СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация исследовательской деятельности в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация адресована как ученикам, так и учителям, начинающим заниматься исследовательской работой по тому или иному предмету или при подготовке к НПК.

Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской деятельности в школе»

Организация  исследовательской деятельности в школе Автор: учитель технологии  ПАВЛОВА Л.А .  Чебоксары 2011

Организация исследовательской деятельности в школе

Автор:

учитель технологии

ПАВЛОВА Л.А .

Чебоксары 2011

… если мы хотим научить мыслить  (и вовсе не обязательно – для возможности учиться в вузе, а – мыслить вообще, глубоко и системно),  исследовательская деятельность к тому – прямой путь.     Борис Андюсев , Член- корреспондент РАН    … исследование – это… не реферат .   Это - новый продукт.  Продукт личностный и востребованный…   Александр Драхлер, учитель информатики

… если мы хотим научить мыслить (и вовсе не обязательно – для возможности учиться в вузе, а – мыслить вообще, глубоко и системно), исследовательская деятельность к тому – прямой путь. Борис Андюсев , Член- корреспондент РАНисследование – это… не реферат . Это - новый продукт. Продукт личностный и востребованный… Александр Драхлер, учитель информатики

Реферат – лат. Referre  –  докладывать, сообщать   1.  Доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.   2. Изложение содержания научной работы, книги, статьи.

Реферат – лат. Referre – докладывать, сообщать

1. Доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. 2. Изложение содержания научной работы, книги, статьи.

Выбор темы исследования Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусством, музыкой и т.д.) Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки? Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? Все темы можно условно распределить на три группы: фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях; экспериментальные - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов; теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.

Выбор темы исследования

  • Что мне интересно больше всего?
  • Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусством, музыкой и т.д.)
  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
  • По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?
  • Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

Все темы можно условно распределить на три группы:

  • фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
  • экспериментальные - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;
  • теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.
Цель и задачи исследования   Определить цель исследования –  ответить  на вопрос ,  зачем  его проводишь . Примеры формулировки цели исследования: 1. Выяснить , почему зебре нужны полоски. 2 . Расследовать , почему репейник колючий. 3 . Узнать , что делает под водой водолаз.  Задачи исследования уточняют цель .  Цель указывает общее направление движения,  а задачи описывают основные шаги.

Цель и задачи исследования

Определить цель исследования

ответить на вопрос , зачем его проводишь .

Примеры формулировки цели исследования:

  • 1. Выяснить , почему зебре нужны полоски.
  • 2 . Расследовать , почему репейник колючий.
  • 3 . Узнать , что делает под водой водолаз.

Задачи исследования уточняют цель .

Цель указывает общее направление движения,

а задачи описывают основные шаги.

Гипотеза исследования   «гипотеза» -др.греческое hypothesis - основание, предположение, суждение для объяснения какого-либо явления. Обычно гипотезы начинаются словами: предположим... допустим... * возможно... что, если...  Примеры формулировки гипотезы:  Почему самолет оставляет в небе след? Допустим, потому, что он разрезает небо. Возможно, чтобы не заблудиться на обратном пути. Что, если это послание инопланетян?  Для решения проблемы потребуется гипотеза или  даже несколько гипотез-предположений по теме исследования.

Гипотеза исследования «гипотеза» -др.греческое hypothesis - основание, предположение, суждение для объяснения какого-либо явления.

Обычно гипотезы начинаются словами:

  • предположим... допустим... * возможно... что, если...

Примеры формулировки гипотезы:

Почему самолет оставляет в небе след?

  • Допустим, потому, что он разрезает небо.
  • Возможно, чтобы не заблудиться на обратном пути.
  • Что, если это послание инопланетян?

Для решения проблемы потребуется гипотеза или

даже несколько гипотез-предположений по теме исследования.

Организация исследования Составить план работы. Продумать список методов исследования: Подумать самостоятельно. Посмотреть книги о том, что исследуешь. Спросить у других людей. Познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования. Посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет. Понаблюдать. Провести эксперимент

Организация исследования

  • Составить план работы.
  • Продумать список методов исследования:
  • Подумать самостоятельно.
  • Посмотреть книги о том, что исследуешь.
  • Спросить у других людей.
  • Познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования.
  • Посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет.
  • Понаблюдать.
  • Провести эксперимент
Структура научной работы  титульный лист - согласно требованиям организаторов конференции; содержание - оглавление всех разделов и составных частей работы; введение - содержит актуальность выбранной темы, знакомит с сущностью излагаемого вопроса или его историей. Во введении представлена первоначальная гипотеза, предполагаемые этапы и методы исследования, ожидаемый результат ( Объем введения не должен превышать двух страниц машинописного текста);  основная часть (теория, эксперимент, результаты,); заключение (выводы, рекомендации) - в этом разделе кратко формулируются основные результаты в виде утверждения, а не перечисления всего того, что было сделано. Выводы должны быть краткими и, как, правило, состоять из двух - трех пунктов; список литературы ; приложения - включают в себя материалы (таблицы, схемы, графики, рисунки, фотографии), которые нужны автору

Структура научной работы

  • титульный лист - согласно требованиям организаторов конференции;
  • содержание - оглавление всех разделов и составных частей работы;
  • введение - содержит актуальность выбранной темы, знакомит с сущностью излагаемого вопроса или его историей. Во введении представлена первоначальная гипотеза, предполагаемые этапы и методы исследования, ожидаемый результат ( Объем введения не должен превышать двух страниц машинописного текста);
  • основная часть (теория, эксперимент, результаты,);
  • заключение (выводы, рекомендации) - в этом разделе кратко формулируются основные результаты в виде утверждения, а не перечисления всего того, что было сделано. Выводы должны быть краткими и, как, правило, состоять из двух - трех пунктов;
  • список литературы ;
  • приложения - включают в себя материалы (таблицы, схемы, графики, рисунки, фотографии), которые нужны автору
Подготовка к защите исследовательской работы 1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения. 2. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события. 3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы. 4. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи. 5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления. 6. Сделать выводы и умозаключения. 7. Указать возможные пути дальнейшего изучения. 8. Подготовить текст сообщения. 9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты. 10. Приготовиться к ответам на вопросы.

Подготовка к защите исследовательской работы

  • 1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
  • 2. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
  • 3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
  • 4. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.
  • 5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
  • 6. Сделать выводы и умозаключения.
  • 7. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
  • 8. Подготовить текст сообщения.
  • 9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
  • 10. Приготовиться к ответам на вопросы.
Как подготовить текст доклада  Он должен быть кратким,  и его можно составить по следующему плану:   1. Почему избрана эта тема.  2. Какую цель преследовало исследование.  3. Какие ставились задачи.  4. Какие гипотезы проверялись.  5. Какие использовались методы и  средства исследования.  6. Каким был план исследования.  7. Какие результаты получены.  8. Какие выводы сделаны по итогам исследования.  9. Что можно исследовать в этом направлении дальше.   КТО ЯСНО МЫСЛИТ; ТОТ ЯСНО И ИЗЛАГАЕТ.    

Как подготовить текст доклада Он должен быть кратким, и его можно составить по следующему плану:

  • 1. Почему избрана эта тема. 
  • 2. Какую цель преследовало исследование. 
  • 3. Какие ставились задачи. 
  • 4. Какие гипотезы проверялись. 
  • 5. Какие использовались методы и

средства исследования. 

  • 6. Каким был план исследования. 
  • 7. Какие результаты получены. 
  • 8. Какие выводы сделаны по итогам исследования. 
  • 9. Что можно исследовать в этом направлении дальше.

КТО ЯСНО МЫСЛИТ; ТОТ ЯСНО И ИЗЛАГАЕТ.

 

 

Настоящий исследователь преодолеет  любые преграды на своём пути. Самое главное - ты должен верить, что достигнешь намеченной цели.  Стремись к ней, невзирая на трудности.  Верь в себя, в то, что ты – настоящий исследователь !
  • Настоящий исследователь преодолеет

любые преграды на своём пути.

  • Самое главное - ты должен верить,

что достигнешь намеченной цели.

  • Стремись к ней, невзирая на трудности.
  • Верь в себя, в то, что ты –

настоящий исследователь !

Использованные Интернет-ресурсы http://www.abitu.ru/researcher/practice/practice_org/practice_all/a_15109a.html ht tp://schoolmir.narod.ru/ По материалам книги «Я – исследователь» Савенков А.И. Самара, Издательство «Учебная литература» http://www.rusedu.info/Article995.html Сирота А. В. Научно- исследовательская работа как один из способов реализации программы «Одаренные дети» http :// pedsovet . org / component / option , com _ mtree / task , viewlink / link _ id ,4473/ Itemid ,118/ Ткачева Н. Н. Организация научно-исследовательской деятельности в школе. http://zelenb.com/2009/10/14/shpargalki-perevodchik-na-mobilu.html http://hameleons.com/rastr/people/children/2578-school.html

Использованные Интернет-ресурсы

  • http://www.abitu.ru/researcher/practice/practice_org/practice_all/a_15109a.html
  • ht tp://schoolmir.narod.ru/ По материалам книги «Я – исследователь» Савенков А.И. Самара, Издательство «Учебная литература»
  • http://www.rusedu.info/Article995.html Сирота А. В. Научно- исследовательская работа как один из способов реализации программы «Одаренные дети»
  • http :// pedsovet . org / component / option , com _ mtree / task , viewlink / link _ id ,4473/ Itemid ,118/ Ткачева Н. Н. Организация научно-исследовательской деятельности в школе.
  • http://zelenb.com/2009/10/14/shpargalki-perevodchik-na-mobilu.html
  • http://hameleons.com/rastr/people/children/2578-school.html
Дерзайте!  Творите!  Пробуйте! Творческих Вам успехов!

Дерзайте!

Творите!

Пробуйте!

Творческих Вам успехов!