СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности диагностики и контроля в системе среднего профессионального образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье изложена информация по контролю обучения как части дидактического процесса

Просмотр содержимого документа
«Особенности диагностики и контроля в системе среднего профессионального образования»

ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ И КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лыхман С.А.

ГБПОУ РО «Белокалитвинский технологический техникум»

Российская федерация

В статье изложена информация по контролю обучения как части дидактического процесса. Рассмотрена дидактическая процедура и связанные с ней проблемы: функции проверки, виды, методами и формы контроля, измерения критерии качества знаний, измерительные шкалы и средства измерения, успешность обучения и неуспеваемость обучающихся.

Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется достижение поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом. Диагностика — это точное определение результатов дидактического процесса. В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в понятие «проверка знаний, умений и навыков» обучаемых. Проверка знаний, умений и навыков лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Тогда как диагностирование рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического процесса [1, с. 474].

Диагностика включает контроль, проверку, оценивание; накопление статистических данных, их анализ; прогнозирование, выявление динамики, тенденций дидактического процесса. Важным компонентом диагностирования является контроль. Контроль — это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. Составной частью контроля является проверка. Проверка — система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков. По сути своей контроль обеспечивает установление обратной связи, т. е. получение информации о результате учебной деятельности студентов. Преподаватель устанавливает, какие, в каком объеме знания усвоил обучаемый, готов ли он к восприятию новых знаний. Преподаватель получает также сведения о характере самостоятельной учебной деятельности обучаемого. Контроль показывает преподавателю, насколько его собственная работа была плодотворной, удачно ли он использовал возможности педагогического процесса в обучающих целях [2, с.15].

Во время контроля получает информацию о своей учебной деятельности и сам обучаемый. Контроль помогает ему понять каких успехов он добился в освоении знаний и умений, и увидеть пробелы и недостатки в них. Постоянный контроль дисциплинирует обучаемых, приучает к определенному ритму, развивает волевые качества. [3, с. 432]

Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных приемов. В педагогической практике применяется несколько видов контроля: предварительный контроль, текущий контроль, периодический контроль, тематический контроль, итоговый контроль, отсроченный контроль.

Предварительный контроль, как правило, имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предварительный контроль позволяет обучающему находить наиболее эффективные методы и формы работы. Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль дает возможность своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала. Текущий контроль стимулирует ответственность обучающегося за подготовку к каждому занятию. Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце четверти, полугодия. Тематический контроль осуществляется после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых. Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету.

Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от 3 месяцев до полугода и более). Отсроченный контроль как вид контроля соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату. Контроль осуществляется в различных формах. По форме контроль подразделяется: на индивидуальный, групповой и фронтальный [4, с.243].

При контроле используются различные приемы. Приемы контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих. В педагогической практике используются приемы устного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля, тестового, графического, игрового. Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых. Он позволяет выявить знания обучаемых, проследить логику изложения ими материала, умение применять знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства своей точки зрения, для опровержения неверного мнения и т. д.

Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т. д.). Письменный контроль позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий. Практический контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы или сформированности двигательных навыков. С развитием информационных технологий распространение получил контроль с использованием машин. Машинный контроль экономит время учащихся и преподавателя. С помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты контроля легко поддаются статистической обработке. Устраняется субъективизм преподавателя при оценивании знаний.

Применение контролирующих машин позволяет успешно осуществлять самоконтроль. Самоконтроль возможен и без применения машин. Но для этого необходимо обучаемых учить самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательных задач, искать способы их устранения. Сочетание различных приемов контроля называется комбинированным (уплотненным) контролем. Обычно это сочетание устного и письменного опроса [5, с. 36].

К контролю в процессе обучения предъявляются определенные педагогические требования:

  • индивидуальный характер контроля (осуществляется за работой каждого обучающегося, за его личной учебной деятельностью); нельзя допускать подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива, и наоборот;

  • систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

  • разнообразие форм проведения контроля (обеспечивает выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля);

  • всесторонность контроля (обеспечивает проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся);

  • объективность контроля (дает возможность исключить субъективные и ошибочные суждения и выводы);

  • дифференцированный подход (необходимо учитывать индивидуальные личностные качества обучаемых);

  • единство требований со стороны обучающих.

В последнее время все большее распространение получает тестовый контроль. В современной системе образования тестирование применяется в качестве одной из наиболее эффективных форм промежуточного (конечного) контроля и самоконтроля полученных знаний по соответствующим разделам учебного курса. Не вызывает сомнения то, что тестирование студентов способствует формированию профессионального мышления, повышению понятийной культуры, а так же развитию когнитивных способностей специалистов [6, с.352].

Тестовые задания, прежде всего, предназначены и направлены на усвоение и закрепление основных теоретических положений изучаемого учебного курса, полученных в процессе лекций, семинаров и самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой. Современное оснащение учебных кабинетов компьютерной техникой, возможности сетевых технологий, электронная почта позволяют проводить тестирования как в стационарных условия: на кафедрах, в центрах открытого доступа к интернет-ресурсам, так и в дистанционной системе обучения.

В стационарной системе обучения тестирование может быть и не включено в учебный план, поэтому его проведение зависит от преподавателя, который может применять тесты с целью текущего и промежуточного контроля студентов во время аудиторных занятий, на консультациях, а также с применением обучающих информационных технологий (компьютерных программ). В дистанционной системе, в условиях заочной формы получения профессионального образования, тестирование может оказать существенную помощь как преподавателю в ходе организации промежуточного или итогового контроля знаний студентов, так и самим обучающимся. В частности, студенты имеют возможность применять предлагаемые тестовые задания для самоконтроля, что позволит реально оценить остаточные знания по дисциплине перед экзаменом или зачетом. Также это позволит вовремя обратить внимание на имеющиеся пробелы в усвоении учебного материала и вовремя их устранить. Особенно важно применять тестирование в рамках рейтинговой системы оценки знаний студентов, когда семестровый курс предполагает деление на несколько (2 и более) модулей и итоговая оценка знаний обучающихся выводится на основе результатов текущего рейтинг-контроля. В данном случае тестирование обладает рядом очевидных достоинств.

Во-первых, в процессе его применения наблюдается существенная экономия учебного времени, отведенного на лекционные и семинарские занятия.

Во-вторых, рассматриваемым способом контроля знаний можно опросить большое количество студентов за ограниченный временной интервал. Это, несомненно, является большим плюсом, так как за время семинара преподаватель не имеет возможности опросить всех студентов, а тестирование позволяет составить представление об уровне знаний всех обучающихся.

В-третьих, данная форма контроля, как правило, дает достаточно объективный результат, так как опрос осуществляется по широкому кругу вопросов и "элемент угадывания" не оказывает существенного влияния и не играет определяющей роли [7, С. 73].

Следует отметить, что все тестируемые находятся в равных условиях, а механизм проверки заданий практически исключает предвзятость со стороны проверяющего. Все это делает рассматриваемую форму контроля знаний убедительной и эффективной не только для преподавателя, но и для студентов и, как следствие, способствует повышению качества образования. Тесты, применяемые для контроля в процессе обучения, представляют собой систему тестовых заданий стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, по которым судят о знаниях, умениях и навыках испытуемых. Тестовые задания отличаются краткостью, на выполнение каждого не должно тратиться много времени. Не всякое задание подходит для теста. Оно должно быть строго определенным по форме, содержанию и специальным параметрам, оцениваемым в ходе математического анализа. Свойства заданий обусловливают свойства всего теста, поэтому должен быть не просто набор, а система заданий [8, с. 368].

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:

Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков обучающегося. Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании обучающегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования могут быть использованы дополнительные меры стимулирования студентов, такие как: раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.

Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности [9, с. 166].

Наиболее распространенными являются следующие формы тестовых заданий:

1. Закрытая форма тестовых заданий. Характерным для нее является то, что к заданию даются готовые ответы, один (или несколько) из которых правильный. При использовании закрытых тестовых заданий существует возможность угадывания, что является главной причиной отрицательного к ним отношения. Кроме того, такая форма тестовых заданий не стимулирует самостоятельный поиск ответа, а предоставляет возможность лишь выбора из предложенных вариантов;

2. Открытая форма тестовых заданий не содержит готовых ответов, позволяя их сформулировать в свободной форме, что дает возможность выявить логику мышления тестируемого, его способность формулировать и аргументировать ответ (однако сложно анализировать результат);

3. Задания «на соответствие», суть которых заключается в необходимости установить соответствие элементов одного множества элементам другого;

4. Здания на «установление правильной последовательности». Они позволяют проверить понимание последовательности действий, процессов, суждений, вычислений. Эти задания используются главным образом для оценки уровня профессиональной подготовки, а также для контроля знаний основных понятий и законов изучаемой учебной дисциплины.

Существуют и другие формы тестовых заданий.

Педагогическое тестирование как один из приемов контроля усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков обладает определенными преимуществами перед традиционными приемами контроля, а именно: более высокая объективность контроля. Как известно, на оценку обучаемого, помимо уровня его учебных достижений, могут влиять взаимоотношения между ним и преподавателем, строгость или либерализм последнего и многие другие факторы. В тесте такое влияние субъективных факторов исключается.

При достаточно качественном тесте получаемая оценка может рассматриваться как объективная:

  • Более высокая дифференцированность оценки. При необходимости результаты тестирования благодаря особой организации тестов могут быть представлены в более дифференцированных шкалах, содержащих больше градаций оценки. При этом обеспечивается более высокая точность измерений учебных достижений;

  • Более высокая эффективность контроля. Тестирование одновременно можно проводить в больших группах; легче, быстрее обрабатываются полученные результаты.

При всех достоинствах тестирование как метод контроля имеет и негативные стороны такие как: трудно проверить глубину понимания вопроса, логику мышления; существует вероятность случайности, особенно при использовании закрытых форм тестовых заданий. Тестовые задания не позволяют проверить творческое применение усвоенных знаний в новой ситуации [10, с.23].

Таким образом, к основным направлениям разработки тестов нового поколения можно отнести:

  • разработку тестов на основе теории педагогических измерений;

  • стандартизацию и сертификацию тестов;

  • создание банков тестовых заданий различного назначения;

  • развитие обучающей компоненты тестовых технологий;

  • интеграцию тестовых и новых компетентностно-ориентированных педагогических технологий (кейс-стади, портфолио и др.);

  • интеграцию тестовых и информационных и коммуникационных технологий;

  • индивидуализацию тестов благодаря развитию адаптивного тестирования.


Список литературы


  1. Кукушин В.С. Теория и методика обучения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 474 с.

  2. Воробьева В.Н. Контроль за качеством знаний и умений учащихся в процессе теоретического обучения как средство повышения качества обучения - Москва. – Высшая школа, 1976. – 15 с.

  3. Крившенко Л.П., Вайндорф М.Е. Учебник /; Под ред. Л.П.Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.- 432 с.

  4. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей – М., 2004. – 243 с.

  5. Пульберг, А. И. Мониторинг качества знаний в условиях личностно ориентированного образования / А. И. Пульберг // Педагогика. – 2005. – №9. – С.33-36.

  6. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования / А. Н. Майоров. – М., 2000. – 352 с.

  7. Дидактические вопросы использования средств контроля знаний. – М., 1976. – 73 с.

  8. Игры – обучение, тренинг, досуг…/Под ред. В.В. Петрусинского//В четырёх книгах. – М.: Новая школа, 1994. – 368 с.

  9. Мойсеенко С. Игровой имитационный эксперимент // Высшее образование в России. – 2004. - №5. – С.163-166.

  10. Новаков Н., Попов Ю., Подлеснов В., Садовников В., Кучеров В., Андросюк Е. Мониторинг образовательного качества // Высшее образование в России. – 2003. - №6. – С. 15 – 23.

3