Организация самостоятельной работы обучаемых при изучении математического материала
Формы организации самостоятельной работы
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке является
соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она
занимает исключительное место на современном уроке, потому что
ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.
Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально
отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа
представляет собой, с одной стороны, учебное задание, то есть то, что
должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой - форму
проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счете приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.
Следовательно, самостоятельная работа - это такое средство обучения, которое:
- в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
- формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответствующего продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
- вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;
- является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся в процессе обучения.
Самостоятельная работа как прием обучения может входить почти
во все методы обучения, применяться на разных этапах процесса обучения. В большинстве случаев на этапе осмысления изучаемого материала самостоятельные работы на уроках математики занимают около 5-6 минут, на этапе формирования умений по применению изучаемого материала до 10-15 минут, а на этапе формирования навыков - до 30 минут.
На этапе знакомства с содержанием изучаемого материала плодотворны самостоятельные работы с текстом учебника.
Особое внимание следует обратить на формирование умений читать в учебниках образцы решения задач.
Для целенаправленного формирования этого умения некоторые учителя используют следующий алгоритм.
1) Прочитать в книге пример решения задачи и составить общий
план решения подобных задач.
2) Проверить, можно ли с его помощью решить другую задачу данного типа.
3) Решить ряд задач нового типа, пользуясь своим планом и корректируя его в случае необходимости.
Математика, как никакой другой предмет, позволяет формировать
нужный для самостоятельной работы навык самоконтроля за своей работой. Как известно, самоконтроль является одним из важных факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся, назначение которого заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Установлено, что существует прямая зависимость между уровнем самостоятельности учащихся при выполнении работы и степенью владения ими самоконтролем.
Остановимся на специфике формирования навыков самоконтроля при проведении математических диктантов, являющихся одной из форм организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках.
Математические диктанты желательно проводить после изучения
соответствующего материала каждой темы учебника.
При разработке содержания диктанта следует:
- исходить из заданий для проверки знания объяснительного текста
изучаемого пункта(параграфа)учебника;
- включать задания, решение которых слабо усвоены, или задания на
повторение;
- использовать задания, способствующие усвоению сущности приемов
самоконтроля, применяемых при решении математических задач;
- все задания максимально приближать к содержанию изученного материала.
Пример математического диктанта для 1 класса:
- Из суммы 7 и 8 вычесть 2.
- Разность 9 и 4 увеличить на 8.
- 17 уменьшить на разность 9 и 7.
- На сколько 12 больше суммы 2 и 3?
- Уменьшаемое 14, вычитаемое выражено разностью 8 и 6. Чему равна разность?
Современная точка зрения не предполагает давать одним ученикам больший объем материала, а другим - меньший.
Каждый должен пройти через полноценный учебный процесс, который ни для кого не может быть ограничен требованиями минимума.
Этим требованиям удовлетворяет много вариативная самостоятельная работа. Ее основу составляет одно задание. Однако ориентация задания на различные группы учащихся осуществляется с помощью специальных указаний. Проверка выполнения такой работы включает всех учащихся класса в этот процесс, позволяет школьникам ощутить себя участником выполнения всей деятельности. .
Для того чтобы приблизить самостоятельную работу к практической деятельности, полезно проводить лабораторные работы. Их можно
дифференцировать как по содержанию, так и по методам выполнения -
от простейших задач практического характера на непосредственное
применение знаний до серьезных исследовательских работ, связанных
с конструированием и математическим моделированием.
Лабораторно-практические работы развивают у учащихся навык приближенных вычислений, учат пользоваться таблицами и микрокалькуляторами, справочной литературой, проводить различные измерения и построения геометрических фигур, а тем самым демонстрируют характер прикладной математики.
Практически самостоятельной работой можно считать и решение учеником домашней задачи.
Одним из видов самостоятельной работы учащихся является также выполнение необязательных заданий, то есть для желающих. Это задачи повышенной трудности или материал учебника, не предназначенный для обязательного изучения.
Полезно приучать учащихся к самостоятельной подготовке сообщений (докладов, рефератов) на различные темы в дополнение к изучаемому на уроке. Сначала учащимся можно указывать литературу, а затем и предлагать подбирать самим. Умение подобрать нужную литературу также элемент самостоятельной деятельности учащихся.
Задача повышения качества образования заставляет выработать
наиболее эффективные средства и формы обучения. Одной из таких
форм занятий является работа творческих групп на уроках математики.
При организации этих групп учитываются способности к математике. В каждой группе должен быть обязательно сильный ученик, 2-3 средних, 1-2 слабых. В каждой из групп состоит по 5-7 учащихся. Учитываются отношения друг к другу (друзья в одну группу).В каждой группе выбирается руководитель, который выполняет функции организатора, это в основном ученик, который хорошо разбирается в математике, имеет способности и желание помочь товарищу.
Продуктивной оказывается работа с творческими группами на уроках-практикумах. Таким урокам предшествуют уроки-лекции, проводимые учителем. учащиеся предупреждаются заранее о предстоящей самостоятельной работе, поэтому лекции оказываются для них не просто источником информации. Ученики нередко самостоятельно знакомятся с материалом предстоящей лекции.
Таким образом самостоятельная работа может рассматриваться как
дидактическое средство, с помощью которого учитель организует деятельность ученика на уроке и при выполнении домашнего задания.
Подводя итог, нужно отметить, что вопрос активизации самостоятельной работы учащихся на уроках математики как основы развивающего обучения не исчерпан и будет актуален еще долгое время