СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности детей с ТНР.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности детей с ТНР.»

Особенности детей с тяжелыми нарушениями речи и работы с ними в младшем школьном возрасте.



1. Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока, отмечающиеся у детей при сохранном слухе и интеллекте.

Таким образом, дети с ТНР – это дети, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты.

В логопедии выделяют следующие виды ТНР:

АЛАЛИЯ - отсутствие или недоразвитие речи детей при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте

АФАЗИЯ – это полная или частичная утрата уже сформировавшейся речи, возникающая при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате перенесенных инсультов, травм, опухолей, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях.

ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны речи вследствие повреждения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы

РИНОЛАЛИЯ - нарушение тембра голоса и звукопроизношения

ЗАИКАНИЕ – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

2. Дети с ТНР имеют следующие психолого-педагогические особенности:

- недоразвитие всей познавательной деятельности (речь, восприятие, память, мышление)

- недоразвитие мыслительных операций, сниженная наблюдательность, снижение способности к абстрагированию, обобщению

- внимание характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения и распределения; дети быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность

- быстрое забывание материала, особенно речевого, снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста

нарушенияэмоционально-волевой сферы: нестойкость интересов, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, налаживании контактов со сверстниками

- двигательные расстройства: дети с ТНР моторно неловки, неуклюжи (это касается и общей, и мелкой моторики, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений.

3. В речи детей с ТНР наблюдаются следующие особенности:

тяжелые нарушения общей разборчивости речи

- медленный темп оречевления

- ограниченный лексический запас

- несформированность процессов словообразования и словоизменения

- стойкие аграмматизмы

- несформированность навыков связного высказывания

- стойкие расстройства письменной речи (и их предпосылок)

4. Основным условием реализации адаптированной рабочей программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (программы 5.1.) является необходимость постоянного сопровождения учителя-логопеда. С 1 класса до окончания начальной школы. Необходимость дальнейшего сопровождения определяет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

Работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи включает в себя:

-коррекцию звукопроизношения

-развитие фонематического восприятия

-развитие звуко-слоговой структуры слова

-развитие лексико-грамматического строя речи

-развитие связной речи

-помощь в овладении письмом и чтением.



5. Какие перспективы в обучении ждут детей с ТНР?

Более благополучно будут обстоять у них дела с точными науками. Страдать будут языковые предметы. Огромную сложность для детей с ТНР будут представлять запись под диктовку, написание изложений, а впоследствии, сочинений, т. к. нарушение их речи комплексное, то есть затрагивает все стороны речи – от звука, слога и слова до фразы и текста.

Но, как было сказано ранее, если в этом будет острая необходимость, то по решению психолого-медико-педагогической комиссии сопровождение этих детей учителем -логопедом будет продлено.