СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы финансовой грамотности в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится об основах финансовой грамотности в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Основы финансовой грамотности в начальной школе»

Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы

политических, географических и социально-экономических границ.

Благополучие национальных экономик и мировой экономической системы

зависит от вкладов, которые делают в них отдельные люди и группы,

образующие сложную сеть взаимосвязанных и взаимозависимых отношений.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая,

воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе

принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и

закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего

возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и

приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу

финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Грамотность школьников в финансовой сфере – важное средство

долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективная

мера обеспечения повышения стандартов качества жизни и экономической

безопасности населения и будущих поколений граждан.

Обучая детей финансовой грамотности, можно помочь им прояснить

для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они

раньше поймут цену деньгам и научатся правильно принимать финансовые

решения, получат ответы на вопрос: почему одни люди успешны и богаты, а

другие постоянно нуждаются или живут «от зарплаты до зарплаты», или


«вечно в кредитах», или на содержании у родителей-пенсионеров?

Детей необходимо учить управлять деньгами, брать ответственность за

свои решения, приучать к бережному отношению к деньгам, и тогда, став

взрослыми, у них не будет ощущения, что «мама лучше знает, что нужно

купить на твою стипендию, зарплату и т.д.».


Почему очень важно закладывать основы финансовой грамотности в школе? Каковы цели усиления финансовой грамотности школьников?

• В последние годы выявились серьезные недоработки школьного образования в экономическом воспитании школьников.

• Отсутствие экономического воспитания часто проявляется в небрежном отношении детей к своим вещам, они не понимают, что замена этих вещей стоит их родителям немалых денежных затрат.

• Особую роль в решении этой задачи призвана решать математика, в курсе которой поэтапно формируется финансовая грамотность или, проще говоря, умение рационально распоряжаться финансами.

Организация образовательного процесса по формированию финансовой грамотности должна осуществляться с использованием разнообразных моделей:

- контекстной;

- предметной;

- внеурочной;

- проектной.

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В Федеральном Государственном Образовательном стандарте

начального общего образования отмечается необходимость привести

школьное образование в соответствие с потребностями современного

общества. Несомненно, финансовый аспект затрагивает практически все

сферы жизнедеятельности современного человека.

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие

экономического образа мышления, воспитание ответственности и

нравственного поведения в области экономических отношений в семье,

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения

элементарных вопросов в области экономики семьи. Основы финансовой грамотности в начальной школе входят в курс математики.

Формирование финансовой грамотности происходит на уроках математики, где младшие школьники получают элементарные представления о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества.

Рассмотрим содержание тем по финансовой грамотности в курсе математики в 1-4 классах.

В 1 классе учащиеся знакомятся с числами, цифрами для записи этих чисел; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости — копейкой, рублем, монетами достоинством в 1, 5, 10 копеек, 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети учатся пересчитывать и отбирать монеты для оплаты какого-либо продукта в пределах 20.

Во 2 классе вводится понятие денег, их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Учащиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках: появляются монеты и купюры в пределах 100 р., так как счет идет в пределах 100. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Появляется понятие цена товара, количество, стоимость покупки. Учащиеся решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи.

Рассмотрим задания по финансовой грамотности, которые можно предложить учащимся в 1 классе.

Знакомство с монетами и купюрами

Задача педагога в 1 классе сформировать у учащихся представление о монетах достоинством 1,2,5 рублей, 1,5,10 копеек, их наборе и размене, решая различные виды заданий.

Например:


  1. Где можно увидеть цифры 1, 5 и т.д.? Дети могут назвать номер маршрута, 1, 5 кг муки, 1, 5 л воды и в том числе и монеты номиналом 1 и 5.


  2. Необходимо набрать нужную сумму разными способами (без сдачи).



  3. Глядя на рисунок, учащиеся отвечают на вопросы: сколько денег у Вани? Сколько денег у Лены? У кого больше? У кого меньше?


Очень хорошо, когда экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность мышления. Дети, помогая решить проблемы, возникшие например перед сказочными героями, незаметно для себя овладевают знаниями о финансах.

Например, глядя на рисунок задачи, учащиеся помогают Буратино найти предмет, который стоит 2 рубля. Отвечают на вопрос: хватит ли Мальвине 10 рублей на покупку карандаша и ручки? и т.д.

Работа в области воспитания финансовой грамотности учащихся в 1 классе требует применения разнообразных форм и методов подачи учебного материала. Можно использовать различные формы проведения занятий: ролевые игры (магазин, кафе), конкурсы, театрализованные представления и др.

Во 2 классе увеличивается числовое множество до 100, поэтому увеличивается и количество купюр. Задания и задачи, которые можно использовать на данном этапе:


  1. Нужно набрать ровно 100 рублей. Есть монеты номиналом 1 и 10 рублей. Сколькими монетами это можно сделать? Перечислить все возможные варианты.


  2. В кассе лежит куча монет по 1, 5 и 10 рублей. Воришка, не глядя, хватает 10 монет и убегает. Сколько денег он мог украсть? Напишите все варианты.



  3. Скакалка стоит 33 руб­ля. Сколь­ко стоят 3 таких же скакалки?



  4. Альбом для рисования стоит 15 руб­лей. Сколь­ко таких альбомов Толя смо­жет ку­пить на 60 рублей?



  5. Папа купил 2 кг кон­фет и за­пла­тил за по­куп­ку 100 руб­лей. Сколь­ко стоил 1 кг кон­фет?


Рассмотрим, каковы же должны быть предметные результаты обучения по финансовой грамотности у учащихся 1-2 классов.

В 1 классе ребенок должен:


  • понимать смысл денег, знать их функции (мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления);


  • различать монеты разного достоинства в пределах 20 р.;


  • уметь собирать из монет необходимую сумму;


  • разменивать крупную монету на мелкие.


Во 2 классе:


  • понимать смысл денег, знать их функции;


  • знать историю появления денег, их необходимость;


  • владеть понятиями цены товара, его количества, стоимости покупки;


  • различать монеты и купюры разного достоинства в переделах 100 р.;


  • переводить рубли в копейки и обратно;


  • решать задачи на стоимость товара;


  • знать цены основных товаров (хлеб, молоко, канцелярские принадлежности)


  • уметь пользоваться карманными деньгами, рассчитывать стоимость покупки, оплачивать товары в магазинах в пределах 100 р.


В 3 классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами,

купюрами в пределах 1000 р., учатся переводить рубли в копейки и обратно.

Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена*количество =

стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и

стоимости товара. Карманные деньги уже могут быть в пределах 1000 рублей.

Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания,

канцелярские товары и т.д.

В 4 классе увеличиваются денежные знаки до 1 000 000 рублей. Также

учащиеся продолжают учиться переводить рубли в копейки и обратно. С

помощью формулы стоимости покупки они решают разные виды задач на

нахождение цены, количества и стоимости товара. В 4 классе появляются

новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет,

планирование семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо

понимать, сколько стоит одежда, обувь и т.д.

Чтобы расширить кругозор детей, и сделать математику более для них интересной, можно учащихся познакомить не только с понятиями, но и с историей появления денег.

Для определенного класса с учётом уровня подготовки учащихся педагог имеет возможность самостоятельно подобрать метод для разъяснения материала по финансовой грамотности.

Задача учителя на подобного рода занятиях - вовлечь учащихся в процесс ознакомления с понятием финансовой грамотности, дать возможность актуализировать учащимися для себя эти знания.

Можно утверждать, что финансовая грамотность в курсе математики дает положительные результаты, так как:


  • значительно увеличивает активность детей на уроке;


  • развивает внутреннюю мотивацию к учению;


  • усиливает познавательные мотивы;


  • расширяет личный опыт учеников;


  • преодолевает оторванность математики от реальной жизни;


  • повышает качество и прочность знаний;


  • повышает роль детей в семье;


  • приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.


Экономические знания полезны и доступны для усвоения учащимися 1–4 классов, интересны детям, родителям и педагогам

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня образование нацелено, в первую очередь, на комплексное

освоение практических инструментов. Они помогают детям реализоваться в

жизни, осваивать необходимые навыки, становиться многогранными,

всесторонне развитыми личностями. Одна из важных, ранее зачастую

упускаемых проблем, — финансовая грамотность для учащихся начальной

школы. Учиться обращению с деньгами необходимо — это помогает

осознать, как выстраиваются различные взаимоотношения в семье, насколько

велика личная ответственность каждого в ее благосостоянии.

Наличие задач с экономическим содержанием на уроках математики в

начальной школе способствует получению основ финансовой грамотности,

вносит практическую направленность.

Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую

жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово

благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой

грамотности и научиться считать деньги.

Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно

подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет

принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые

привычки и использовать свои знания на практике. Финансово образованный

человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни,

создавая материальную основу для развития общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Деньги. Занимательные экскурсы в историю и макроэкономику. - М. МПА-Пресс, 2002.


  2. Критерии и конкретизирующие показатели оценки экономических знаний младших школьников/Е.Н. Землянская – М., 2000.


  3. Вендина А. А. Применение кейс-метода при обучении


финансовой грамотности в начальной школе // Практические аспекты

дошкольной и школьной педагогики: сборник статей по материалам II

международной заочной научно-практической конференции. 2016.


  1. Интернет ресурсы