Особенности ФГОС СОО по физике
Пеньшина Г.Н., МАОУ «СОШ № 10»
Согласно ФГОС СОО учебный предмет «Физика» в учебном плане представлен в предметной области «Естественнонаучные предметы» и может изучаться на базовом или углублённом уровнях. При этом учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план могут и не включать данный учебный предмет, как обязательный для изучения. Образовательная организация обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения: естественно-научного, гуманитарного, социально-экономического, технологического, универсального. Среди перечисленных профилей на углублённом уровне учебный предмет «Физика» изучается в рамках технологического профиля в объёме 350 учебных часов.
ФГОС СОО и основная образовательная программа определяют предметные и метапредметные результаты – умение учиться, общаться, самостоятельно добывать и продуцировать знания и т.д. Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.
Предметы, изучаемые на интегрированном уровне, дают общекультурную и общеобразовательную подготовку, а базовые и профильные предметы обеспечивают более фундаментальное изучение основ наук, которое даст возможность успешного профессионального обучения и успешной социализации в профессиональной сфере.
Учитывая практикоориентированный характер учебного содержания курса физики, а также особую роль учебного предмета в формировании естественнонаучной картины мира, экспериментальная часть курса играет важнейшую роль. В Примерной основной образовательной программе (ПООП) представлен примерный перечень практических и лабораторных работ. Все работы в перечне сгруппированы по типам эксперимента: прямые измерения, косвенные измерения, наблюдение явлений, исследования, проверка гипотез (в том числе имеются неверные) и конструирование технических устройств. В ПООП не зафиксировано требование использовать лабораторные и практические работы всех типов, однако при выборе работ из перечня следует руководствоваться с одной стороны - образовательных результатов, а с другой стороны – форматом всероссийских проверочных работ, в КИМ которых входит задание, связанное с планированием эксперимента.
Достаточно обширное содержание учебного предмета «Физика» для углубленного уровня изучения, а также слабая подготовка учащихся в области решения задач по физике и реализации физического эксперимента, позволяет дополнять изучение физики различными элективными курсами. Элективные курсы по физике могут быть посвящены либо вопросам организации физического эксперимента, что позволит также более глубоко освоить содержание учебного предмета, решению задач по физике, а также практическим приложениям этой науки в современной технике. При этом важно учесть применимость изучаемого материала на ГИА по физике. В качестве примеров тем элективных курсов можно предложить:
1 Методы решения задач по физике.
2 Физическая лаборатория, исследования и эксперименты.
3 Современные материалы на основе нанотехнологий.
4 Полупроводниковые технологии в современной технике.
5 Актуальные вопросы современной энергетики.
6 Применение физики в измерительной технике.
Внеурочная деятельность на уровне среднего общего образования позволяет эффективно решать задачи социализации, воспитания, а также погружения в выбранную предметную область. Исходя из этого, в ПООП СОО предлагаются три основных направления внеурочной деятельности:
организация жизни ученических сообществ;
воспитательные мероприятия;
внеурочная деятельность по предметам школьной программы.
Внеурочная деятельность по физике может охватывать все три направления посредством: организации в школе деятельности научного ученического сообщества, в рамках деятельности которого организуются семинары и конференции; организации воспитательных мероприятий патриотической направленности, связанных с памятными датами в жизни и деятельности российских ученых-физиков; внеурочной деятельностью по физике или по комплексу предметов естественнонаучного цикла.
Основной формой оценки уровня образования в старшей школе остается государственная итоговая аттестация по физике, проводимая в форме ЕГЭ и ГВЭ. Однако, в ГИА по физике участвуют не все обучающиеся, освоившие программу среднего общего образования, а лишь те, кто выбрал данный экзамен. С целью объективного контроля уровня образовательных достижений всех обучающихся, осваивающих программу среднего общего образования, с 2017 года проводятся Всероссийские проверочные работы (ВПР) в 11-х классах, участие в которых принимают все обучающиеся, не выбравшие соответствующий предмет на ГИА. Таким образом, внешняя оценка образовательных результатов по физике проводится для всех обучающихся, осваивающих программу среднего общего образования. Формат ВПР отличается от формата ГИА, в первую очередь, тем, что ГИА ориентирован на оценку образовательных достижений обучающихся, изучавших физику на углубленном уровне, а ВПР – на базовом.
При организации системы оценивания предметных результатов по физике следует учитывать формат заданий ГИА и ВПР, однако не следует делать это механистично, важно уделять внимание сути проверяемых умений и подбирать разнообразные задания, способствующие формированию и диагностике умений работать с понятиями, с восприятием и трансформированием информации, планированием и реализацией эксперимента. При работе с понятиями необходимо обращать внимание на их структуру, на существенные и несущественные признаки объектов и явлений. В текущий контроль следует включать задания на работу с понятиями, с текстом, на сопоставление, на объяснение причин возникновения тех или иных явлений и протекания различных процессов.
В настоящее время в Российской Федерации создана разноаспектная система оценки качества образования, состоящая из следующих процедур: ЕГЭ; национальные исследования оценки качества образования (НИКО); Всероссийские проверочные работы (ВПР); международные исследования (TIMSS, PISA и др.); исследования профессиональных компетенций учителей.
До начала учебного года педагогам рекомендуем провести анализ результатов ГИА, что поможет увидеть преемственность уровней требований к выпускникам основной и средней школы.
Задача учителя не только подготовить обучающихся к итоговой аттестации и другим проверочным процедурам, а организовать освоение в полной мере той образовательной программы, которая реализуется в образовательной организации, и на каждом этапе ее освоения каждым обучающимся проводить оценку объективно, принимая соответствующие меры, которые будут обеспечивать постепенное достижение высоких результатов у каждого ученика. Результаты оценочных процедур, в части достижений учащихся, рекомендуем использовать для коррекции методов и форм обучения. Их анализ показывает, что наиболее сложными для изучения учащимися являются следующие вопросы:
расчет цепей постоянного тока с использованием формул для последовательного и параллельного соединения проводников и закона Ома для участка цепи, применение формулы для ЭДС самоиндукции;
интерпретация графиков физических величин, характеризующих электромагнитные колебания в колебательном контуре;
анализ изменения характера физических величин при движении заряженной частицы в конденсаторе, а также изменения периода колебаний и длины волны излучения колебательного контура радиоприемника при изменении геометрических размеров конденсатора;
проведение комплексного анализа физических процессов: изопроцессы в идеальном газе, представленные с помощью таблиц зависимости параметров газа;
преломление света на границе разделов двух сред;
электромагнитная индукция;
решение расчетных задач повышенного уровня сложности;
решение качественных задач повышенного уровня сложности;
решение расчетных задач высокого уровня сложности.
В связи с переходом на ФГОС СОО будет изменена структура КИМ ЕГЭ: увеличится доля заданий на проверку методологических умений, появятся новые модели заданий, увеличится количество заданий в развернутым ответом. В связи с этим для совершенствования образовательной деятельности на уровне среднего общего образования при реализации программ углубленного уровня рекомендуется целенаправленная работа по освоению учащимися методов решения качественных и расчетных задач, требующих от учащихся самостоятельного построения модели решения. Задачи могут носить как тематическую направленность, так и включать вопросы на использование внутрипредметных связей. Необходимо систематически реализовывать на уроке решение комплексных качественных и расчетных задач, для которых необходимо представить развернутый ответ (письменный или устный), включающий описание физических законов и закономерностей, использованных для решения задания. При реализации комплекса лабораторных работ и опытов следует обратить внимание на развитие навыков самостоятельного планирования опытов, снятия прямых показаний физических приборов, работы с реальным оборудованием, фотографиями экспериментов и опытов, а также работу с текстами физического содержания.
Обратить внимание на комплектование кабинета физики приборами и устройствами, позволяющими в полной мере реализовать перечень лабораторных работ и опытов.