ООО «Инфоурок»
Дополнительная профессиональная программа
(профессиональная переподготовка)
ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Реферат по дисциплине:
«Психология»
По теме:
«Основные стили воспитания детей»
Исполнитель:
Данилевичус Татьяна Юрьевна
2020 год
Содержание
Введение
Глава I. Стили воспитания детей
1.1 Авторитарный стиль
1.2 Демократический стиль
1.3 Индифферентный стиль
1.4 Либеральный стиль
Глава II. Особенности воспитания детей в разных странах
Японская система
Немецкая система
1.2 Французская система
1.3 Итальянская система
1.4 Американская система
1.5 Русская система
Заключение
Список литературы
Введение
В большинстве источников литературы выделены три основных стиля воспитания: авторитарный, демократический и либеральный (попустительский). В чистом виде они встречаются редко, чаще всего в разные периоды жизни семьи можно наблюдать признаки всех стилей воспитания. Иногда семья в принципе не может определить, какой тактики придерживаются взрослые по отношению к ребенку. Такое случается, если взрослые в детстве пострадали от родительских воздействий и стараются «сделать все наоборот», но это не удается, поскольку отсутствие опыта приводит их к использованию в воспитании тех же самых средств и методов. Иногда взрослые, выросшие в государственных учреждениях, просто не умеют обращаться с детьми, либо в семье живут разные поколения – бабушки, родители, дети, и все придерживаются разных подходов и не стремятся договориться. Такой стиль воспитания можно назвать хаотическим. В последнее время также появляется все больше дополнительных определений и дополнений к воспитательным системам. Авторы педагогической и психологической литературы рассматривают гиперопеку, воспитание по типу «кумир семьи», эмоциональное отвержение и жестокое отношение, воспитание вундеркинда и многое другое.
Рассмотрим основные стили воспитания детей.
Глава 1. Основные стили воспитания детей.
1.1. Авторитарный стиль Иначе может носить названия «автократический», «диктаторский», «доминирование». Для этого стиля характерна строгая дисциплина, в общении родителей с ребенком взрослые непременно позиционируют себя как главные члены семьи, которых возможно только слушаться, уважать и даже бояться. Такие родители очень многого ждут от детей, иногда достаточно рано возлагают на них большую ответственность за дела, которыми их сверстники начнут интересоваться и учиться намного позже (ведение домашнего хозяйства в полном объеме, например). Взрослые в этом случае считают, что таким образом эффективно готовят ребенка к взрослой жизни.
Авторитарному стилю воспитания не хватает теплоты, общение происходит лишь в режиме «я говорю – ты делаешь, я приказываю – ты исполняешь». Правила не обсуждаются. Все решения принимают родители, мнение ребенка не считается достойным внимания. Взрослые часто сами внутренне страдают от того, что вынуждены приводить в исполнение свои суровые решения. Скорее всего, их воспитательный подход сложился в результате тяжелого жизненного и собственного детского опыта. Авторитарные родители могут очень любить своих детей, но практически никогда не демонстрируют свою любовь и принятие. В таких семьях поддерживается и высоко ценится следование традициям. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. Но такой подход нельзя в полной мере назвать жестоким обращением, авторитарные родители редко «переходят черту».
Этот стиль воспитания часто приводит к формированию безынициативного, подавленного и пассивно агрессивного человека. В подростковом возрасте строгость и отсутствие контакта с родителями порождают конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют в результате покидая родительский дом при первой возможности. Более спокойные и тревожные подростки приучаются во всем слушаться родителей. Но, хотя родители в этом случае остаются довольны покорностью и «беспроблемностью» ребенка, подводить итоги рано… Такие дети, вступив в период полового созревания, очень легко поддаются дурному воздействию со стороны сверстников и более старших детей. Они привыкли слушаться, беспрекословно выполнять волю старших, не задумываясь о последствиях – за них всегда все обдумывали и решали. Кроме того, эти дети не обсуждают свои проблемы с родителями. Зачем им было пытаться это делать, если результата не будет? Разочаровываясь в своих ожиданиях, они отдаляются от родителей и нередко внутренне протестуют против их ценностей и принципов.
При авторитарном стиле воспитания невозможно сформировать у ребенка адекватный самоконтроль, научить самостоятельно «справляться с жизнью» – нести ответственность за свои поступки, делать самостоятельный выбор, быть эмоционально отзывчивым и разбираться в собственных чувствах, поскольку авторитарные взаимоотношения исключают душевную близость. Таким детям не хватает социальной адаптации, они не выступают в роли лидеров, редко бывают любознательны и спонтанны, проявляют подозрительность и даже враждебность к окружающим.
Авторитарный стиль нужно отличать от жестокого отношения. При авторитарном стиле родитель, хоть и ошибочно, но действует из любви и в интересах ребенка. Жестокость проявляют родители исходя лишь из собственных интересов – «слить» агрессию, «оторваться» на более слабом и зависимом от них человеке.
1.2. Демократический стиль Еще его называют «авторитетные родители», «стиль сотрудничества». Авторитетные родители заботливы и внимательны, последовательны, справедливы, искренне интересуются жизнью и развитием своих детей, много и с удовольствием общаются с ними. В доме приветствуются проявления любви, поэтому дети, как и другие члены семьи, всегда могут рассчитывать на эмоциональную поддержку. Для этого стиля воспитания характерны теплота, умеренная строгость и четкие правила и требования. Такие родители думают о будущем детей, но не реализуют за их счет свои амбиции. Личная ответственность и самостоятельность поощряется в детях в соответствии с их возрастными возможностями, формируется правильное, ответственное социальное поведение.
Авторитетный стиль воспитания предполагает независимость детей и формирует способность при необходимости подчиняться правилам группы. Семейные правила скорее демократические, чем диктаторские. Родители стремятся к взаимопониманию с детьми, используя разумные доводы в обсуждении, предоставляя ребенку возможность высказаться и быть услышанным, при этом ребенка поощряют и предлагают принимать собственные решения и брать на себя ответственность за них. В результате такие дети верят в себя и учатся взвешенно и обдуманно решать проблемы, ставить цели и достигать их. В результате ребенок, выросший в такой семье, менее подвержен негативным влияниям со стороны сверстников, умеет строить партнерские, дружеские и семейные отношения, уверен в себе, обладает стабильной высокой самооценкой, не агрессивен и добивается успехов в жизни. Контакт между выросшими детьми и родителями сохраняется, советы родителей принимаются во внимание.
Демократический стиль – это модель, основополагающим камнем которой является совместное принятие решений. Каждый член маленькой социальной ячейки, которой является семья, вправе высказывать свое мнение по тому или иному вопросу. Ребенок в таком стиле воспитания – яркая индивидуальность, он с малых лет учится самостоятельно принимать решения, которые касаются как его, так и судьбы семьи (не в глобальных масштабах, конечно). В основе такого стиля лежат взаимопонимание, взаимоуважение, любовь и забота. Родители адекватно оценивают таланты и способности ребенка, развивая в нем те черты, которые выражены наиболее сильно. Например, школьник не любит математику, но отлично рисует и обожает литературу – родители будут поддерживать его стремления, закрывая глаза на тройки по точным наукам.
В целом демократия позволяет развить в мальчиках и девочках важные черты, которые пригодятся им во взрослой жизни:
умение принимать решения и нести за них ответственность;
навыки правильной расстановки приоритетов и целей;
коммуникативные способности и покладистость;
правильная оценка своих возможностей;
навыки планирования и грамотного распределения ресурсов.
Демократический стиль воспитания, если рассматривать его с точки зрения психологии, наиболее удобен для всех членов семьи. Однако иногда в него нужно добавлять немного авторитарности, в противном случае ребенок может ощутить вседозволенность.
1.3 Индифферентный стиль
Индифферентный стиль подразумевает полное игнорирование потребностей, интересов детей. Такой подход зачастую выбирают родители, которые заняты работой, личной жизнью или решением других насущных проблем. С ребенком не ведутся задушевные разговоры – он просто есть, но не получает своей доли внимания и любви. Нередко родители, не вкладывая в ребенка силы и время, начинают ругать его за плохие оценки или любые другие неудачи. Воспитательный процесс формирует в девочках и мальчиках эмоциональный холод, из-за которого они во взрослой жизни не способны к эмпатии, ответственности.
Часто такие дети могут быть несобранными. Они испытывают проблемы при построении своей семьи, плохо разбираются в людях, поэтому, движимые одиночеством, в подростковом возрасте могут попасть в плохую компанию. Если вы непроизвольно придерживаетесь такого стиля, то добавьте в общение с ребенком больше тепла: не бойтесь сказать о своей любви, уделите разговорам с сыном или дочерью хотя бы 30-60 минут в день, хвалите за достижения и поменьше ругайте за ошибки.
1.5 Либеральный стиль
Этот стиль еще называют «попустительским», «снисходительным», «гипоопекой». В отношениях родителей и детей присутствуют принятие, теплота, проявления любви, всепрощение и бесконечное доверие друг другу. Не хватает только очень важных составляющих: истинной заботы родителей о детях и разумных психологических и поведенческих границ, то есть правил, четко установленных родителями с учетом мнения ребенка для его же безопасности и комфорта. По сути, такие родители отказываются брать на себя ответственность. Воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют неуверенность. Для такого свободного стиля характерны низкая дисциплина либо ее полное отсутствие, родители не возлагают на своих детей больших ожиданий, и иногда при рассмотрении таких отношений со стороны не понятно – кто из членов семьи является родителем, а кто – ребенком? Ребенок не получает направления, ограничений, при попытке родителей дать какие-то указания не слушается. Ситуация в семье резко усложняется, когда ребенок выходит за границы семьи, поступая в детский сад или даже сразу в школу, ведь там он будет не единственным и от него потребуют подчиниться общим правилам поведения. Верный спутник либерального семейного воспитания – плохая успеваемость ребенка в школе, так как родителей не интересует и процесс образования ребенка. В либеральной семье дети приобретают ложное ощущение контроля над своими родителями, а затем пытаются управлять и окружающими их людьми, что приводит к попыткам манипулирования окружающими.
Либеральные родители непоследовательны и часто поощряют раскованное поведение, больше беспокоясь о том, чтобы дать детям возможность выразить себя в творчестве, проявить индивидуальность. На первый взгляд, воспитанный в такой «свободе» ребенок должен вырасти абсолютно счастливым и реализовавшимся во всех направлениях человеком. Однако, в реальности так никогда не бывает. В отсутствии границ дети не чувствуют себя в безопасности, поэтому становятся подверженными депрессии и разного рода фобиям, среди них высока склонность к совершению насилия. Они также легко вовлекаются в разного рода антиобщественные действия, могут довольно рано вступать в половые связи, становиться частью преступных групп. Это происходит потому, что ребенок не получил когда-то четких ориентиров в том, что такое хорошо и плохо.
Выросшим в таких семьях детям, так же, как и их сверстникам, воспитанным в авторитарных семейных системах, часто не удается развить чувство самоуважения, поскольку их тоже не научили управлять собой самостоятельно. Недостаток здоровой дисциплины в семье вызывает у них желание самим установить контроль над родителями и попытаться добиться от них контроля над собой. Это похоже на: «Хоть выпори меня, но обрати уже на меня свое внимание!». Борьба за внимание вырастает с человеком и направляется уже не только на родителей. Такие дети во взрослом возрасте очень уязвимы, мучительно ищут хотя бы какую-то опору всеми доступными средствами: вступают в секты, попадают в зависимые партнерские отношения, увлекаются самыми экзотическими системами питания, пытаясь установить контроль хоть над чем-нибудь в своей жизни… Это, в свою очередь, препятствует их социальному развитию, формированию чувства собственного достоинства и позитивной самооценки, ответственности, умения устанавливать прочные эмоциональные связи. Разновидность попустительского стиля воспитания – «эмоциональное отвержение». В этом случае ребенок тяготит родителей и постоянно чувствует это, особенно если в семье есть другой любимый ребенок.
Родители, придерживающиеся либерального стиля воспитания, разрешают ребенку все. В такой семье дети могут без ограничения смотреть мультфильмы, есть много конфет, не спать допоздна. Однако отсутствие ограничений формирует в детях ряд негативных черт характера, среди которых:
чрезмерная самостоятельность, граничащая с непослушанием;
определенная доля эгоизма;
низкий уровень сопереживания.
Разрешая ребенку все, родители пускают воспитательный процесс на самотек. Поэтому для либерального стиля характерны незаинтересованность проблемами членов семьи, отстраненность, отсутствие запретов и четких границ.
1.4. Хаотический стиль воспитания
Еще он называется «непоследовательный». Для хаотического стиля характерно отсутствие единого подхода к воспитанию, при этом причудливо переплетаются самые противоречивые требования и принципы. В начале раздела описаны причины, по которым может сформироваться такой воспитательный стиль: отсутствие у родителей опыта, неуверенность, несогласованность действий взрослых.
Для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье необходима выдержка и уверенность, чего недостает родителям, особенно матерям. Это приводит к неконтролируемым эмоциональным реакциям – ругани, крику, плачу, необоснованным наказаниям, не соответствующим ситуации «сюсюканиям» с ребенком. В результате ребенок становится неуправляемым.
Как и при попустительском стиле, в этом случае пренебрегают одной из базовых потребностей личности – потребностью в четких границах, правилах, стабильности и упорядоченности окружающего мира. У ребенка такое положение вызывает попеременно гнев, раздражение, тревожность, вину, что часто приводит к социальной дезадаптации. Следовательно, все, что соответствует попустительскому воспитательному стилю, можно отнести и к хаотичному.
1.5. Опекающий стиль воспитания
Другие названия этого стиля «гиперопека», «детоцентрированный стиль». Родители с первой минуты появления на свет своего малыша стремятся быть не просто рядом с ним, а бдительно следить за каждым его шагом, предупреждать и заранее реализовывать все его потребности (то, чего именно должен хотеть ребенок, тоже определяют взрослые). Такие родители очень любят собирать информацию о разных модных методиках обучения и воспитания, особенно им нравятся те, которые предполагают большую зависимость успехов ребенка от включения в их жизнь взрослых. Сын или дочь постоянно ограничиваются в свободе, и любые попытки самостоятельного поведения пресекаются разными способами – от прямых и строгих запретов до манипулирования, угроз, запугивания и шантажа. Здесь в ход идет целый спектр негативных установок: «не принадлежи никому кроме меня», «не будь близким», «не достигай успеха», «не расти», «не делай», «не думай». Родители занимаются этим внушением, пытаясь как-то справиться с собственной тревогой гигантского размера, которая проявляется при первых же попытках малыша проявить самостоятельность. Конечно, такие условия идут далеко не на пользу ребенку. Он мало того, что не сумеет принять даже маленького решения в своей жизни, но и будет абсолютно уверен, что за пределами родительской семьи его ожидает совершенно ужасный и жестокий мир. Такие представления провоцируют развитие тревожности, чувства беспомощности и тормозят формирование социальной и личностной зрелости. При этом, как мы помним, стремление ребенка обойти родительские установки еще и вызывает у него мощное чувство вины.
Гиперопека является последствием реализации потребности родителей в психологической защите. Необходимость постоянного вмешательства в жизнь и дела ребенка становится своего рода ритуалом, уменьшающим тревогу за него, страх родительского одиночества, отсутствия признания, лишения помощи. Также причиной такой воспитательной позиции может быть инертность отношения взрослых к подрастающим детям, когда старшие члены семьи продолжают относиться к уже подросшему ребенку как к маленькому. Очень часто маме проще самой собрать ребенка на прогулку, быстро и без лишней грязи на столе покормить с ложки, надевать ему подгузник лет до пяти. При этом ребенок не учится самостоятельно одеваться, есть, пользоваться горшком до тех пор, пока у мамы хватает сил жить лишь заботой о нем. За стремлением делать все за ребенка скрывается недоверие к его возможностям.
Следствиями гиперопеки являются еще и лень, пассивность, неуверенность, боязнь ошибок, зависимость, инфантилизм. Такой ребенок чрезвычайно удобен, причем не только для родителей. Гиперопека подавляет познавательную активность, воспитывает покорность, тормозит развитие настойчивости в достижении цели. Именно под влиянием этого стиля вырастают «маменькины сынки». Такой ребенок не может полюбить трудиться, потому что в основе этой любви – гордость за собственные результаты и достижения. А чем гордиться, если за тебя постоянно кто-то исправляет, подделывает, при этом даже не интересуясь, нужна ли помощь? В зависимости от темперамента ребенка могут быть и другие реакции. Стараясь вырваться из-под контроля взрослых, ребенок может стать агрессивным, непослушным, своевольным, легко попадает под чужое влияние. Многие жалобы родителей на бесконтрольность и своеволие малыша обусловлены непониманием взрослыми стремления ребенка взрослеть. Жесткий контроль и ограничения самостоятельности провоцируют ребенка учиться хитрить и лгать, что в итоге приведет к отчуждению от родителей. Получается, что сверхконтролем и излишней заботой родители как раз формируют в ребенке те качества и модели поведения, которых опасаются.
Разновидностями этого педагогического подхода являются воспитание «кумира семьи» и очень модное в последнее время «воспитание вундеркинда». При воспитании по типу «кумир семьи» все усилия родителей направлены лишь на удовлетворение потребностей и прихотей ребенка. Семья перестает жить в гармонии, обязательно кто-то из ее членов начинает страдать от нехватки внимания (часто это другой ребенок). «Центр вселенной» быстро привыкает к такому отношению, становится эгоистичным в своих желаниях и требованиях, всегда стремится купаться во внимании многочисленных родственников. Его нельзя в этом винить, так как не он выбрал такое свое положение, и зачастую сам страдает при этом. Он легко манипулирует родителями и без труда получает желаемое. Но весь остальной мир работает по совершенно другим законам. Оказавшись один на один с жизненными трудностями, ребенок теряется. В результате растет «непризнанный гений», глубоко несчастный и неуверенный в себе.
Во втором случае ребенка в буквальном смысле с первого самостоятельного вдоха окружают различными методиками, пособиями, игрушками, системами. При этом амбициозные взрослые готовы все свое время посвящать исключительно «будущему гению», лишь бы добиться своей цели – вырастить уникального ребенка. Часто детская психика не справляется с такой нагрузкой, в которой большой объем информации и насыщенный режим дня сочетаются с отсутствием эмоционального контакта с увлеченной образовательной методикой мамой. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок добился успеха. Многие увлекаются этим так сильно, что их сыновья и дочери начинают рассматривать всю жизнь как одно бесконечное соревнование. Но жизнь – это не только борьба, а еще и радость от осознания текущего момента, способность наслаждаться им, любить этот мир и себя в нем. Гораздо проще и полезнее доносить до ребенка мысль, что победа и превосходство любой ценой – это не единственное, что имеет значение. Человека определяют не его победы, а его характер.
II. Воспитание детей в разных странах мира
Системы воспитания детей у разных народов мира значительно отличаются. И влияют на эти различия многие факторы: менталитет, религия, образ жизни и даже климатические условия.
1.1. Японское воспитание
С рождения до 5-ти лет у японского ребенка длится так называемый период вседозволенности, когда ему позволено делать все, что вздумается, не нарываясь на замечания взрослых.
До 5 лет японцы обращаются с ребенком, "как с королем", с 5 до 15 лет – "как с рабом", а после 15 – "как с равным".
Другие особенности японского воспитания:
1. Родители разрешают своим чадам практические все. Хочется рисовать фломастером на обоях – пожалуйста! Нравится копаться в горшке с цветами – можно!
2. Японцы уверены, что ранние годы – время для забав, игр и наслаждения. Конечно, это не означает, что малыши абсолютно избалованы. Их учат вежливости, хорошим манерам, приучают ощущать себя частью государства и общества.
3. Мама с папой никогда не повышают тон в беседе с детьми и не читают многочасовые нотации. Исключены и физические наказания. Главная дисциплинарная мера – родители отводят малыша в сторонку и объясняют, почему нельзя себя так вести.
4. Родители ведут себя мудро, не утверждая свой авторитет через угрозы и шантаж. После конфликтов японская мама первой идет на контакт, косвенно показывая, насколько сильно ее огорчил детский поступок.
5. Японцы были одними из первых кто начал говорить о необходимости раннего развития. Этот народ склоняется к тому, что в первые три года жизни закладываются основы личности ребенка.
Маленькие дети обучаются всему намного быстрее, и задача родителей – создать условия, в которых ребенок сможет полностью реализовать свои способности. Однако к моменту поступления в школу отношение взрослых к детям резко меняется.
Их поведение строго регламентировано: нужно почтительно относиться к родителям и учителям, носить одинаковую одежду и вообще не выделяться на фоне сверстников. К 15-ти годам ребенок уже должен стать полностью самостоятельным человеком и отношение к нему с этого возраста "на равных".
Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей.
Немецкое воспитание
Жизнь немецких детей с самого юного возраста подчинена строгим правилам: им не разрешают сидеть перед телевизором или компьютером, спать они ложатся в 8 часов вечера. С детства малыши приобретают такие черты характера, как пунктуальность и организованность.
Немецкий стиль воспитания – четкая организация и последовательность.
Другие особенности немецкого воспитания:
1. Не принято оставлять детей с бабушкой, мамы берут младенцев с собой в слинге или коляске. Затем родители выходят на работу, а малыши остаются с нянями, которые обычно имеют медицинский диплом.
2. У ребенка обязательно есть своя детская комната, в обустройстве которой он принимал активное участие и которая является его законной территорией, где ему многое позволено. Что касается остальной квартиры – там действуют правила, установленные родителями.
3. В немецких садиках распространены игры, в которых моделируются житейские ситуации, развивается умение самостоятельно мыслить и принимать решение.
4. Немецкие мамы растят самостоятельных детей: если малыш упадет – он поднимется сам и т.д.
5. Дети в обязательном порядке посещают садик с трехлетнего возраста. До этого времени проводится подготовка в специальных игровых группах, куда малыши ходят с мамами или нянями. Здесь они приобретают навыки общения с ровесниками.
6. В дошкольном учреждении немецких детей не учат чтению и счету. Педагоги считают важным привить дисциплину и объяснить правила поведения в коллективе. Дошкольник сам выбирает занятие по душе: шумные забавы, рисование или игру в машинки.
7. Грамоте ребенка учат в начальных классах. Учителя превращают уроки в занимательную игру, тем самым прививая любовь к учебе.
Взрослые стараются приучить школьника к планированию дел и бюджета, приобретая для него ежедневник и первую копилку.
Кстати, в Германии трое детей в семье – своего рода аномалия. Многодетные семьи для этой страны редкость. Возможно, это связано с скрупулезной тщательностью немецких родителей в подходе к вопросу расширения семьи.
1.3.Французское воспитание В этой европейской стране большое внимание уделяется раннему развитию детей. Особенно французские мамы стараются воспитать в малышах самостоятельность, поскольку женщины рано выходят на работу, стремясь реализовать себя.
Другие особенности французского воспитания:
1. Родители не считают, что после рождения младенца их личная жизнь заканчивается. Напротив, они четко разграничивают время на ребенка и на себя. Так, малышей рано укладывают спать, и мама с папой могут побыть вдвоем. Родительская же постель – не место для детей, ребенка с трех месяцев приучают к отдельной кроватке.
2. Многие родители пользуются услугами детских развивающих центров и развлекательных студий для всестороннего образования и воспитания своих чад. Также во Франции широко развита сеть кружков и секций для дошкольников, где они находятся, пока мама на работе.
3. Француженки относятся к малышам мягко, обращая внимание лишь на серьезные проступки. Мамы награждают за хорошее поведение и лишают подарков или лакомств за плохое. Если же наказания не избежать, то родители обязательно объяснят причину этого решения.
4. Бабушки и дедушки обычно не нянчатся с внучатами, но иногда отводят их в секцию или студию. Основное время малыши проводят в садиках, легко адаптируясь к условиям дошкольного учреждения. Кстати, если мама не работает, то ей могут и не дать бесплатную путевку в государственный детский сад.
Французское воспитание – это не только скромные и выдержанные дети, это еще и сильные родители.
Мамы и папы во Франции умеют говорить слово "Нет" так, чтобы оно звучало уверенно.
1.4. Американское воспитание
Современные маленькие американцы – это знатоки юридических норм, не редко дети жалуются на родителей в суд за ущемление своих прав. Возможно, это происходит потому, что общество огромное внимание уделяет разъяснению детских свобод и развитию индивидуальности.
Другие особенности американского воспитания:
1. Для многих американцев семья – это культ. Хотя бабушки и родители часто проживают в разных штатах, на Рождество и День благодарения все члены семьи любят собираться вместе.
2. Еще одна характерная особенность американского стиля воспитания – привычка посещать публичные места вместе со своими чадами. На то есть две причины: во-первых, не все молодые родители могут позволить услуги няни, во-вторых, они не хотят отказываться от прежнего "вольного" образа жизни. Поэтому часто можно увидеть детей на взрослых вечеринках.
3. Американских малышей редко отдают в детские сады (точнее, группы при школах). Женщины-домохозяйки сами предпочитают воспитывать детей, однако не всегда занимаются с ними. Поэтому в первый класс девочки и мальчики идут, не умея ни писать, ни читать.
4. Почти каждый ребенок в среднестатистической американской семье с ранних лет состоит в каком-нибудь спортивном клубе, секции, играет за школьную спортивную команду. Существует даже стереотип, когда об американских школах говорят, что там главный школьный предмет "Физкультура".
5. Американцы серьезно относятся к дисциплине и наказанию: если лишают детей компьютерной игры или прогулки, то всегда объясняют причину.
Кстати, именно США – родина такой техники конструктивного наказания, как тайм-аут. В этом случае родитель перестает общаться с ребенком или оставляет его в одиночестве на короткое время.
Период "обособления" зависит от возраста: по одной минуте на каждый год жизни. То есть четырехлетнему малышу хватит 4 минут, пятилетнему – 5 минут. Например, если ребенок дерется, достаточно отвести его в другую комнату, усадить в кресло и оставить одного. После окончания тайм-аута нужно обязательно спросить, понял ли малыш, почему его наказали.
Еще одна особенность американцев – несмотря на пуританские взгляды, открыто говорить с детьми на тему секса.
1.5. Итальянское воспитание Итальянцы трепетно относятся к детям, считая их дарами небес. Детей любят, причем не только их родители, дядюшки, тетушки и бабушки с дедушками, а вообще все встречные, начиная от бармена и заканчивая продавцом газет. Всем малышам гарантировано внимание. Прохожий может улыбаться ребенку, потрепать его за щечки, что-то ему сказать.
Неудивительно, что для своих родителей ребенок в Италии остается ребенком и в 20, и в 30 лет.
Другие особенности итальянского воспитания:
1. Итальянские родительницы редко отдают малышей в садик, считая, что они должны воспитываться в большой и дружной семье. За детьми приглядывают бабушки, тети, другие близкие и дальние родственники.
2. Малыш растет в атмосфере тотального надзора, опеки и, одновременно, в условиях вседозволенности. Ему разрешают все: шуметь, кричать, дурачиться, не выполнять требования взрослых, играть часами на улице.
3. Детей берут с собой повсюду – на свадьбу, концерт, светский раут. Получается, что итальянский "бамбино" с рождения ведет активнейшую "светскую жизнь".
Никто не возмущается этим правилом, потому что малышей в Италии любят все и не скрывают своего восхищения.
4. Русские женщины, живущие в Италии, отмечают нехватку литературы о раннем развитии и воспитании детей. Проблемы есть и с развивающими центрами и группами для занятий с маленькими детьми. Исключение – кружки по музыке и плаванию.
5. Итальянские папы наравне со своими женами разделяют обязанности по воспитанию ребенка.
Итальянский папа никогда не скажет "Воспитание детей –женское дело". Наоборот, он стремится принимать активнейшую роль в воспитании своего чада. Особенно если это чадо женского пола. В Италии так и говорят: родилась девочка –папина радость.
1.6. Русское воспитание
Несколько десятилетий назад применялись единые требования и правила к воспитанию ребенка, сегодняшние родители используют самые разные популярные развивающие методики.
Психологи говорят о постепенном переходе от авторитарного стиля воспитания с гуманитарному.
Однако до сих пор в России актуальна народная мудрость: "Нужно воспитывать детей, пока они поперек лавки помещаются".
Другие особенности русского воспитания:
1. Главные воспитатели – женщины. Это относится и к семье, и к образовательным учреждениям. Мужчины намного реже занимаются развитием детей, большую часть времени посвящая карьере и зарабатыванию денег.
Традиционно российская семья строится по типу мужчина – кормилец, женщина – хранительница домашнего очага.
2. Подавляющее большинство малышей посещает детские сады (к сожалению, приходится долго стоять в очереди), которые предлагают услуги по всестороннему развитию: интеллектуальному, социальному, творческому, спортивному. Однако многие родители не доверяют детсадовскому образованию, записывая деток в кружки, центры и студии.
3. В России не так популярны услуги нянь, как в других европейских странах.
Чаще всего родители оставляют детей на бабушек и дедушек, если вынуждены выйти на работу, а место в яслях или садике пока недоступно.
В целом бабушки часто принимают активное участие в вопросах воспитания детей.
4. Дети остаются детьми, даже когда они уходят из дома и заводят собственные семьи. Мама с папой стараются помочь материально, решить различные бытовые сложности подросших сыновей и дочерей, а также нянчатся с внучатами.
Заключение
Семья является интеллектуальным и посредническим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и демократических взаимоотношений между людьми, опыта отношения к явлениям, продуктам жизни.
Анализируя психолого- педагогическую литературу, было установлено, что семья представляет собой систему социального функционирования человека. Она обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных, условия для социализации подростков и, что важнее всего, объединяет своих членов чувством любви, общности и радости жизни.
Семья выполняет ряд функций важных для общества, необходимых для жизни каждого человека: это воспитательная, репродуктивная, хозяйственно- бытовая, социально - контролирующая, функция организации досуга.
В ходе исследования были изучены стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка: демократический, авторитарный, либеральный и др. Так, при авторитарном стиле воспитания наблюдается принуждение как основной метод воспитания, в деятельности родителей доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, единоличного принятия решений. Дети авторитарных родителей, как правило, отличаются замкнутостью, несамостоятельностью, робостью, раздражительностью. В подростковом возрасте может наблюдаться реакция протеста, выражающаяся в агрессивном поведении, уходе из дома. Это и показало наше практическое исследование.
Либеральный стиль воспитания характеризуется невмешательством родителей в процесс воспитания своих детей. Дети в таких семьях вырастают непослушными, и часто просто не умеют вести себя на людях.
Самым оптимальным стилем воспитания, кончено же, является демократический- тот при котором в ребенке ценится его независимость и самостоятельность, к ребенку проявляется доверие и признается право на автономию.
Подводя итоги, необходимо отметить, что, как правило, дети усваивают образцы поведения своих родителей, приобретают убежденность в их эффективности и в будущем могут применять их в качестве воспитания уже своих детей
Литература
Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов.- М.: ВЛАДОС, 2004.
Аксель Хаке "Краткое руководство по воспитанию малышей "Французские дети не плюются едой" Памела Друкерман, "Сделать счастливыми наших детей" Мадлен Дени.
"От пеленок до первых свиданий" Дебра Хаффнер
"Shapka, babushka, kefir. Как воспитывают детей в России" Таня Майер
23