СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные требования к подбору и проведению физкультминуток.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Основные требования к подбору и проведению физкультминуток.»

«Физическое образование ребёнка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребёнка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения.»

А. В. Луначарский

Основные требования к подбору и проведению физкультминуток.

Учебная деятельность на уроке, как и любая деятельность, может вызывать снижение функциональных возможностей организма, чувство усталости, свидетельствующее о необходимости отдыха для организма учащегося. Чередование различных видов деятельности при развивающемся утомлении способствует снятию мышечного и психического напряжения, активизации умственной деятельности и повышению эффективности обучения. Интеграция образовательной, двигательной и игровой деятельности при организации учебного процесса повышает умственную работоспособность у детей, повышает эмоциональный фон.

Физкультурные минутки — кратковременные физические упражнения — проводятся в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).

Цель проведения физкультурной минутки - повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

Нередко ребенок проявляет на занятиях «двигательное беспокойство». Он стремится изменить позу, у него падает внимание, он отвлекается. Это свидетельствует об умственном утомлении, которое распознается, прежде всего, по снижению внимания. В результате длительного статического напряжения у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье.

Задачи проведения физкультурной минутки:

-снизить утомление и снять отрицательные явления однообразного вынужденного положения за партой;

-снять нервно-психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности;

-активизировать внимание учащихся и повысить способность к восприятию учебного материала;

-повысить интерес школьников к занятиям физическими упражнениями;

-расширить представление о влиянии физических упражнений на самочувствие;

 -формировать знания, умения и навыки по самостоятельному выполнению физических упражнений.

Физкультминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно - сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Время начала физкультминутки определяется самим учителем с учетом содержания учебной деятельности на уроке при появлении признаков утомления. Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки, является 15-я - 20-я минута урока, особенно на 4, 5, 6 уроках. В первом классе рекомендуется проводить по две физкультминутки на каждом уроке, на 10-15-й и на 25-30– минутах. Во 2-ом - 4-м классах рекомендуется проводить по одной физкультминутке, начиная со 2-ого или 3-его урока в связи с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

Существуют следующие разновидности физкультминуток:

  1. Физкультминутка общего воздействия.

  2. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения.

  3. Физкультминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

  4. Физкультминутки для снятия утомления с туловища и ног.

  5. Физкультминутки для снятия утомления с кисти рук.

  6. Физкультминутки для снятия утомления зрительного и слухового анализатора.

Требования к проведению физкультминуток:

- Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления.

- Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.

- Упражнения должны быть разнообразны, меняться каждые 2 недели.

-Необходимо варьировать формы проведения физкультминуток (комплексы общеразвивающих упражнений, игровые задания, несложные игры малой интенсивности, танцевальные упражнения под музыку и т.д.).

- Применять наглядные методы.

-Обеспечивать позитивный эмоциональный настрой.

-Соблюдать режим проветривания.

Приложение

Физкультминутки в стихах.

  • Три медведя шли домой (шаг на месте)

Папа был большой – большой (руки поднять вверх),

Мама чуть поменьше ростом (руки на уровне груди),

А сынок – малютка просто (присесть).

Очень маленький он был (присев, покачиваясь по –медвежьи),

С погремушками ходил (стоя, имитируя игру с погремушками)

  • Вот моя черепаха, Она живет под панцирем (сжимаем пальцы в кулак) Она очень любит свой дом. Когда она хочет есть (выставляем большой палец), Она высовывает голову. Когда она хочет спать, или ей грозит опасность (прячем большой палец в кулак), Она прячет голову.

  • Два хлопка над головой, два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем и на двух ногах поскачем.



Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, 1-2 - плавно наклонить голову назад, 3-4 - олову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

5. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.

6. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 - и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Комплекс упражнений для снятия утомления с туловища и ног.

1. И.п. - о.с. 1 - выпад влево, руки дугами внутрь, вверх в стороны. 2 - толчком левой приставить ногу, дугами внутрь руки вниз. 3-4 -то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

2. И.п. - о.с. 1-2 - присед на носках, колени врозь, руки вперед - в стороны. 3 - встать на правую, мах левой назад, руки вверх. 4 - приставить левую, руки свободно вниз и встряхнуть руками. 5-8-то же с махом правой ногой назад. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3-4 - и.п. 5-8-то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.



Литература

1.Интернет ресурсы.

2.Исаева С. А. Физкультурные минутки в начальной школе Москва: изд. «Айрис-пресс», 2003.