Урок 5. Особенности морали
Цели: Формирование ценностно-смысловых установок на воспитание нравственных ценностей у младших школьников через расширение представлений об особенностях морали, как особом виде духовной культуры. Задачи: личностные - формирование учебно-познавательного интереса к вопросам об особенностях морали метапредметные: - развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в парах предметные: - познакомить учащихся с основными понятиями особенностями морали - уточнить смысл понятий «моральные правила» и «нормы»; - создать целостное представление о том, что все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание. Оборудование к уроку: УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа Данилюка А.Я.): диск
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: культура, материальная культура, духовная культура, мораль.
Ход урока: 1.Вводная часть. Здравствуйте, я рад(а) снова Вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга, но придумаем разные формы приветствия, не повторяя друг друга. Вспомним домашнее задание предыдущего урока. Дети крепят на доске рисунки и объясняют, что на них изображено (К какому виду культуры относится к материальному или духовному?) Вопросы к учащимся: Кому ты рассказывал о культуре и морали? Что особенно заинтересовало собеседника в твоем рассказе? Какие твои вопросы вызвали у собеседника затруднения? Как ты думаешь, почему? Как ты помог ответить на трудные вопросы? Введение в тему урока (в виде диалога).1.Знакомство с эпиграфом урока
В тех краях, где кошельком
Мерят всё на свете,
Правда ходит босиком,
Катит ложь в карете.
Ложь всегда опередит
Истину немножко.
Но не бойтесь: победит
Правда-босоножка.
(С.Я. Маршак.)
Вопрос: О чём идёт речь в этом стихотворении?
2. Притча о правде и лжи. Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся: «Попадет нам дома!» Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
- А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь - лесной сторож идёт.
- Нет, - говорит, - в этих местах волков.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.
Второй про деда рассказал, а дед тут как тут - в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.
А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него мама, да и простила.
Вопрос: Чему учит эта притча? (Предполагаемые ответы: - говорить правду; - одна ложь рождает вторую; - за правду ругают меньше, чем за ложь…)
3. Даосская притча
Однажды Мудрая Свинья задумалась о вопросах морали и, немного подумав, сказала вслух следующее:
— У каждого племени, клана и даже семьи, если на её подворье живут хотя бы три курицы, своя мораль. Одни считают достойным воина убить врага исподтишка, а другие — одолеть в рыцарском поединке. Одни убивают, чтобы облегчить мучения, другие сохраняют жизнь страдающему калеке. Перечисление сих противоречий можно продолжать до бесконечности, но главное, что следует из всего этого, — если в глазах кого-то хочешь казаться человеком, следующим законам морали, поступай в соответствии с его взглядами. Высказав всё это, гордая Свинья удалилась к своей кормушке проверить, не осталось ли что-нибудь от вчерашнего ужина.
Вопрос: Ребята, как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (предполагаемые ответы: - мы будем говорить о правде и лжи, - добре и зле; - культурном поведении; - морали
4. Ученики записывают тему урока в тетрадь. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Вспомните:
-Что такое мораль?
-Как соотносятся понятия морали и культуры. Обратитесь к записям в тетради.
Мораль- особый вид духовной культуры. Мораль – это совокупность требований, норм, правил поведения человека с точки зрения добра и зла. -Так что же такое моральные нормы? (запись в тетради) Моральные нормы – различные нормы, которые приняты в обществе, которые помогают отличить добро от зла, справедливое от несправедливого. Эти нормы помогают понимать, что можно и что нельзя. Моральные нормы не имеют документального оформления, т.у. нет единого свода (списка) моральных норм.
-Так как же нам о них узнать? Обратимся к учебнику стр.10-11. Дети читают и находят ответ на этот вопрос. (задание 2 в тетради) Вывод.-Как по вашему мнению на чём основаны все законы?
Все законы основаны на моральных нормах. Попробуем это доказать.
Одна из самых распространенных норм гласит: «Не лги». К сожалению, она сплошь и рядом нарушается. Действительно, если ложь не связана с нарушением закона, например лжесвидетельством на суде, то за неё не накажут – не оштрафуют и не посадят в тюрьму. То есть юридическая ответственность за ложь не наступит. Зато наступит другая ответственность – моральная. Недаром говорят: «Сколько веревочке ни виться – конец все равно будет». Ложь рано или поздно выходит наружу. Ещё говорят: Единожды солгав – кто тебе поверит?».
Лживый человек приобретает репутацию лгуна. Наступает моральная ответственность, так как с репутацией лгуна жить не сладко. К нему относятся с подозрением, в деловые отношения с ним не вступают. Ябедничество стоит рядом с ложью и тоже осуждается моралью. Другая моральная норма гласит: «Не завидуй». Люди с давних пор очень не любят завистников. Клод Гельвеций писал: «Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествуют ненависть, предательство и интриги». Кто же таких людей будет уважать? Отсюда и моральная ответственность, поскольку завистник не умеет скрывать своих чувств: они у него на лице, на языке, в делах. С такими людьми тяжело иметь дело и от этого завистники очень многое теряют в главном – в общении, в отношениях с людьми. А.С. Пушкин написал прекрасное произведение: «Моцарт и Сальери».В нем показано как в одном человеке может ужиться гений и злодей. Сальери убивает Моцарта из – за безумной страсти – зависти к его таланту.
Ещё одно моральное правило «Не жадничай». Его нарушение является одним из самых отвратительных явлений нашей жизни. Известны случаи когда из-за жадности предавали товарищество, дело , и даже близких. И за жадность не наказывают по закону, потому что таких законов нет. Но жадность – один из великих источников преступлений. Из – за неё крадут, подделывают документы и даже деньги, обманывают покупателей , и даже убивают. Жадность можно сравнить с болезнью, от которой вылечиться не так легко. Именно поэтому жадных людей не любят. Это отразилось и в народных пословицах: 1.Жаден, как волк, а труслив, как заяц; 2.Жадное брюхо ест по ухо; 3.Жадный сам себе покою не даёт. Из пословиц ясно отношение людей к жадности и к жадным людям.
Задание: выписать из учебника основные особенности морали как вида духовно-практической культуры.
5.Физкультминутка
Какие ещё моральные нормы вы знаете? -А какие литературные произведения всегда содержат мораль? - Притчи. Басни. Притчи - это вековая мудрость народов всего мира. Зло и добро, мир и война, любовь и ненависть, глупость и мудрость, лень и трудолюбие. Все это темы притч. Притча – это маленькая сказка – быль, а всем известно, что сказка ложь, да в ней намек,- добрым молодцам урок! Притча о лени.
Итак, однажды рано утром проснулся человек и подумал: «Эх, поспать бы еще, но надо вставать. У меня сегодня множество дел».
Потер человек глаза и увидел на постели круглое пушистое существо(щелчок) размером с блюдце. - Кто ты? – спросил человек.
Существо зевнуло в ответ и умиленно попросило:
- Человек, пожалуйста, давай поспим еще минуточку. У тебя такая мягкая постелька.
- Минуточку можно, - пробормотал человек, и его голова опустилась обратно на подушку.
Снова проснулся человек через час. Взглянул на часы и понял, что опоздал на встречу. Хотел человек вскочить, но тут увидел на кровати круглое существо размером с таз. Существо потерло пухлыми ручками глаза-щелочки и пробормотало:
- Куда спешить, человек!? Ты уже опоздал на встречу. Теперь можно еще поспать.
- Кто ты? – удивился человек.
Существо вместо ответа так сладко зевнуло, что человек тоже невольно зевнул, и его голова опустилось на подушку.
Человек проспал еще несколько часов и вдруг почувствовал, что ему душно. Он еле разлепил опухшие глаза и увидел, что на нем сидит толстое бесформенное существо размером с облако.
- Кто ты? – закричал человек.
- Не узнал?! Ты сам меня вырастил. Я – твоя Лень, - захохотало существо и добавило:
- Мы сегодня славно провели время!
- Нет, я все бока отлежал и не сделал дела, - возразил человек.
- Хорошо, тогда вставай и принимайся за обед, а потом снова ложись, - радостно предложила Лень. - У меня же дела, - не согласился человек.
- У тебя нет никаких дел, - засмеялась Лень и расплылась вокруг человека белым туманом. В этом тумане исчезли все дела человека: и работа, и свидание с любимой девушкой, и даже сама жизнь.
Притча об обмане.
Крестьянин шел по дороге со своим сыном. Сын рассказывал что-то отцу и сказал ему
неправду. Крестьянин догадался, что сын обманывает его. Тогда он сказал:- Сейчас, сынок, мы подходим к мосту. Этот мост не простой, а волшебный - он проваливается под теми, кто говорит неправду.
Когда сын услышал это, он испугался и признался отцу, что обманул его.
Крестьянин со своим сыном вступили на мост, и вдруг... тот провалился.
А ведь я тебя обманул, - сознался крестьянин мальчику, когда они выбрались на берег. - Волшебных мостов не бывает.
Что же такое басня? (ответы детей) Найдите в толковых словарях, какое же определение дает Ожегов и Даль. Обратимся к тетради.
Басня (по Ожегову)- краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ. Басня (по Далю)- вымышленное происшествие, выдумка для прикрас, иносказательное, повествовательное, где принято выводить животных и даже вещи словесными Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать правду ему в глаза. Хотя перед нами предстают звери, птицы, предметы, мы всегда понимаем, что речь идет о людях.
-Почему басни еще называют нравоучительными произведениями? -С помощью чего в басни подчеркивается нравоучительный смысл? (мораль)
Конкурс «Мораль сей басни такова» Угадайте, в какой басне такая мораль и ее героев?
« Ай, Моська, знать она сильна,
Что лает на слона!» (Слон и Моська)
« Чем кумушек считать – трудиться,
Не лучше ль на себя, кума оборотиться» (Зеркало и Обезьяна)
«Ты, все пела, это дело
Так, поди же, попляши» (Стрекоза и Муравей)
Молодцы! Хорошо знаете басни И. А. Крылова. -Можно ли мораль назвать народной мудростью? -А народную мудрость, где ещё можно встретить?
В пословицах. Обратимся к тетради. -Что обозначают пословицы?
Лучше глаза лишиться, чем доброго имени.
Лучше по миру собирать, чем чужое брать.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Лучше молчать, нежели врать.
Завистливому и свой хлеб не сладок.
Верь своим очам, а не чужим речам.
На языке - медок, а на сердце- ледок.
Что мы узнали сегодня? – Как я понимаю моральные нормы ? Выбери правильный ответ. Тест
1. Какое наказание за обман покупателей вы бы установили для провинившегося продавца: а) отпустить с миром ;б) отобрать всё имущество и посадить в тюрьму; в) отрубить руки.
2. Если вы увидите, как знакомые ребята мучают бездомную собаку, то а) забросаете живодеров камнями ; б) попросите отпустить собаку ; в) присоединитесь к ним.
3. Если для успешной сдачи контрольной вам понадобится обмануть учителя, то: а) вы сделаете это; б) вы этого не сделаете и получите « 2»; в) честно признаетесь в слабости и попросите повторить попытку.
4. Если пожилой человек пытается объяснить вам ошибочность ваших действий, то вы :а) внимательно выслушаете и благодарите; б) пропускаете мимо ушей, но делаете вид, что слушаете; в) хамите в ответ.
5. Если кто – то в классе отлично учится и радуется жизни, то: а) это доставляет вам неприятные ощущения; б) у вас появляется желание унизить отличника; в) вы радуетесь его успехам
6. Если ваши друзья при вас используют нецензурные выражения в присутствии окружающих, то вы: а) испытываете неловкость; б) просите изменить лексикон; в) поддерживаете разговор в том же духе.
7. Если у вас просят денег взаймы или какую-то вещь на время, то вы: а) категорически отказываете; б) спрашиваете «а что мне за это будет?» в) выполняете просьбу с легкой душой.
8. Если вы, находясь с друзьями, видите пьяного на улице, то:а) у вас возникает неприятное чувство;б) не обращаете внимания; в) смеётесь над ним. ценка ответов
Ответ | Вопрос 1 | Вопрос 2 | Вопрос 3 | Вопрос 4 | Вопрос 5 | Вопрос 6 | Вопрос 7 | Вопрос 8 |
а | 10 | 5 | 3 | 10 | 5 | 5 | 3 | 10 |
б | 5 | 10 | 10 | 5 | 10 | 10 | 5 | 5 |
в | 3 | 3 | 5 | 3 | 3 | 3 | 10 | 3 |
Результаты
60 – 80 очков. У вас есть возможность прожить жизнь по-человечески, не принося страданий и неприятных чувств окружающим. В вашем характере неплохо сочетаются моральные качества и готовность к действию для предотвращения зла.
33 – 59 очков. Вы обладаете рядом качеств, необходимых для того, чтобы вас уважали. Но вам нужно получше разобраться в самом себе и не допускать«прорыва легкомысленных желаний и поступков, которые вам же часто мешают жить. Если вы этого не сделаете, у вас могут развиться те самые качества, которые все так не любят в людях.
24 – 32 очка. Вам нужно всерьез подумать о себе и о своем будущем,
поскольку у вас явно выраженный провал в понимании моральных норм и нормального человеческого поведения среди людей. Если не постараетесь круто изменить свою позицию – вас ждут большие неприятности, а ваших близких – переживания за вас.
Как формируются моральные нормы и правила?
1.О хорошем, добром поведении ребенка заботятся родители и родственники в семье.
2. В школе учителя знакомят с правилами морали и учат их применять в жизни.
3.Большинство законов основаны на моральных нормах (запрет на убийство, на кражу чужого имущества и др.)
4.Моральные нормы и правила нигде не записаны. Но с ними можно познакомиться, читая труды ученых или художественные произведения, герои которых говорят о морал
5. Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание. Если люди не будут равнодушными, не будут проходить мимо, не обращая внимания на плохие поступки, то дурных поступков будет меньше.
6.Дороги, которые мы выбираем (Песня «Дорогою добра…» сопровождает показ слайда) (ответы детей)
-Какой дорогой мы пойдём? (ответы детей)
-Каким главным правилом будем пользоваться, передвигаясь по дороге жизни? (ответы детей)-Почему эта дорога называется «нравственность»? (ответы детей)
7. Тест- диск 1. Особенности морали: 1.нет письменного закрепления 2.поддержка государства 3.есть специальные органы 4.существуют специальные законы
2. Нарушение моральных норм наказывается: 1. лишением свободы 2.общественными работами 3. штрафом 4.осуждением людей
3.Моральные нормы создаются: 1. поступками родителей 2.трудом учёных 3.литературными героями 4. верны все ответы
4.Моральные нормы устанавливают: 1. государство 2.исследователи 3. общество 4.организации
Тренажёр- диск 1. Вставь пропущенное слово. Моральные нормы создаёт человеческое….
2. Выбирая между добром и злом. человек делает моральный ….
3.Выберите из предложенного списка примеры моральных норм и юридических норм: помощь слабым, законы, указы президента, уважение к старшим
4. Выберите из предложенного списка примеры моральных норм: 1.дружеская помощь 2. справедливость 3.враждебность 4. ложь
Выбери из списка примеры норм морали:
1.СПРАВЕДЛИВОСТЬ 2. ДРУЖЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА 3. ЛЕСТЬ 4.СПРАВЕДЛИВОСТЬ 5. ЗАБОТА О БЛИЗКИХ 6. ВОРОВСТВО 7. ЗАЩИТА СЛАБЫХ 8. РАВНОДУШИЕ 9. СОПЕРЕЖИВАНИЕ
Какими моральными правилами ты будешь руководствоваться на дороге жизни?
- В чем особенность морали?
- Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе?
- Нужны ли специальные смотрители за моралью?
-Где мы можем взять информацию о моральных нормах?
-А как по вашему мнению: Зачем вообще людям нужны моральные нормы?
-Каким главным правилом будем пользоваться, передвигаясь по дороге жизни? (ответы детей)-Почему эта дорога называется «нравственность»? (ответы детей)
Обобщение делает учитель. Главное правило жизни: Поступай так с другими, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой.
Рефлексия Идею урока принимаю полностью -
С идеей урока скорее согласен, но сомнения остались
Отношение скорее отрицательное, но попробовать можно
8.Задание на дом: Подготовь рассказ об особенностях морали как особого вида духовной культуры (опираясь на записи в тетради и текст из пособия для учащихся). Вспомни или придумай пример (историю из жизни, кино и т.д.), иллюстрирующий одну из особенностей морали. с. 10- 11 Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:
Как ты думаешь, почему моральные нормы нигде не записаны?
Какой вклад вносишь ты в поддержание морали в семье и среди твоих друзей?
Домашнее задание. Подумайте и ответьте, чему учат данные сказки? (см. тетрадь), с 10-11 тесты- диск
7