Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа №37»
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Принято» | «Утверждено» | Руководитель МО | ЗД поУВР | Педагогическим советом | Директор | Яремчук О. П. | Игнатович С.А. | | Т.Н.Волошинская | Протокол № | | Протокол № | Приказ № | от « »___ 2017 | от « »__ 2017 | от « »___ 2017 | от « »____ 2017 |
|
|
|
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Рабочий модуль «Основы светской этики»
4- А класс
уровень базовый
Количество часов в неделю 1час
Количество часов по программе 34 ч
Срок реализации: 2017-2018 учебный год
Составлена на основе:
Программы общеобразовательных учреждений.
Основы религиозных культур и светской этики. Рабочий модуль «Основысветской этики». Программа. 4 класс. А.И.Шемшурина - Москва: Просвещение. 2014 г.
Составители: МО учителей 4 классов ГБОУ СОШ № 37.
Севастополь
2017
Вступление
Данная рабочая программа «Основы светской этики» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы «Основы религиозных культур и светской этики», Основной образовательной программы НОО (ООО) ГБОУ СОШ № 37
Реализация рабочей программы осуществляется на основе учебно-методического комплекса «Гармония», который соответствует перечню федеральных учебников, допущенных для изучения в общеобразовательных школах на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 учебный час в неделю).
Сроки реализации Рабочей программы: 2017-2018 учебный год
Рабочая программа состоит из:
1. Вступление (нормативно-правовая база, характеристика УМК, кол-во часов, срок реализации)
2. Планируемых результатов освоения учебного предмета, курса
Содержания учебного предмета, курса
Тематического планирования
Приложение:
- титульный лист
- календарно-тематическое планирование
- лист фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе
- нормы оценивания
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучение по программе курса «Основы светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
-формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
-формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
-развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
-развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
-развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
-формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
-освоение основополагающих понятий курса «Основы светской этики»;
-формирование умения устанавливать взаимосвязь между культурой, моралью и повседневным поведением людей; анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
-развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства; ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции.
Ожидаемые результаты формирования УУД
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся получат возможность совершенствовать:
- умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
- навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
- логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
В области коммуникативных общих учебных действий обучающиеся получат возможность:
- совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях;
- адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- совершенствовать умения осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
- совершенствовать умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, интерпретацию и оценку событий, явлений и фактов.
В области регулятивных общих учебных действий обучающиеся получать возможность:
- совершенствовать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;
- формировать и совершенствовать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В области личностных общих учебных действий обучающиеся получат возможность:
- формировать основы российской гражданской идентичности, развивать чувство гордости за свою Родину;
- формировать образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- развивать доверие и уважение к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
- развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
- развить этические чувства как регулятор морального поведения;
- воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание;
- развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
- развивать мотивацию к продуктивной созидательной деятельности;
- формировать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
.3. Содержание учебного предмета «Основы светской этики» (32часа)
1 | Россия - наша Родина. | 1 |
2 | Что такое светская этика? | 1 |
3 | Культура и мораль. | 1 |
4 | Особенности морали. | 1 |
5-6 | Добро и зло. | 2 |
7-8 | Добродетель и порок | 2 |
9 | Свобода и моральный выбор. | 1 |
10 | Свобода и ответственность. | 1 |
11 | Моральный долг. | 1 |
12 | Справедливость. | 1 |
13 | Альтруизм и эгоизм. | 1 |
14 | Дружба | 1 |
15 | Что значит быть моральным ? | 1 |
16-17 | Творческие работы учащихся. | 2 |
18 | Род и семья – исток нравственных отношений | 1 |
19 | Нравственный поступок. | 1 |
20 | Золотое правило нравственности. | 1 |
21 | Стыд, вина и извинение. | 1 |
22 | Честь и достоинство. | 1 |
23 | Совесть. | 1 |
24-25 | Нравственные идеалы | 2 |
26 | Образцы нравственности в культуре Отечества | 1 |
27 | Этикет. | 1 |
28 | Семейные праздники | 1 |
29 | Жизнь человека - высшая нравственная ценность | 1 |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 |
31 | Подготовка творческих проектов. | 1 |
32-34 | Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Памятники религиозной культуры в моем городе». | 3 |
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование «Основы светской этики»
4 -А класс учитель: Базаева Л.В.
№ п/п | Дата | Тема, содержание рока | Кол-во ча сов | Планируемые результаты | Примечание |
П | Ф | УУД | Предметные |
Личностные | Метапредметные (П-познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные) | |
1 четверть (8 часов) |
1 | 4.09 | | Россия - наша Родина. | 1 | формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. | осознавать этапы организации учебной работы | узнавать государст-венную символику РФ, проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории и культуре. | |
2 | 11.09 | | Что такое светская этика? | 1 | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; | овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления | понимать значение этики в выстраивании конструктивных отношений в обществе. | |
3 | 18.09 | | Культура и мораль. | 1 | формировать основы для принятия культурных традиций своей страны. | овладевать логическими действиями сравнения, установления аналогий и причинно- следственных связей, построений рассуждений. | понимать значение морали и культуры в жизни людей и | |
4 | 25.09 | | Особенности морали. | 1 | | овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления. | понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности | |
5-6 | 2.10 9.10 | | Добро и зло. | 2 | воспитывать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость | участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | формулировать соб-ственное мнение и позицию. учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | |
7-8 | 16.10 23.10 | | Добродетель и порок | 2 | | обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале. | строить сообщения в устной и письменной форме. | |
2 четверть (7 часов) |
9 | 13.11 | | Свобода и моральный выбор. | 1 | развитие самостоятельности и личной ответствен ности за свои поступки на на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости. | | проявлять творчес- кую инициативу, самостоятельность в групповой работе | |
10 | 20.11 | | Свобода и ответственность. | 1 | | обобщать сведения, делать вы- воды, проводить сравнения на текстовом материале. | строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков. | |
11 | 27.11 | | Моральный долг. | 1 | воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, | уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий | сформировать внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести. | |
12 | 4.12 | | Справедливость. | 1 | | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | формулировать собственное мнение и позицию | |
13 | 11.12 | | Альтруизм и эгоизм. | 1 | | готовность слушать собеседни- ка, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную | понимать и прини- мать значение мо- рально ответствен- ного поведения в жизни человека и общества. | |
14 | 18.12 | | Дружба | 1 | формирование моральной самооцен- ки, ориентации на моральные нормы и их выполнение. | | оценивать характер взаимоотношений лю- дей с позиции развития этических чувств, по-нимания чувств дру- гих людей и сопере- живания им. | |
15 | 25.12 | | Что значит быть моральным ? | 1 | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; | осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности. | | |
3 четверть (10 часов) |
16-17 | 15.01 22.01 | | Творческие работы учащихся. | 2 | | определять общие цели и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности. | осуществлять плани-рование своей и кол-лективной деятель- ности на основе осоз- наваемых целей, намечать новые цели. | |
18 | 29.01 | | Род и семья -- исток нравственных отношений | 1 | сформировать внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести. | Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения. | |
19 | 5.02 | | Нравственный поступок. | 1 | воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | обобщать сведения, делать вы- воды, проводить сравнения на текстовом материале. | грамотно формулировать вопросы. самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения. | |
20 | 12.02 | | Золотое правило нравственности. | 1 | воспитывать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость | готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; | формулировать соб-ственное мнение и позицию. учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | |
21 | 19.02 | | Стыд, вина и извинение. | 1 | ценить и принимать базовые ценности: «добро», «родина», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедли- вость», «понимать позицию другого. | овладевать логическими действииями сравнения, установления аналогий и причинно- следственных связей, построений рассуждений. | оценивать характер взаимоотношений людей с позиции развития этических чувств, понимания чувств других людей и сопереживания им. | |
22 | 26.02 | | Честь и достоинство. | 1 | формировать основы для принятия культурных традиций своей страны. | | отвечать на вопросы по содержанию текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом. | |
23 | 5.03 | | Совесть. | 1 | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях | | адекватно восприни- мать предложения и оценку учителя, товарищей | |
24-25 | 12.03 19.13 | | Нравственные идеалы | 2 | ценить и принимать базовые ценности человеческой жизни | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения | понимать и прини- мать значение мо- рально ответствен- ного поведения в жизни человека и общества. | |
4 четверть (8 часов) |
26 | 2.04 | | Образцы нравственности в культуре Отечества | 1 | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; | понимать и осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни. | понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности | |
27 | 9.04 | | Этикет. | 1 | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях | | оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах | |
28 | 16.04 | | Семейные праздники | 1 | Воспитывать уважение к семье, семейным ценностям | готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; | понимать и принимать значение морально ответственного поведения в жизни человека и общества. | |
29 | 23.04 | | Жизнь человека - высшая нравственная ценность | 1 | | овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности | развивать этические чувства, доброжела-тельность и отзывчивость, пони-мать чувства других людей и сопереживать им | |
30 | 28.04 | | Любовь и уважение к Отечеству | 1 | | осуществлять поиск необходимой информации с использованием справочной и дополнительной литературы и источников Интернета. Отбирать, систематизировать и фиксировать информацию. | | |
31 32-34 | 7.05 14.05 21.05 | | Подготовка творческих проектов. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества, «Мой дедушка – защитник Родины». Итоговая презентация творческих проектов на тему: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) | 1 3 | | определять общую цель и пути её достижения, уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. | выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи, проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, | |
Приложение 2
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Организация системы оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.
Исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. При неправильном ответе ученика запрещается говорить «не думал», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение» и т.д.
Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки. Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение и научение ребенка.
По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся.
По ОРКСЭ домашние задания не задаются.
По ОРКСЭ безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года.
В школьную документацию (классный журнал, личное дело) по окончании курса ОРКСЭ вносится запись «зачет»
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
(поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная;
эвристическая; творческая).
Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
Самоконтроль;
Фронтальный контроль;
Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.
Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по
индивидуальной теме в рамках курса.
Приложение 3.
Лист фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе
Дата внесения изменений, дополнений | Содержание | Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата) | Подпись лица, внесшего запись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
7