СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете по обобщение опыта работа.  Всем известно выражение:  «Кто владеет информацией , тот владеет миром.» Моя задача как учителя заключается в том , чтобы из огромного информационного потока выделить главное , систематизировать . адаптировать к восприятию нашими учащимися.

Просмотр содержимого документа
«Организация работы с текстом на уроках русского языка и литературы»



Организация работы с текстом на уроках русского языка и литературы.

(Описание опыта работы)

Автор:Трумм Анна Ивановна. 
учитель русского языка и литературы Маоу вечерней( сменной) общеобразовательной школы № 13 города Тюмени.


Читать – это ещё ничего не значит;

что читать и как понимать читаемое –

вот в чём главное дело.

К. Д. Ушинский

Ежедневно мы сталкиваемся с огромным потоком информации , которая

поступает из средств массовой информации , интернета , научной и художественной литературы Наш мозг порой отказывается воспринимать и перерабатывать такое количество информации.

Всем известно выражение: «Кто владеет информацией , тот владеет миром.» Моя задача как учителя заключается в том , чтобы из огромного информационного потока выделить главное , систематизировать . адаптировать к восприятию нашими учащимися. Основой успешного обучения является уровень сформированности навыков чтения.

Стандарты Второго поколения определяют, что выпускник школы должен уметь работать с текстом: искать нужную информацию и понимать прочитанное,  уметь преобразовывать и интерпретировать информацию,  извлечённую из текста, уметь высказывать собственное суждение о прочитанном, а самое главное быть способным переносить навыки, полученные на одном учебном предмете, на другой. Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом: 
• комплексная работа с текстом; 
• лингвостилистический анализ текста; 
• «самодиктанты»; 
• сочинение-рассуждение; 
• редактирование текста; 
• различные виды диктантов; 
• интеллектуально-лингвистические упражнения; 
• работа с текстами-миниатюрами; 
• составление синквейнов, кластеров к тексту; 
• коммуникативные и игровые ситуации. 
На мой взгляд, один из способов овладения навыком смыслового чтения является технология развития критического мышления

Цель данной технологии состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Это технология, которая даёт возможность реализовать основные направления модернизации образования:

  • деятельностный характер образования

  • личностная ориентация обучения

  • востребованность результатов образования в жизни, их социализация

Технология «Развитие критического мышления» позволяет развивать (посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций) познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве. Основу технологии составляет трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Каждый этап предусматривает реализацию определенных задач:

ПЕРВЫЙ ЭТАП – его присутствие на каждом уроке обязательно. Этот этап позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;



- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- пробудить ученика к активной работе на уроке .

На этом этапе ученик ставит перед собой вопрос «Что я знаю» по данной проблеме. Предлагаю работу с вопросами по проблеме. Она может проходить по 2 линиям: «я сам», «мы вместе». На этом должно сформироваться представление, чего же он не знает и что хочет узнать или что ему необходимо узнать.

ВТОРОЙ ЭТАП - осмысление - ставит другие задачи:

- помочь активно воспринимать изучаемый материал и соотнести старые знания с новыми.

Этот этап позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить её и использовать имеющиеся знания. Обучающиеся отвечают на вопросы, которые сами перед собой поставили на первой стадии (что хочу узнать).

ТРЕТИЙ ЭТАП – рефлексия (размышление). Здесь основным является: - целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащегося собственного отношения к изучаемому материалу.

На этом этапе идёт размышление и обобщение того, что узнал на уроке по данной теме. Учитель осуществляет возврат учащихся к стадии вызова, к ключевым словам, к перевёрнутым логическим цепочкам, к кластерам.

Если посмотреть на три описанные выше этапа занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны. Они почти всегда присутствуют на уроке, только называются иначе. Вместо «Вызова» более привычно для всех было введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «Осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третий этап в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения, итог. Попытаемся разобраться, в чём же различие традиционного урока от урока, выстроенного по новой технологии? Думаю, что секрет новизны раскрывают сами философские идеи, и развитию критического мышления учащихся способствуют методические приёмы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждого ученика.

Проблема понимания художественного произведения и научно- познавательного текста поставлено нами на первое место. Учащиеся стали глубже понимать прочитанное, овладевают активными способами чтения и приёмами работы с текстом, что позволяет повышать культуру речи, эстетическое развитие, формирует активную личность, умеющую работать творчески как в группе, так и самостоятельно.

Интересными дидактическими приёмами при работе с текстом являются составление синквейна и кластеров.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение) , которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия) , они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.



Роман « Война и мир»

Интересный , увлекательный

Учит , развивает , воспитывает

Находишь ответы на жизненные вопросы

Жизнь



 Кластер

Смысл этого приема заключается в систематизации имеющихся знаний по той или иной проблеме

Кластер - это графическая организация материала, показывающая

смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы

Приём составления кластера:

Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем материал по категориям. Правила очень простые. В центре записываем слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаем в определенном порядке, т.е. гроздями



Научит ребят думать над прочитанным, понимать произведение прием «толстых» и «тонких» вопросов.

 Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.


Таблица " толстых " и " тонких " вопросов

Толстые ?

Тонкие ?

   Дайте 3 объяснения, почему...? 
   Объясните, почему...?
   Почему Вы думаете ...?
   Почему Вы считаете ...?
   В чем различие ...? 
   Предположите, что будет, если... ?
   Что, если ... ?

   Кто ?
   Что ? 
   Когда ?
   Может ..?
   Будет ...?
   Мог ли ... ?
   Как звать ...? 
   Было ли ...?
   Согласны ли Вы ...?
   Верно ли ...?



 По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного развернутого ответа. 

Учимся определять уровень сложности вопроса – относить его к «толстым» или «тонким». Например, в конце каждого раздела имеются вопросы. Можно спросить:

- Какие из них требуют односложного ответа?

- Какие заставляют размышлять, анализировать?

- Какие вопросы можно использовать для кроссвордов, или в игре «Умники и умницы»?

«Толстые» вопросы, придуманные учениками, могут стать темой сочинения или самостоятельной работы.

Данную работу можно организовать в парах, в группах и индивидуально. Обучающиеся увлекаются этим видом деятельности, да и само название приема вызывает у них радостное ощущение, на завершающем этапе стадии осмысления или в конце изучения произведения устраиваем конкурс по номинациям: на самый оригинальный, самый лёгкий, самый каверзный, самый трудный, вопрос – загадку.

В заключении любой учитель должен помнить и пользоваться следующими правилами в работе:

Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.

Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз.

Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития!

Важно нормальное, человеческое отношение к ученикам, важна обстановка, в которой они живут.

Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.

Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно».

На уроке все должны находиться в спокойном состоянии, а не в стрессовом!

Почаще напоминайте ученикам, что их мнение важно для вас.

Эмоциональный отклик лучше вежливого равнодушия, даже пусть нарушением

школьной дисциплины.

Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.

На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения.