СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные виды анализа занятий

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткий: проводится сразу после занятия. Наблюдая занятие, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели занятия и сопоставляет полученный результат с прогнозируемым.

Структурный: является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов занятия и выделяет этапы занятия.

Аспектный анализ: - осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов занятия:

  1. цели занятия;
  2. структуры и организации занятия;
  3. содержание занятия;
  4. деятельность педагога на занятии;
  5. деятельность детей на занятии;
  6. санитарно-гигиенических условий;
  7. психологического аспекта занятия.

Полный анализ: это система аспектных анализов. Полный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам занятия. Проводится при аттестации педагога, при обобщении педагогического опыта, в случае конфликтной ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Основные виды анализа занятий»

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АНАЛИЗА ЗАНЯТИЙ

Краткий: проводится сразу после занятия. Наблюдая занятие, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели занятия и сопоставляет полученный результат с прогнозируемым.

Структурный: является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов занятия и выделяет этапы занятия.

Аспектный анализ: - осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов занятия:

  1. цели занятия;

  2. структуры и организации занятия;

  3. содержание занятия;

  4. деятельность педагога на занятии;

  5. деятельность детей на занятии;

  6. санитарно-гигиенических условий;

  7. психологического аспекта занятия.

Полный анализ: это система аспектных анализов. Полный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам занятия. Проводится при аттестации педагога, при обобщении педагогического опыта, в случае конфликтной ситуации.

Примерная схема полного анализа занятия

  1. Анализ цели занятия.

Вопросы для анализа:

    1. Правильность и обоснованность цели занятия с учетом:

      1. программных требований;

      2. содержания материала;

      3. необходимого уровня знаний и умений воспитанников;

      4. места занятия в системе занятий по данной теме;

      5. возможностей самого педагога.

    2. Формы и методы доведения цели до воспитанников. Целесообразность этих форм и методов.

    3. Степень достижения поставленной цели.

  1. Анализ структуры и организации занятия

Вопросы для анализа:

    1. Соответствие структуры занятия его цели и типу.

    2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия.

    3. Целесообразность распределения времени по этапам занятия.

    4. Рациональность использования демонстрационного и раздаточного материала.

    5. Организация начала и конца занятия.

    6. Оптимальный темп ведения занятия.

  1. Анализ содержания занятия

Вопросы для анализа:

    1. Соответствие содержания занятия поставленной цели.

    2. Доступность изложения материала для детей.

    3. Связь содержания занятия с предварительной работой, накопленным опытом детей.

    4. Связь содержания занятия с потребностями и интересами детей.

    5. Формирование самостоятельного мышления, активной познавательной деятельности, познавательных интересов детей средствами самого материала занятия.

  1. Анализ методики проведения занятия (деятельность педагога)

Вопросы для анализа:

    1. Правильность выбора методов, приемов и средств обучения с учетом:

      1. темы занятия;

      2. цели занятия;

      3. возможностей детей;

      4. возможностей самого педагога;

      5. учебно-материальной базы.

    2. Разнообразие методов и приемов, применяемых на занятии.

    3. Формирование у детей новых понятий.

    4. Актуализация диалоговых форм общения во время занятия.

    5. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО и др.)

    6. Организация самостоятельной работы воспитанников (виды самостоятельной работы, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям и пр.).

    7. Педагогическая техника: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, приемы влияния на детей.

  1. Анализ работы воспитанников на занятии.

Вопросы для анализа:

    1. Активность и работоспособность детей на разных этапах занятия.

    2. Эмоционально-позитивное отношение к процессу и предмету познания.

    3. Владеют ли дети способами действий, ориентирующих детей в процессе решения познавательных задач.

    4. Сформированность рефлексивных умений (контроль и самоконтроль, оценка и самооценка, поведение при затруднениях.

    5. Качество знаний и умений, творческая активность (объем, глубина, умение применять знания и умения в различных ситуациях, и на новом материале).

    6. Стремление к самостоятельному приобретению знаний.

  1. Оценка санитарно-гигиенических условий.

Вопросы для анализа:

    1. Соответствие мебели росту детей.

    2. Уровень освещенности, чистота помещения.

    3. Приемы и методов работы над осанкой воспитанников.

    4. Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации.

    5. Применение наглядности, соответствующей нормам (величина, цвет, четкость изображения).

    6. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности.

  1. Психологический анализ занятия (проводится с педагогом-психологом).

Вопросы для анализа:

    1. Психологическое состояние воспитанников перед занятием и в ходе его (готовность к занятию, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее).

    2. Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания.

    3. Развитие и тренировка памяти воспитанников; как организация занятия способствовала развитию всех видов памяти.

    4. Развитие мышления воспитанников: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.), создание условий для развития творческого мышления.

    5. Развитие воображения воспитанников.

    6. Приемы организации осмысленного восприятия материала воспитанниками.

    7. Привлечение эмоций воспитанников в процессе обучения.

    8. Способствовало ли занятие общему развитию личности дошкольника и детского коллектива в целом.

    9. Знание педагогом возрастной психологии и психологический контакт с детьми.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО ЗАНЯТИЮ

  1. Оценка самоанализа занятия педагогом.

  2. Общая оценка достижения поставленной на занятии цели.

  3. Аргументированная характеристика достоинств занятия: элементы творчества, находки. Результативность.

  4. Недостатки занятия, диагностика причин недостатков, конкретные предложения по их устранению.