Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской деятельности в школе»
Организация исследовательской деятельности в школе
Автор:
учитель технологии
ПАВЛОВА Л.А .
Чебоксары 2011
… если мы хотим научить мыслить (и вовсе не обязательно – для возможности учиться в вузе, а – мыслить вообще, глубоко и системно), исследовательская деятельность к тому – прямой путь. Борис Андюсев , Член- корреспондент РАН … исследование – это… не реферат . Это - новый продукт. Продукт личностный и востребованный… Александр Драхлер, учитель информатики
Реферат – лат. Referre – докладывать, сообщать
1. Доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. 2. Изложение содержания научной работы, книги, статьи.
Выбор темы исследования
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусством, музыкой и т.д.)
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?
- Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
Все темы можно условно распределить на три группы:
- фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
- экспериментальные - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;
- теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.
Цель и задачи исследования
Определить цель исследования –
ответить на вопрос , зачем его проводишь .
Примеры формулировки цели исследования:
- 1. Выяснить , почему зебре нужны полоски.
- 2 . Расследовать , почему репейник колючий.
- 3 . Узнать , что делает под водой водолаз.
Задачи исследования уточняют цель .
Цель указывает общее направление движения,
а задачи описывают основные шаги.
Гипотеза исследования «гипотеза» -др.греческое hypothesis - основание, предположение, суждение для объяснения какого-либо явления.
Обычно гипотезы начинаются словами:
- предположим... допустим... * возможно... что, если...
Примеры формулировки гипотезы:
Почему самолет оставляет в небе след?
- Допустим, потому, что он разрезает небо.
- Возможно, чтобы не заблудиться на обратном пути.
- Что, если это послание инопланетян?
Для решения проблемы потребуется гипотеза или
даже несколько гипотез-предположений по теме исследования.
Организация исследования
- Составить план работы.
- Продумать список методов исследования:
- Подумать самостоятельно.
- Посмотреть книги о том, что исследуешь.
- Спросить у других людей.
- Познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования.
- Посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет.
- Понаблюдать.
- Провести эксперимент
Структура научной работы
- титульный лист - согласно требованиям организаторов конференции;
- содержание - оглавление всех разделов и составных частей работы;
- введение - содержит актуальность выбранной темы, знакомит с сущностью излагаемого вопроса или его историей. Во введении представлена первоначальная гипотеза, предполагаемые этапы и методы исследования, ожидаемый результат ( Объем введения не должен превышать двух страниц машинописного текста);
- основная часть (теория, эксперимент, результаты,);
- заключение (выводы, рекомендации) - в этом разделе кратко формулируются основные результаты в виде утверждения, а не перечисления всего того, что было сделано. Выводы должны быть краткими и, как, правило, состоять из двух - трех пунктов;
- список литературы ;
- приложения - включают в себя материалы (таблицы, схемы, графики, рисунки, фотографии), которые нужны автору
Подготовка к защите исследовательской работы
- 1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
- 2. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
- 3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
- 4. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.
- 5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
- 6. Сделать выводы и умозаключения.
- 7. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
- 8. Подготовить текст сообщения.
- 9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
- 10. Приготовиться к ответам на вопросы.
Как подготовить текст доклада Он должен быть кратким, и его можно составить по следующему плану:
- 1. Почему избрана эта тема.
- 2. Какую цель преследовало исследование.
- 3. Какие ставились задачи.
- 4. Какие гипотезы проверялись.
- 5. Какие использовались методы и
средства исследования.
- 6. Каким был план исследования.
- 7. Какие результаты получены.
- 8. Какие выводы сделаны по итогам исследования.
- 9. Что можно исследовать в этом направлении дальше.
КТО ЯСНО МЫСЛИТ; ТОТ ЯСНО И ИЗЛАГАЕТ.
- Настоящий исследователь преодолеет
любые преграды на своём пути.
- Самое главное - ты должен верить,
что достигнешь намеченной цели.
- Стремись к ней, невзирая на трудности.
- Верь в себя, в то, что ты –
настоящий исследователь !
Использованные Интернет-ресурсы
- http://www.abitu.ru/researcher/practice/practice_org/practice_all/a_15109a.html
- ht tp://schoolmir.narod.ru/ По материалам книги «Я – исследователь» Савенков А.И. Самара, Издательство «Учебная литература»
- http://www.rusedu.info/Article995.html Сирота А. В. Научно- исследовательская работа как один из способов реализации программы «Одаренные дети»
- http :// pedsovet . org / component / option , com _ mtree / task , viewlink / link _ id ,4473/ Itemid ,118/ Ткачева Н. Н. Организация научно-исследовательской деятельности в школе.
- http://zelenb.com/2009/10/14/shpargalki-perevodchik-na-mobilu.html
- http://hameleons.com/rastr/people/children/2578-school.html
Дерзайте!
Творите!
Пробуйте!
Творческих Вам успехов!