РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы информационных технологий в профессиональной деятельности
23.01.10 «Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава»
2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 23.01.10 Слесарь по осмотру и ремонту подвижного состава, входящей в состав укрупнённой группы профессий «Инженерное дело, технологии и технические науки» по направлению подготовки 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта.
Организация – разработчик: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Боготольский техникум транспорта»
Разработчики:
Запрудская Ирина Валентиновна, заместитель директора по учебной работе КГБПОУ «Боготольский техникум транспорта»;
Драко Анастасия Владимировна, методист КГБПОУ «Боготольский техникум транспорта»;
Щуревич Светлана Яковлевна, преподаватель информатики и вычислительной техники.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
| 11 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 12 |
- требования к результатам освоения рабочей программы
| 13 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы информационных технологий в профессиональной деятельности
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы по подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.10 Слесарь по осмотру и ремонту подвижного состава, входящей в состав укрупнённой группы профессий «Инженерное дело, технологии и технические науки» по направлению подготовки 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 18540 слесарь по ремонту подвижного состава, 18507 Слесарь по осмотру и ремонту локомотивов на пунктах технического обслуживания при наличии основного общего образования или среднего общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать основные информационные технологии сбора, размещения, хранения, накопления данных в профессионально ориентированных информационных системах;
- использовать изученные программные средства при испытаниях, регулировке и наладке узлов и механизмов подвижного состава;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия обработки информации;
- прикладные программы, используемые при испытаниях, регулировке и наладке узлов и механизмов подвижного состава.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА ИСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - оформление практических работ; - подготовка рефератов (компьютерной презентации) по темам «Информационные системы ОАО РЖД», «Характеристики и показатели качества информационных процессов», «Возможности операционной системы Мiсrоsоft Windows», «Сетевые технологии в профессиональной деятельности», «Сетевые профессиональные сообщества», «Ресурсы сети Интернет в деятельности слесаря по обслуживанию и ремонту подвижного состава | 9 3 4 |
Промежуточная аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы информационных технологий в профессиональной деятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Средства информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности | | 25 | |
Тема 1.1. Информационные системы и технологии. | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Информационные системы. Основные понятия и определения. Обеспечивающий и прикладной уровень. Понятие об информационных системах. Классификация информационных систем. Возможности информационной системы железных дорог в интересах всего транспортного комплекса страны. | | 2 |
2 | Информационные технологии. Структура информационного процесса. Основные понятия информа-ционных технологий. Информационные технологии - один из важнейших элементов инфраструктуры железных дорог. Приоритетные направления внедрения информационных технологий на железнодорожном транспорте. | | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 1.2.Аппаратные и программные средства. | Содержание учебного материала | 5 |
1 | Техника безопасности при работе с аппаратными средствами. Автоматизированные рабочие места на железной дороге. Состав технических средств. Правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. | | 3 |
2 | Вычислительные сети. Классификация компьютерных сетей. Корпоративные сети Российских железных дорог. Каналы связи. Отраслевая информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Волоконно-оптическая магистральная цифровая сеть связи Российских железных дорог. | | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические работы Эксплуатация аппаратных и программных средств; Вычислительные сети; Программные средства в профессиональной деятельности. | 3 |
Контрольная работа | |
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка реферата по теме: «Высокоскоростная цифровая сеть связи железных дорог России» | 2 |
Тема 1.3. Технологии создания и преобразования информации. | Содержание учебного материала | 10 |
1 | Технология обработки текстовой информации. Создание текстовых документов с помощью современных программных средств. Работа с таблицами. Работа с графикой. | | 3 |
2 | Технология обработки числовой информации. Основы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм. Создание сводных таблиц. Создание унифицированных форм документов. Электронные формы контрактов, перевозочных документов и платежей. | | 3 |
| 3 | Технология хранения, поиска и сортировки информации. Работа с файлами. Защита информации. Понятие базы данных, системы управления базами данных. Создание реляционной базы данных. Обработка данных в базе данных. | | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические работы Создание информационного буклета профессионального направления. Технологии форматирования текстового документа в профессионально-ориентированных информационных системах. Компьютерные языковые словари. Системы оптического распознавания символов. 2.Технология обработки числовой информации 3. Технология хранения, поиска и сортировки информации 3.1. Технология хранения и поиска информации в базах данных. 3.2. Технология сортировки и обработки информации. | 7 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка рефератов (презентаций) по темам: «Информационные системы ОАО РЖД», «Характеристики и показатели качества информационных процессов», «Аппаратные и программные средства ИКТ». | 6 |
Раздел 2. Автоматизированные рабочие места, их локальные и отраслевые сети | | 23 | |
Тема 2.1 Основные принципы, методы и свойства информационных и коммуникационных технологий, их эффективность | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Информационные и коммуникационные технологии. Поиск информации в сети Интернет. Ресурсы сети Интернет в деятельности проводника на железнодорожном транспорте, билетного кассира. Принципы электронного документооборота. Электронная почта и телеконференции. Интерактивное общение в Интернете. Сетевые профессиональные сообщества и проекты. | | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические работы 1. Использование сервисов и ресурсов сети Интернет. 2. Сетевые технологии в профессиональной деятельности | 3 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка реферата (электронных презентаций) по темам: «Сетевые технологии в профессиональной деятельности», «Сетевые профессиональные сообщества», «Ресурсы сети Интернет в деятельности проводника на железнодорожном транспорте» | 3 |
Тема 2.2. Автоматизированные системы управления | Содержание учебного материала | 3 | |
1 | Автоматизированные системы. Автоматизация производства. Системы ЧПУ. Средства управления: элементная база промышленного оборудования (ОЗУ, ПЗУ, ЦАП, АЦП). Информационные системы. Автоматизированные информационные системы (АИС). | | 1 |
Лабораторные работы | - | |
Практическая работа ИСЖТ и её подсистемы. Программное и информационное обеспечение. | 2 |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). | 1 |
Тема 2.3 Системы автоматизированного проектирования (САПР) | Содержание учебного материала | 7 |
1 | Сетевые технологии обработки информации: САПР, АРМ. САПР: общие принципы моделирования, основные термины модели, эскизы, контуры и операции. | | 3 |
Лабораторные работы | - | |
| Практические работы «Построение чертежа детали в 3-х проекциях по сетке». «Построение детали по чертежу». «Построение детали Втулка по размерам и с вырезом 1/4». «Моделирование сложного геометрического объекта». | 5 |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). | 4 |
Промежуточная аттестация в форме письменной проверочной контрольной работы | 1 | |
Итого | 48 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатика».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Основы информационных технологий в профессиональной деятельности»;
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением, принтер, экран и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Информатика. 10 -11класс/ Под редакцией Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2003г.
Управление и информационные технологии на железнодорожном транспорте: Учебник для вузов ж.-д. транспорта / Л.П. Тулупов, Э.К. Лецкий, Шапкин И.Н., Самохвалов А.И. / Под ред. Тулупова Л.П. – М.: Маршрут, 2005. – 467с.
Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2004.
Дополнительные источники:
Железнодорожный транспорт. М., 2000-2005.
Советов Б.Я. Информационная технология.- М.: Высш. шк., 1994.-368 с.
Буянов В.А., Ратин Г.С. Автоматизированные информационные системы на железнодорожном транспорте. – М.: Транспорт, 1984.
Автоматизированная система управления локомотивным хозяйством АСУТ.- Под ред. И.К.Лакина. – М.: ОЦВ,2002.
Оператор ЭВМ: учеб. пособие для нач. проф. образования / С.В. Киселёв. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352с.
Оператор ЭВМ. Практические работы: учеб. пособие для нач. проф. образования / Н.В. Струмпэ. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 112 с.
Интернет-ресурсы:
- http://instructionsrzd.ucoz.ru/ - инструкции РЖД, литература и форумы.
- http://makarova.piter.com/-Сайт материалов по информатике Макаровой Н.В.;
http://www.rusedu.info/ - Информатика и ИКТ в образовании;
http://www.alleng.ru/edu/comp.htm-Учебники по информатике;
http://www.osp.ru/pcworld – журнал «Мир ПК».
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
использовать основные информационные технологии сбора, размещения, хранения, накопления данных в профессионально ориентированных информационных системах; | практические работы, домашние работы, наблюдение и оценка за действием обучающихся при выполнении практических работ, тестирование; оценка умения пользоваться ресурсами сети Интернет; |
использовать изученные программные средства при испытаниях, регулировке и наладке узлов и механизмов подвижного | практические работы, домашние работы, экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях; |
Знания: | |
основные понятия обработки информации; | практические работы, самостоятельная работа, домашняя работа, экспертная оценка знания различных редакторов и методов редактирования информационных объектов; экспертная оценка защиты презентаций; экспертная оценка ответов обучающихся; |
прикладные программы, используемые при испытаниях, регулировке и наладке узлов и механизмов подвижного состава | контрольная работа, практические работы, домашняя работа, экспертная оценка знаний назначения и технологии эксплуатации программного ПО |
5. требования к результатам освоения рабочей программы
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1. Выявлять неисправности основных узлов оборудования и механизмов подвижного состава. | Понятие об информационных системах. Классификация информационных систем. Возможности информационной системы железных дорог в интересах всего транспортного комплекса страны. | Тестирование, контрольный опрос |
ПК 1.2. Проводить демонтаж, монтаж, сборку и регулировку узлов и механизмов подвижного состава. | Приоритетные направления внедрения информационных технологий на железнодорожном транспорте. Автоматизированные рабочие места на железной дороге. Состав технических средств. | Тестирование, контрольный опрос |
ПК 1.3. Проводить ремонт узлов, механизмов и изготовление отдельных деталей подвижного состава. | Системы сетевого и дорожного уровня, линейного уровня, единые диспетчерские центры управления. Сетевые профессиональные сообщества и проекты. | Тестирование, контрольный опрос |
ПК 2.1. Выполнять работу на стендах, измерительных установках для исследования состояния узлов и механизмов подвижного состава. | Автоматизированная система контроля подвижного состава (АСК ПС) | Тестирование, контрольный опрос |
ПК 2.2. Проводить испытания узлов и механизмов подвижного состава. | АРМ ЛПК, ЦПК. Входная информация. Основные принципы ведения информационной базы данных. Бортовой регистратор для железнодорожного подвижного состава. Аппаратура контроля нагрева букс ПОНАБ | Тестирование, контрольный опрос |
ПК 2.3. Оформлять техническую документацию и составлять дефектную ведомость. | Технология обработки текстовой информации. Технология обработки числовой информации. Технология хранения, поиска и сортировки информации. | Тестирование, контрольный опрос, практическая работа. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | демонстрация интереса к будущей профессии | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем | выбор и применение методов и способов решения профессиональ-ных задач в области выполнения работ по техническому обслужива-нию и ремонту электровоза - оценка эффективности и качества выполнения работы | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | выполнение профессиональных задач при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту электровозов | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач | внедрение и использование информации для эффектив-ного выполнения техноло-гических процессов, профессионального и личностного развития | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профес-сиональной деятельности | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами | взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения | Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний | демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности. | Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
| | |
5