МБНОУ «Гимназия №18»
Организация исследовательской деятельности научного общества учащихся
в области литературы
Гамзова Л.В.,
учитель русского языка и литературы
Ленинск-Кузнецкий
2015
Содержание
Введение…………………………………………………………….стр. 3
1. Процесс работы исследователя
1.1 Циклограмма исследовательской деятельности учащихся…….стр5.
1.2. Культура исследовательской работы……………………….…...стр.7
1.3. Содержание курса НОУ………………………………………......стр.9
1.4. Методологические основы………………………………….…...стр.11
2. Структура работы
2.1 Начало и организация исследовательской работы……….....…стр.12
2.2 Пути реализации исследовательского подхода в обучении …..стр.15
Список литературы…………………………………………………...стр.18
Приложения …………………………………………………………..стр.19
Введение
«Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Это необходимо делать потому, что поиск юных талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть, сохранит существование и самого общества»,–считает О.Г.Левина.[3]
Одной из важнейших тенденций развития школьного образования в последние годы является усиление внимания к личности ребенка. К сожалению, в средней школе зачастую декларативно решается проблема выбора индивидуального пути обучения. Но именно исследовательская работа учащихся в научном обществе представляет собой наиболее результативный путь реализации в процессе обучения ребенка в школе его индивидуальных образовательных потребностей. В простейших проявлениях – это развитие способности у ребенка самостоятельно сформулировать проблему и на основе имеющихся и постоянно прирастающих знаний разрешить ее. В этом случае налицо развитие конструктивного, наиболее значимого вида мышления школьника. Современная школа в состоянии создать условия для проведения самостоятельных научных исследований обучающихся. Разумеется, что определение «научное» применительно к школьному исследованию должно приниматься с известными оговорками. Но именно в процессе школьного обучения «наиболее замотивированные школьники получают возможность приобщиться к научно-исследовательской работе как особому типу деятельности», как считает профессор И.Д.Чечель.[6]
Наивно рассчитывать на массовые открытия. Совершаемые школьниками, но специально уделять время учащимся, ориентированным на интеллектуальную деятельность и не получающим такой возможности в условиях массовой средней школы, нам представляется чрезвычайно важным. Это способ воспитания личности мыслящей, свободной. Работа в научном обществе учащихся помогает формировать первичные навыки самостоятельной исследовательской деятельности. Ее задача не состоит в углублении и расширении знаний по школьному предмету и не в подготовке в обучению в высшей школе, хотя научно-исследовательскую деятельность школьников можно рассматривать как пропедевтический этап научных исследований студентов в высших учебных заведениях при написании курсовых и дипломных работ. В этом и заключается актуальность нашей работы.
Предлагаемые методические рекомендации сконцентрированы вокруг заявленной темы «Организация исследовательской деятельности научного общества учащихся в области литературы».
Цель работы:
- развивать творчески одаренных, интеллектуально-ориентированных учащихся через формирование устойчивого интереса к исследовательской деятельности в научном обществе.
Реализовать поставленную цель позволяют следующие задачи:
- формирование устойчивого интереса к к исследовательской деятельности через расширение и углубление знаний по теории литературы, развитие умений использовать для рассмотрения произведения адекватный категориальный аппарат (интертекст/гипертекст, деконструкция, пастиш, симулякр) и отвечающие особенностям литературного материала принципы его анализа и интерпретации;
- формирование навыков литературно-критической работы (написание рецензий на изучаемые в рамках курса и самостоятельно прочитанные произведения, написание научного доклада по литературе);
- развитие умения самостоятельно делать выводы из полученной информации;
- обучение школьников культуре научно-исследовательской деятельности и структуированию работы, умению применять научные находки на уроках школьного курса;
- создание организационно-функциональной модели педагогического руководства исследовательской деятельностью учащихся.
Объект исследования: исследовательская деятельность научного общества учащихся в области литературы Предмет исследования: способы и алгоритм организации исследовательской деятельности научного общества учащихся в области литературы.
Гипотеза: формирование интереса к исследовательской деятельности интеллектуально-ориентированных учащихся будет более эффективным, если:
- осуществляется поэтапная комплексная диагностика учащихся для и в ходе исследовательской деятельности;
- определен механизм процесса исследования на основе личностно-ориентированного подхода;
- обеспечен комплекс активных средств, направленных на коррекцию и поэтапный контроль исследовательской деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; изучение документации школы; ретроспективный анализ собственной работы по организации исследовательской деятельности в области литературы в научном обществе учащихся; опытно-экспериментальная работа; моделирование, анкетирование, собеседование, анализ и обобщение результатов эксперимента.
1. Процесс работы исследователя
1.1 Циклограмма исследовательской деятельности учащихся
В учебно-методическом пособии представлен процесс работы юного исследователя алгоритм его действий, который поможет исследователю (ученику) и его научному руководителю (учителю) правильно организовать совместную деятельность, выстроить структуру научной работы и грамотно оформить ее. Особенно ценной представляется предлагаемая система поэтапных действий по формированию исследовательской культуры школьников, которая может побудить учителей к созданию творческих групп из педагогов, желающих использовать в своей работе исследовательский подход.
Для того чтобы школа действительно стала центром научно-исследовательской работы обучающихся в нашей гимназии было создано научное общество учащихся с разветвленной системой предметных направлений: «Росток» в начальной школе, «Эврика» естественнонаучное, «МиФ» точных наук, «Истоки» гуманитарное направление. Деятельность НОУ осуществляется на основе действующего Закона РФ «Об образовании» и «Положения о научном обществе учащихся МБНОУ «Гимназия №18» (Приложение №1)
Прием учащихся в члены научного общества учащихся (НОУ) осуществляется на основе психолого-педагогического исследования склонностей учащихся, уровня успеваемости, результатов участия в предметных олимпиадах, но главным фактором остается все-таки желание ребенка попробовать свои силы в области самостоятельного исследования. В группе у одного руководителя, ведущего научное сопровождение исследовательской работы школьников, может быть несколько человек. Нередко одно исследование ведет группа из двух-трех человек, что характерно для начинающих исследователей.
Результатом успешной исследовательской работы учащихся становится публичное выступление на школьной научно-практической конференции. Следующим этапом становится защита самых интересных работ на городской научно-практической конференции. Регулярными давно стали успешные выступления наших ребят на научно-практических конференциях «Диалог» и «Эрудит», проводимых Кемеровским государственным университетом. Не меньшей популярностью пользуется очно-заочное участие во Всероссийских конференциях «Первые шаги в науке», «Юность. Наука. Культура», «Нас оценят в ХХ1 веке». (Приложение 2)
Прежде чем приступить к занятиям исследовательской деятельностью, учащиеся должны быть ознакомлены с нормативными документами и с циклограммой осуществления исследования.
Циклограмма исследовательской деятельности включает в себя следующие виды работ:
сроки | виды работы |
Сентябрь | организационная встреча участников научного общества учащихся; - анализ работы НОУ за предыдущий год - утверждение плана работы НОУ на текущий год - избрание Совета НОУ (гимназисты (представители от секций), руководители секций, зам.директора по НМР) - утверждение тематики исследований учащихся на текущий учебный год Начало работы НОУ - постановка задач и планирование работы на текущий учебный год; - ознакомление с требованиями, предъявляемыми к ученической исследовательской работе; - выбор темы исследования; - теоретические занятия, индивидуальные консультации. |
Октябрь | - работа с научной литературой в целях накопления материалов по проблеме; - теоретические занятия, индивидуальные консультации. |
Ноябрь | - проведение курса лекций для преподавателей и учащихся «Методология и методика исследовательской деятельности» - сбор материала по теме исследования; - теоретические занятия, индивидуальные консультации. |
Декабрь | - сбор и систематизация материала по теме исследования; - теоретические занятия, индивидуальные консультации; - начало оформления работы. |
Январь | - завершение оформления работы; - рецензирование исследования; - индивидуальные консультации |
Февраль | - представление работ для экспертизы на Совет НОУ - участие в школьной научно-практической конференции учащихся «Золотая извилина» - индивидуальные консультации |
Март | - участие в городской научно-практической конференции учащихся; - индивидуальные консультации - проведение курса лекций для преподавателей и учащихся «Методология и методика исследовательской деятельности» |
апрель | - участие в областных научно-практических конференциях учащихся; - индивидуальные консультации |
Май | - перспективное планирование - выявление учеников желающих заниматься исследовательской деятельностью в следующем учебном году (анкетирование, наблюдения и беседы). - определение руководителей исследовательской работы учащихся |
Чаще всего создание ученической исследовательской работы занимает один учебный год, но школьники могут вести изыскания в течение нескольких лет. Что зависит от сложности избранной темы, либо вернуться к наработанной теме, существенно расширив ее и обновив.
1.2 Культура исследовательской работы
Основные формы организации учебных занятий в НОУ – семинары и практические занятия. Ученики приходят на занятия, предварительно прочитав художественные тексты, которые будут обсуждаться. Перед изучением каждого произведения учащимся предлагается система вопросов. Направленных на корректировку рецепсии и развитие литературоведческой наблюдательности. Ряд вопросов ориентирован на установление внутрилитературных связей изучаемых произведений (например, выявление сходных или контрастных композиционных приемов, рассмотрение автоаллюзий в произведениях того или иного автора). Вопросы и задания дифференцированы по уровням сложности от вопросов репродуктивного характера к исследовательским заданиям.
«Пристальное чтение» конкретного литературного текста, эвристическая беседа, ответы на проблемные вопросы закрепляют и совершенствуют навыки анализа и аргументированной интерпретации литературного произведения. Прочитав работы и ответив на вопросы, нужно отстраниться от чужой точки зрения: написать аннотацию или рецензию о замысле, основной концепции данной монографии. Сначала проработать небольшую статью на 2-3 страницы, затем главу монографии, затем монографию свернуть до концепции. Сравнить точки зрения разных авторов на ту или иную проблему. После этого выявить, какой аспект мало изучен, и сформулировать проблему. Выявленная проблема помогает сформулировать цель и задачи, отражающие логику основной части. Это и будут главы и параграфы работы. Во введении нужно указать. На каком материале проводится исследование, почему именно это произведение заинтересовало. Далее обосновывается выбранный метод исследования. Методики могут быть разные: целостный анализ: структурно-аналитический, историко-литературный, историко-литературный, лиро-поэтический, стиховедческий, жанрово-типологический. Можно использовать несколько методов исследования. Синтез нескольких методов позволяет взять лучшее из них. Очень полезно вести библиографические карточки. На обороте может быть аннотация, цитаты (с указанием номера страницы), а главное, полные библиографические данные книги или статьи, чтобы избежать трудностей при составлении списка использованной литературы. Для закрепления данного навыка целесообразно организовать учебное занятие в библиотеке. Ученики должны научиться оценивать степень полезности справочных и энциклопедических изданий.
У каждого члена НОУ должна быть рабочая тетрадь с тезисами и конспектами. Конспекты можно строить в виде таблиц. В тетради ведется систематическая лексическая работа, которая заключается в выписывании ключевых, опорных с точки зрения смысла фразы или текста слов, метафор, научных терминов с объяснением их по словарям. Используя в письменной или устной речи выписанные слова, юные исследователи делают первый шаг в анализе текста, невольно подчиняя свое высказывание логике того текста, о котором идет речь. Слова, извлеченные из текста, сохраняют собственное смысловое поле, направляя мышление исследователя – при всей внешней свободе – в заданное русло. Работа с разнообразными материалами позволит учащимся привить навыки отбора и анализа новой для них информации и построения на этой основе собственных гипотез. Итогом усвоения навыка работы с первоисточниками должна стать способность учащихся написать фрагмент работы, который условно можно назвать «обзор литературы по проблеме исследования».
Научный руководитель не должен диктовать свою позицию, но должен помочь организовать самостоятельную деятельность юного исследователя. Научный руководитель также постоянно сопровождает исследовательскую деятельность учащихся:
- выявляет сферу интересов учащихся;
- дает основной спектр наиболее актуальных методик исследования: мифологическая школа, культурно-историческая школа, сравнительно-историческое направление, герменевтика, структурализм, феноменология, деструктурализм, рецептивная эстетика (исследование смены восприятий художественного произведения);
- освещает научное поле деятельности, в котором возможно определение темы исследований учащихся;
- помогает сформулировать проблему, определить цели, задачи исследовательской работы учащегося;
- направляет и мотивирует учащихся на проведение собственного научного исследования;
- помогает обозначить основные технологические и хронологические моменты проведения исследования;
- разрабатывает совместный календарный план консультаций и собеседований;
- помогает планированию самостоятельной деятельности учащегося:
- помогает учащемуся в работе с различными источниками информации. Ведет его в информационном пространстве. Направляя его действия;
- характеризует и подробно обсуждает с учащимися структуру научной работы и правила ее оформления;
- готовит автора выполненной исследовательской работы к публичному выступлению;
- анализирует результаты публичного выступления.
Исследовательская работа не должна быть рефератом. Важным требованием к качеству исследовательской работы является ее научная новизна. Это значит, что исследование должно находиться в зоне приращения научного знания. Очень удачно сказано об этом в книге «Дух науки» Дж.Томсоном: «Самый главный фактор, определяющий успех исследования, - искать в правильном направлении. В любой момент в любом научном вопросе существует несколько точек роста, несколько почек. Которые вот-вот раскроются. Именно там и надо работать, и искусство состоит в том, чтобы распознать эти точки роста…»
Школьные исследовательские работы не претендуют на фундаментальные научные открытия, в них обычно включаются сравнительно несложные исследования, однако и перед ними ставится условие четкого представления об уровне достижений современного литературоведения, что предполагает все же подлинно научный поиск, а не повторение общеизвестных истин.
1.3 Содержание курса НОУ
Для организации исследовательской деятельности с учащимися предлагается программа по анализу художественного произведения.
1. Специфика филологического исследования текста в современном гуманитарном знании. Категория точности в филологическом исследовании. Значение текста и язык описания текста. Субъектная организация произведения (текст). Понятие «субъект сознания». «субъект речи». Понятие точки зрения.
2. Событийная организация произведения. Сюжет и фабула. Линейный и нелинейный типы сюжетов. Специфика сюжетосложения в «классическом» и «неклассическом» тексте. Понятие «сюжет» и «фабула» и их связь с понятиями «персонаж», «герой», «событие», «читатель».
3. Поэтика композиции: элементы и уровни организации литературного текста. Способы композиционной организации литературного текста. Внешние и внутренние границы текста. Единство субъекта высказывания и способа высказывания.
4. Категория автора и героя в литературоведении. «Всезнающий автор» и «ненадежный повествователь». Литературное произведение как высказывание (автор, тема, предмет этого высказывания)
5. Повествовательная структура как генератор смысла: текст в тексте.
6. Художественное пространство в литературе. Литературная топография и топонимика. Семиотика пространства. Отличие художественного пространства от реального. Типы (характеристики) и формы художественного пространства.
7. ВременАя организация текста. «Грамматическое» и сюжетное время текста. Структура и семантика хронотопа. Понятие события.
8. Слово – вещь – мир: предметная детализация в литературе. Реалии предметного мира и интерпретация текста.
9. Лингвистические аспекты изучения художественного текста: «грамматическая правильность» и поэтические тропы.
10. Категория стиля в литературе. Индивидуальный стиль писателя и «большой стиль» эпохи. Стилевые координаты литературного текста.
11. Стиль- стилизация – пародия: литературная транскрипция» чужого стиля. Пародия как индикатор чужого стиля. Литературные и литературоведческие возможности пародии.
12. Интертекстуальные и металитературные аспекты художественного произведения. Авторефлексивный текст. Понятие литературной аллюзии, реминисценции, центона, палимпсеста.
13. Стратегия анализа и интерпретации литературного текста: выбор адекватного исследуемому материалу способа интерпретации.
1.4 Методологические основы
В силу того, что литература выступает в качестве интегративного поля человеческого бытия, исходные условия литературоведческого образования включают в себя ряд проблем, осмысления которых требует от педагога сам процесс руководства исследовательскими работами школьников. педагог уясняет для себя и реализует на практике понимание проблем, как
- векторы современного образовательного процесса;
- целеполагание субъектов образовательного процесса;
- обоснование системы литературоведческого образования в аспекте интегративной методологии;
- преемственность содержательных аспектов, в том числе междисциплинарной преемственности гуманитарных наук (философии, истории, филологии, психологии, социологии);
- определение теоретико-методологической базы учебного процесса по литературоведению.
Основными методологическими принципами подхода к литературоведческому материалу, изучаемому школьниками в процессе научных исследований, можно считать:
Геополитический принцип, согласно которому реалии литературы рассматриваются как феномен, имеющий специфические пространственно-временные характеристики и опирающийся на понятие менталитета, межкультурной коммуникации, хронотопа.
Типологический принцип, согласно которому было представлено единое поле изучения литературного героя в его разнообразных проявлениях, соответствующих разным эпохам.
Междисциплинарный принцип, на основании которого использовались теоретические идеи различных наук: философии, психологии, литературоведения. Согласно этому принципу осваивается система междисциплинарного фундирования (обосновывания) в сферах научных исследований и в сфере образования.
Литературоведческая парадигма позволяет осуществить интегративный подход к научной и образовательной деятельности. Интегративный характер научных исследований, где в качестве фундамента выступают литературоведческие категории и теории, предполагает установление горизонтальных и вертикальных связей между историческими реалиями, художественными и научными феноменами, нравственно-психологической и онтологической систематикой.
Методом научно-исследовательской работы школьников, наиболее апробированным в нашем опыте, является многоуровневый диалог. В диалог включаются как научные теории, так и произведения художественной литературы. Такой диалог помогает снять известное психологическое напряжение, характерное для стадии научного становления, путем расширения возможностей межличностного общения.
Конечным результатом работы можно считать результаты прикладные и результаты методологические:
- прикладные результаты могут выражаться в апробации проблематики, совершенствовании методологии и инструментария индивидуальных научных работ школьников, а так же в адаптации старшеклассников к условиям самореализации в научном обществе учащихся.
- методологические результаты могут выражаться в консолидации заинтересованных в гуманитарной сфере школьников и координации их научных интересов, кроме того, в установлении межличностных контактов в системе «учитель – научная проблема – ученик», а также в формировании научной среды как условия интеллектуального и профессионального роста будущих студентов.
2. Структура работы
2.1 Начало и организация исследовательской работы
В процессе подготовки работы, носящей научно-исследовательский характер, исследователь должен решить ряд задач:
- овладеть начальными навыками сбора и систематизации материала;
- проявить умение анализировать произведение в процессе чтения в соответствии с выбранной темой;
- уметь применять полученные теоретические знания к исследуемой проблеме;
- уметь интерпретировать художественное произведение в соответствии с выбранной темой исследования;
- уметь сделать выводы по результатам исследования.
Анализ литературных источников
Рассмотрим алгоритм действий в процессе исследования более подробно. На первом этапе займемся анализом первоисточников. Приступая к сбору материала, необходимо определиться в содержании понятия темы, чтобы в дальнейшем не допустить ее двойственного толкования. Если это понятие многогранно – указать на эту особенность, подчеркнув, в каком смысле оно трактуется в работе. Тема может быть сформулирована как самим руководителем, так и учащимся, который ориентируется на собственные интересы. Особенно ценно, если выбранная тема требует привлечения знаний не по одному предмету, а ориентируется на смежные области знаний, требует активизации мышления.
Следующим этапом работы должно быть знакомство с трудами специалистов, ученых, исследовавших данную тему. Здесь широко используются словари разных типов, справочники, статьи, монографии по выбранной теме. Результатом этого этапа работы должны стать конспекты изученных работ, выписки из первоисточников, цитаты по рассматриваемой проблеме, которые стоит заносить на специальные карточки, соответствующие разделам темы.
По мере углубления в тему ученик постепенно овладевает понятийным аппаратом – основными категориями, которые образуют смысловое пространство темы, содержат в себе главные, узловые моменты. Структура (план) исследования определяется в начале работы самим исследователем и обсуждается вс научным руководителем. В процессе работы допускаются изменения формулировок как темы в целом, так и ее разделов. В структуру работы входят: план, введение, основная (экспериментальная) часть, заключение, библиография, приложения.
Приступая к научному исследованию следует уяснить, что научное исследование – это не сочинение на тему, не реферат, не компиляция, т.е работа должна носить исследовательский, а не описательный характер предполагает серьезный труд по сбору материала, его анализ и обобщение.
Введение
Во введении обосновывается актуальность изучения проблемы, указывается степень ее изученности, проводится классификация источников по ее различным аспектам, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, степень его новизны.
Теоретическая часть, разбитая на главы и параграфы, должна содержать обработку теоретических понятий. Материалов, собранных во время подготовки работы. Необходимо аргументировано изложить свою позицию, отделяя позицию авторов по отношению к проблеме от своей собственной.
Во введении может быть и теоретический параграф (глава), где обосновывается право на выбор системы терминов.
Научный руководитель должен показать учащимся различные методологические подходы: от классических методов академического литературоведения (мифологические, конкретно-исторические. Компаративные, психологические и т.д.) до методов и специальных технологий ХХ-ХХ1 веков (формальный, социологический, философско-эстетический, психоаналитический, феменологический, структуральные типы анализов: структурализм, деструктурализм, неокритический, мифопоэтический, мотивный, системно-субъективный, деконструктивистский. герменевтика).
Ссылки на авторов и на источники могут быть постраничные и сквозные. Постраничные ссылки помещаются в конце страницы под основным текстом. Сквозные ссылки помещаются в конце работы. В этом случае в соответствующих местах текста исследовательской работы в квадратных скобках указывается номер, под которым цитируемый первоисточник значится в списке использованной литературы в конце всей работы.
Экспериментальная часть работы
1. Внимательное прочтение художественного текста с выписками цитат, которые соответствуют выбранной теме. Цитаты должны быть включены в текст с ссылкой на источник с соблюдением норм оформления ссылок. Использование научной литературы м ссылки на нее обуславливаются:
- степенью изученности проблемы;
- целями и задачами исследования;
- наличием необходимой литературы.
Целью детального рассмотрения текста должны статье или иные стороны его художественной организации: анализ конструкции внутреннего мира произведения или его отдельных параметров (пространственно-временные характеристики, событийные ряды, структуры конфликта, типология персонажей, мотивационная система произведения); анализ родо-жанровых и конструктивных компонентов текста, анализ художественно-стилевой, повествовательной или стиховой организации произведения, его интертекстуальных связей или семантической архитектоники).
Допустимо предложение и результатов целенаправленно осуществленных архивных или «натуральных» разысканий в области историко-литературного, социо-культурного, психолого-биографического и философско-идеологического контекста, истории текста, атрибуции произведения, реального или интерпретирующего комментария, установление корпуса произведения т.п.
2. Основным способом представления материалов исследования в области анализа и интерпретации произведений художественной словесности выступает научное рассуждение, , отталкивающееся от выявления особенностей исследуемого текста, формулировки проблемы, предлагаемого ракурса и технологии рассмотрения материала, содержащее необходимый комплекс аналитических наблюдений и аргументов, доказываемых развиваемую точку зрения. Главным «демонстративным» приемом при этом окажутся логические аргументы, авторитетная научная цитата и цитата из текста анализируемого произведения.
3. В композиционном смысле оправданы разные способы организации текста. Это может быть академическое «дедуктивное» построение работы (тезис – доказательство - резюме) или «индуктивное» поисковое построение «загадка – перебор возможных способов ее решения – «отгадка») и его вариант «научный репортаж». Это может быть демонстрация ложности оснований или логики рассмотрения исследуемого предмета и предложение собственного решения (или пути и технологии его достижения), учитывающего все обсужденные обстоятельства и снимающего все выявленные противоречия. Концепция научной работы должна быть единой, логичной. Каждая глава подчинена жесткой, строгой логике.
4. В работе должна быть достаточная степень самостоятельности в проведении исследования. Опора на известные литературоведческие источники обязательно должна сочетаться с самостоятельностью видения предмета исследования (самостоятельно выбранный курс рассмотрения литературного материала, оригинальная интерпретация произведения, самостоятельно обоснованный метод исследования и т.д.).
Заключение Логическим завершением работы должны быть выводы и рекомендации, которые концентрируются в заключении. Выводы должны быть ясными, краткими, соответствовать поставленным задачам авторских исследований.
Библиография
Библиография состоит из разделов: список художественной литературы, мемуарно-биографический, критическая литература по творчеству автора, обще-теоретическая литература, справочно-энциклопедическая. Выстраивается по алфавиту с указанием объема прочитанных страниц.
Приложение
Работа может иметь приложение с иллюстративным материалом (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т.п.), который должен быть связан с основным содержанием. В нашем приложении будет представлена таблица деятельности субъектов процесса проектирования на различных его этапах (Приложение 4).
2.2 Пути реализации исследовательского подхода в обучении
Пути реализации исследовательского подхода в обучении интересны тем. Что содержат не только рассуждения о сущности и актуальности этого подхода, но и знакомят с конкретными способами его реализации на уроках в школе. «Начальным этапом практической реализации исследовательского подхода в обучении является обязательное проведение учителем дидактического анализа темы, подлежащей изучению с применением исследовательского подхода. Под дидактическим анализом темы подразумевается активная познавательная деятельность учителя, направленная на изучение основной и формулирование частных проблем, что позволяет определять возможности введения методов научного познания при изучении школьниками конкретной темы», - пишет кандидат педагогических наук Т.А.Файн в своей работе «Исследовательский подход в обучении». Дидактический анализ позволяет учителю определить тематику и виды творческих заданий, а также организационные формы обучения, применение которых целесообразно при изучении данной темы. Школьники при этом запоминают не отдельные параграфы или статьи из учебника, а целостно воспринимают тему
Как практически изучать материалы крупным блоком?
Во-первых, обязательным является широкое применение лекций. В содержании вводной лекции внимание учащихся акцентируется на основных идеях темы; формулируются ее проблемы, с одновременным привлечением материала, отражающего историю изучаемого факта или явления, показом на конкретных примерах процесса научного поиска в его познании. Дидактически обосновано, когда в ходе вводной лекции учитель приводит примеры изучаемого факта (явления, события). Это создает необходимый настрой на дальнейшую работу на уроке.
Во-вторых, важным является сочетание различных организационных форм обучения. Наряду с уроком в традиционном его понимании необходимо применять уроки-консультации, уроки-диспуты, уроки-семинары, практикумы, собеседования, дискуссии. Педагогическая ценность различных форм обучения помогает школьнику из системы, имеющихся у него знаний, выделить положения для доказательства своей точки зрения; позволяет научиться анализировать выступления товарищей; сравнивать аргументы в пользу различных точек зрения; делать выводы. Можно предложить на определенном этапе выполнение индивидуальной работы, которая предполагает самостоятельное выполнение работы каждым учеником, в соответствии со своими индивидуальными возможностями.
Примером применения на уроке уже готовых, полученных в результате исследования знаний являются работы «Особенности создания образа Иуды Искариота в рассказе Леонида Андреева «Иуда Искариот». «Мотивы преднамеренного греха и неизбежности наказания в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» или «О некоторых аспектах юродства в русской литературе», целью которой было коллективное исследование темы юродства в романе Ф.М.Достоевского «Идиот» (притча о бедной Мари), в очерке Леонида Андреева «Алеша-дурачок» и в рассказе А.Платонова «Юшка». Эти работы представляют собой исследовательские проекты (Приложение 5). Урок и должен строиться по методу проекта. Проект является органичной составной частью современных педагогических технологий. «Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств». – считает И.Д.Чечель, доктор педагогических наук, в работе «Исследовательские проекты в практике обучения».[6]
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет не только и не столько учить, сколько помогает ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.
Подводя итоги работы по проблеме научно-исследовательской деятельности в школе, хочется отметить, что она развивает творческие и интеллектуальные способности учащихся, самостоятельность, стремление к самореализации, а нестандартные уроки делает разнообразными и занимательными.
Заключительным этапом работы является ее защита на школьной конференции. Наиболее распространенными являются классическая и творческая модели защиты.
Классическая модель основывается на устном выступлении с непременным отражением главных исследовательских аспектов разработки темы:
- актуальность и новизна исследования;
- характеристика основных научных подходов к решению проблемы;
- обоснование выборов методов исследования;
- основные выводы по содержанию работы.
Творческая модель защиты предполагает:
- оформление стенда с иллюстративными материалами по заявленной теме;
- демонстрация видеозаписей, прослушивание аудиозаписей;
- оригинальное представление фрагмента основной части исследования;
- выводы по работе.
Быстрые и существенные изменения социально-экономических условий жизни нашего общества оказали влияние на преобразование современной школы; у нее появилась возможность создать такую систему образования, в которой развитие интеллектуального творчества учащихся имеет решающее значение и которая помогает формированию высокоразвитой личности.
Поставив цель, определив объект, предмет исследования, обозначив гипотезу и поставив перед собой ряд задач, мы рассмотрели их и представили процесс работы исследования, алгоритм его действий на основе методологических принципов подхода к литературоведческому материалу, изучаемых школьниками в процессе научных исследований.
Список литературы
1. Добин, Е.А. Сюжет и действительность. Л.., 1976. -158с.
2. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии общения. – М.: Просвещение, 1987. – 325с.
3. Левина, О.Г. Организация научно-исследовательской деятельности. – Ярославль, 2003. – 13с.
4. Пайков, Н.Н. Литературоведческие исследования школьников./ Муниципальная система образования.- Ярославль, 2002. – 39с.
5. Файн, Т.А. исследовательский подход в обучении / Практика административной работы в школе, №6, 2003. – 13с.
6. Чечель, И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения. // Практика административной работы в школе, №6, 2003. – 24с.
Приложение 2
Организационная структура научного общества учащихся гимназии



Приложение 3
Алгоритм работы педагога с интеллектуально одаренными учащимися
Выявление группы детей, успешно занимающихся по предмету (результаты психологического исследования, анализ результатов учебы, беседа, анализ достижений ученика).
Организация работы на индивидуальных занятиях:
определение методов и приемов работы в соответствии с уровнем и возможностями учащегося;
подбор соответствующей дополнительной литературы для самостоятельной подготовки учащегося;
подбор контрольного материала для отслеживания результатов работы;
определение мероприятий участия ученика в течение учебного года.
3.Организация работы в урочной деятельности:
подбор индивидуальных домашних заданий по предмету для данных учащихся;
дифференциация работы на уроке;
привлечение учащихся к активному участию в учебной и внеучебной деятельности по предмету.
4. Участие в школьной олимпиаде, интеллектуальном марафоне (4-7 классы), интеллектуальном шоу.
по итогам участия


индивидуальные занятия

подготовка к участию подготовка к участию в
в следующем учебном году городской олимпиаде


подготовка к участию в
областной олимпиаде (российской)
5. Анализ результатов деятельности на методическом объединении, обмен опытом
Алгоритм работы по организации исследовательской деятельности учащихся
Выявление детей заинтересованных в исследовательской деятельности (психолог, руководитель НОУ, учитель-предметник, кл.руководитель).
Выбор темы исследования.
Выбор вида исследования (реферат, исследовательская работа, проект).
Определение индивидуального плана работы.
Составление списка литературы по проблеме исследования
Формулирование научного аппарата исследования
Выполнение теоретической и экспериментальной частей исследования
Промежуточное представление результатов исследования
а) заседания секций НОУ
б) предметные недели
в) Дни науки
г) выступления на уроках
Экспертная оценка работы
10. Защита работы (заочные конкурсы)
а) гимназическая научно-практическая конференция «Золотая извилина»
б) городская научно-практическая конференция
в) областные и региональные научно- практические конференции
исследовательских работ учащихся
Публикация результатов исследования.
Анализ организации и результатов исследовательской деятельности на методическом объединении.
Алгоритм работы учителя с творчески одаренными детьми
Выявление детей имеющих творческую одаренность (анализ достижений ребенка (портфолио), наблюдения учителя предметника, психолог, беседа с родителями).
Работа на индивидуальных занятиях:
Определение направления работы;
Составление плана работы;
Определение контрольных точек (представление промежуточных результатов);
Промежуточное представление результатов
а) внутриклассные б) предметные в) гимназические
мероприятия недели мероприятия, конкурсы
Представление результатов по итогам года
а) персональные выставки (концерты)
б) городские конкурсы
в) областные конкурсы
г) заочные конкурсы
в) публикация результатов в гимназической газете «Внутренний голос»
Анализ организации и результатов работы учителя с творчески одаренными детьми на методическом объединении.
Приложение 4
Деятельность субъектов процесса проектирования на различных его этапах
№ | этапы | задачи | деятельность учащихся | деятельность педагога |
1 | начинание | - определение темы; - уточнение целей | - уточняют информацию; - обсуждают задание | -мотивирует учащихся; -объясняет цели проекта; -наблюдает |
2 | планирование | -анализ проблемы; -определение источников информации; -постановка задач и выбор критериев оценки результатов; -ролевое распределение в команде | -формулируют задачи; -уточняют информацию; -выбирают и обосновывают свои критерии успеха | -помогает при необходимости в анализе и синтезе; -наблюдает |
3 | Принятие решения | -сбор и уточнение информации; -обсуждение альтернатив («мозговой штурм»); -выбор оптимального варианта; -уточнение планов деятельности | -работают с информацией; -проводят анализ и синтез идей: -выполняют исследование | -наблюдает; -консультирует |
4 | выполнение | - выполнение проекта | -выполняют исследование и работают над проектом; -оформляют проект | -наблюдает; -консультирует и советует по мере необходимости |
5 | Оценивание | -анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого; -анализ достижения поставленной цели | -участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке | -наблюдает; -направляет процесс анализа при необходимости |
6 | Защита проекта | -подготовка доклада и тезисов; -обоснование процесса проектирования; -объяснение полученных результатов; -коллективная защита проектов; -анализ защиты проекта | -защищают проект; -участвуют в коллективной оценке результатов проекта | - анализирует |
Приложение 5
Возможные темы научно-исследовательских работ:
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»,
«Особенности создания образа Иуды Искариота в рассказе Леонида Андреева «Иуда Искариот»
Образ Николы-Чудотворца в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Образ иконы в финалах пятикнижия Ф.М. Достоевского
Роман «Кысь» - «модель русской истории и культуры»
Сюжет «очеловечивания» в русской литературе ХХ века: «Собачье сердце» М.Булгакова и «Кысь» Т.Толстой
«Гамлетовский текст» в литературе ХХ века: Т.Стоппард «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» и Т.Толстая «Йорик»
Фрагмент урока обобщающего характера с элементами исследования
в 10 гуманитарном классе (2 часа).
Тема: «Человек, который весь борьба»
Цели урока:
- определить доминанты через ключевые слова эпиграфов к уроку;
- сформулировать основную проблему творчества Ф.М.Достоевского;
- выявить сквозные мотивы творчества Ф.М.Достоевского;
- выявить мировоззренческую позицию автора.
Задачи:
1. Выявить сквозные мотивы творчества Ф.М.Достоевского.
2.Определить ключевые слова эпиграфов к уроку.
3.Определить доминирующие сквозные мотивы творчества Ф.М.Достоевского.
4.Найти логическую и семантическую связь между темой урока и эпиграфами к нему.
5.Выявить тесную связь автора с героями его произведений.
6.Сформулировать и аргументировать основную проблему творчества писателя.
7.Определить мировоззренческую позицию писателя.
Оформление доски:
«Человек, который весь борьба»
сквозные мотивы | ключевые слова (частотность употребления) | эпиграфы к уроку |
| Человек (люди) = 6 Борьба = 3 Страдание (жертва) = 2 Братство (соборность) = 2 | Здесь дьявол с ангелом борется, а поле битвы – сердца людей. (Ф.М.Достоевский – брату о романе «Идиот») Человек беспрерывно должен чувствовать страдание, которое уравновешивалось бы жертвой. Тут-то и равновесие земное. Иначе земля была бы бессмысленна. (Ф.М.Достоевский) Через Любовь и Сострадание человека к человеку, через соборность мировоззрения людей воздвижется общество истинного братства. (Ф.М.Достоевский) |
В начале работы учащиеся, выполнявшие групповые домашние задания по разным произведениям Ф.М.Достоевского, набрасывают мотивы творчества писателя, которые являются доминирующими в произведении, с которым они работали дома.
Затем учитель открывает закрытую до того часть доски с высказываниями Ф.М.Достоевского и предлагает работу с ключевыми словами высказываний.
В результате этой работы выясняется частотность употребления ключевых слов, среди которых доминирующими оказываются слова «человек» и «борьба». Ориентируясь на слова-доминанты, старшеклассники корректируют последовательность ведущих мотивов творчества писателя по степени их проявления в творчестве писателя.
мотивы | «Записки из мертвого дома» | «Записки из подполья» | «Бедные люди» | «Идиот» | «Преступление и наказание» |
Мотив поиска «человека в человеке» | | | | | |
Мотив страдания, жертвенности | | | | | |
Мотив веры/неверия | | | | | |
Мотив выбора | | | | | |
Мотив преступления | | | | | |
Мотив наказания | | | | | |
Мотив очищения | | | | | |
Мотив унижения | | | | | |
Мотив сновидения | | | | | |
Мотив игры | | | | | |
Полемика с Чернышевским | | | | | |
В результате учащиеся приходят к выводу о том, что герои Ф.М.Достоевского всегда в поиске страдания, веры, очищения, своего предназначения, себя, братства, любви, что автор занимает позицию гуманиста, а главная задача писателя «найти в человеке человека». Организованная на уроке исследовательская деятельность учащихся заставляет глубже вчитываться в текст изучаемого произведения, помогает находить интертекстуальные связи.
29