СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы изобразительной грамоты и рисования

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисования» направлен на художественное образование и воспитание подрастающего поколения, тем самым, обеспечивая формирование культурно образованной части общества, заинтересованной аудитории зрителей.

Просмотр содержимого документа
«Основы изобразительной грамоты и рисования»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРИУШИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

433303, Ульяновская область, г. Новоульяновск, с. Криуши, ул. Полевая, 5. тел: 8(84255)7-81-50








Принята на заседании

Педагогического совета

Протокол № ______

От «07» июня 2019г.



Утверждаю

Директор МУ ДО Киушинская ДШИ

___________В.Ф. Борисова

Приказ № ____

От «07» июня 2019 г.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ



по учебному предмету

Основы изобразительной грамоты и рисования

Возраст 7(6,5) – 9 (10)

Срок реализации: 3 года

Разработала:

Е.В. Балабанова

преподаватель

по классу ИЗО

МУ ДО Криушинская ДШИ







с. Криуши 2019 г.

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Список литературы









  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Характеристика учебного предмета, его место и роль

в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисования» разработана на основании: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196; Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р; Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г.; Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26 (вступил в действие с 01.09.2016г.); Устав МУ ДО Криушинская ДШИ; «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ; Письмо «О направлении методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» от 29.03.2016 ВК-641/09. Письмо «О направлении методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» от 29.03.2016 ВК-641/09.

Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисования» направлен на художественное образование и воспитание подрастающего поколения, тем самым, обеспечивая формирование культурно образованной части общества, заинтересованной аудитории зрителей.

Программа направлена на знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства, о правилах изображения с натуры и по памяти предметов (объектов) окружающего мира, об основах цветоведения, о формальной композиции, о способах работы с различными художественными материалами и техниками.

Общеразвивающая программа «Основы изобразительной грамоты и рисования» способствует эстетическому воспитанию учащихся, формированию художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Программа обеспечивает развитие творческих способностей детей и подростков и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Начальные знания по изобразительной грамоте и владение художественными материалами и техниками дает свободу самовыражения и помогает найти свой собственный язык изобразительного искусства, язык, при помощи которого учащиеся смогут передавать свои мысли и впечатления.

В основе педагогических принципов подачи учебного материала программы лежит принцип «мастер-класса», когда преподаватель активно включается в учебный процесс, демонстрируя свой творческий потенциал, тем самым влияя на раскрытие творческих способностей учащихся.

Программа рассчитана на учащихся 7-10 лет.

Срок реализации учебного предмета

Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисования» реализуется при 3-летнем сроке обучения (2 года 10 месяцев). Продолжительность учебных занятий первого года обучения составляет 33 недели в год, второй и третий год обучения- 35 недель в год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисования» при 3-летнем сроке обучения составляет 346 аудиторных часов. В связи с большой загруженностью учащихся в общеобразовательной организации самостоятельная работа программой не предусмотрена. Недельная нагрузка в часах (академических часах): 2 часа в неделю (1 класс),4 часа в неделю (2 и 3 класс); Годовая нагрузка в часах: 66 часов (1 класс), 140 часа (2 и 3 класс). Продолжительность учебных занятий (академического часа) составляет: в первом классе- 35 минут, во втором и третьем-40 минут.



Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки


Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год


Полугодия

1

2

3

4

5

6


Аудиторные занятия

32

34

66

74

66

74

346

Максимальная учебная нагрузка

32

34

66

74

66

74

346



Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе составляет от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Форма обучения- очная.

Цель учебного предмета

Целью программы «Основы изобразительной грамоты и рисования» является общеэстетическое воспитание, приобретение графических умений и навыков, развитие творческой индивидуальности учащегося, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Задачи учебного предмета

Задачами учебного предмета являются:

– знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства;

– формирование знаний о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;

– формирование знаний об основах цветоведения;

– формирование знаний о формальной композиции;

– формирование умений и навыков работы с различными художественными материалами и техниками;

– развитие творческой индивидуальности учащегося, его личностной свободы в процессе создания художественного образа;

– развитие зрительной и вербальной памяти;

– развитие образного мышления и воображения;

– формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребностей общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

– воспитание активного зрителя, способного воспринимать прекрасное.

Структура программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

распределение учебного материала по годам обучения;

описание дидактических единиц учебного предмета;

требования к уровню подготовки учащихся;

формы и методы контроля, система оценок;

методическое обеспечение учебного процесса.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

– словесный (объяснение, беседа, рассказ);

– наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

– практический;

– эмоциональный (подбор репродукций и иллюстраций).


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета представлено в учебно-тематическом плане.

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.

Задания адаптированы и доступны для учащихся 7-10 лет, учитывают возрастные и психологические особенности данного возраста.

Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от изучения простого материала - к более сложному, от упражнений - к творческим заданиям.

Предложенные в содержании программы разделы имеют общую методическую структуру подачи учебного материала: объяснение, мастер-класс, выполнение учащимися упражнений, закрепление знаний в процессе выполнения творческих заданий в различных техниках.


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Наименование раздела, темы


Вид учебного занятия

Количество аудиторных часов


1.

Волшебный мир изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства. Рисование как возможность самовыражения. Техники. Инструменты и материалы.

Урок-беседа

2

2.

Выразительные средства графики: точки, линии, пятна. Замкнутая линия – пятно – силуэт.

Урок

2

3.

Цветовое пятно – основное выразительное средство живописи. Цветовой круг. Знакомство с основными и составными цветами. Многообразие оттенков.(Акварель и гуашь, смешивание цветов)

Урок

2

4.

Методы рисования. Плоские и объемные изображения.

Урок-беседа

4

Как изображать цветы? Отдельные цветки, составление букетов

5.

Рисование цветов цветными карандашами.

Урок

4

6.

Рисунок цветов в технике «восковые мелки», «акварель».

Урок

4

7.

Букет цветов в технике «гуашь».

Урок

4

Как рисовать фрукты и овощи? Простые и сложные формы

8.

Рисунки фруктов и овощей цветными карандашами.

Урок

5

9.

Фруктовая ваза в технике «гуашь».

Урок

4

10.

Экзотические фрукты в технике «акварель» и «восковые мелки».

Урок

4

Как рисовать посуду? Простая форма. Сложный силуэт

11.

Зарисовки посуды цветными карандашами.

Урок

6

12.

Натюрморт в технике «гуашь».

Урок

6

13.

Натюрморт «Чаепитие» в технике «акварель», «восковые мелки».

Урок

4

Как рисовать бытовые предметы и мебель

14.

Зарисовки бытовых предметов и мебели цветными карандаши.

Урок

6

15.

«В чулане» – рисунок карандашом.

Урок

2

16.

Интерьер сельского дома.

Урок

6

17.

Подготовка экспозиции к просмотру.

Просмотр

1


Итого за год


66



ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Наименование раздела, темы


Вид учебного занятия

Количество аудиторных часов

1.

Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Разновидности пейзажа. Плановость.

Урок-беседа

2

2.

Рисование цветов в технике акварель и гуашь.

Урок

8

3.

Изображение фруктов и овощей в технике акварель и гуашь.

Урок

8

Стихия «воздух». Как изображать туман, облака, тучи

4.

Изображение мягким материалом (пастель) облаков, грозовых туч, сильного ветра.

Урок

4

5.

Работа по-сырому в технике акварель. Туман.

Урок

6

Стихия «вода». Как изображать дождь, снег, реку, водопад, море

6.

Изображение воды (дождь, снег, река, водопад) с помощью техники «акварель» и «гуашь»

Урок

8

7.

«Кораблик на волнах» – работа в технике раздельного мазка (акварель).

Урок

8

Стихия «огонь». Как изображать свечение, взрыв, костер, пожар

8.

Изображение огня в технике «гуашь», «восковые мелки». Взрыв и костер в технике «пастель».

Урок

6

9.

«Салют» – восковые мелки и акварель.

Урок

6

Стихия «земля». Как изображать землю, горы, пустыню

10.

Земля, камни, горы в технике "пастель", цветные карандаши, акварель.

Урок

8

11.

Горный пейзаж в технике «гуашь».

Урок

6

Как изображать деревья? Породы деревьев

12.

Ветка с листьями. Использование различных техник (простой карандаш, акварель, гелевая ручка).

Урок

6

13.

Знакомство с изображением разных пород деревьев (ель, сосна, береза, дуб и др.). "В лесу" – работа гуашью.

Урок

12

Как изображать транспорт

14.

Знакомство с изображением общественного транспорта (автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай и др.),

Урок

8

15.

Транспорт в городе гуашью.


4

16.

Изображение предметов быта и мебели

Урок

10

Как изображать архитектуру

17.

Архитектурные мотивы в пейзаже. Зарисовки архитектурных элементов (окна, двери, крыши, перила и др.).

Урок

10

18.

Изображения одноэтажных и многоэтажных домов. Сельские и городские дома.

Урок

12

19.

Сельский пейзаж.

Урок

6

20.

Подготовка экспозиции к просмотру.

Просмотр

2


Итого за год


140



ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Наименование раздела, темы


Вид учебного занятия

Количество аудиторных часов


1.

Мир вокруг нас. Фауна.

Урок-беседа

2

Как изображать насекомых

2.

Зарисовки насекомых (жуки, пауки, стрекозы, бабочки) простыми карандашами, черной гелевой ручкой, цветные карандаши, акварель.

Урок

8

3.

"На лугу" – рисунок в смешанной технике: акварель и гелевая ручка.

Урок

10

Как изображать морских жителей

4.

Работа по образцу. Выполнение рисунка морского жителя (морской конек, рыбы, лангусты, черепахи, крабы).

Урок

6

5.

"На дне морском…". Работа над композицией в технике акварель.

Урок

8

Как изображать птиц

6.

Знакомство с правилами изображения птиц. Зарисовки и этюды домашних птиц (петух, утка, курица, цыпленок). Певчие и лесные птицы (малиновка, иволга, синица и др.) – зарисовки мягким материалом, акварель.

Урок

10

7.

Экзотические птицы. Работа в технике «пастель».

Урок

6

8.

« В райском саду»

Урок

6

Как изображать зверей

9.

Знакомство с правилами изображения животных. Дикие и домашние животные.

Урок

10

10.

«Животные севера». Работа цветными карандашами, акварель.

Урок

6

11.

«Животные юга». Работа гуашью.

Урок

6

Как изображать людей

12.

Портрет. Пропорции лица.

Урок

6

13.

Знакомство с правилами изображения человеческой фигуры. Пропорции фигуры.

Урок

10

14.

Движение и пластика человека. Наброски и зарисовки.

Урок

10

15.

Быт людей

Урок

6

16.

Эскиз театрального костюма. Спектакль «Золотой ключик»

Урок

10

17.

«А у нас во дворе…»

Урок

8

18.

Спортивные соревнования.

Урок

10

19.

Подготовка экспозиции к просмотру.

Просмотр.

2


Итого за год


140



Годовые требования

первый ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Волшебный мир изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства. Рисование как возможность самовыражения. Техники. Инструменты и материалы. Язык изобразительного искусства: традиции и современность. Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с основными техниками графики и живописи на примерах (детские работы, работы преподавателей или художников). Материалы и рабочие инструменты, их свойства и правильное использование.

Занятие может проходить в выставочном пространстве.

Тема 2. Выразительные средства графики: точки, линии, пятна. Замкнутая линия – пятно – силуэт. Знакомство с выразительными средствами графической композиции (точками, линиями, пятнами). Виды линий. «Замкнутая линия» как способ создания пятна. Виды пятен по форме (абстрактное, конкретное). Введение понятия «силуэт». Простые и сложные силуэты.

Предлагаемые аудиторные задания

Упражнение 1. Заполнение формы шаблона - шмель (точка), рыбка (линия), ключ (пятно).

Упражнение 2. Выполнение различных пятен краской. Использование сухой или влажной бумаги, трубочек для раздувания, промокашек. Связь формы пятна с образом. Создание выразительного образа из абстрактного пятна.

Творческое задание: выполнение сложного силуэта (кувшин, чайник, ваза). Рекомендуемый формат А4. Материалы на выбор: простой карандаш, акварель.

Тема 3. Цветовое пятно - основное выразительное средство живописи. Цветовой круг. Знакомство с основными и составными цветами. Многообразие оттенков. Акварель и гуашь, смешивание цветов. Знакомство с понятием «цветовое пятно». Цветовой круг, последовательность спектрального расположения цветов. Знакомство с основными и составными цветами. Теплые и холодные цвета. Многообразие оттенков.

Предлагаемые аудиторные задания

Упражнение 1. Получение составных цветов путем смешивания акварельных красок. Поиск многообразия оттенков одного цвета.

Творческое задание: поиск оттенков одного цвета на граненых поверхностях драгоценных камней. Рекомендуемый формат А4. Материал на выбор: акварель, гуашь.

Тема 4. Методы рисования. Плоские и объемные изображения. Реалистичное и декоративное изображение. Классический рисунок, экспрессивный рисунок, примитивный рисунок, стилизованный рисунок. Знакомство с плоскими и объемными изображениями на примерах репродукций, детских работ, работ преподавателей.

Занятие может проходить в выставочном пространстве.

Тема 5. Рисование цветов цветными карандашами. Полевые и садовые цветы, цветочные букеты. Части цветка (головка, стебель, листья). Виды цветочных головок (соцветий) - круг с выраженным центром, полукруг, чаша, метелка. Характер стебля - прямой, пластичный, колючий. Виды листочков - округлые, острые, резные и др. Реалистичное и декоративное изображение.

Предлагаемые аудиторные задания

Упражнение 1. Зарисовки гелевыми ручками разных цветов (ромашка, колокольчик, василек, мак, одуванчик).

Творческое задание: сказочный цветок. Рекомендуемый формат А4. Материал: цветные карандаши.

Тема 6. Рисунок цветов в технике «восковые мелки», «акварель». Изображение садовых цветов.

Предлагаемые аудиторные задания

Творческое задание: астры в вазе. Рекомендуемый формат А4. Материал: акварель, восковые мелки.

Тема 7. Букет цветов в технике «гуашь». Знакомство с техникой «гуашь». Приемы работы с гуашью.

Предлагаемые аудиторные задания

Творческое задание: полевые цветы. Рекомендуемый формат А4. Материал: гуашь.

Тема 8. Рисунки фруктов и овощей цветными карандашами. Садовые и экзотические фрукты. Овощи. Фрукты и овощи, состоящие из простых форм (круг, полукруг, овал, треугольник и др.). Сложные (составные) формы фруктов и овощей.

Предлагаемые аудиторные задания

Упражнение 1. Знакомство со способами работы с цветными карандашами.

Творческое задание: выполнение зарисовок фруктов и овощей. Рекомендуемый формат А4. Материал: цветные карандаши.

Тема 9. Фруктовая ваза в технике «гуашь». Изображение садовых и экзотических фруктов в вазе.

Предлагаемые аудиторные задания

Упражнение 1. Выполнение прорезного шаблона простого фрукта и его заполнение с помощью гуаши и губки.

Упражнение 2. Выполнение силуэтного шаблона простого фрукта, размещение его на акварельной бумаге, заполнение техникой «набрызг».

Творческое задание: фрукты в вазе. Рекомендуемый формат А4. Материал на выбор: акварель или гуашь.

Тема 10. Экзотические фрукты в технике «акварель» и «восковые мелки».

Предлагаемые аудиторные задания

Упражнение 1. Упражнения на смешение цветов, восковые мелки и фон (акварельный), техника «потрескавшийся воск».

Творческое задание: выполнение фруктового (овощного) портрета «важного господина» в раме в технике «потрескавшийся воск». Рекомендуемый формат А4. Материал: восковые мелки, акварель.

Тема 11. Зарисовки посуды цветными карандашами. Знакомство с понятиями «ось симметрии», «овал». Простые симметричные предметы (кружка, сахарница, кастрюля и др.). Посуда со сложным асимметричным силуэтом (чайник, ваза).

Предлагаемые аудиторные задания

Упражнение 1. Зарисовки посуды простой и сложной формы карандашами.

Творческое задание: посуда на столе в технике «цветные карандаши». Использование нового эффекта: клейкой ленты для маскирования при выполнении скатерти. Рекомендуемый формат А4. Материал: цветные карандаши.

Тема 12. Натюрморт в технике «гуашь». Способы работы гуашью. Использование цветной основы листа как средства декоративной композиции (для композиции подойдет активный тон пастельного листа – оранжевый, желтый, черный, темно-синий). Загораживание, равновесие (масс, цветовых пятен). Введение понятия «орнамент».

Предлагаемые аудиторные задания

Творческое задание: выполнение восточного натюрморта с обилием орнаментированных деталей. Рекомендуемый формат А4. Материал гуашь.

Тема 13. Натюрморт «Чаепитие» в технике «акварель», «восковые мелки». Выбор формата (квадрат; прямоугольник, вытянутый по вертикали; прямоугольник, вытянутый по горизонтали). Освоение формата.

Предлагаемые аудиторные задания

Упражнение 1. Знакомство со свойствами разных материалов.

Творческое задание: Натюрморт «Чаепитие». Рекомендуемый формат А4. Материал на выбор.

Тема 14. Зарисовки бытовых предметов и мебели цветными карандашами. Знакомство со способами рисования предметов быта и мебели. Преобразование плоских фигур в объемные геометрические тела, а затем - в конкретные объекты.

Предлагаемые аудиторные задания

Упражнение 1. Выполнение зарисовок предметов быта и мебели цветными карандашами. Рекомендуемый формат А4. Материал: цветные карандаши.

Тема 15. «В чулане» – рисунок карандашом. Знакомство с техникой высветления – покрытие всего листа карандашом, высветление участков с помощью куска замши и ластика. Доработка деталей мелом.

Предлагаемые аудиторные задания

Творческое задание: «В чулане» - рисунок карандашом. Рекомендуемый формат А4. Материал: карандаш.

Тема 16. Интерьер сельского дома. Знакомство с устройством сельского дома. Внутреннее убранство основного помещения дома-избы (русская печь, стол, скамья, шкаф-поставец, сундуки и др.). Основные цветовые сочетания. Использование символической орнаментики в украшении предметов мебели и утвари.

Предлагаемые аудиторные задания

Упражнение 1. Зарисовки цветными карандашами предметов мебели и утвари русского дома.

Творческое задание: интерьер русской избы. Рекомендуемый формат А4. Материал на выбор (акварель с последующей доработкой черной гелевой ручкой или гуашь).

Тема 17. Подготовка экспозиции к просмотру.

Просмотр – основная форма итогового контроля, выставка, демонстрирующая степень освоения программы и творческие успехи учащегося. Просмотр является важной формой мотивации и самоконтроля учащегося.


ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Разновидности пейзажа. Плановость. Знакомство с пейзажем - жанром изобразительного искусства. Разновидности пейзажа (сельский, городской (архитектурный), морской, горный и др.). Пейзаж в русском искусстве. Художники-пейзажисты. Световоздушная среда, плановость в пейзаже. Занятие может проходить в выставочном пространстве.

Тема 2. Рисование цветов в технике акварель и гуашь. Полевые и садовые цветы, цветочные букеты. Части цветка (головка, стебель, листья). Виды цветочных головок (соцветий) - круг с выраженным центром, полукруг, чаша, метелка. Характер стебля - прямой, пластичный, колючий. Виды листочков - округлые, острые, резные и др. Реалистичное и декоративное изображение.

Рекомендуемый формат А4.

Тема 3. Изображение фруктов и овощей в технике акварель и гуашь. Садовые и экзотические фрукты. Овощи. Фрукты и овощи, состоящие из простых форм (круг, полукруг, овал, треугольник и др.). Сложные (составные) формы фруктов и овощей.

Рекомендуемый формат А4.

Тема 4. Изображение мягким материалом (пастель) облаков, грозовых туч, сильного ветра. Знакомство со стихией «воздух». Свойства бумаги. Способы изображения облаков, грозовых туч, сильного ветра в технике «мягкий материал» (использование растирки (тканной, бумажной), ластика, высветление мелом).

Предлагаемые аудиторные задания

Упражнение 1. Выполнение нескольких зарисовок природных явлений.

Рекомендуемый формат А4. Использование «мягкого материала».

Тема 5. Работа по-сырому в технике акварель. Туман. Знакомство с техникой работы по-сырому. Материалы и инструменты. Технические приемы.

Предлагаемые аудиторные задания

Творческое задание: изображение ненастного дня с туманом.

Рекомендуемый формат А4. Материал: акварель.

Тема 6. Изображение воды (дождь, снег, река, водопад) с помощью техники «акварель» и «гуашь». Знакомство со стихией «вода». Свойства бумаги. Способы изображения дождя, ливня, водопада, реки в технике «акварель». Приемы работы (вливание цвета в цвет, лессировки, раздельный мазок и др.). Методики сопротивления (использование воска, маскирующей основы).

Предлагаемые аудиторные задания

Упражнение 1. Выполнение нескольких зарисовок воды в разных состояниях.

Рекомендуемый формат А4. Материал: акварель, гуашь.

Тема 7. «Кораблик на волнах» – работа в технике раздельного мазка (акварель). Изучение техники «раздельный мазок». Знакомство с творчеством художников-пуантилистов.

Предлагаемые аудиторные задания

Творческое задание: «Кораблик на волнах» в технике «акварель». Рекомендуемый формат А3. Материал: акварель.

Тема 8. Изображение огня в технике «гуашь», «восковые мелки». Взрыв и костер в технике «пастель». Знакомство со стихией «огонь». Способы изображения свечения, взрывов, костра, пожара.

Предлагаемые аудиторные задания

Упражнение 1. Выполнение нескольких зарисовок стихий огня.

Рекомендуемый формат А4. Материал: гуашь, восковые мелки и сухая пастель.

Тема 9. «Салют» – восковые мелки и акварель. Выразительные свойства материалов. Эффекты.

Предлагаемые аудиторные задания

Творческое задание: «Праздничный салют».

Рекомендуемый формат А3. Материал: акварель и восковые мелки.

Тема 10. Земля, камни, горы в технике «пастель», цветные карандаши, акварель. Знакомство со стихией «земля». Способы изображения земли, гор, пустынь. Знакомство с техникой «фроттаж». Получение фактурных оттисков способом фроттаж.

Предлагаемые аудиторные задания

Упражнение 1. Получение фактурных оттисков с различных поверхностей: грубой ткани, деревянной основы, монет, рифленых и шершавых поверхностей и др. Материалы на выбор (простые и цветные карандаши, пастель).

Рекомендуемый формат А4. Материал на выбор: пастель или цветные карандаши.

Тема 11. Горный пейзаж в технике «гуашь». Изображение горного пейзажа.

Предлагаемые аудиторные задания

Творческое задание: горный пейзаж в технике «гуашь». Рекомендуемый формат А3. Материал: гуашь.

Тема 12. Ветка с листьями. Использование различных техник (простой карандаш, акварель, гелевая ручка). Знакомство с породами деревьев. Пластика ветки. Свойства материалов.

Предлагаемые аудиторные задания

Упражнение 1. Выполнение зарисовок ветки дерева различными графическими материалами (простой карандаш, цветные карандаши, гелевая ручка, акварель).

Рекомендуемый формат А4. Материал на выбор: простой карандаш, цветные карандаши, акварель.

Тема 13. Знакомство с изображением разных пород деревьев (ель, сосна, береза, дуб и др.). «В лесу» - работа гуашью. Знакомство с изображением разных пород деревьев. Варианты схематичного рисования деревьев. Работа над композицией.

Предлагаемые аудиторные задания

Творческое задание: «В лесу» – работа гуашью. Рекомендуемый формат А3. Материал: гуашь.

Тема 14. Знакомство с изображением общественного транспорта (автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай и др.). Схемы изображения общественного транспорта (автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай и др.).

Предлагаемые аудиторные задания

Упражнение 1. Выполнение зарисовок общественного транспорта (автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай и др.) по схемам. Рекомендуемый формат А4. Материал на выбор: простой карандаш, гелевая ручка.

Тема 15. Транспорт в городе гуашью.

Предлагаемые аудиторные задания

Творческое задание: Изображение улицы города. Рекомендуемый формат А3. Материал: гуашь.

Тема 16. Изображение предметов быта и мебели. Знакомство со способами рисования предметов быта и мебели. Преобразование плоских фигур в объемные геометрические тела, а затем - в конкретные объекты.

Рекомендуемый формат А4. Материал на выбор: гуашь, акварель.

Тема 17. Архитектурные мотивы в пейзаже. Зарисовки архитектурных элементов (окна, двери, крыши, перила и др.). Термин «архитектура», знакомство с архитектурными элементами. Схемы изображения элементов архитектуры.

Предлагаемые аудиторные задания

Упражнение 1. Выполнение зарисовок по схемам. Рекомендуемый формат А4. Материал: простой карандаш, гелевая ручка.

Тема 18. Изображения одноэтажных и многоэтажных домов. Сельские и городские дома. Пропорции зданий, масштаб. Конструктивный анализ формы зданий.

Предлагаемые аудиторные задания

Упражнение 1. Выполнение зарисовок домов способом «монотипия».

Творческое задание: улица (способ «монотипия»). Рекомендуемый формат А4. Материал: гуашь.

Тема 19. Сельский пейзаж. Изображение пейзажа родного края. Вид из окна. Рекомендуемый формат А 3. Материал на выбор: акварель, гуашь.

Тема 20. Подготовка экспозиции к просмотру.



ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Мир вокруг нас. Фауна. Окружающая среда, человек и животные в изобразительном искусстве. Особенности выполнения набросков и зарисовок. Стилизация в рисунках. Реалистические и декоративные изображения.

Тема 2. Зарисовки насекомых (жуки, пауки, стрекозы, бабочки) простыми карандашами, черной гелевой ручкой, цветные карандаши, акварель. Пошаговое изображение насекомых (от общего к частному). Использование выразительных средств графических материалов.

Предлагаемые аудиторные задания

Упражнение 1. Выполнение зарисовок по схемам.

Рекомендуемый формат А4. Материал: простой карандаш, гелевая ручка, акварель.

Тема 3. «На лугу» – рисунок в смешанной технике акварель и гелевая ручка. Сочетание разных материалов в композиции.

Предлагаемые аудиторные задания

Творческое задание: создание композиции «На лугу».

Рекомендуемый формат А3. Материал: акварель, цветные гелевые ручки.

Тема 4. Работа по образцу. Выполнение рисунка морского жителя (морской конек, рыбы, лангусты, черепахи, крабы). Рисование по образцу. Декоративное заполнение формы.

Предлагаемые аудиторные задания

Упражнение 1. Выполнение рисунка морского жителя по образцу с последующей декоративной проработкой (морской конек, рыбы, лангусты, черепахи, крабы).

Рекомендуемый формат А4. Материал по выбору: цветные карандаши, гуашь, акварель.

Тема 5. «На дне морском…» - работа над композицией в технике акварель. Эффекты в акварели (раздувание, отпечатки кончиком кисти, использование мыльной основы, кристаллов соли, марганцовки).

Предлагаемые аудиторные задания

Творческое задание: «На дне морском».

Рекомендуемый формат А3. Материал: акварель.

Тема 6. Знакомство с правилами изображения птиц. Зарисовки и этюды домашних птиц (петух, утка, курица, цыпленок). Певчие и лесные птицы (малиновка, иволга, синица и др.) – зарисовки мягким материалом, акварель. Характерные особенности разных видов птиц. Знакомство с последовательным изображением птиц.

Предлагаемые аудиторные задания

Упражнение 1. Выполнение зарисовок птиц с натуры (чучела) разными графическими материалами.

Рекомендуемый формат А3. Использование «мягкого материала», акварели.

Тема 7. Экзотические птицы. Работа в технике «пастель». Цветной фон как выразительное средство композиции. Выбор формата. Особенности работы над образом птицы.

Предлагаемые аудиторные задания

Творческое задание: экзотические птицы.

Рекомендуемый формат А3. Использование «мягкого материала».

Тема 8. «В райском саду». Рисование композиции на заданную тему.

Рекомендованный формат А3. Материал по выбору: акварель, гуашь.

Тема 9. Знакомство с правилами изображения животных. Дикие и домашние животные. Разновидности животных. Пропорции, пластика, фактура. Характерные позы. Особенности движения.

Предлагаемые аудиторные задания

Упражнение 1. Выполнение зарисовок животных разными графическими материалами (использование в работе атласа животных).

Рекомендуемый формат А4. Использование различных художественных материалов.

Тема 10. «Животные севера». Работа цветными карандашами, акварель. Обобщение знаний о животных. Выполнение композиции.

Предлагаемые аудиторные задания

Творческое задание: «Животные севера» (композиция).

Рекомендуемый формат А4. Материал: цветные карандаши, акварель.

Тема 11. «Животные юга». Работа гуашью. Выполнение композиции. Рекомендуемый формат А4. Материал: гуашь.

Тема 12. Портрет. Пропорции лица. Начальные знания о портрете. Пропорции лица человека. Мужской, женский, детский портрет. Мимика.

Предлагаемые аудиторные задания

Творческое задание: портрет соседа, автопортрет.

Рекомендуемый формат А4. Материал на выбор.

Тема 13. Знакомство с правилами изображения человеческой фигуры. Пропорции фигуры. Характерные особенности изображения мужской, женской, детской фигуры. Пропорции фигур.

Рекомендуемый формат А4. Материал: простой карандаш, гелевая ручка.

Тема 14. Движение и пластика человека. Наброски и зарисовки.

Предлагаемые аудиторные задания

Упражнение 1. Наброски и зарисовки людей в движении.

Рекомендуемый формат А4. Материал: простой карандаш, гелевая ручка.

Тема 15. Быт людей. Выполнение композиции на заданную тему.

Рекомендуемый формат А3. Материал: акварель, гуашь.

Тема 16. Эскиз театрального костюма. Спектакль «Золотой ключик». Отражение эпохи в костюме. Детали костюма. Понятие «стиль» в костюме. Декорирование.

Предлагаемые аудиторные задания

Творческое задание: эскиз театрального костюма для сказочного персонажа.

Рекомендуемый формат А4. Материал: акварель, гуашь.

Тема 17. «А у нас во дворе…». Тематическая композиция с включением фигур людей. Детские игры и развлечения, детская площадка.

Предлагаемые аудиторные задания

Творческое задание: «А у нас во дворе…».

Рекомендуемый формат А3. Материал на выбор.

Тема 18. Спортивные соревнования. Закрепление темы «движение и пластика человека». Тематическая композиция с включением фигур людей в движениях.

Предлагаемые аудиторные задания

Творческое задание: спортивные соревнования.

Рекомендуемый формат А3. Материал на выбор.

Тема 19. Подготовка экспозиции к просмотру.


  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Основы изобразительной грамоты и рисования»:

- первичные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;

- знания о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;

- знания об основах цветоведения;

- знания о формальной композиции (принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии);

- умение и навыки работы с различными художественными материалами и техниками;

- навыки самостоятельного применения различных художественных материалов и техник;

- умение раскрывать образное решение в художественно-творческих работах.


IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Программа предусматривает текущий и промежуточный контроль и итоговую аттестацию.

Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании каждого года обучения. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить дополнительные просмотры по разделам программы (текущий контроль).

Итоговая аттестация в третьем классе проводится в форме просмотра рисунков за третий год обучения и итоговой работы (натюрморт или композиция на заданную тему).

Итоговая работа предполагает создание работы, связанной единством замысла. Итоговая композиция демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, способность работать в различных техниках и материалах.

Итоговая работа может быть выполнена в любой изученной технике и выбирается самими учащимися.

Критерии оценок

По результатам промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.

4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.

3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.


V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основное учебное время программы отводится для выполнения учащимися творческих заданий. Весь учебный материал преподаватель обязан преподносить учащимся в доступной форме, наглядно иллюстрируя его. Обучение проходит наиболее плодотворно при чередовании теоретических и практических знаний, мастер-классов, индивидуальной работе с каждым учеником.

Задания первого года обучения направлены на формирование базовых знаний по изображению отдельных предметов, групп предметов, что позволяет учащимся овладеть рисованием несложных натюрмортов.

Второй год обучения нацелен на формирование базовых знаний по изображению явлений природы, природных элементов, архитектуры, что позволяет учащимся научиться рисовать пейзаж.

Третий год обучения знакомит учащихся с изображением животных, птиц и человека, что способствует формированию навыков изображать простую композицию.

Программа знакомит учащихся с различными материалами и техниками, что способствует стимулированию интереса и творческой активности учащихся.

Итогом освоения программы «Основы изобразительной грамоты и рисования» становится выполнение учащимися итоговой работы на заданную тему. Технику исполнения учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих возможностей и творческого замысла.

Условия реализации программы

- материальные: учебная аудитория (65,35 м) специально оборудованная наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом. В классе ИЗО три больших пластиковых окна с жалюзи, на подоконниках цветы в горшках, 18 светильников потолочных; доска; два учительских стола с ящиками, два учительских стула; 8 столов для учащихся, 16 стульев для учащихся; 6 выставочных столов; 2 натурные подставки, 2 лампы осветительные для натюрморта, 3 удлинителя; 6 шкафов для натурного фонда и выставки работ учащихся; 4 стенда для наглядностей, 3 выставочных стенда для работ учащихся; 6 мольбертов; часы настенные;

- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, книги об искусстве и художниках, магнитная доска;

- демонстрационные: муляжи (фрукты, овощи, грибы), чучела птиц, гербарии, демонстрационные модели (гипсы- капитель, ваза, голова обрубовка, маска гипсовая античная, 2 плакетки с орнаментом; геометрические тела-куб, шар, конус, призма, цилиндр), натюрмортный фонд (предметы быта, посуда); драпировки (ткань разного цвета) для натюрморта.

- электронные образовательные ресурсы: сетевые образовательные ресурсы, ноутбук.

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, аудио-записи.






















VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Методическая литература

  1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. – М., Просвещение, 1984

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд.- М., Просвещение, 1991

  3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Книга для учителя. М., Просвещение, 1991

  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., Педагогика,1989

  5. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М., Просвещение, 1996

  6. Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М., Педагогика, 1983

  7. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М., Столетие, 1998

  8. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М., Просвещение, 1985

  9. Курчевский В.В. А что там, за окном? М., Педагогика, 1985

  10. Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. М., Просвещение, 1982

  11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М., Академия, 2008

  12. Смит С. Рисунок: полный курс. М., Астрель: АСТ, 2005

  13. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. Подробный иллюстрированный путеводитель 50 рисовальных техник. М., Астрель: АСТ, 2002

  14. Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка. Наглядное пошаговое руководство и вдохновляющая галерея законченных работ. М., Астрель: АСТ, 2002

  15. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М., Просвещение, 1985


Учебная литература

  1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. М.: Издательство Школы акварели Сергея Андрияки, 2009

  2. Бесчастнов М.П. Графика пейзажа. М., Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008

  3. Все о технике: живопись акварелью. Незаменимый справочник для художников. Издание на русском языке. М., АРТ–Родник, 1998

  4. Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. М., Просвещение, 1998

  5. Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. М., Просвещение, 1998

  6. Крошо Э. Как рисовать. Акварель. Пошаговое руководство для начинающих. М., Издательство «АСТРЕЛЬ», 2002

  7. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие. М., Астрель: АСТ, 2006

  8. Тейт В. Полевые цветы в акварели. Серия «Уроки живописи». Издание на русском языке. М., Издательство «Кристина – Новый век», 2006

  9. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2007

  10. Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М., АСТ Слово, 2010






















2