Учебный проект в школе
Ученик не склад готовых знаний, а факел, который нужно зажечь.
Проект - это буквально "брошенный вперед", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Таким образом, проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. Поэтому всегда нужна проектная идея, а также совокупность целей и задач, которые необходимо решить в короткий промежуток времени для реализации идеи.
Метод проектов
В основе метода проектов лежит развитие :
-познавательных навыков учащихся,
-умений самостоятельно конструировать свои знания,
-навыков ориентироваться в информационном пространстве,
-критического и творческого мышления.
Метод - это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания.
Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. (проф. Полат Е.С.).
Основные требования к использованию метода проектов:
-наличие значимой проблемы/задачи;
-значимость предполагаемых результатов;
-самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность учащихся;
-структурирование содержательной части проекта;
-применение исследовательских методов:
1)определение проблемы
2)выдвижение гипотез
3)обсуждение методов исследования
4)обсуждение способов оформление конечных результатов
5)сбор, систематизация и анализ полученных данных
6)подведение итогов, оформление результатов, их презентация, публичная защита
7)выводы, выдвижение новых проблем исследования.
- 1)определение проблемы 2)выдвижение гипотез 3)обсуждение методов исследования 4)обсуждение способов оформление конечных результатов 5)сбор, систематизация и анализ полученных данных 6)подведение итогов, оформление результатов, их презентация, публичная защита 7)выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Параметры внешней оценки проекта:
значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов;
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте);
характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
привлечение знаний из других областей;
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
эстетика оформления результатов проведенного проекта;
умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Формулировка проблемы включает:
характеристику ситуации, которая требует изменений (включая анализ причин и их взаимосвязи, анализ последствий);
описание круга тех/того, кого она касается;
рассмотрение и анализ того, что делается другими субъектами в решении данной проблемы и четкое очерчивание той части проблемы, за которую вы берете ответственность в рамках предлагаемого проекта
Результаты использования «метода проектов»
Первый (скрытый) – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, обучение выбору и осмысление как последствий данного выбора, так и результатов собственной деятельности.
Вторая составляющая часть результата – это собственно выполненный проект. Причем оценивается не количество освоенной информации (что изучено), а применение этого массива знаний в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.
- Первый (скрытый) – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, обучение выбору и осмысление как последствий данного выбора, так и результатов собственной деятельности. Вторая составляющая часть результата – это собственно выполненный проект. Причем оценивается не количество освоенной информации (что изучено), а применение этого массива знаний в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.
Определяющие моменты
Выбор темы и разработка учебного проекта.
Определение целей и задач учебного проекта.
Информационно-техническое и методическое обеспечение учебного проекта.
Место учебного проекта в учебном процессе.
Адаптация учебного проекта.
Разработка учебного проекта.
Определение этапов работы над общешкольным проектом.
Общешкольный проект
Проблемы:
Падение интереса у учащихся к получению знаний, повышению уровня интеллекта.
Возросло количество детей, не умеющих общаться и работать в коллективе.
Требуются выпускники умеющие применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Цель: Повышение эффективности обучения учащихся с использованием современных педагогических и информационных технологий
Задачи
Использование метода проектов в учебной деятельности.
Работа с одаренными детьми.
Разработка методических рекомендаций по использованию ИТ на уроках.
Проведение элективных курсов.
Использование дистанционного обучения.
Проблемы
Организация деятельности учебного учреждения таким образом, чтобы учебный проект стал ведущей образовательной формой.
Внедрение ИТ в учебно-методический процесс.
Обучение и организация учителей для применения метода проектов в учебной деятельности.
Согласование тем, участников и сроков работы над проектом.
Выделение дополнительного внеурочного времени для работы над проектом и консультаций.
Завершение проектов в виде публичной защиты.
Перспективы
Участие в конкурсах, олимпиадах, дистанционных проектах различного уровня.
Использование проектов, выполненных учениками, в учебной деятельности.
Повышение квалификации и профессионального роста педагогических кадров.
План работы над проектом
Подготовка: Определение целей и темы проекта. Выбор темы - очень важный и трудный этап. Это процесс интенсивного размышления, серьезной интеллектуальной деятельности. Определяя тему, формулируется также проблема исследования. Тема определяет область исследования. Она имеет более широкий, чем проблема характер. В рамках одной темы может быть сформулировано несколько проблем. Определив для себя область исследования, и сформулировав проблему, следует конкретизировать тему самостоятельного учебного проекта:
Выбирая тему, необходимо помнить следующее:
1. Эта тема должна быть вам действительно интересна.
2. Результаты вашей проектной деятельности должны иметь реальное практическое значение (то есть, если это сценарий, то по нему можно сделать постановку, если это разработка участка, то он действительно должен быть разработан и засажен по вашему плану).
3. Материал собранный вами по теме должен быть полезен другим людям, заинтересованным в этом вопросе.
Представление темы проекта:
готовя представление, то есть краткую информацию о выбранной теме, необходимо сделать так называемый "профиль темы".
Для этого целесообразно продумать ответы на следующие вопросы:
1. Какова сфера вашего исследования?
2. В чем вы видите проблему, которую необходимо решить?
3. Как, исходя из этого, будет звучать формулировка темы?
4. Какова идея проекта? Что будет представлять собой конечный результат вашего проектирования?
5. Как и кем этот проект может использоваться в дальнейшем?
6. С кем вы собираетесь работать над проектом ?
7. Какая помощь вам потребуется?
Деятельность учащихся: обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, формируют рабочие группы.
Деятельность педагога : знакомит со смыслом проектного подхода, объясняет цели, мотивирует учащихся, наблюдает.
Планирование: Анализ проблемы, определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса, распределение ролей и обязанностей в группе, определение способа представления результата.
Деятельность учащихся: формируют задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха, устанавливают план действий.
Деятельность педагога: помогает в анализе и синтезе, предлагает идеи, высказывает предположения, наблюдает.
Принятие решений: сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив ("мозговой штурм"), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Основные инструменты: интервью, эксперименты, опросы, наблюдения.
Цель информационного поиска - быстро и своевременно отыскать необходимую информацию, полезную при создании конкретного проекта. Для организации поиска: определяется сфера интересов, формулируется проблема, составляется список возможных вопросов и ключевых слов, которые связаны с данной проблемой, определяются виды изданий, в которых может быть достоверная информация по данной проблеме.
В результате ознакомления с литературой составляется картотека или список полезных публикационных источников. На основе изучения источников, составляется "банк идей" по разрешению проблемы.
Деятельность учащихся : работают с информацией, проводят исследование, решают промежуточные задачи.
Деятельность педагога: наблюдает, консультирует, советует, косвенно руководит деятельностью.
Выполнение: Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов.
Деятельность учащихся: анализируют информацию, оформляют проект.
Деятельность педагога: наблюдает, советует (по просьбе).
Оценка результатов: Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений поставленной цели.
Деятельность учащихся: участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке, анализируют информацию.
Деятельность педагога: наблюдает, направляет процесс анализа (если необходимо), советует.
Защита проекта: Подготовка возможных форм представления результатов, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита, оценка, письменный отчет.
Деятельность учащихся: защищают проект, участвуют в коллективной оценке путем обсуждения результатов.
Деятельность педагога: участвует в коллективной анализе и оценке результатов проекта, оценивая усилия учащихся, креативность, качество использования источников.