ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Организационная сторона занятия:
Своевременность начала занятия
Уровень подготовки дидактических пособий, оборудования, мела, доски
Готовность обучающихся к занятию
Санитарное состояние кабинета
Содержание занятия:
Глубина и научность объяснений педагога
Устанавливается ли связь с действительностью
Используется ли материал занятия в воспитательных целях
Привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки
Интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели
Каково содержание ответов обучающихся, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи
Воспитывающая роль занятия:
Использует ли педагог содержание материала в воспитательных целях
Какова система требований педагога
Приучены ли дети к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения
Обращает ли педагог внимание на поведение обучающихся, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину
Требования к анализу занятия:
Анализировать занятие не абстрактно, исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений.
Не искать на каждом занятии применения всех без исключения средств и методов работы.
Не стремиться, чтобы все занятия были комбинированными, включали все «элементы», т.е. схематизировать учебный процесс, упрощать его.
При анализе занятия учитывать:
Особенности темы.
Могут быть занятия, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать отвечать, работать с книгой или специальной литературой;
Возможности образовательного учреждения, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий. Анализируя занятие, важно обратить внимание, все ли реальные возможности использованы;
Состав данной группы обучающихся, уровень развития и способностей учеников Анализ занятия проводить не только на основе ответов обучающихся, самостоятельной работе, а учитывать уровень развития ребят, их способности;
Индивидуальность педагога, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, результаты работы.
ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМООНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ
Краткий (оценочный) анализ - общая оценка учебно-воспитательной функции занятия, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации
Структурный (поэтапный) анализ -выявление и оценка доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся
Организационный момент
Повторение ранее изученного
Подготовка к восприятию нового материала
Овладение новым материалом
Проверка понимания знаний и умений