Программа здоровьесберегающего направления
«Основы безопасности детей дошкольного возраста».
Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.
Презентацию подготовила: Воспитатель МБДОУ №1 д/с №1 г. Сычевки
Савицкая Людмила Владимировна
I. Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи – воспитания у ребёнка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве самостоятельности и ответственности за своё поведение.
II.Цель программы – сформировать у ребёнка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.
III .В содержание программы включено 6 разделов:
«Ребенок и другие люди»,
«Ребенок и природа»,
«Ребенок дома»,
«Здоровье ребенка»,
«Эмоциональное благополучие ребенка»,
«Ребенок на улицах города».
Разделы программы
Раздел 1 «Ребёнок и другие люди»
1.1. О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
1.2. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
1.3. Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.
1.4. Ребёнок и другие дети.
1.5. Если «чужой» приходит в дом.
1.6. Ребёнок как объект сексуального насилия.
Разделы программы
Раздел 2 «Ребёнок и природа»
2.1. В природе всё взаимосвязано.
2.2. Загрязнение окружающей среды.
2.3. Ухудшение экологической ситуации.
2.4. Бережное отношение к живой природе.
2.5. Ядовитые растения.
2.6. Контакты с животными.
2.7. Восстановление окружающей среды.
Разделы программы
Раздел 3 «Ребёнок дома»
3.1. Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.
3.2. Открытое окно, балкон как источники опасности.
3.3. Экстремальные ситуации в быту.
Разделы программы
Раздел 4 «Здоровье ребёнка»
4.1. Здоровье – главная ценность человеческой жизни.
4.2. Изучаем свой организм.
4.3. Прислушаемся к своему организму.
4.4. О ценности здорового образа жизни.
4.5. О профилактике заболеваний.
4.6. О навыках личной гигиены.
4.7. Забота о здоровье окружающих.
4.8. Поговорим о болезнях.
4.9. Инфекционные болезни.
4.10 Врачи – наши друзья.
4.11. О роли лекарств и витаминов.
4.12. Правила оказания первой помощи .
Разделы программы
Раздел 5 «Эмоциональное благополучие ребёнка»
5.1. Психическое здоровье.
5.2. Детские страхи.
5.3. Конфликты и ссоры между детьми.
Разделы программы
Раздел 6 «Ребёнок на улице»
6.1. Устройство проезжей части.
6.2. «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.
6.3. Дородные знаки для водителей и пешеходов.
6.4. Правила езды на велосипеде.
6.5. О работе ГИБДД.
6.6. Милиционер-регулировщик.
6.7. Правила поведения в транспорте.
6.8. Если ребёнок потерялся на улице.
IV.Принципы программы
Принцип полноты: содержание программы должно быть реализовано по всем разделам.
Принцип системности: работа должна проводиться в системе, целый учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня.
Принцип сезонности.
Принцип учёта условий городской и сельской местности: у каждого ребёнка существует свой опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием. Компенсировать его неосведомлённость в правилах поведения в непривычных для него условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы ДОУ
IV.Принципы программы
Принцип возрастной адресованности.
Принцип интеграции: содержание программы реализуется как в процессе регламентированной деятельности (по изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию), а также нерегламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов. Данную программу следует естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.
Принцип координации деятельности педагогов. Тематические планы воспитателей и специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развёртывать определённые темы.
Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семье.
V.Методические материалы к программе
Программа имеет учебно-методический комплект: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста и четыре красочно иллюстрированных раздаточных альбома для детей.
Спасибо за внимание!