опустили в пробирку с кислородом. Пробирка заполнилась белым дымом. Помогите им составить план проведения опытов и сделать выводы по увиденному».
Игра «Узнай явление» имеет следующую игровую цель: определить по рисунку-схеме, предложенному жюри, к какой группе явлений (химических или физических) относят схематически изображенное явление, определить данное явление опытным путем, выбран необходимые реактивы, указать признаки, по которым определяли группу явления.
Примеры рисунков-схем:

В этом же государстве путешественникам предстоит принять участие в «оживлении схемы». Цель игры: опытным путем провести химические реакции, предварительно записан уравнения реакций и выбран необходимое оборудование и реактивы.
Примеры заданий: 1. фосфор горит в кислороде с образованием нового вещества, которое хорошо растворяется вводе.

Жюри в этих играх оценивает не только правильность оформления результатов но и технику выполнения опытов, соблюдение техники безопасности. Завершив работу, отряд (или отряды) путешественников переходят к последнему испытанию, которое им приготовлено в королевстве Формул.
Ребят встречает Петя Верхоглядкин — ученик, который очень любит химию, но из-за своей невнимательности часто допускает ошибки. Он просит помочь ему перейти через реку по очень узкому мосту. Каждый шаг по этому мосту можно сделать, выполнив мини-задание. (Мост можно нарисовать на полу мелом, обозначив каждый интервал шага и положив на него задание.)
Примеры заданий: 1. Определите, к какому классу химических соединений относят изображенные на схеме вещества, и назовите их:

2. Правильно заполните пропуски в уравнении реакций формулами веществ и расставьте коэффициенты:

3. Найдите ошибки Пети Верхоглядкина, который написал следующие продукты предложенных ему реакций:

4. Помогите Пете составить формулы веществ, если известен качественный состав соединений:

5. Формулы веществ имеют следующий вид, а элементы валентность, дополните их необходимыми сведениями (индексы, валентность):

6. Напишите как можно больше за одну минуту формул соединений, состоящих из двух элементов, один из которых имеет валентность, равную 1.
Подведение итогов проводит «коллегия путешественников» подсчитывая число баллов по представленное жюри «отчетам» за каждую игру. «Коллегия путешественников» может задать вопросы отрядам, уточнить некоторые ответы, в которых были допущены неточности, высказать замечания, которые у них появились в ходе путешествия . Итоги подводят на основе отчетов жюри, оформленных следующим образом:

Схема маршрута путешествия по континенту Химия

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СМОТР ЗНАНИЙ —
ОДНА ИЗ ФОРМ КОЛЛЕКТИВНОЙ ИГРОВОЙ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общественный смотр знаний (ОСЗ), как одна из форм организации коллективной игровой познавательной деятельности, стал сегодня достаточно популярным в школах страны.
Методика организации ОСЗ предусматривает проведение как бы своеобразного отчета учащихся за свои знания перед товарищами, органами ученического самоуправления учителями. Именно из них состоит комиссия смотра, в которую включены завуч школы, учителя физики, химии, члены совета школы, победители химических олимпиад. Мы приглашаем в качестве зрителей еще и родителей, в такой обстановке даже самые слабые ученики стремятся как можно лучше подготовиться к смотру. Для достижения воспитательной задачи смотра ученики должны быть включены в систему отношений 4ответственной зависимости и на этапе подготовки, и па этапе проведения ОСО. Здесь возможны различные варианты. Обычно мы разбиваем класс на две или три группы (команды) по принципу личных симпатий и привязанностей учеников. Во главе группы ставим наиболее сильного ученика с хорошими организаторскими способностями в задачу Группы входит коллективная подготовка к смотру. А поскольку ОСЗ проводим еще и как соревнование команд (групп), ТО от подготовки каждого ученика зависит успех команды на смотре. Таким образом, мы пытаемся через эмоционально значимую цель групповой победы включить внутригрупповые механизмы взаимопомощи и сотрудничества. Это удается более успешно, если на уроках до смотра проводится работа в учебных группах постоянного состава.
Само групповое (командное) соревнование на смотре можно построить по типу викторины: вопрос ответ или используя игровую деятельность. Мы исходим из того, что, во-первых, ОСЗ должен быть зрелищным, а во-вторых, если мы включаем в смотр элемент состязательности групп, то он должен быть динамичным, эмоционально привлекательным.
Задача при подготовке к смотру состоит в том, чтобы в известные формы дидактических игр вложить Содержание, соответствующее учебным целям ОСЗ. Эту работу может выполнить учитель, привлекая старших школьников, которые входят в общественную комиссию смотра.
Рассмотрим разработанные нами задания для общественного смотра знаний по теме «Обобщение сведений об основных классах неорганических вещества» (8 класс). Основной задачей изучения этой темы является подготовка учащихся на основе обобщения и систематизации сведений об основных классах неорганических веществ и взаимосвязи между ними к усвоению учения о периодичности. Согласно планируемым результатам обучения по этой теме учащиеся должны уметь: классифицировать нёорганические вещества по составу и свойствам; составлять генетические ряды металлов и неметаллов; иллюстрировать уравнениями химических реакций генетическую связь между их членами; охарактеризовать химические свойства вещества данного класса; знать основные связи между классами неорганических соединений; уметь доказывать основный, кислотный или амфотерный характер свойств. В соответствии с этими соображениями и отобраны задания для смотра.
«Слайд-фильм». Команды выделяют по три человека, каждый из участников садится за отдельный стол. На экран через диапроектор проецируют формулы различных веществ:

Задание учащимся: выписать формулы кислот (первый представитель), оснований (второй), солей (третий представитель). За каждый правильный ответ команде начисляется одно очко.
«Игра Лото наоборот». В игре принимают участие по два- три ученика от команды. Играющему выдается карточка, на которой написаны формулы веществ.
Ведущий достает из конверта жетоны, на каждом из которых изображена формула какого-либо сложного вещества. Задача играющих состоит в том, чтобы на каждую клетку с формулой вещества наложить жетон с формулой вещества, имеющего противоположные химические свойства. Например, на формулу кислоты — формулу основания, на формулу основного оксида — формулу кислотного Оксида и т.п. Каждый правильный ответ оценивается в одно очко.

«Игра «Третий лишний». С помощью двух кодоскопов проецируем ряд химических формул, например:

Задание ученикам: в каждой строчке вычеркнуть формулу того вещества, которое принадлежит к другому классу, чем остальные два. Задание может выполнять один человек или по пять человек от каждой группы по принципу эстафеты. Проекция через кодоскоп на экран позволяет всем присутствующим наблюдать за ходом выполнения задания. За каждый правильный ответ жюри начисляет по одному баллу.
«Счастливый билет» . В этом этапе принимают участие по три человека от команды. Проводится жеребьевка билетов. Каждый ученик садится за отдельную парту и в течение 5 мин готовит ответы на вопросы. Можно предложить, например, такие вопросы:
Составьте формулы известных вам соединений натрия. Укажите, к какому классу соединений относят эти вещества.

Составьте уравнения химических реакций.

Определите характер (кислотный, основный или амфотерный) воды и подтвердите свой вывод уравнениями реакций.
Высший балл этапа — три очка. Но жюри с учетом ошибок или неточностей отвечающих может его снизить.
«Цейтнот». Во время четвертого этапа, пока участники готовятся к ответу, проводим состязания между капитанами команд, Капитаны выходят на середину зала, садятся за приготовленный столик с шахматными часами. Задание: капитан первой команды должен произнести название сложного вещества (оксид, основание, кислота, соль) и включить таймер. Второй капитан не позже чем через 5 с должен сказать формулу этого вещества, а затем предложить сопернику название своего вещества. Игра длится до тех пор, пока кто-то не затратит на ответ более 5 с., или сделает ошибку, или пока поединок не остановит жюри. Победитель приносит своей команде три очка. На очко меньше получает второй капитан.
«Химическая эстафета». Через диапроектор на экран проецируем схему:

Задание учащимся: используя приведенную схему, составьте конкретные генетические ряды кальция и углерода, проиллюстрировав их соответствующими уравнениями химических реакций.
От команды на осуществление каждого этапа выходят к кодоскопу по одному человеку. После выполнения своей части задания генетический ряд продолжает другой ученик. В конце эстафеты на экран проецируем схему генетических рядов кальция и углерода:

За каждое правильно написанное уравнение химической реакции начисляем Команде одно очко.
«Химический хоккей». Каждая Команда делится на « защитников», и «нападающих». «Нападающие» по сигналу ведущего предлагают «защитника» из другой команды вопрос по синтезу сложных веществ. Например: как из оксида натрия получить гидроксид натрия? «Защитники» отражают нападение, отвечая на вопрос и записывал на пленку кодоскопа уравнение реакции. Затем следует вопрос другой команды. Перед началом игры надо оговорить Количество задаваемых вопросов («бросков»). Оценку Вопросов и ответов производит Комиссия смотра, начисляя за каждый правильный ответ один балл.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Жюри по наибольшей сумме набранных баллов определяет команду-победительницу, которую можно наградить испеченными в школьной столовой тортом или пирогом.
В процессе смотра жюри внимательно наблюдает за ответами и активностью каждого ученика и ведет специальный учет. По итогам смотра выставляет каждому ученику оценки. Наиболее активных участников смотра, а также капитана победившей команды можно наградить набором «юный химик».
ХИМИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Такую химическую игру проводим по типу известной одноименной телеигры.
Цели игры: развитие интереса учащихся к химии и активизация их познавательной деятельности; формирование у учащихся умения правильно объяснять явления природы; воспитание умения отстаивать свои убеждения; развитие у учащихся чувства прекрасного; формирование чувств коллективизма и индивидуализма как свойств личности; формирование умения из всей широты накопленных знаний выделять главное, существенное, делать нужные выводы.
Подготовка к игре. Учащимся заранее даем задание сделать себе эмблему с номером 1,2,3 и т.д. (в зависимости от того, сколько Игроков в команде), изготовить сову, волчок, скрипичный ключ, написать объявление о сроках и месте проведения игры.
Игру проводим в актовом зале, на стенах которого плакат
«Что? Где? Когда?», периодическая система, таблицы, схемы, диаграммы, рисунок или детская поделка Совы и т.д. На сцене стол для «знатоков», стол для демонстрации опытов, подготовлены реактивы и оборудование для опытов, стол с призами, магнитофон или проигрыватель, диски, пленка с записями марша, веселой музыки и т.д.
С одной стороны играют сборные команды по 5 человек представители от каждого ‚ 8 класса знатоки), с другой стороны — группа организаторов игры во главе с учителем. Организаторы игры готовят оформление зала, химический эксперимент, вопросы.
Ведущий. Мы начинаем игру «Что? Где? Когда?». Прошу подняться на сцену представителей команд 8 классов, имеющих №1. Сборные команды играют в составе (Ф. И. О.). (Звучит музыка (марш).)
Правила игры.
1. Соревнование проводится до 8 победу одной из сторон.
2. Каждая сборная команда может продолжить игру до 3 побед подряд. В случае поражения игру продолжает команда в другом составе и т.д.
3. На обдумывание дается минута. Если команда за это время не справляется, то дается еще одна минута для совета и помощи со стороны своего класса. Если команда после этого дает правильный ответ, то организаторам записывается поражение, а продолжает игру уже другая сборная команда (№3 или №4...).
4. При ответах можно пользоваться таблицами и схемами, находящимися в зале.
5. За подсказку, нарушение дисциплины из зала удаляются болельщики или запасные игроки.
6. При задержке ответа знатокам записывают поражение.
7. Конверт с вопросами выбирается с помощью волчка или по любой детской считалочке.
8. При попадании стрелки на ключ соль проводится музыкальная пауза или исполняется номер художественной самодеятельности, а если на колбу, стоящую в едином круге с конвертами и музыкальным ключом, то исполняется эффективный занимательный опыт.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ К ИГРЕ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
1. Какое холодное масло, будучи влито в холодную воду, делает ее горячей? (Купоросное масло — серная кислота и олеум.)
2. В каких змеях много ртути? (Фараоновых — роданид ртути (II).)
3. Какой химический элемент был открыт раньше на Солнце, а потом уже на Земле? (Гелии.)
4. Какой элемент носит имя древнегреческого сказочного героя? (Тантал.)
5. Какой элемент называют по имени одной части света? (Европий.)
б. Какие простые вещества находятся при обычных условиях в жидком состоянии? (бром, ртуть)
7. Название какого элемента состоит из названий двух млекопитающих животных? (Мышьяк.)
8. Твердое водородное соединение в огне не горит и в воде не тонет, не окисляется ни концентрированной серной, ни азотной кислотами. При соединении его с бесцветным соединением меди (II) образуется окрашенное вещество, о каком водородном соединении идет речь? (Лед - вода.)
9. Как обуглить дерево без огня? (Серной кислотой, конц.)
10. Какую синюю бумагу и как можно моментально окрасить в красный цвет? (Лакмусовую бумагу — кислотой.)
11. Как, при каких условиях можно сжечь спичкой стальную иглу или перо? (В атмосфере кислорода.)
12. Как получить воду из огня? (При горении водорода.)
13. Какая Вода мутится от дыхания? (Известковая вода.)
14. В какой воде лучше растворяется поваренная соль в холодной или горячей? (Одинаково, так как ее растворимость незначительно возрастает при нагревании.)
15. Как разрезать стальную плиту, не дотрагиваясь до нее твердым предметом? (Газовая резка металлов с помощью смеси Кислорода с горючим газом: ацетиленом или водородом.)
16. Какую жидкость можно заставить моментально застыть, причем она не только не охладится, но даже нагреется? (Пересыщенный раствор например, гипосульфита)
17. Как зажечь свечу или спиртовку без огня? (С помощью сильного окислителя — белого фосфора или смеси перманганата калия и конц. серной кислоты.)
18. Какой русский химик был знаменитым музыкантом (А.П.Бородин, 1833—1887.)
19. Какой русский химик и когда организовал первую в России химическую лабораторию? (М.В. Ломоносов в I748г.)
20. Проявите надпись и объясните, с помощью какого вещества она сделана. (Разб. серной кислотой.)
21. Как очистить яйцо, не разбивая скорлупы? (Опустив в раствор разб. кислоты.)
22. Какие элементы наиболее распространены в космосе? (Водород и гелий.)
23. Какой химик впервые открыл закон сохранения массы вещества? Как он его сформулировал? (М.В. Ломоносов: «Все перемены, в натуре случающиеся. такого суть состояния, что сколько у одного тела отнимется, столько присовокупляется к другому. Так, ежели где убудет несколько материй, то умножится в другом месте)
24. В каком платье можно загорать? (Ацетатном, так как ацетатный шелк пропускает ультрафиолетовые лучи, или из стекловолокна.)
Ответы на вопросы 9, 10, 11, 12, 20, 21 можно подтверждать практически.
для экспериментальных пауз можно предложить следующие опыты: безртутные «фараоновы змеи», «светящаяся пробирка» , «вулкан», бенгальские огни, зажигание костра водой, «тушение» горящего магния водой, взрыв гремучей смеси, проявление тайнописи, «огнедышащий дракон».
Игра завершается подведением итогов (заключительное слово учителя) и награждением команды-победительницы и всех участников. Призами могут быть поделки учащихся из кружка умелые руки, торты, печенье, испеченные самими организаторами (или их родителями), веселые номера художественной самодеятельности.
Викторины могут проводиться под самым различным названием, содержание каждой из них может решать свои определенные задачи. Например, викторина «Кто? Как? Когда?» предполагает раскрыть, кто, как и когда открыл элемент, закон, химическое соединение, свойство вещества; «Что? С чем? Почему?» — строится на системе вопросов о веществе (классе веществ), с чем оно реагирует и с объяснением, почему возможно данное взаимодействие; «Где? Какие? Кем?» — задаются вопросы о том, где в природе, какие полезные ископаемые, минералы и кем найдены; «Что? Где? На основе чего?» — Вопросы о применении химии в технике, науке, производстве, быту и т.д.; «Кем? Какие? В честь кого?» — названия элементов, веществ, минералов (в честь планет, стран, континентов, ученых и т.д.).
Литература
Андросова В.Г., Лазыкина Л.Г. Викторина «Жизнь и деятельность Н.Н. Зинина». // Химия в школе. — 1989. — № 2. — с. 93.
Байкова В. М. Химия— после уроков. — Петрозаводск: Карелия, 1984. Лазаренко А. А. Учителю о внеклассной работе по химии — М.: Просвещение, 1981.