КОНЦЕПЦИЯ
Воспитать дружбу и коллективизм.
При раскрытии этого вопроса следует особо подчеркнуть сущность дружбы. Ее основой является общность целей и интересоч взаимная прнвлекательность, доверие и преданность, прочиость, длительность межличностных связей.
«Кто не ищет дружбы с ближннм, тот себе заклятый враг», утверждал Шота Руставели еще в XII в. Но и сейчас эти слова не потеряли свою значимость. Вряд ли есть человек, который бы не задумывался над сущностыо дружбы, не хотел иметь друга или быть другом. Потребность иметь настоящего друга особенно остро дает о себе знать в ранней юности. Если подросток ищет скорее свою группу, то юноша стремится уже к индивидуальной дружбе.
Здесь учитель может поставить вопрос: что же такое истинная дружба? Обобщая ответы учащихся, учителю целесообразно привести несколько определений, характеризующих основные аспекты понятия «дружба». В Большой советской энциклопедии {М. 1972, т. 8, с.1518) дружба определяется как отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.д. «Дружба — это устойчивая личная привязанность между людьми, возникшая на основе единства взглядов, интересов и целей и выдержавшая проверку временем». Психологи отмечают как важнейший признак дружбы прочную и глубокую эмоциональную привязанность.
Весьма ярко об этом говорил и Никалай Островский; «Дружба это прежде всего искренность, это критика ошибок товарища. Друзья должны первыми дать жесткую критику для того, чтобы товарищ мог исправить свою ошибку». Обратите внимание и на высказывание древнегреческого мыслителя Солона; «Упрекай друга наедине, хвали публично»
Тут уместно возникает вопрос «Нет ли противоречия между двумя последними высказыванием?» Надо сказать следующиее. На первый взгляд кажется, что совет Солона устарел; нельзя же без единого замечания то и дело хвалить друга публично. Здесь, безусловна, необходима мера. Слова Н,А. Островского «дать жестокую критику» тоже вначале кажутся слишком резкими. Но в них нетерпимость к ошибкам, страстное желание помочь товарищу исправить их. Тем более что такая критика не обязательно должна быть публичной. Разговор на едине (именно так и надо поступить!) может быть принципиальным, нелициприятным, но искреним и полезным. Все это как бы подтверждает высказывание Вальтера Скотта: «Ты не должен сердиться на друга, который, желая тебе добра, заставит тебя очнуться от сладких грез, если бы даже он сделал это несколько сурова и грубо».
Современная этика особо подчеркивает значение таких моральных требований, как глубокая взаимная заинтересованность делами и жизнью друг друга; полное доверия друг к другу, основанное на честности и искренности в словах и делах взаимная поддержка и помощь в решении трудных задач жизни, особенно в беде и горе, готовность пожертвовать своими «интересами ради помощи другу; преданность и верность в дружбе сочетающиеся с полным бескорыстием, взаимная требовательность, вытекающая из чувства ответственности за друга, и заботы о нем.
И еще вопрос учащимся: какие человеческие пороки особо несовместимы с дружбой?
Вместе с пороками учащиеся могут назвать и недостатки вспыльчивость, слабоволие, забыв-
Чивость, медлительность, нерешительность и др. Тут следует подчеркнуть, что эти и другие
подобные недостатки не должны быть помехой для дружбы. Она как раз должна помочь человеку избавиться от них.
Несовместимы с дружбой эгоизм, лицемерие, лживость, себя любие, предательство.
Не принесет радости в дружеском общении человек чванливый, ленивый, малокультурный, равнодушный.
Еще древнеримский оратор и философ Цицерон заметил,что «дружба возможна только между
честными людьми», Персидский поэт Саади утверждал:
Тот истинный друг, кто укажет пути,
Препятствия все и поможет пройти.
Льстецов причислять опасайся к друзьям.
Тот истинный друг твой, кто честен и прям.
А великий немецкий поэт Фридрих Шиллер писал:
«Настаящая дружба правдива и отважна». Учителю здесь уместно спросить: зачем дружбе нужна отвага? Учащиеся могут ответить:
'чтобы достичь намеченной цели, чтобы преодолеть встречающиеся на пути дружбы трудности, испытания. Это верно.
Дружба обьединяет людей, имеющих индевидуальные особенности, различные способности и опыт, своеобразные темпераменты. В ней могут возникать противоречия, сомнения, столкновения. Чтобы не нанести урон дружбе, не ослабить ее, необходимо своевременно и правильно регулировать взаимоотношения между друзьями.
«Важнейшими нормами, регулирующими отношения дружбы, являются:
- взаимная требовательность друг к другу, нетерпимость к недостаткам и содействие их исправлению;
- честность, искренность и взаимное доверие, глубокий взаимный интерес к заботам и делам друга;
- взаимная поддержка и помощь в решении трудных жизненных проблем;
- преданность и верность дружбе, бескорыстие, готовность взять на себя любую тяжесть забот, если они окажутся не под силу другу».
Естественно, что друзья должны быть готовыми выполнять эти нормы, должны уметь делать это деликатно, уважительно. Основа таких отношений постоянное стремление помочь другу стать умнее, культурнее, помочь преодолеть недостатки.
Если отношения между людьми не основываются на этих положениях, то их нельзя считать дружескими. Оправдание недостатков близкого человека, нетребовательность к нему, восхваление мнимых заслуг признак лжедружбы. Недаром народная мудрость глосит: «Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает», «Не друг поддакивает друг спорит». Лжедружба не приносит настоящей пользы ни личности, ни обществу.
Каждый человек является, как правило, членом нескольких коллективов. Вот и девитикласники, состаят в нескольких коллективах; класс, школа, спортивные секции.
Итак класс является маленьким коллективом, обьединённый общими целями, интересами, единством взглядов и устремлениями. Характер коллектива будет полным, если не обратить внимание на то, что формула «Один за всех и все за одного» включает двусторонние обязанности; каждого человека перед своим коллективом и коллектива в отношении каждого своего члена. Утверждая право отдельной личности добровольно состоять в коллективе, коллектив требует от этой личности, пока она состаит в нем, бесприкословного подчинения, какэто вытекает из суверенитета коллектива.
Итак, убедивщис, что дружба и коллектив являются большой ценностью. Она возвыщает человека, помогает ему стать сильнее, благороднее, богаче душой и сердцем.
Давайте задумаемся над следующими высказываниями о дружбе:
«Друг всем – ничей друг», «Вероломный друг – самый опасный враг», «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься», «Кто мне скажет правду обо мне, если не друг, а слышать о себе правду от другого необходимо»
Настоящий друг везде
Верен в счастье и в беде;
Грусть твоя ево тревожит,
Ты не спиш – он спать не может,
И во всем без дальних слов
Он помоч тебе готов.
В. Шекспир
Акайская средняя школа
Концепция
«Воспитать дружного
коллектива»
2016-2017 год