Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы
политических, географических и социально-экономических границ.
Благополучие национальных экономик и мировой экономической системы
зависит от вкладов, которые делают в них отдельные люди и группы,
образующие сложную сеть взаимосвязанных и взаимозависимых отношений.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая,
воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе
принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и
закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего
возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и
приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу
финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Грамотность школьников в финансовой сфере – важное средство
долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективная
мера обеспечения повышения стандартов качества жизни и экономической
безопасности населения и будущих поколений граждан.
Обучая детей финансовой грамотности, можно помочь им прояснить
для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они
раньше поймут цену деньгам и научатся правильно принимать финансовые
решения, получат ответы на вопрос: почему одни люди успешны и богаты, а
другие постоянно нуждаются или живут «от зарплаты до зарплаты», или
«вечно в кредитах», или на содержании у родителей-пенсионеров?
Детей необходимо учить управлять деньгами, брать ответственность за
свои решения, приучать к бережному отношению к деньгам, и тогда, став
взрослыми, у них не будет ощущения, что «мама лучше знает, что нужно
купить на твою стипендию, зарплату и т.д.».
Почему очень важно закладывать основы финансовой грамотности в школе? Каковы цели усиления финансовой грамотности школьников?
• В последние годы выявились серьезные недоработки школьного образования в экономическом воспитании школьников.
• Отсутствие экономического воспитания часто проявляется в небрежном отношении детей к своим вещам, они не понимают, что замена этих вещей стоит их родителям немалых денежных затрат.
• Особую роль в решении этой задачи призвана решать математика, в курсе которой поэтапно формируется финансовая грамотность или, проще говоря, умение рационально распоряжаться финансами.
Организация образовательного процесса по формированию финансовой грамотности должна осуществляться с использованием разнообразных моделей:
- контекстной;
- предметной;
- внеурочной;
- проектной.
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В Федеральном Государственном Образовательном стандарте
начального общего образования отмечается необходимость привести
школьное образование в соответствие с потребностями современного
общества. Несомненно, финансовый аспект затрагивает практически все
сферы жизнедеятельности современного человека.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и
нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи. Основы финансовой грамотности в начальной школе входят в курс математики.
Формирование финансовой грамотности происходит на уроках математики, где младшие школьники получают элементарные представления о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества.
Рассмотрим содержание тем по финансовой грамотности в курсе математики в 1-4 классах.
В 1 классе учащиеся знакомятся с числами, цифрами для записи этих чисел; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости — копейкой, рублем, монетами достоинством в 1, 5, 10 копеек, 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети учатся пересчитывать и отбирать монеты для оплаты какого-либо продукта в пределах 20.
Во 2 классе вводится понятие денег, их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Учащиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках: появляются монеты и купюры в пределах 100 р., так как счет идет в пределах 100. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Появляется понятие цена товара, количество, стоимость покупки. Учащиеся решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи.
Рассмотрим задания по финансовой грамотности, которые можно предложить учащимся в 1 классе.
Знакомство с монетами и купюрами
Задача педагога в 1 классе сформировать у учащихся представление о монетах достоинством 1,2,5 рублей, 1,5,10 копеек, их наборе и размене, решая различные виды заданий.
Например:
Где можно увидеть цифры 1, 5 и т.д.? Дети могут назвать номер маршрута, 1, 5 кг муки, 1, 5 л воды и в том числе и монеты номиналом 1 и 5.
Необходимо набрать нужную сумму разными способами (без сдачи).
Глядя на рисунок, учащиеся отвечают на вопросы: сколько денег у Вани? Сколько денег у Лены? У кого больше? У кого меньше?
Очень хорошо, когда экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность мышления. Дети, помогая решить проблемы, возникшие например перед сказочными героями, незаметно для себя овладевают знаниями о финансах.
Например, глядя на рисунок задачи, учащиеся помогают Буратино найти предмет, который стоит 2 рубля. Отвечают на вопрос: хватит ли Мальвине 10 рублей на покупку карандаша и ручки? и т.д.
Работа в области воспитания финансовой грамотности учащихся в 1 классе требует применения разнообразных форм и методов подачи учебного материала. Можно использовать различные формы проведения занятий: ролевые игры (магазин, кафе), конкурсы, театрализованные представления и др.
Во 2 классе увеличивается числовое множество до 100, поэтому увеличивается и количество купюр. Задания и задачи, которые можно использовать на данном этапе:
Нужно набрать ровно 100 рублей. Есть монеты номиналом 1 и 10 рублей. Сколькими монетами это можно сделать? Перечислить все возможные варианты.
В кассе лежит куча монет по 1, 5 и 10 рублей. Воришка, не глядя, хватает 10 монет и убегает. Сколько денег он мог украсть? Напишите все варианты.
Скакалка стоит 33 рубля. Сколько стоят 3 таких же скакалки?
Альбом для рисования стоит 15 рублей. Сколько таких альбомов Толя сможет купить на 60 рублей?
Папа купил 2 кг конфет и заплатил за покупку 100 рублей. Сколько стоил 1 кг конфет?
Рассмотрим, каковы же должны быть предметные результаты обучения по финансовой грамотности у учащихся 1-2 классов.
В 1 классе ребенок должен:
понимать смысл денег, знать их функции (мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления);
различать монеты разного достоинства в пределах 20 р.;
уметь собирать из монет необходимую сумму;
разменивать крупную монету на мелкие.
Во 2 классе:
понимать смысл денег, знать их функции;
знать историю появления денег, их необходимость;
владеть понятиями цены товара, его количества, стоимости покупки;
различать монеты и купюры разного достоинства в переделах 100 р.;
переводить рубли в копейки и обратно;
решать задачи на стоимость товара;
знать цены основных товаров (хлеб, молоко, канцелярские принадлежности)
уметь пользоваться карманными деньгами, рассчитывать стоимость покупки, оплачивать товары в магазинах в пределах 100 р.
В 3 классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами,
купюрами в пределах 1000 р., учатся переводить рубли в копейки и обратно.
Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена*количество =
стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и
стоимости товара. Карманные деньги уже могут быть в пределах 1000 рублей.
Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания,
канцелярские товары и т.д.
В 4 классе увеличиваются денежные знаки до 1 000 000 рублей. Также
учащиеся продолжают учиться переводить рубли в копейки и обратно. С
помощью формулы стоимости покупки они решают разные виды задач на
нахождение цены, количества и стоимости товара. В 4 классе появляются
новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет,
планирование семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо
понимать, сколько стоит одежда, обувь и т.д.
Чтобы расширить кругозор детей, и сделать математику более для них интересной, можно учащихся познакомить не только с понятиями, но и с историей появления денег.
Для определенного класса с учётом уровня подготовки учащихся педагог имеет возможность самостоятельно подобрать метод для разъяснения материала по финансовой грамотности.
Задача учителя на подобного рода занятиях - вовлечь учащихся в процесс ознакомления с понятием финансовой грамотности, дать возможность актуализировать учащимися для себя эти знания.
Можно утверждать, что финансовая грамотность в курсе математики дает положительные результаты, так как:
значительно увеличивает активность детей на уроке;
развивает внутреннюю мотивацию к учению;
усиливает познавательные мотивы;
расширяет личный опыт учеников;
преодолевает оторванность математики от реальной жизни;
повышает качество и прочность знаний;
повышает роль детей в семье;
приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.
Экономические знания полезны и доступны для усвоения учащимися 1–4 классов, интересны детям, родителям и педагогам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня образование нацелено, в первую очередь, на комплексное
освоение практических инструментов. Они помогают детям реализоваться в
жизни, осваивать необходимые навыки, становиться многогранными,
всесторонне развитыми личностями. Одна из важных, ранее зачастую
упускаемых проблем, — финансовая грамотность для учащихся начальной
школы. Учиться обращению с деньгами необходимо — это помогает
осознать, как выстраиваются различные взаимоотношения в семье, насколько
велика личная ответственность каждого в ее благосостоянии.
Наличие задач с экономическим содержанием на уроках математики в
начальной школе способствует получению основ финансовой грамотности,
вносит практическую направленность.
Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую
жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово
благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой
грамотности и научиться считать деньги.
Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно
подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет
принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые
привычки и использовать свои знания на практике. Финансово образованный
человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни,
создавая материальную основу для развития общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Деньги. Занимательные экскурсы в историю и макроэкономику. - М. МПА-Пресс, 2002.
Критерии и конкретизирующие показатели оценки экономических знаний младших школьников/Е.Н. Землянская – М., 2000.
Вендина А. А. Применение кейс-метода при обучении
финансовой грамотности в начальной школе // Практические аспекты
дошкольной и школьной педагогики: сборник статей по материалам II
международной заочной научно-практической конференции. 2016.
Интернет ресурсы