СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Основы проектной деятельности». Рабочая программа по внеурочной деятельности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности с тематическим планированием, 32 рабочих часа, стартовый уровень

Просмотр содержимого документа
««Основы проектной деятельности». Рабочая программа по внеурочной деятельности»


Комитет по образованию администрации муниципального образования

«Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО № 1»




Принята на заседании

Методического совета

от «___» _______________20__г.

Протокол №___________________


Утверждаю:

Директор МОБУ «СОШ «Кудровский ЦО №1»

___________________ Кузнецова Е.А.

«____» __________20___ года








РАБОЧАЯ программа ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



«Основы проектной деятельности»

(Уровень программы стартовый)








социально-педагогическая

Возраст обучающихся: 10 — 12 лет

Срок реализации программы: 1 год

Количество часов в год: 32 часа


Автор-составитель:

Петрова Алла Ивановна,
учитель технологии








г. Кудрово, 2022 год

1. Пояснительная записка

Настоящее время — это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Успех в современном мире во многом определяется способностью че­ловека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и бли­жайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметан, план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на дру­гую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позво­ляющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектно-исследовательской деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели — установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться — самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Данная программа внеурочной деятельности разработана на один год. Она позволяет реализовать следующие актуальные подходы: компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный.

Цель программы — создание условий для приобретения школьни­ками социальных знаний, ценностного отношения к социальной реально­сти (к родителям, к семье, к школе, к истории страны); получение некото­рого опыта социального действия через проектную деятельность.

Задачи программы:

  • выявлять интересы, склонности, способности, возможности уча­щихся к различным видам социальной деятельности;

  • формировать систему знаний, умений, навыков в избранном на­правлении деятельности, расширять общий кругозор в социальной действительности посредством проектной деятельности;

  • развивать познавательные способности и формировать исследова­тельский поиск у школьников;

  • развивать специфические умения и навыки проектирования (фор­мулирование проблемы и постановка задач, целеполагание и пла­нирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);

  • развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей на примере разрешения социальных ситуаций;

  • содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем;

  • развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотруд­ничества.

Количество часов: 32 часа (1 час в неделю на протяжении 32 учебных недель).

Режим занятий и место проведения: Программа ориентирована на реализацию социального направления и предназначена для работы с обучающимися во внеурочной деятельности. Длительность занятия 40 минут.

Категория участников: учащиеся 5 классов.

Основными методами обучения являются:

— информационно-развивающие, способствующие формированию у детей этических знаний, реализующиеся в общении и поведении;

— поисковые, которые не дают готовой информации, а включают обучающихся в познавательный процесс;

— репродуктивные, вооружающие детей готовыми способами деятельности;

— воспроизводящие, т.е. творческие, требующие применения знаний в измененных условиях (на практике, в творческой деятельности).

Этапы работы над проектом

Этап работы

Виды деятельности обучающихся

1

Поисковый

  • Моделирование искомой ситуации Анализ имеющейся информации

  • Определение и анализ проблем

  • Определение потребности в информации

  • Сбор и изучение информации

2

Аналитичес­кий

  • Постановка цели проекта

    • Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности

  • Определение задач

  • Определение способа разрешения проблемы

  • Составление плана реализации проекта: пошаговое планирова­ние работ

  • Планирование продукта — Анализ ресурсов

  • Сбор и изучение информации

3

Практический

  • Выполнение плана работ

  • Текущий контроль

  • Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию

4

Презентаци­онный

  • Предварительная оценка продукта

  • Планирование презентации и подготовка презентационных ма­териалов

  • Презентация продукта

    • Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продета, включение в банк проектов, публикация)

5

Контрольный

  • Анализ результатов выполнения проекта

  • Оценка качества выполнения продукта

  • Оценка продвижения



Планируемые результаты

Характеристика основных результатов УУД

В результате у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отно­шения к школе, понимания необходимости учения;

личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (дела и мотивы), «что я могу» (результаты). Регулятивные универсальные учебные действия:

определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи), ставить новые учебные задачи;

  • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совме­стно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя;

  • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем или самостоятельно;

  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и оп­ределять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходи­мость нового знания;

  • добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;

  • перерабатывать информацию для получения необходимого резуль­тата, в том числе и для создания нового продукта (выполнять ана­лиз, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям);

  • использовать информацию в проектной деятельности под руково­дством учителя-консультанта.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;

  • учиться критично относиться к собственному мнению;

  • договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгля­ды, для того чтобы сделать что-то сообща;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Итоги учёта знаний, умений, овладения учеником универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблю­дений, основного содержания портфолио учеников, опросников.

В результате прохождения программного материала обучающийся

имеет представление о проекте.

Умеет:

дать определение проекту, ставить цель проекта, составить краткий план проекта;

определять конкретную индивидуальную проблему, ставить цель и разрабатывать через проект;

  • определять групповую проблему, ставить цель и разрабатывать че­рез проект (групповой проект);

  • определять социально-значимую проблему, ставить цель и разраба­тывать через проект (групповой проект).



Обучающиеся смогут научиться

Сформированные действия

  • видеть проблемы: ставить вопросы:

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям:

  • классифицировать;

  • наблюдать; проводить эксперименты;

В ходе решения системы проектных задач полу­чит возможность для формирования следующих действий:

— Рефлексировать (видеть проблему; анализи­ровать сделанное почему получилось, по­чему не получилось, видеть трудности, ошибки);



— делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защи­щать свои идеи

— целеполагать (ставить и удерживать цели);

— планировать (составлять план своей деятель­ности);

— моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все сущест­венное и главное);

— проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодейство­вать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

Тема 1. Знакомство с понятием «проект», где могут быть использова­ны проекты. Чем проект отличается от исследования. Где использует чело­век проекты, с какой целью?

Тема 2. Знакомство с основными правилами сотрудничества. Как ра­ботать без конфликтов? Как увидеть проблему? Что такое суждение? Зна­комство с классификацией. Знакомство с умозаключениями. Как правиль­но делать умозаключения.

Тема 3. Знакомство с основными доступными нам методами создания проектов (наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор информации и др.). Выполнение практической части, заданий (практиче­ские задания типа «что сначала, что потом...»)

Тема 4. Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график. Практиче­ские задания по созданию схем, графиков.

Тема 5. Работа с книгой. Какие книги считаются научными. Что такое справочник, энциклопедия и т.п.

Тема 6. Как сделать сообщение о своем проекте. План выступления.

ПРАКТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

Тема 7. Подготовка проекта «Скоро, скоро Новый год!». Предполагаемые темы проекта: «Мой подарок», «Новогодняя игрушка», «Учимся встречать друзей», «Мой праздник», конкурс проектов «Вместо елки-букет»

Тема 8. Подготовка проекта «Я и школа». Предполагаемые темы про­екта: «Мой досуг», «Книжная неделя», «Подари учебник школе».

Тема 9, Подготовка проекта «Я и планета»: «Цвети, Земля». «Наедине с природой», «Мы класс, свободный от курения», «Сохрани радость жизни», «Мы за жизнь!», «Чистый двор», «Чистый класс».

Тема 10. Подготовка проекта «Я и Я»: «Преступление и на­казание», «Я и политика», «Учимся строить отношения», «Рука помощи».

Тема 11. Подготовка проекта «Я и семья»: «История моей семьи», «Семейные традиции», «День матери», презентации семейного опыта, «Школьный день — вместе», «Нам весело в школе живется».

Тема 12. Представление результатов деятельности. Мини-конферен­ция в классе. Представление своих проектов.

Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

Раздел 1. Теоретический модуль

10

Раздел 2. Практический модуль

22

Итого

32

Календарно-тематическое планирование.

Тема занятия

Форма организации занятий

Дата

проведения

1

Познавательная беседа: «Проект? Проект!»

Беседа

03.09

2

Как выбрать друга по общему интересу?

Беседа

10.09

3

Я учусь задавать вопро­сы.... «...что сначала, что потом...»

Беседа

17.09

4-5

Рисунок, схема, график. Как выбрать форму об­работки информации?

Беседа

24.09
01.10

6-7

Как не утонуть в море информации?

Беседа

08.10
15.10

8-10

Секрет успешного вы­ступления

Беседа

22.10
12.11
19.11

11-16

«Скоро, скоро Новый год!»

Практическая работа, защита проекта

26.11
03.12
10.12
17.12
24.12
14.01

17-22

«Я и школа»

Практическая работа, защита проекта

21.01
28.01
04.02
11.02
25.02
04.03

23-25

«Я и планета»

Практическая работа, защита проекта

11.03
18.03
08.04

26-28

«Я и Я»

Практическая работа, защита проекта

15.04
22.04
29.04

29-31

«Я и семья»

Практическая работа, защита проекта

06.05
13.05
22.05

32

Мини-конференция

Конференция

27.05


Итого

34 часа






Входная диагностика

универсальных учебных действий для 5 классов

Цель: выявить уровень развития универсальных учебных действий

Оценка проводится по пятибалльной системе.

Не умею – 0 баллов

Не совсем – 1-2 балла

Умею – 3-4 балла

Умею хорошо – 5 баллов



Вопросы

0 баллов

1-2 балла

3-4 балла

5 баллов

1

Находить в учебниках и др. источниках достоверную информацию необходимую для решения учебных





2

Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать необходимую информацию





3

Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее)





4

Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения





5

Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям.





6

Устанавливать причинно-следственные связи – на простом уровне





7

Создавать модели объектов





8

Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ





9

Определять цель, проблему в своих проектах





10

Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально





11

Планировать деятельность при выполнении проекта





12

Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно





13

Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами





14

Понимать позицию другого, вести диалог в группе.





15

Корректировать свое мнение





16

Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения





17

Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)





18

Преодолевать конфликты — договариваться с другими участниками в группе





19

Оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности





20

Осознавать свои эмоции





21

Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции





22

Проявлять себя в добрых словах и делах





23

Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к другим





24

Осваивать новые социальные роли и правила, т.е. учиться критически осмысливать их и свое поведение





25

Выбирать, как поступить в различных ситуациях.











Оценка достижения результатов внеурочной деятельности

Критерии, представленные в таблице, содержат не только пункты, мо­тивирующие желание работать в сотрудничестве, но и пункты, дающие возможность каждому ученику увидеть свои достоинства. Именно наличие критериев подобного рода дает ученикам ощущение того, что в работе ко­манды важно и значимо участие каждого: и того, кто генерирует идеи, и того, кто координирует деятельность, и того, кто умеет поддержать и ободрить.

Критерии оценивания

Всегда

Часто

Иногда

Никогда

I. Участвует в обсуждении ключевых вопро­сов





2. Умеет распределить последовательность действий каждого члена команды





3. Сотрудничает с другими во время работы над достижением общих целей





4. Высказывает новые идеи





5. Вносит конструктивные предложения





6. Умеет выслушивать товарищей



:

7. Тщательно обдумывает информацию





8. Умеет сравнивать и обобщать высказанные товарищами идеи





9. Умеет корректно отстаивать свою точку зрения





10. Умеет выяснять, что непонятно





11. Умеет принимать помощь товарищей





12. Подбадривает и поддерживает товарищей







Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, I [В. Степанов. — М.: Просвещение. 2010.

  2. Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе // Практика административной работы в школе. — 2006. — № 6. — С.65-70.

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. — М.: Просвещение, 2010.

  4. Нелобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. — М.: Аркти, 2006.

  5. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // На­родное образование. — 2000. — № 7.

  6. Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников / Под ред. И.А. Сасовой. — М.: Вентана-Графф, 2003.

  7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образова­ние / [В.А. Горский. А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]. — М.: Просвещение, 2010.

  8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. — М., 2005.

  9. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч. — 2003. — № 6.

  10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного

общего обра­зования / Министерство образования и науки РФ. — М.:

Просвещение, 2010.



Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности

1. Интернет-сайт: www/Trizline/Ru/leem/toy/toy.Htm

2. http://stranamasterov.ru/

3. www.readabout.info

4. http://vip-samodelki.ru

5. http://spicami.ru



Перечень оборудования, используемых при реализации программы.

1. Проектор, электронная доска;

2. цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);

3. компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.