Комитет по образованию администрации муниципального образования
«Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО № 1»
Принята на заседании
Методического совета
от «___» _______________20__г.
Протокол №___________________
Утверждаю:
Директор МОБУ «СОШ «Кудровский ЦО №1»
___________________ Кузнецова Е.А.
«____» __________20___ года
РАБОЧАЯ программа ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Основы проектной деятельности»
(Уровень программы стартовый)
социально-педагогическая
Возраст обучающихся: 10 — 12 лет
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов в год: 32 часа
Автор-составитель:
Петрова Алла Ивановна,
учитель технологии
г. Кудрово, 2022 год
1. Пояснительная записка
Настоящее время — это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметан, план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектно-исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели — установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться — самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Данная программа внеурочной деятельности разработана на один год. Она позволяет реализовать следующие актуальные подходы: компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный.
Цель программы — создание условий для приобретения школьниками социальных знаний, ценностного отношения к социальной реальности (к родителям, к семье, к школе, к истории страны); получение некоторого опыта социального действия через проектную деятельность.
Задачи программы:
выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам социальной деятельности;
формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор в социальной действительности посредством проектной деятельности;
развивать познавательные способности и формировать исследовательский поиск у школьников;
развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы и постановка задач, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);
развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей на примере разрешения социальных ситуаций;
содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем;
развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Количество часов: 32 часа (1 час в неделю на протяжении 32 учебных недель).
Режим занятий и место проведения: Программа ориентирована на реализацию социального направления и предназначена для работы с обучающимися во внеурочной деятельности. Длительность занятия 40 минут.
Категория участников: учащиеся 5 классов.
Основными методами обучения являются:
— информационно-развивающие, способствующие формированию у детей этических знаний, реализующиеся в общении и поведении;
— поисковые, которые не дают готовой информации, а включают обучающихся в познавательный процесс;
— репродуктивные, вооружающие детей готовыми способами деятельности;
— воспроизводящие, т.е. творческие, требующие применения знаний в измененных условиях (на практике, в творческой деятельности).
Этапы работы над проектом
№ | Этап работы | Виды деятельности обучающихся |
1 | Поисковый | Моделирование искомой ситуации Анализ имеющейся информации Определение и анализ проблем Определение потребности в информации Сбор и изучение информации |
2 | Аналитический | Определение задач Определение способа разрешения проблемы Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ Планирование продукта — Анализ ресурсов Сбор и изучение информации |
3 | Практический | |
4 | Презентационный | Планирование презентации и подготовка презентационных материалов Презентация продукта Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продета, включение в банк проектов, публикация) |
5 | Контрольный | Анализ результатов выполнения проекта Оценка качества выполнения продукта Оценка продвижения |
Планируемые результаты
Характеристика основных результатов УУД
В результате у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (дела и мотивы), «что я могу» (результаты). Регулятивные универсальные учебные действия:
определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи), ставить новые учебные задачи;
учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя;
составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем или самостоятельно;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
Познавательные универсальные учебные действия:
ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;
перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта (выполнять анализ, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям);
использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
учиться критично относиться к собственному мнению;
договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща;
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Итоги учёта знаний, умений, овладения учеником универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, основного содержания портфолио учеников, опросников.
В результате прохождения программного материала обучающийся
имеет представление о проекте.
Умеет:
дать определение проекту, ставить цель проекта, составить краткий план проекта;
определять конкретную индивидуальную проблему, ставить цель и разрабатывать через проект;
определять групповую проблему, ставить цель и разрабатывать через проект (групповой проект);
определять социально-значимую проблему, ставить цель и разрабатывать через проект (групповой проект).
Обучающиеся смогут научиться | Сформированные действия |
видеть проблемы: ставить вопросы: выдвигать гипотезы; давать определение понятиям: классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; | В ходе решения системы проектных задач получит возможность для формирования следующих действий: — Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); |
— делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи
— целеполагать (ставить и удерживать цели);
— планировать (составлять план своей деятельности);
— моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
— проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ
Тема 1. Знакомство с понятием «проект», где могут быть использованы проекты. Чем проект отличается от исследования. Где использует человек проекты, с какой целью?
Тема 2. Знакомство с основными правилами сотрудничества. Как работать без конфликтов? Как увидеть проблему? Что такое суждение? Знакомство с классификацией. Знакомство с умозаключениями. Как правильно делать умозаключения.
Тема 3. Знакомство с основными доступными нам методами создания проектов (наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор информации и др.). Выполнение практической части, заданий (практические задания типа «что сначала, что потом...»)
Тема 4. Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график. Практические задания по созданию схем, графиков.
Тема 5. Работа с книгой. Какие книги считаются научными. Что такое справочник, энциклопедия и т.п.
Тема 6. Как сделать сообщение о своем проекте. План выступления.
ПРАКТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ
Тема 7. Подготовка проекта «Скоро, скоро Новый год!». Предполагаемые темы проекта: «Мой подарок», «Новогодняя игрушка», «Учимся встречать друзей», «Мой праздник», конкурс проектов «Вместо елки-букет»
Тема 8. Подготовка проекта «Я и школа». Предполагаемые темы проекта: «Мой досуг», «Книжная неделя», «Подари учебник школе».
Тема 9, Подготовка проекта «Я и планета»: «Цвети, Земля». «Наедине с природой», «Мы класс, свободный от курения», «Сохрани радость жизни», «Мы за жизнь!», «Чистый двор», «Чистый класс».
Тема 10. Подготовка проекта «Я и Я»: «Преступление и наказание», «Я и политика», «Учимся строить отношения», «Рука помощи».
Тема 11. Подготовка проекта «Я и семья»: «История моей семьи», «Семейные традиции», «День матери», презентации семейного опыта, «Школьный день — вместе», «Нам весело в школе живется».
Тема 12. Представление результатов деятельности. Мини-конференция в классе. Представление своих проектов.
Тематическое планирование
Раздел | Количество часов |
Раздел 1. Теоретический модуль | 10 |
Раздел 2. Практический модуль | 22 |
Итого | 32 |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Форма организации занятий | Дата проведения |
1 | Познавательная беседа: «Проект? Проект!» | Беседа | 03.09 |
2 | Как выбрать друга по общему интересу? | Беседа | 10.09 |
3 | Я учусь задавать вопросы.... «...что сначала, что потом...» | Беседа | 17.09 |
4-5 | Рисунок, схема, график. Как выбрать форму обработки информации? | Беседа | 24.09 01.10 |
6-7 | Как не утонуть в море информации? | Беседа | 08.10 15.10 |
8-10 | Секрет успешного выступления | Беседа | 22.10 12.11 19.11 |
11-16 | «Скоро, скоро Новый год!» | Практическая работа, защита проекта | 26.11 03.12 10.12 17.12 24.12 14.01 |
17-22 | «Я и школа» | Практическая работа, защита проекта | 21.01 28.01 04.02 11.02 25.02 04.03 |
23-25 | «Я и планета» | Практическая работа, защита проекта | 11.03 18.03 08.04 |
26-28 | «Я и Я» | Практическая работа, защита проекта | 15.04 22.04 29.04 |
29-31 | «Я и семья» | Практическая работа, защита проекта | 06.05 13.05 22.05 |
32 | Мини-конференция | Конференция | 27.05 |
| Итого | 34 часа | |
Входная диагностика
универсальных учебных действий для 5 классов
Цель: выявить уровень развития универсальных учебных действий
Оценка проводится по пятибалльной системе.
Не умею – 0 баллов
Не совсем – 1-2 балла
Умею – 3-4 балла
Умею хорошо – 5 баллов
№ | Вопросы | 0 баллов | 1-2 балла | 3-4 балла | 5 баллов |
1 | Находить в учебниках и др. источниках достоверную информацию необходимую для решения учебных | | | | |
2 | Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать необходимую информацию | | | | |
3 | Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее) | | | | |
4 | Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения | | | | |
5 | Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям. | | | | |
6 | Устанавливать причинно-следственные связи – на простом уровне | | | | |
7 | Создавать модели объектов | | | | |
8 | Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ | | | | |
9 | Определять цель, проблему в своих проектах | | | | |
10 | Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально | | | | |
11 | Планировать деятельность при выполнении проекта | | | | |
12 | Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно | | | | |
13 | Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами | | | | |
14 | Понимать позицию другого, вести диалог в группе. | | | | |
15 | Корректировать свое мнение | | | | |
16 | Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения | | | | |
17 | Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) | | | | |
18 | Преодолевать конфликты — договариваться с другими участниками в группе | | | | |
19 | Оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности | | | | |
20 | Осознавать свои эмоции | | | | |
21 | Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции | | | | |
22 | Проявлять себя в добрых словах и делах | | | | |
23 | Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к другим | | | | |
24 | Осваивать новые социальные роли и правила, т.е. учиться критически осмысливать их и свое поведение | | | | |
25 | Выбирать, как поступить в различных ситуациях. | | | | |
Оценка достижения результатов внеурочной деятельности
Критерии, представленные в таблице, содержат не только пункты, мотивирующие желание работать в сотрудничестве, но и пункты, дающие возможность каждому ученику увидеть свои достоинства. Именно наличие критериев подобного рода дает ученикам ощущение того, что в работе команды важно и значимо участие каждого: и того, кто генерирует идеи, и того, кто координирует деятельность, и того, кто умеет поддержать и ободрить.
Критерии оценивания | Всегда | Часто | Иногда | Никогда |
I. Участвует в обсуждении ключевых вопросов | | | | |
2. Умеет распределить последовательность действий каждого члена команды | | | | |
3. Сотрудничает с другими во время работы над достижением общих целей | | | | |
4. Высказывает новые идеи | | | | |
5. Вносит конструктивные предложения | | | | |
6. Умеет выслушивать товарищей | | | : |
7. Тщательно обдумывает информацию | | | | |
8. Умеет сравнивать и обобщать высказанные товарищами идеи | | | | |
9. Умеет корректно отстаивать свою точку зрения | | | | |
10. Умеет выяснять, что непонятно | | | | |
11. Умеет принимать помощь товарищей | | | | |
12. Подбадривает и поддерживает товарищей | | | | |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, I [В. Степанов. — М.: Просвещение. 2010.
Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе // Практика административной работы в школе. — 2006. — № 6. — С.65-70.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. — М.: Просвещение, 2010.
Нелобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. — М.: Аркти, 2006.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. — 2000. — № 7.
Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников / Под ред. И.А. Сасовой. — М.: Вентана-Графф, 2003.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский. А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]. — М.: Просвещение, 2010.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. — М., 2005.
Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч. — 2003. — № 6.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования / Министерство образования и науки РФ. — М.:
Просвещение, 2010.
Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности
1. Интернет-сайт: www/Trizline/Ru/leem/toy/toy.Htm
2. http://stranamasterov.ru/
3. www.readabout.info
4. http://vip-samodelki.ru
5. http://spicami.ru
Перечень оборудования, используемых при реализации программы.
1. Проектор, электронная доска;
2. цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
3. компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.