СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация парной и групповой работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация парной и групповой работы.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать.

 

Просмотр содержимого документа
«Организация парной и групповой работы»

3


Петрова Ирина Александровна,

учитель начальных классов

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя школа № 11 города

Евпатории Республики Крым»


Организация парной групповой работы

в начальной школе

«Инновационная технология хороша тогда,

Когда она не отрицает, а развивает классику»

К.Г.Кравцов


Мы живем в век перемен. Вот уже 3 года мы работаем по новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, который предполагает развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) Мы должны научить детей учиться, приобретать знания, необходимые им для жизни.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемой, с моей точки зрения, является  парная и групповая работа:

Слайд

во-первых, потому, что в условиях классно урочной системы этот  тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс.

Щел. во-вторых, групповая работа обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Слайд Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать.

Слайд Групповая работа – это совместная деятельность детей и учителя, где реализуются все виды взаимодействий: “учитель – ученик, ученик- ученик, ученик – группа, ученик – учитель”, где на смену репродуктивной деятельности приходит исследовательская, поисковая деятельность. Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность.

Слайд Групповые формы работы можно использовать на разных этапах урока:

- этап актуализации знаний (при выполнении устного счета, речевая разминка и т.д.);

- на этапе закрепления и повторения (при проведении самостоятельной работы);

- на этапе открытия новых знаний (при реализации проблемных ситуаций);

- при подведении итога урока (при выполнении обобщений и формулировки выводов).

Подготовка должна начинаться уже в 1 классе с учебного диалога.

На этом этапе дети усваивают нормы общения в школе, на уроке, только учатся общаться друг с другом. Постепенно дети понимают, что они могут высказывать мнение, при необходимости спорить, но только никого не перебивая и не обижая.

Предлагаю Вашему вниманию фрагмент урока математики в 1 классе.

Слайд. Видео. Учебный диалог.

Слайд. Следующий этап – это работа в паре и группе. Целью этой работы является необходимость научить детей общаться друг с другом, не мешая другим, не перебивать, выслушивать друг друга до конца, принимать или опровергать (опровергать аргументированно!) мнение собеседника, важно дать детям понять, что работа в команде интереснее и продуктивнее, чем работа одного.

Начинаю я со статичной пары.

Слайд. Статичная пара, когда совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой.

 В этой паре учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, работая в режиме «взаимообучение». Могут контролировать друг друга, работая в режиме «взаимоконтроль». Этот вид работы можно использовать на всех предметах начальной школы.

Слайд. Часто на уроках математике я предлагаю математический диктант в статичной паре (слабый + сильный ученик). Задания в диктанте предлагаю сразу в двух вариантах. Задания второго варианта исходят из ответов первого варианта.

Примерные задания для математического диктанта:

Вариант 1: Запиши число, в котором 3 тысячи 4 сотни 6 десятков 7 единиц, Вариант 2: Запиши число, предыдущее этому числу.

Первый вариант выполняет, второй сразу проверяет, а потом выполняет свой.

Вариант 1: Запиши число на 1 меньше, чем 5643, Вариант 2: Запиши, сколько в полученном числе тысяч, сотен, десятков, единиц.

Вариант 1: Число 56000 уменьши в 1000 раз, Вариант 2: Полученное число увеличь в 100 раз.

Вариант 1: Запиши наибольшее четырехзначное число, Вариант 2: Представь полученное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Вариант 1: Запиши число, которое на 1 сотню больше, чем 900, Вариант 2: Полученное число уменьши на 1000.

Слайд. Динамичная пара. Для работы объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами. В динамической паре работа ведётся в режиме «коллективного взаимодействия»


Для динамичных пар я использую следующие приемы:

Слайд. «Эстафета»

Эту игру можно проводить как в начале урока (с целью повторения ранее изученного), так и в конце (на этапе закрепления пройденного материала). Можно проводить на любом предмете. Класс делится на 6 команд (каждый ряд на 1 и 2 вариант). Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые я заранее выписываю на доске и заготавливаю на каждую команду отдельно. Задание с выполнением каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой и верно справившаяся со всеми заданиями .

Слайд «Лото»

Эту игру я провожу на уроках математики

Эта игра также заставляет школьников активно участвовать в выполнении предложенных заданий. Учителю нужно подготовить 5 – 6 больших карт, разделенных на прямоугольники с записанными в них ответами, и соответственное количество маленьких карточек с примерами. Условие – одни и те же числа или выражения в ответах повторяться не должны. Большие карты раздаются группам играющих. Учитель вынимает карточку, читает пример. Учащиеся решают его устно или письменно. Та группа, которая обнаружила на большой карте ответ и считает его правильным, забирает карточку у учителя и накрывает ею соответствующую клеточку. Выигрывает группа, которая раньше всех накрыла все клетки своей карты. Когда игра закончена, играющие переворачивают маленькие карточки и если все ответы верны, должна получиться картинка.



Слайд. «Составление кластера»

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Например, при изучении темы «Единицы времени», детям было предложено восстановить временную последовательность и установить соответствие между величинами. При изучении тем по русскому языку «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и т.д.

Слайд. Развивающе- обучающие игры

Также в группах при закреплении и повторении я использую комплект дидактических учебных пособий, развивающе-обучающие игры .

Например, при закреплении табличного умножения и деления.

Сложение и вычитание именованных чисел.

Нахождение доли и целого числа.

Слайд. «Ручеек»

В «Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы учитель заготавливает к уроку карточки по числу учеников каждого ряда. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики следующего варианта не займут свои места.

Этот прием можно использовать на уроках математики, литературного чтения.

Слайд Видео. Ручеек

Групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке — фронтальной и индивидуальной .

Слайд Таким образом, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение.

Слайд В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.

Слайд Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей.

Используемая литература:

  1. Кудряшова, Т.Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода. // Начальная школа плюс До и После. – 2007. №3.

  2. Прудникова С.Н. Групповая работа как одна из форм деятельного метода обучения в начальной школе //Начальная школа. Научно-методический журнал.-2010. №10

  3. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе?.- М.: Просвещение, 1985.

  4. http://fb.ru/article/238540/klaster---chto-eto-takoe-v-shkole-priem-klaster-v-nachalnoy-shkole