СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы графической грамоты

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Основы графической грамоты" для 5 класса. Указаны цель, задачи, планируемые результаты.

Просмотр содержимого документа
«Основы графической грамоты»

7


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

ИМЕНИ МАРШАЛА Ф. И. ТОЛБУХИНА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ













РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ТЕХНОЛОГИИ




5 КЛАСС



тема:

«ОСНОВЫ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТЫ»












Разработал:

Степанец Петр Николаевич,

учитель технологии

высшей категории





Дата __________ __________

Урок № 3-4 Класс __________ __________

ПЛАН УРОКА


Тема: Основы графической грамоты.


Практическая работа №1.


Цель: организовать деятельность учащихся по изучению эскиза, технического рисунка, чертёжа детали и изделия, масштаба, линий чертежа; правил чтения чертежей деталей; способов работы с информацией при выполнении самостоятельной работы на уроке и дома с помощью учебника, справочной литературы, электронных ресурсов.


Задачи урока:

обучения — сформировать понятие об основных требованиях выполнения чертежей, эскизов; правил чтения чертежей;

развития — способствовать развитию мыслительных (обобщать, систематизировать, анализировать) и учебных операций (планировать, наблюдать, осуществлять самоконтроль); способствовать развитию творческого воображения и мышления;

воспитания — воспитание интереса и активности к учению, творческой активности и ответственности; чувства коллективизма.


Тип урока: урок получения новых знаний.

Метод обучения: беседа, рассказ, демонстрация наглядных пособий и видеоматериалов, работа с рабочей тетрадью, индивидуальный опрос, выполнение самостоятельной работы, контроль знаний.


Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.


Оборудование: тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, слесарные линейки.


Дидактические средства: мультимедийная презентация «Чертёж, эскиз, технический рисунок».


Межпредметные связи: математика.


Планируемые результаты:

Предметные: овладение правилами чтения чертежей; правилами выполнения и оформления графической документации; практическое знакомство с линиями чертежа, масштабом; осуществление сохранения информации в чертежах, эскизах.

Метапредметные:

познавательные: формирование и развитие технологического и экологического мышления, умения применять их в различных видах деятельности; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

регулятивные: определение цели учебной деятельности, осуществление самоконтроля, оценивание точности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения;

коммуникативные: организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками, донести свою позицию до других, оформить свою мысль в расчётах.

Личностные: проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности; формирование ответственного отношения к учебе, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию и обучению; коммуникативных компетенций в общении и сотрудничестве со сверстниками.




Ход урока

I. Организационная часть:

  1. Приветствие.

  2. Выяснение посещаемости и отметка отсутствующих.

  3. Проверка готовности к уроку.


II. Создание проблемной ситуации, формулировка цели урока:

Необходимо изготовить изделие. Что для этого нужно?


III. Актуализация опорных знаний:

Какие виды графической документации вам известны? Охарактеризуй те каждый из них.


IV. Мотивация учебной деятельности:

Для чего необходимо знать виды графической документации?


V. Постановка учебной цели, задачи:

Дать определение чертежа, эскиза, масштаба.


VI. Первичное усвоение новых знаний:

Графика нужна людям разных профессии: строителям, инженерам, столярам, токарям, учителям. Школьники используют графику при изучении математики, географии, физики, информатики, технологии.

На уроках технологии основными видами графических изображений, с которыми работают: эскизы, технические рисунки, технологические карты, планы, схемы, чертежи, графики. Их выполняют от руки, с помощью чертёжных инструментов и принадлежностей или используя специальные компьютер­ные программы.

Чертёжные инструменты и приспособления:

а — чертёжная доска; б — линейка-транспортир; в — циркуль;

г — лекало; д — трафарет геометрических фигур; е — линейка;

ж — угольник-транспортир; з — карандаш; и — ластик

Любое изделие — шариковая ручка, мотороллер, маши­на, дом, компьютер — создаётся по чертежам.

Чертежом называется изображение предмета на плоскости, выполненное по определённым правилам. Чертёж может выполняться в натуральную величину, в увеличенном или уменьшенном масштабе.

Масштабом называется отношение линейных разме­ров изображения предмета к его действительным размерам. При вычерчивании малых изделий (скрепки, де­талей ювелирных украшений) их изображения увеличивают, при вычерчивании больших из­делий (деталей фартука, платья, автомобиля, корабля) их изображения уменьшают по сравнению с действительными раз­мерами. Масштабы изображений и их обозначения на черте­жах всех отраслей промышленности и строительства устанав­ливает государственный стандарт (ГОСТ).

На чертежах используют следующие масштабы:

натуральный масштаб 1 : 1 (один к одному);

масштаб увеличения — 2 : 1; 2,5 : 1; 4 : 1; 5 : 1; 10 : 1 и т. д.;

масштаб уменьшения — 1 : 2; 1 : 2,5; 1 : 4; 1 : 5; 1 : 10 и т. д.

Каким бы ни был масштаб чертежа, размеры на нём ука­зывают действительные.

Кроме чертежей, для выполнения которых применяют чертёжные инструменты, существуют графические изобра­жения, которые выполняются от руки. Это эски­зы и технические рисунки.

Эскизом называется изображение предмета, выполнен­ное от руки без точного соблюдения масштаба, с сохранением пропорций всех элементов изделия.

Технический рисунок — наглядное изображение предмета, выполненное на глаз, от руки, с соблюдением пропорций, по правилам оформления чертежа. При необходимости на нём указывают общие размеры изделия — длину, ширину, толщину, материал изготовления.

Информацию человек может получить и используя схе­му — графический документ, на котором с помощью услов­ных обозначений показаны составные части какой-нибудь системы и связи между ними (схемы станций метро, вяза­ния, плетения, электрических цепей, соединения деталей швейных изделий.

Типы схем:

а — схема машинного шва; б — схема соединения розетки, выключателя и светильника


Правила выполнения и оформления графической документации

1. Вся графическая документация оформляется по еди­ным нормам и правилам, установленным государствен­ным стандартом (ГОСТ).

2. Чертежи выполняются на форматах, соответствую­щих ГОСТу. Для учебных чертежей обычно использует­ся формат А4 (210 х 297).

3. Чертёж должен иметь рамку, которая ограничивает поле чертежа.

4. В правом нижнем углу чертежа оформляется основная надпись, в которой указывается название изделия, материал изготовления, количество деталей, масштаб и другая информация.

5. Для того чтобы дать полное представление о форме изделия, на чертежах и эскизах выполняют несколько его проекций (видов) в зависимости от точки обзора: спереди (главный вид), сбоку (слева, справа), сверху.

6. Размеры на чертежах указываются в миллиметрах, без указания «мм».

7. Диаметры отверстий обозначают знаком Ø, радиу­сы — R, толщину — s.

8. При выполнении чертежей используются определён­ные типы линий.

Оформление чертежа:

1 — сплошная основная толстая (линия видимого контура); 2— штриховая (линия невидимого контура); 3 — штрихпунктирная тонкая (осевая); 4 — сплошная тонкая (выносная);

5 — сплошная тонкая (размерная)

Стандартом называется документ, который уста­навливает единые для нашей страны правила выпол­нения и оформления чертежей и других технических документов. Государственные стандарты (ГОСТ) обязательны для выполнения предприятиями, орга­низациями, институтами, школами, частными ли­цами.


Физкультминутка (гимнастика для глаз).


VII. Закрепление новых знаний и умений:

  • Что называется эскизом?

  • Что называется техническим рисунком?

  • Что называется чертежом?

  • Что называется масштабом?

  • Назовите линии чертежа и их назначение.


VIII. Практическая работа:

Практическая работа №1. Линии чертежа.


Физкультминутка (гимнастика для глаз).


1. формирование новых умений:

    • проверка организованности начала работы обучающимися;

    • проверка организации рабочих мест обучающихся;

    • соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

2. усвоение новых знаний:

  • проверка правильности выполнения задания обучающимися;

  • оценивание результатов.

3. целевые обходы:

  • инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

  • концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

  • оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания обучающимся;

  • рациональное использование учебного времени обучающимися.


IX. Рефлексия деятельности:

Скажите, для чего человек должен иметь представление о чертежах?


Закончите фразу:

- Сегодня я узнал… - Я приобрёл… - Меня удивило…

- Было интересно… - Я понял, что… - Мне захотелось…

- Было трудно… - Я научился… - Мне понравилось…

- Я почувствовал, что… - Я смог… - Урок дал мне для жизни…

- Я попробую… - У меня получилось…


Повторение новых понятий:

ЕСКД, ГОСТ, чертёж, эскиз, технический рисунок, масштаб, линии чертежа.


X. Заключительная часть:

  1. Подведение итогов урока.

  2. Разбор и оценка правильности и качества выполненных работ.

  3. Демонстрация лучших работ.

  4. Указания по подготовке к следующему занятию.

  5. Уборка рабочих мест.