Организация проектной деятельности. Место проектной деятельности в учебном процессе.
Выполнил: Анучина Е.А.
учитель технологии,
высш. к/ к.
МАОУ СОШ №11
Североуральск
2016
Метод проекта – это система обучения , гибкая модель организации учебного процесса,
ориентированная на самореализацию личности обучающегося путем
развития его интеллектуальных и физических
возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания (под контролем учителя) новых товаров и услуг , обладающих субъективной и объективной новизной и имеющих практическое применение в реальной жизни.
Мотивационный этап. Урок – Введение в тему. Основная задача-Выбор темы проекта: заинтересовать учащихся в выполнении творческого проекта собственным примером, примером прошлых работ, посещением выставок прикладного творчества и музея.
Мультимедиапроект
Web- сайт
Сфера деятельности: для чего или для кого хотим выполнить проект?
- ОУ (наглядное пособие для кабинетов, костюм, игрушки для елки, интерьер столовой или кабинета);
- Производство (дизайн формы медицинского халата, школьная форма для участников ЛТО);
- Досуг (подарки, сувениры, разработка праздника, мероприятия);
- Дом (изготовление кухонной утвари, игры для детей, оформление интерьера).
Требования, предъявляемые к проекту:
- Оригинальность;
- Гуманистическая и созидательная направленность;
- Социальная значимость;
- Связь теории с практикой;
- Профнаправленность;
- Учет региональных и национальных особенностей;
- Доступность и посильный уровень исполнения, учет возрастных особенностей;
- Преемственность и разнообразие тематики;
- Наличие необходимой учебной материальной базы.
Метод морфологического анализа: один из основных методов
анализа информации, поиска решений творческих и поисковых
задач проекта:
Метод морфологического (типологического) анализа: выявление нескольких морфологических(типовых, видовых, отличительных) признаков( параметров), значимых для решаемой задачи, и составление всех возможных сочетаний этих признаков.
Следовательно, морфологический анализ - это способ системного подхода в области решения творческих задач. Метод направляет мышление таким образом, что генерируется новая информация.
Разработка идеи, темы проекта (используя все выдвинутые варианты) рассматривается с помощью метода морфологического анализа
Критерии
+ + - +
2. Оригинальность
3. Реальность
- + _ +
- + _ _
4. Новизна идеи
5. Практическое
назначение (применение)
+ + + +
+ + _ _
Вывод: В результате проведенного анализа, пришли к выводу, что идея темы проекта наиболее актуальна, современна и интересна. Метод морфологического анализа используется и для выбора вариантов изделия проекта.
Таблица выбора возможный вариантов изделия:
Качество
изделия
Рис.№1
Красота
Современность
Рис.№2
+
+
+
Рис. №3
Практичность
+
Новизна изделия
+
Рис.№4
+
+
+
+
_
Использование цвета
-
_
+
+
Качество материала
_
+
-
+
Экономичность
+
+
+
+
Итого:
7
_
+
_
_
+
5
+
3
5
Особенности исследовательской деятельности при выполнении творческого или исследовательского проектов:
Творческий проект
(Исследовательская составляющая)
Соц.опрос
Экономический расчет
Цели Задачи Выбор вариантов Изделие
изделия
Исследовательский проект
Определение Выделение Формулировка Определение
Противоречия Проблемы Цели объекта
исследования исследования
Формулировка гипотезы Определение предмета иссле-
дования
Вывод:
Банк исследовательских и творческих проектов:
- Обслуживающий труд.
- Проблема питания в школьной столовой.
- Вкусно не значит полезно.(О здоровом питании).
- Школьная форма. Нужна ли она?.
- Забытые ремесла.
- Народные мотивы в дизайне современной одежды.
- Роль сказок в формировании личности ребенка.
- Развивающая игрушка для моей сестры.( моего ребенка).
- Тайны бабушкиного сундучка.
- Портрет моих ровесников.
- Альбом выпускников.
- Социализация наших выпускников.
- Дизайн пришкольного участка.
- От тряпичной куклы до Барби.
- Влияние цвета на настроение человека.
- Технический труд.
- Дизайн интерьера учебной мастерской.
- Реальная помощь семейному бюджету.
- Энергосбережение в доме.
- Мои карманные деньги.
- Приемы реставрации мебели.
- Реконструкция мотоцикла «Урал».
- Ремонт квартиры. Укладка ламината.
- МХК.
- Театр вчера, сегодня, завтра.
- Ислам в Североуральске.
- Аркаим. Челябинский феномен.
- Чудо уральских мастеров- Каслинский чугунный павильон.
- Хрустальный лак.
Поисковый этап разработки проекта:
- Определение целей и задач проекта
- Сбор информации по теме проекта
- Составление структуры плана пояснительной записки
На занятии обучающиеся используют все доступные источники информации.
В рабочей тетради оформляют: титульный лист, введение,содержание и т.п., используют ресурсы интернет
Технологический этап:
Социологические исследования и экономическое обоснование проекта:
- Социологические исследования направлены на изучение популярности и актуальности темы проекта, проводится в виде анкетирования, опроса определенной группы людей. Вопросы разрабатывают обучающиеся на уроке, соцопрос проводят и в учебное врем я и после занятия. Оформляют в виде графиков. Обязательно обобщают полученные результаты, формулируют вывод.
Экономическое обоснование проекта. Проект должен быть экономичным. Необходимо указывать пути удешевления стоимости
Название
Количество
Кожа искусственная
Плюш
Цена
30см × 1 м
50см × 1м
Нитки
180.00
Общая сумма
54.00
Мех
150.00
1 штука
Синтепон
5см × 1м
8.00
75.00
8.00
450 .00
10см × 1м
Пуговицы
23.50
40.00
Игла
6 штук
4.00
1 штука
Скоросшиватель
1 . 00
6 .00
Файлы, листы
2.00
1 штука
Шнурки
1 7 штук
7.00
2.00
7.00
1. 0 0
1 пара
ИТОГО:
17 .00
5 .00
5 .00
20 1 .5 0
Вывод: Считаю, что проект получился недорогим и экономичнымным.
Подготовка к защите проекта:
В результате выполнения проекта должно быть готово
1.Пояснительная записка; 2.Изделие.
3. Электронная презентация проекта
Знакомство с технологией публичной защиты. Составление тезисов выступления.
Защита проекта:
- Проводятся открытые уроки, в виде конкурса проектов, самопрезентации, с использованием рейтинг-контроля или взаимооценки, по разным номинациям:
- Самый оригинальный проект;
- Самый экономичный проект;
- Самое красивое изделие проекта;
- Лучшая презентация проекта и т.п.
- В рейтинговой оценке творческого проекта определяют лидера проектной деятельности
- Нужно любить то, что ты делаешь и тогда любой труд возвышается до творчества!
- Желаю всем успехов в творчестве!