II военно –патриотические Федотьевские чтения
![]()
Организация поисковой работы в школе
Автор: В.К.Митрофанов,
учитель истории БОУ «Новокемская ош».
Новокемский
2017
Сегодня патриотическое воспитание в школах вновь становиться актуальным и востребованным. Время уничтожения своих национальных героев прошло, кануло в небытие. Государство не может существовать без своих традиций, побед и достижений. На государственном уровне идёт возрождение поисковой работы. В Интернете появились ресурсы, которые помогают открыть новые имена героев, узнать о своих земляках и родственниках. Гриф секретности снят с ранее закрытых фондов военных архивов. Стало модным в нашей стране знать свою генеалогию, судьбу своих родственников. Всероссийская акция «Бессмертный полк» подчеркнула роль народа в годы Великой Отечественной войны, объединив в своих рядах родственников маршалов и генералов, а также простых солдат. Обществом востребована информация о героях различных исторических эпох, со средневековых битв, до участников современных военных конфликтов. Наша история особенная, в грозное для страны время на её защиту поднималось всё население, от мала до велика, не зависимо от принадлежности к сословиям и религиозным верованиям. К примеру, мирные монахи, противники любого насилия с оружием в руках защищали Кирилло – Белозерский монастырь в 17 веке от иноземных захватчиков и победили! Таким образом, духовная история переплетается удивительным образом с военной историей, показывая нам примеры истинного патриотизма. Возрождение отечественной истории ведётся и через различные форумы: чтения, краеведческие конкурсы и олимпиады. Только в нашей округе проводятся Ферапонтовские, Кирилло- Новоезерские, Желобовские чтения и второй раз в Вашкинском районе проходят Федотьевские чтения, посвящённые нашему земляку – воину и общественному деятелю Белозерья. Ученики нашей школы принимают активное участие в этих форумах. Они успешно выступают с научными докладами – результатами поисковой работы.
И это не случайно! Наше общество нуждается в своих героях. Но как найти героев, рассказать о них, и самое главное привлечь к этому молодое поколение, которым примеры героев былых времён жизненно необходимы? Я хочу ответить на эти вопросы и поделиться опытом поисковой работы в стенах БОУ «Новокемская ОШ».
Под поисковой работой в школе в узком смысле, я понимаю сбор информации о воинах разных исторических эпох, чьи имена незаслуженно забыты. Более широкое понятие – поисковая работа включает в себя сбор и распространение информации, с целью увековечения памяти участников исторических событий.
В нашей школе, как и во всех школах нашей страны, ещё с советских времён была организована поисковая работа. В нашей школе учителями и учениками был собран большой материал об участниках Великой Отечественной войны: фотографии, краткие биографии. Проблема была в том, что материалы были в одном экземпляре, написаны от руки, разрозненны, не всегда имели указаний на авторство. Иногда собранные материалы просто терялись. Поэтому собрать эти материалы было необходимо. Теперь, имея компьютер, сделать это было не так и сложно. Вскоре весь собранный в школе материал был переведён в электронный вариант. После этого появилась идея расширить поиск, так как материал собиравшийся годами был однообразен. Больше всего информации было о тех фронтовиках, кто охотнее соглашался рассказать о себе, о которых рассказали в районной газете. Но этот этап поисковой работы был более техническим, чем творческим. Он требовал особых навыков с компьютером, терпения и работоспособности, но основой его была информация, собранная другими людьми. Такую работу по переводу письменных источников в электронную может сделать любая школа, подключая к этому обучающихся. Отсканировать фотографии или газетные статьи не представляет ни какой трудности для юных исследователей. Этот этап, как оказалось впоследствии, является самым необходимым в поисковой и научной работе. Сбор нужной информации, его анализ и классификация – основа поисковой работы.
Правило первое: используй опыт и информацию других людей. В поисковой работе должна быть поставлена цель.
Рекомендую использовать для примера областные сборники, имеющиеся в любой библиотеке: «Ветераны Великой Отечественной войны. Вашкинский район», «Книга памяти. Вашкинский район». Весь материал, переведённый в электронный вид нужно расположить по разделам. Для этого у организатора поисковой работы должен быть примерный план. Это вначале может быть совсем простой план, включающий всего несколько разделов. (Ветераны Великой Отечественной войны, погибшие на фронтах Великой Отечественной войны, Труженики тыла, Дети войны)
Руководитель поисковой работы должен ответить на один вопрос: «А для чего производиться поиск и сбор информации?» Сама поисковая работа является методом воспитательной работы в школе. Поэтому все материалы, собранные в ходе поисковой работы должны быть использованы в воспитательной и учебной работе: классные часы, школьные мероприятия. Кроме этого эти материалы должны быть опубликованы в печати и на сайтах Интернета, восполняя пробел в исторической науке.
Правило второе: поисковая работа рассчитана на длительный срок.
Охватить всё в короткое время невозможно, поэтому поисковая работа выполняется постепенно. С чего лучше начать поисковую работу? Самым доступным в любом образовательном учреждении является написание биографии родственников. У нас в школе это мероприятие проводится под названием «Мои герои». Ученики вначале в произвольной форме рассказывают о своих родственниках: родителях, бабушках, дедушках. Это может быть небольшое сочинение. Главное в этой работе, чтобы дети загорелись идеей рассказать о родных людях. Такая работа может проводиться с детьми и на уроках обществознания или истории. Цель – выявить основные направления поисковой работы. Однажды ученица 7 класса Ольга Мишина рассказала в своём сочинении о своём прадедушке – партизане Великой Отечественной войны. Ухватившись за эту тему, мы продолжили поисковую работу. В результате появилась исследовательская работа о том, как в годы войны её прадедушка и прабабушка, будучи молодыми людьми, начали борьбу с врагом. Юноша ушёл в партизанский отряд и воевал до победы, а девушка была выдана предателями и оказалась в фашистских концлагерях, вначале в Равенсбрюке, а затем на территории Франции. В ходе совместной поисковой работы, длившейся несколько лет, удалось найти и оформить исследовательскую работу под названием «Мои герои» о наших земляках - Корневе А.Л. и Корневой О.Т.. Имея наградные документы своего прадедушки, правнучка нашла на сайте «Подвиг народа» данные о награждении прадеда медалью «За отвагу». На основе проделанной поисковой работы была написана военная летопись семьи Мишиных, которая стала частью семейного архива.
Некоторые из детей помогли найти информацию о своих родственниках – тружениках тыла и детях войны. В октябре 2016 года ребята из археологического кружка нашей школы отправились в поход по родному краю. Конечной целью нашего похода стала деревня Покровское, что расположена на высоком и живописном берегу реки Кема. Ученик 7 класса Никита Павлов пригласил нас – участников похода зайти к его бабушке Рыбичевой Татьяне Васильевне. Она гостеприимно встретила нас, накрыла стол и стала угощать. За столом за беседой она спросила о целях наших походов по родному краю. Мы рассказали о том, что ищем информацию по истории, о земляках – ветеранах войны. Услышав об этом, она принесла и показала нам два объёмистых альбома, в которых была собрана многолетняя история рода Рыбичевых и Марковых. Среди документов были и документы военной поры – различные справки и письма с фронта. В результате этого похода нам удалось собрать большой материал о прадедах Никиты Павлова - Маркове Даниле Ивановиче и Маркове Иване Ивановиче. Все эти долгие годы военные письма вначале хранила их мать Ефросинья Васильевна, затем их отец Иван Данилович, а позже их сестра Пелагея Ивановна. После смерти Пелагеи Ивановны весь семейный архив перешёл к Рыбичевой Т.В.. Она не просто сохранила эти письма, пожелтевшие от времени. Она попыталась их прочитать и перепечатать на пишущей машинке и как хороший архивариус, разобралась во всех документах военного времени, восстановив историю своей родословной. Свои данные о военном времени и о своих родственниках она не держала в тайне, а делилась со своим землякам на мероприятиях в Доме культуры. Имея такие ценные источники по истории семьи Марковых, Никита Павлов уже правнук, написал исследовательскую работу о военной судьбе своих прадедов. Он самостоятельно нашёл недостающие документы на сайтах «Мемориал» и «Память народа».
Такая работа с детьми очень увлекательна для педагога. Все результаты поиска должны быть правильно оформлены. После того как ученик заинтересовался судьбой своих родственников педагог должен рассказать и объяснить методику сбора информации об интересующем человеке. Это может быть письменная или устная инструкция. Необязательно это объяснять долго и нудно, можно просто предоставить право ученику самому собрать воспоминания по основным изучаемым вопросам: этапы жизни своего родственника (семья, получение образование, работа по профессии, достижения, увлечения). Отсканировать или перефотографировать документы и фотографии из семейного архива. Главное помнить, что воспоминания должны быть подкреплены документами и фотографиями. Объединив данные источников можно написать хорошую исследовательскую работу о любом интересующем вас человеке. Сегодня существуют новые возможности – это ресурсы Интернета. Данные по погибшим в Великой Отечественной войне можно найти на сайте «Мемориал», данные о награждениях и судьбе военнослужащих в годы Великой Отечественной войны, а также о воинском пути своих родственников можно найти на сайтах «Подвиг народа», «Память народа». Для поиска на этих сайтах можно использовать информацию из официальных сборников «Книга памяти. Вашкинский район», «Ветераны Великой Отечественной войны. Вашкинский район».
Правило третье: доверяй, но проверяй!
Работая не один год по поиску данных о военнослужащих, приходишь к выводу, что и в документах, что опубликованы на сайтах есть много опечаток и ошибок. Особенно большая путаница по месту постоянного проживания солдат. Работники, оформлявшие документы, совершали эти ошибки неумышленно, путая названия районов, деревень, посёлков. Поэтому перед поиском в Интернете лучше постараться выяснить необходимые данные человека, о котором предполагаете найти дополнительную информацию. Это в первую очередь: фамилия, имя, отчество; год рождения и место рождения. Очень поможет информация о родителях и других родственниках разыскиваемого человека. Точные данные можно взять с сохранившихся личных документов. Для розыска судьбы солдата помогут любые воспоминания родственников и знакомых. По возможности лучше иметь информацию из нескольких источников. Алгоритм поиска прост: вначале собираем всю информацию на месте о разыскиваемом человеке, опросив всех родственников и знакомых. Затем смотрим данные в официальных сборниках, а затем пытаемся найти дополнительную информацию в Интернете. Все собранные таким образом данные правильно оформляются. На все документы, обнаруженные в Интернете, даётся ссылка. По возможности все электронные документы можно помещать в папки, с активными ссылками. Это даст возможность в любое время увидеть исходные документы. Если это воспоминания, обязательно нужно указать кто предоставил вам эту информацию, указать место рождения и постоянного места жительства рассказчика. Как правило, воспоминания бывают не всегда точные в деталях: люди путают даты, имена, названия. Но собрав несколько воспоминаний по одной тематике, вам представится возможность проанализировать воспоминания и соотнести их друг с другом. Сегодня через социальные сети можно найти родственников, разыскиваемых вами людей. Интернет становиться важным инструментом в поисковой работе. Для более полного получения информации о разыскиваемых людях можно создать группу в «ВКонтакте» с целью активизации поисковой работы. Мною созданы группы «Моя Новокемская школа», «Книга памяти Конёвского сельсовета», «Земляки – Афганцы», «Кемский рейд Вашкинского леспромхоза». Сегодня эти формы поиска дают возможность вовлечь многих людей, проживающих за пределами посёлка, района, области для поисковой работы.
Правило четвёртое: будьте активными в поиске!
Иногда начинающие исследователи бросают свою поисковую работу, не найдя необходимой информации. Для успешной работы нужно будет запастись терпением, придётся затратить своё свободное время и даже свои средства.
За десять лет поисковой работы нам удалось издать «Книгу памяти поселения Конёвское». В ней были представлены результаты многолетней поисковой работы. В издании собран материал по 94 ветеранам войны с точно установленным фактом участия этих людей в Великой Отечественной войне. Всего в Книге памяти имеется более 40 развёрнутых рассказов о ветеранах войны. Нам удалось собрать материал по 198 солдатам погибшим в годы войны, имена которых были начертаны на поминальных плитах у памятника участникам Великой Отечественной войны в нашем посёлке. Через сайт «Мемориал» удалось найти архивные данные на 134 погибших солдат.
Кроме этого восстановлены данные о пропавших без вести, о судьбах наших земляков, оказавшихся в немецком плену. Так семье Зубовых было сообщено, что их родственник Зубов Е.В. попал в плен, содержался в лагере и умер в 1944 году. Документы о Зубове Е.В. были переданы родственникам лично. Семья Лазаревых получила от нас сообщение и копии архивных документов о своём родственнике Лазареве М.П., погибшем в плену в Витцендорфе в 1942 году. Главным условием составления списка погибших было условие сохранение активной ссылки на фонды архива на сайте «Мемориал», для того чтобы любой желающий, имея выход в Интернет, мог сразу увидеть эти документы.
Поиском данных о погибших земляках в 2014 году через родственников солдат занялись учителя БОУ «Новокемская основная общеобразовательная школа». В работе приняли участие: Алёшичева Е.А, Митрофанов В.К., Туркевич Н.С., Соколова Н.И., Пушкин А.В., Пушкина Е.Г., Ларионова Е.В., Мальцева М.В., Епишина О.И., Коврякова А.А., Меркушева Н.Н..
И эта работа дала свои результаты, удалось собрать 12 фотографий погибших земляков, обнаружить личные письма и документы, воспоминания родственников. Работа по поиску сведений о погибших земляках продолжается.
В «Книге памяти» мы рассказали и о ветеранах Отечественной войны, проживавших в своё время на территории Конёвского сельсовета, но не указанных в сборнике ««Ветераны Великой Отечественной. Вашкинский район. Вологодская область». Всего в этом списке нами восстановлено 56 ветеранов войны.
Нами были восстановлены фамилии и имена 35 погибших земляков, о судьбе которых было раннее не известно, их данных нет ни в одном официальном списке участников войны. Нам удалось собрать информацию и о тружениках тыла, в нашем списке их 216 человек.
В «Книге памяти» обобщены сведения о детях войны. Это направление работы в настоящее время является более перспективной, эта категория населения ещё жива и может многое поведать о военном времени. В 2015 году ученица 5 класса Голубцова Надежда совместно с матерью собрали материал о дедушке Голубцове Валентине Сергеевиче. Данную работу она представляла на областном краеведческом конкурсе «Первые шаги в науку». А ученица 4 класса Козлова Стефания подготовила доклад о труженице тыла В.С.Кругловой, трудившейся во время войны в д. Конёво.
Правило пятое: чем больше информации вы получите – тем успешнее будет ваша работа!
Но кроме людей можно разыскивать исторические события и объекты. Эта часть поисковой работы также увлекательна и востребована в работе с детьми.
На протяжении десяти лет в нашей школе собиралась и обрабатывалась информация по военной истории нашего края. В сферу интересов поисковой работы попали не только люди – участники событий. Но и сами события. Для восстановления полной картины военного времени в нашем крае, в школе собиралась вся информация, касающаяся повседневной жизни, работы, занятий, образа жизни людей в военное лихолетье. Таким образом, удалось выявить несколько значимых событий для нашего края в годы войны. Первое очень значимое событие – помощь жителей нашего края фронту. В результате исследования и поисковой работы удалось по крупицам восстановить не только названия предприятий, работавших в годы войны, а узнать о достижениях наших земляков. Главным источником в данном поиске явилась районная газета «Красная Шола», военные выпуски которой сохранились в областной библиотеке имени В.И.Бабушкина. Все интересующие нас статьи этой газеты были отксерокопированы сотрудниками библиотеки. Таким образом, в наших руках оказался очень ценный источник – газетные статьи. Вскоре была написана совместная с обучающимися исследовательская работа «Наш край в годы войны». В ней отражена работа промышленных предприятий, школы, участие всех категорий населения в помощи фронту.
Правило шестое: расскажи о результатах поисковой работы своим землякам!
Кроме этого ярким и незабываемым событием для нашего края явилась военная эвакуация гражданского населения с территорий временно оккупированных противником. Наш край на военное время стал вторым домом для многих людей – жителей города Ленинграда, Мурманска, Петрозаводска; Ленинградской, Мурманской областей; КФССР. Для восстановления событий военной эвакуации понадобилось более десяти лет поисковой работы. В результате удалось узнать многие, ранее неизвестные нам исторические факты. Но самое главное, установить списки эвакуированных граждан умерших на территории Конёвского сельсовета. Сегодня этот список включает 66 человек разной возрастной категории, но в основном это старики и дети. В настоящее время продолжается поиск родственников граждан умерших в эвакуации на территории нашего края. Поиск дал свои результаты. Удалось не только найти несколько родственников, но и узнать о трагических судьбах каждой этих семей. В этом году наша школа стала инициатором установки памятника на Конёвском кладбище в память эвакуированных граждан, умерших в годы войны. Данная инициатива нашла своё воплощение в проекте «Народный бюджет». На сегодняшний день документы по проекту рассматриваются в области, уже определена стоимость памятника и представлен его макет. Если проект будет утверждён, то памятник на Конёвском кладбище будет установлен этим летом. Данный проект поддержали все учителя и ученики нашей школы, жители посёлка. Ещё одно событие нашей военной истории стало достоянием общественности.
Правило седьмое: способствуй увековечению памяти о событиях и участниках войны.
В годы Великой Отечественной войны на территории нашего края – Конёвского сельсовета велись оборонные работы. Об этом рассказали местные жители, очевидцы тех событий. Воспоминания были записаны, но эти данные были отрывочны, они не могли дать представление о размахе этих работ в годы войны. Для более точного исследования данных событий в течение двух лет проводилась поисковая работа в школе. Вначале была изучена вся имеющаяся в свободном доступе информация по оборонным работам в Вологодской области в годы войны.
Во время войны часть Вологодской области была фронтовой зоной, где шли упорные и кровопролитные бои с 1941 по 1944 год, это территория Вытегорского района, то есть северо - западный район нашей области. Территория нашего Вашкинского района, граничила с Вытегорским районом. Наш район в годы войны был прифронтовым. В те военные годы ещё не было нашего посёлка, он был построен в 1962 году на территории Конёвского сельсовета. Наш посёлок Новокемский находится в нескольких километрах от трассы Волго - Балтийского водного пути, в годы войны этот канал назывался Мариинским. По нему осуществлялась перевозка грузов и людей в Ленинградском и Московском направлениях. Мариинская водная система была стратегическим пунктом в годы войны и сыграла важную роль в эвакуации мирных граждан и народного хозяйства из зоны боевых действий, а также в обеспечении победы на северо - западном направлении против финских и немецких войск. Такое расположение нашего Конёвского сельсовета на водном пути, не могло не оставить его в стороне от происходящих событий.
Как оказалось, на территории нашего края оборонные работы велись с широким размахом – нужно было построить оборонительные рубежи по берегам рек Ковжа и Кема, а также на берегу Белого озера. Все оборонные работы проводились в осеннее - зимний период 1941 – 1942 годов. Участникам археологического кружка нашей школы предстояло найти объекты обороны, описать их и зафиксировать. Искать линию обороны необходимо было в лесистой местности. Через семьдесят лет очень трудно найти следы линии обороны, состоявшей в основном из земляных окопов. Поэтому вначале мы с ребятами по источникам, взятым в Интернете, изучили то, как были устроены окопы и землянки в годы войны. После этого нами был начат поиск объектов обороны. Во многом нам помогли воспоминания старожилов, указавших места бывших окопов и землянок. Основной методикой сбора данных о линии обороны стали исследовательские экспедиции. Только на месте можно было определить, является ли этот объект элементом линии обороны или нет. Но в поиске нам помогли и родители, которые даже доставили детей на место бывших оборонительных сооружений. Во время однодневных походов, учащиеся, имеющие представление об устройстве оборонительной линии сами вели поиск окопов и землянок. Задачей учеников был и замер объектов линии обороны. Для этого применялась 20 – ти метровая рулетка и компас. Одновременно составлялся план местности, где наносились, найденные в ходе экспедиции объекты обороны. Через некоторое время дети могли безошибочно определить тип окопа, а так же показать основные его части. Все найденные таким образом объекты нами были сфотографированы. Уже на занятиях в школе можно было соотнести найденные объекты с топографической картой и выявить закономерности и плане линии обороны в районе посёлка Новокемский. Дети назвали несколько найденных окопов своими именами, такие походы, направленные на поиск военных объектов и военной истории очень понравились детям.
Правило восьмое: передавай опыт поисковой работы детям, они продолжатели наших начинаний!
В результате исследовательской работы удалось выяснить главное – во время Великой Отечественной войны в нашем крае проводились оборонные работы силами 58-ой резервной армии вместе и 1-й инженерно-сапёрной бригадой, прикрывая движение врага с северо-западного направления. Для этой работы привлекалось гражданское население. Работы проводились в период зимы 1941 - 1942 года. Штаб полевого строительства рубежа обороны находился в деревне Конёво, Шольского района. За это время удалось построить земляные укрепления, состоявшие из окопов, землянок, блиндажей, пулемётных гнёзд, лесных заграждений. Часть этих военных объектов была уничтожена в послевоенный период. Часть укреплений сохранилась до наших дней, хотя многие из них обвалились и пришли в негодность.
За время исследования нами было обнаружено и зафиксировано три пункта обороны, выявлено 11 объектов обороны, включающие в себя 12 окопов различных типов, а также ямы от землянок, блиндажей, пулемётных гнёзд. Характерным является тот факт, что почти все земляные укрепления были ориентированы на запад. Укрепления строились со знанием законов фортификации, по берегам рек, прикрывая собой основные дороги. Конечно, нам не удалось найти всех укреплений. Укрепления расположены на большой территории, изрезанной руслами рек.
Собранный нами материал об оборонных работах на территории нашего края был передан в школьный музей и в Вашкинский районный краеведческий музей.
Правило девятое: в поисковой работе сотрудничай с музеями, архивами и общественными организациями. Они могут оказать вам большую помощь в работе.
В 2016 году в 75 – летнюю годовщину начала Великой Отечественной войны учащиеся совместно с руководителями посетили обнаруженную линию обороны и водрузили над ней копию Знамени Победы.
В нашей школе поисковая работа охватывает не только период Великой Отечественной войны. Мы ищем и находим информацию по участникам Русско – японской, Первой мировой, Гражданской, Советско – Финляндской, Афганской и Чеченской войн.
Правило десятое: поисковая работа не имеет границ и рамок для изучения. Знания методики поисковой работы, упорство исследователей могут открыть имена забытых героев и тайны нашей истории.
3