СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные принципы формирования социально успешной личности школьника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья поможет понять принципы формирования социально успешной личности школьника.

Просмотр содержимого документа
«Основные принципы формирования социально успешной личности школьника.»

Основные принципы формирования социально успешной личности школьника.


И.Л. Романенкова, учитель английского языка МБОУ «Гимназия №80»

Ключевые слова: подросток; классный руководитель; принципы формирования социальной успешности подростков;

Аннотация: в данной статье обобщён опыт работы классного руководителя в 7 классе, рассматриваются необходимые принципы формирования социальной успешности подростков, которые должен учитывать классный руководитель для повышения эффективности данного процесса. Выбор основных принципов к формированию социальной успешности подростков осуществлялся в соответствии с особенностями подросткового возраста.



В настоящее время проблема формирования социально успешной личности приобретает особую актуальность в обществе. Переход к новой системе социально-экономических отношений вызвал значительные изменения в условиях жизни людей, в их ценностных ориентациях и в целом привел к глобальным изменениям в обществе, которое нуждается в социально успешном типе личности - личности, которая не просто приспосабливается к существующей реальности, а стремится к достижению успеха, проявляя активность, инициативность и ответственность, к изменению объективного положения вещей не только в частной, но и в социальной жизни, т.е. стремится быть субъектом своей жизни, обеспечивая тем самым личностный и социальный прогресс. В связи с этим, разработка проблемы успеха и условий его достижения, а также изучение представлений об успешном человеке приобретает в современном мире особую остроту.

Формирование максимально успешной личности является одним из направлений модернизации современного образования.

Классный руководитель является тем самым проводником к успеху для каждого ребёнка, поскольку именно он создаёт основу модели воспитания для формирования социально успешной личности школьника.

Прежде, чем начать процесс формирования социальной успешности, классному руководителю необходимо определиться с принципами формирования социальной успешности школьника.

Я, как классный руководитель учащихся 7 класса, уделяю пристальное внимание особенностям школьников- подростков в процессе формирования социально успешной личности. Детям в этом возрасте присущи чувство взрослости, физиологическое созревание, переоценка ценностей подростка. Рассмотрим основные принципы формирования социальной успешности школьника подросткового возраста, а также пути их реализации на примере нашего опыта воспитательной работы.

1) Для обеспечения формирования социальной успешности подростка необходимо, чтобы принцип успеха и успешности в условиях школьной жизни был заложен в основу ее воспитательной системы, где успех рассматривается как обязательное условие и как норма полноценной жизни ребенка. Этот принцип предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию, например, создание классным руководителем ситуаций успеха, эмоционально-комфортного климата в классе. Ребенок в подростковом возрасте испытывает потребность в достижении успеха, ощущении себя успешным, как среди сверстников, так и для окружающих его взрослых: учителей, родителей. Понимая данную потребность подростка, родителям и классным руководителям необходимо предоставить ему возможность почувствовать себя успешным, например, организовать для этого ситуацию успеха или поставить задачу, выполнение которой заведомо предполагает успешный исход. Ребенок, достигнув поставленной цели, выполнив порученное ему ценное задание, запомнит чувство, возникшее от успеха и, безусловно, будет стремиться пережить его еще раз.

Мы с ребятами реализуем принцип успешности в рамках выполнения запланированных мероприятий модуля «Ключевые общешкольные дела» программы воспитания школы. В текущем учебном году приняли активное участие и заняли призовые места в Днях здоровья, выполнили рисунки, фотографии и поделки для выставки «Правильное питание-залог здоровья», «Наступает Рождество», «Взгляни на профессию». Также мы провели масштабную кропотливую работу по подготовке к празднованию юбилея нашей гимназии: творческие ребята выполнили проект «Семейная династия», писали сочинения и стихи на школьную тематику. Вместе с классным руководителем и родителями ребята выполнили проект-поздравление гимназии с 50-летием в виде креативной поздравительной открытки. Кроме этого, мы организовали вместе с ребятами классные часы по следующим темам: «Каждый ребёнок-чемпион», «Молодёжь за ЗОЖ» в рамках реализации программы РДШ, «Будущее рождается сегодня», «Дороги, которые мы выбираем» и др.

Мы считаем, что принцип успеха и успешности необходим и должен учитываться классным руководителем в процессе формирования социальной успешности подростка, так как чувство, возникающее от достижения успеха, придает ему силы и желание идти к поставленной цели.

2) Принцип педагогической поддержки на основе использования идей педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин и др.), сопровождения (Е.А. Александрова, М.Р. Битянова и др.) предполагает создание педагогических условий, способствующих формированию социальной успешности подростка. Подросток, переживая сложный переломный период в развитии, испытывает потребность в поддержке, понимании, в консультациях по возникающим проблемам. Такую поддерживающую функцию должны выполнять родители, но, так как ребенок большую часть времени проводит в школе, то реализация данной функции предполагает участие классного руководителя. Этот принцип успешно реализуется нами через взаимодействие с родителями как на родительских собраниях, так и в индивидуальных беседах с родителями и детьми.

3) В процессе формирования социальной успешности подростка классному руководителю следует учитывать принцип проблемности. Если перед учащимися поставить какую-либо задачу или создать проблемную ситуацию, то в процессе ее решения/разрешения у них будут формироваться выявленные нами в процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы признаки социально успешного человека: адекватная самооценка, социальная активность, уверенность в себе, мотивированность на достижение успеха, высокий уровень самоуважения. Но, по нашему мнению, перед подростком следует ставить только посильные для него задачи, соответствующие его возрасту, особенностям его развития, интеллектуальным способностям, в противном случае постоянные неудачи приведут к нежеланию ребенка что-либо делать, к снижению уровня его самоуважения, уровня адекватности его самооценки. Поэтому классному руководителю необходимо организовывать «проблемные» классные часы, «проблемные» дискуссии-беседы, мотивировать подростка на участие в них, на решение проблемных вопросов, тем самым способствуя формированию его социальной успешности.

Мы с ребятами успешно проводим такие классные часы: «Проблемы экологии окружающей среды», «Права ребёнка в современном мире», «Великие изобретения человечества», «Жизнь по собственному выбору» и другие.

4) Принцип событийности общности в процессе формирования социальной успешности подростков заключается в организации классным руководителем совместных с родителями, детьми другого возраста мероприятий (праздники, экскурсии, советы, конкурсы), в процессе которых происходит формирование, как у подростков, так и у родителей, и учителей ощущения сопричастности к событиям [3].

Вместе с родителями мы организовали для учащихся 7 классов посещение Кинологической экскурсии, музей «Город» и территорию Сереброплавильного завода, а также посетили развлекательное мероприятие «Форд Боярд».

Такие события-мероприятия важны, как для подростков (в процессе общения с родителями, учителями, сверстниками и детьми другого возраста более эффективно происходит их социализация, индивидуализация, познание себя), так и для родителей, у которых появляется возможность общения с детьми, возможность лучше узнать их. Также организация подобных совместных встреч помогает классным руководителям выявить особенности подростков, понять, как складываются их отношения с родителями, одноклассниками, детьми из других классов, их реакцию и поведение в различных ситуациях.

5) В процессе формирования социальной успешности подростка классному руководителю следует учитывать принцип самоанализа, суть которого заключается в определении подростками своих способностей, возможностей, желаний, в рефлексии ими имеющихся у них признаков социально успешной личности. В подростковом возрасте детям свойственна потребность в самоанализе: осознании своих возможностей, способностей, желаний, определении интересов, мотивов, причин поведения. Если перед ребенком поставить задачу, то в процессе ее выполнения: постановки цели, поиска путей решения, поиска и анализа необходимой информации, происходит самоанализ, познание себя, что влияет на формирование и развитие своего Я.

6) Для организации более эффективного процесса формирования социальной успешности подростков классному руководителю в школе необходимо учитывать принцип самопринятия, который, предполагает проявление подростком самоуважения, принятие себя как уникальную личность, определение своих эмоциональных реакций [4, 5]. Данный принцип реализуется в рамках личностноориентированного подхода, предполагающего учет и принятие классным руководителем личностных особенностей каждого ребенка, направленность его деятельность на позитивное принятие подростком себя. Для этого нам удалось организовывать такие мероприятия, консультации, ситуации, в которых каждый ребенок смог проявить и понять себя, свои особенности характера, поведения: классный час «Я-талант», классные мероприятия- «Новогодний каламбур», «Защитник отечества-это почётно», «8 марта-женский праздник», общешкольные мероприятия-«День знаний», игра-викторина «Города-герои», проекты «Проектория» и «Билет в будущее», участие во Всероссийских акциях «Окна памяти», «Письмо ветерану», Георгиевская ленточка» с целью формирования патриотизма.

Необходимо отметить, что классному руководителю следует создавать комфортные условия для самопринятия подростком себя: уважительное отношение к его мнению, принятому им решению, выслушивание, адекватное отношение (без насмешки и унижения) к нему как самим классным руководителем, так и окружающими (родителями, одноклассниками). Это будет способствовать не только позитивному принятию ребенком себя таким, какой он есть, но и его адекватному восприятию замечаний со стороны окружающих, стремлению к саморазвитию, самосовершенствованию, а соответственно к личной успешности.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений // В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. 3-е изд., испр. М.: Академия, 2006. 208 с.

2. Психология и педагогика Учеб. пособие / под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 585 с.

3. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. М.: НИИ школьных технологий, 2010. 336 с.

4. Александрова Е.А. Создаем систему воспитательной работы в школе // Народное образование, 2008. № 9. С. 227-235.

5. Быков В.С., Быков Е.В. Методологические подходы и принципы формирования эмоциональной культуры подростков // Современные проблемы науки и образования, 2012. № 6. С. 316-321.

6. Ковалева Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании: учебно-методическое пособие / Т.М. Ковалева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 56 с.

7. Ковалева Т.М. Открытое образовательное пространство высшей школы: подходы к предметности тьюторского сопровождения /Т.М. Ковалева // Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы: материалы Всероссийской научнопрактической конференции. / Московский пед. гос. ун-т. М., 2008. С. 87-92.

6