СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы светской этики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Основы религиозных культур и светской этике", модуль "Светская этика". Можно использовать для любого УМК.

Просмотр содержимого документа
«Основы светской этики»

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Севастополя

«Средняя общеобразовательная школа №37»



«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Принято»

«Утверждено»

Руководитель МО

ЗД поУВР

Педагогическим

советом

Директор

Яремчук О. П.

Игнатович С.А.


Т.Н.Волошинская

Протокол №


Протокол №

Приказ №

от « »___ 2017

от « »__ 2017

от « »___ 2017

от « »____ 2017



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Рабочий модуль «Основы светской этики»



4- А класс



уровень базовый





Количество часов в неделю 1час

Количество часов по программе 34 ч

Срок реализации: 2017-2018 учебный год



Составлена на основе:

Программы общеобразовательных учреждений.

Основы религиозных культур и светской этики. Рабочий модуль «Основысветской этики». Программа. 4 класс. А.И.Шемшурина - Москва: Просвещение. 2014 г.






Составители: МО учителей 4 классов ГБОУ СОШ № 37.





Севастополь

2017



  1. Вступление


Данная рабочая программа «Основы светской этики» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы «Основы религиозных культур и светской этики», Основной образовательной программы НОО (ООО) ГБОУ СОШ № 37

Реализация рабочей программы осуществляется на основе учебно-методического комплекса «Гармония», который соответствует перечню федеральных учебников, допущенных для изучения в общеобразовательных школах на 2017-2018 учебный год.

  • А.И.Шемшурина Основы религиозных культур и светской этики Основы светской этики 4 класс Издательство Москва «Просвещение» 2017

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 учебный час в неделю).

Сроки реализации Рабочей программы: 2017-2018 учебный год

Рабочая программа состоит из:

1. Вступление (нормативно-правовая база, характеристика УМК, кол-во часов, срок реализации)

2. Планируемых результатов освоения учебного предмета, курса

  1. Содержания учебного предмета, курса

  2. Тематического планирования

  3. Приложение:

- титульный лист

- календарно-тематическое планирование

- лист фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе

- нормы оценивания



























2. Планируемые результаты освоения учебного предмета



Обучение по программе курса «Основы светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

-формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;

-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;

-формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

-развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;

-развитие этических чувств как регулятора морального поведения;

-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

-развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;

-формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

- знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

-освоение основополагающих понятий курса «Основы светской этики»;

-формирование умения устанавливать взаимосвязь между культурой, моралью и повседневным поведением людей; анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;

-развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства; ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции.

Ожидаемые результаты формирования УУД

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся получат возможность совершенствовать:

- умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

- навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

- логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

В области коммуникативных общих учебных действий обучающиеся получат возможность:

- совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях;

- адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- совершенствовать умения осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

- совершенствовать умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, интерпретацию и оценку событий, явлений и фактов.

В области регулятивных общих учебных действий обучающиеся получать возможность:

- совершенствовать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;

- формировать и совершенствовать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В области личностных общих учебных действий обучающиеся получат возможность:

- формировать основы российской гражданской идентичности, развивать чувство гордости за свою Родину;

- формировать образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- развивать доверие и уважение к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

- развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;

- развить этические чувства как регулятор морального поведения;

- воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание;

- развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

- развивать мотивацию к продуктивной созидательной деятельности;

- формировать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.



.3. Содержание учебного предмета «Основы светской этики» (32часа)

1

Россия - наша Родина.

1

2

Что такое светская этика?

1

3

Культура и мораль.

1

4

Особенности морали.

1

5-6

Добро и зло.

2

7-8

Добродетель и порок

2

9

Свобода и моральный выбор.

1

10

Свобода и ответственность.

1

11

Моральный долг.

1

12

Справедливость.

1

13

Альтруизм и эгоизм.

1

14

Дружба

1

15

Что значит быть моральным ?

1

16-17

Творческие работы учащихся.

2

18

Род и семья – исток нравственных отношений

1

19

Нравственный поступок.

1

20

Золотое правило нравственности.

1

21

Стыд, вина и извинение.

1

22

Честь и достоинство.

1

23

Совесть.

1

24-25

Нравственные идеалы

2

26

Образцы нравственности в культуре Отечества

1

27

Этикет.

1

28

Семейные праздники

1

29

Жизнь человека - высшая нравственная ценность

1

30

Любовь и уважение к Отечеству.

1

31

Подготовка

творческих  проектов.

1

32-34

Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Памятники религиозной культуры в моем городе».

3

Приложение 1.

Календарно-тематическое планирование «Основы светской этики»

4 -А класс учитель: Базаева Л.В.


№ п/п

Дата

Тема, содержание рока

Кол-во ча

сов

Планируемые результаты

Примечание


П

Ф

УУД

Предметные

Личностные

Метапредметные

(П-познавательные,

Р – регулятивные,

К – коммуникативные)


1 четверть (8 часов)

1

4.09


Россия - наша Родина.


1

формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.


осознавать этапы организации учебной работы

узнавать государст-венную символику РФ, проявлять уважение к народам,

 населяющим Россию, к их истории и культуре.


2

11.09


Что такое светская этика?

1

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;


овладевать способностью принимать и сохранять

 цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления

понимать значение

этики в выстраивании конструктивных отношений в обществе.


3

18.09


Культура и мораль.

1

формировать основы для принятия культурных традиций своей страны.

овладевать логическими действиями сравнения, установления аналогий и причинно- следственных связей, построений рассуждений.


понимать значение морали и культуры в жизни людей и


4

25.09


Особенности морали.

1


овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.


понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности


5-6

2.10

9.10


Добро и зло.

2

воспитывать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость


 участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.


формулировать соб-ственное мнение и позицию.

учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


7-8

16.10

23.10


Добродетель и порок

2



обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале.

строить сообщения в устной и письменной форме.


2 четверть (7 часов)

9

13.11


Свобода и моральный выбор.

1

развитие самостоятельности и

личной ответствен

ности за свои поступки на на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.



проявлять творчес-

кую инициативу, самостоятельность

 в групповой работе


10

20.11


Свобода и ответственность.

1


обобщать сведения, делать вы-

воды, проводить сравнения на текстовом материале.

строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.


11

27.11


Моральный долг.

1

воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости,


уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

сформировать внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.


12

4.12


Справедливость.

1


 развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.


формулировать собственное мнение и позицию


13

11.12


Альтруизм и эгоизм.

1


готовность слушать собеседни-

ка, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

понимать и прини-

мать значение мо-

рально ответствен-

ного поведения в

жизни человека и общества.


14

18.12


Дружба

1

формирование моральной самооцен-

ки, ориентации  на моральные нормы

и их выполнение.



оценивать характер взаимоотношений лю-

дей с позиции развития этических чувств,  по-нимания чувств дру-

гих людей и сопере-

живания им.


15

25.12


Что значит быть моральным ?

1

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;


осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов

деятельности.



3 четверть (10 часов)

16-17

15.01

22.01


Творческие работы учащихся.


2


 определять общие цели и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

осуществлять плани-рование своей и кол-лективной деятель-

ности на основе осоз-

наваемых целей,

намечать новые

цели.


18

29.01


Род и семья -- исток нравственных отношений

1

сформировать внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.

Излагать

своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения.


19

5.02


Нравственный поступок.

1

воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;


обобщать сведения, делать вы-

воды, проводить

 сравнения на текстовом материале.

грамотно формулировать вопросы.

самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения.


20

12.02


Золотое правило нравственности.

1

воспитывать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость


готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

формулировать соб-ственное мнение и позицию.

учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


21

19.02


Стыд, вина и извинение.

1

ценить и принимать базовые ценности: «добро»,

«родина»,  «семья», «мир», «настоящий

друг», «справедли-

вость», «понимать позицию другого.


овладевать логическими действииями сравнения, установления аналогий и причинно- следственных связей, построений рассуждений.


оценивать характер взаимоотношений людей с позиции развития этических чувств,  понимания чувств других людей и сопереживания им.


22

26.02


Честь и достоинство.

1

формировать основы для принятия культурных традиций своей страны.


отвечать на вопросы по содержанию текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом.


23

5.03


Совесть.

1

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях


адекватно восприни-

мать предложения и оценку учителя,

товарищей


24-25

12.03

19.13


Нравственные идеалы

2

ценить и принимать базовые ценности человеческой жизни


развитие этических чувств

как регуляторов морального поведения

понимать и прини-

мать значение мо-

рально ответствен-

ного поведения в

жизни человека и общества.


4 четверть (8 часов)

26

2.04


Образцы нравственности в культуре Отечества


1

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;


понимать и осознавать  ценность нравственности и духовности в человеческой  жизни.

понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности


27

9.04


Этикет.

1

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях


оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах


28

16.04


Семейные праздники

1

Воспитывать уважение к семье, семейным ценностям

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

понимать и принимать значение морально ответственного поведения в жизни человека и общества.


29

23.04


Жизнь человека - высшая нравственная ценность


1


овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

развивать этические чувства, доброжела-тельность и отзывчивость, пони-мать чувства других людей и сопереживать им


30

28.04


Любовь и уважение к Отечеству


1


осуществлять поиск необходимой информации с использованием справочной и дополнительной литературы и источников Интернета.

Отбирать, систематизировать и фиксировать информацию.



31




32-34


7.05




14.05

21.05


Подготовка творческих проектов.



Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества, «Мой дедушка – защитник Родины».

Итоговая презентация творческих проектов на тему: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) 



1




3


определять общую цель и пути её достижения, уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.


выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи,

проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач,








Приложение 2

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Организация системы оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.

Исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. При неправильном ответе ученика запрещается говорить «не думал», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение» и т.д.

Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки. Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение и научение ребенка.

По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся.

По ОРКСЭ домашние задания не задаются.

По ОРКСЭ безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года.

В школьную документацию (классный журнал, личное дело) по окончании курса ОРКСЭ вносится запись «зачет»



Формы контроля и возможные варианты его проведения:

  • Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа

(поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная;

эвристическая; творческая).

  • Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).

  • Самоконтроль;

  • Фронтальный контроль;

  • Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.

  • Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по

индивидуальной теме в рамках курса.





Приложение 3.

Лист фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе



Дата внесения изменений, дополнений

Содержание

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

Подпись лица, внесшего запись




















































































7