Эвристическая беседа (5 минут) Ребята, подумайте, что объединяет следующие тексты? Тексты выведены на экран (учащиеся по одному зачитывают их): фрагмент текста-описания природы, фрагмент текста-описания внешности человека, фрагмент текста-описания натюрморта, фрагмент текста-описания интерьера. Как вы поняли, что все зачитанные отрывки относятся к одному типу речи? Какие общие языковые средства используются в данных фрагментах? Как Вы думаете, можно ли все эти тексты-описания разделить на определенные виды? На какие? (Описание природы, описание внешности человека, описание предметов «мертвой» природы, описание помещения/интерьера). А как эти виды описаний называются в живописи и архитектуре? (Описание природы – пейзаж, описание внешности человека – портрет, описание предметов «мертвой» природы - натюрморт, описание помещения/интерьера - интерьер). Сейчас мы запишем новые слова в рабочую тетрадь для запоминания (позднее эти слова будут включены в словарный диктант) -орфографический практикум: пейзаж, портрет, интерьер, натюрморт. Если мы затрудняемся при определении лексического значениях всех этих заимствованных слов, то мы можем обратиться либо к толковому словарю, либо к словарю иностранных слов. И сейчас при работе с текстами каждая группа должна выяснить, какими средствами художественной выразительности отличается каждый вид описания как типа речи. Работа в группах (10 минут) Задания и иллюстрации к ним для групп находятся на столах в конвертах. До работы в группах дается таблица для заполнения входе работы групп и их выступления (таблицы переносятся в рабочую тетрадь): Тип речи (с указанием вида) | На какой вопрос дается ответ в тексте | О чем гово-рится в тексте | Типичное строение текста | Типичные языковые особеннос-ти | Сложные слу-чаи правописа-ния имен прилагательных (орф. прак-тикум) | | | | | | | 1 группа: Проведите анализ текста-описания природы, а также выберите из предложенных иллюстрацию к данному тексту (можно использовать данные учебника (форзац или §20, с. 115)). Выпишите в тетрадь все сложные имена прилагательные для запоминания (орфографический практикум). Результат оформить в виде таблицы: Оборудование: текст – описание природы + разные иллюстрации. 2 группа: Проведите анализ текста-описания внешности человека, а также выберите из предложенных иллюстрацию к данному тексту (можно использовать данные учебника (форзац или §20, с. 115)). Выпишите в тетрадь все сложные имена прилагательные для запоминания (орфографический практикум). Результат оформить в виде таблицы: Оборудование: текст – описание внешности человека + разные иллюстрации. 3 группа: Проведите анализ текста-описания предметов неживой природы (натюрморта), а также выберите из предложенных иллюстрацию к данному тексту (можно использовать данные учебника (форзац или §20, с. 115)). Выпишите в тетрадь все сложные имена прилагательные для запоминания (орфографический практикум). Результат оформить в виде таблицы: Оборудование: текст – описание предметов неживой природы (натюрморта) + разные иллюстрации. 4 группа: Проведите анализ текста-описания помещения (интерьера), а также выберите из предложенных иллюстрацию к данному тексту (можно использовать данные учебника (форзац или §20, с. 115)). Выпишите в тетрадь все сложные имена прилагательные для запоминания (орфографический практикум). Результат оформить в виде таблицы: Тип речи (с указанием вида) | На какой вопрос дается ответ в тексте | О чем гово-рится в тексте | Типичное строение текста | Типичные языковые особеннос-ти | Сложные слу-чаи правописа-ния имен прилагательных (орф. прак-тикум) | | | | | | | Оборудование: текст – описание помещения (интерьера) + разные иллюстрации Выступление групп (8-10 минут) В ходе выступления групп учащиеся класса заполняют таблицу. Параллельно с их выступлениями в тетрадях учащихся выполняется орфографический практикум – выписываются трудные в написании имена прилагательные, причастия (список от каждой группы отдельно – нужно составить общий список, сравнить с тем списком, который получился у учителя). Вывод (2-3 минуты) Описание как тип речи может быть разных видов. Еще раз напомним, о каких видах описаний Вы сегодня узнали? Что у каждого вида описания общего? В чем отличия? Перечислите все языковые особенности описания как типа речи. Таким образом, описание – это тип речи, в котором изображается (описывается), рисуется какой-либо предмет (природа, люди, животные) отвечающий на вопрос: Какой (каков) предмет? Для этого типа речи характерно употребление большого количества прилагательных и причастий (эпитетов), которые помогают точно и выразительно «нарисовать» объект изображения. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 минута) (движения в соответствии с текстом) Мы, ребята, потрудились, На уроке мы учились. Не пора ли нам размяться И немного посмеяться? Превратимся в зайчиков! Приседайте, мальчики! Приседайте, девочки, Девочки-припевочки. Потрясем руками: Наши пальчики устали. И наклоны нам полезны – Физкультуре будем верны. Мы немножко отдохнули, Очень глубоко вздохнули, Косточки свои размяли И учиться снова стали. Закрепление. (3 минуты) - если останется время Давайте рассмотрим применение полученных вами на уроке знаний при определении элементов описания в тексте-повествовании (комбинированном тексте). У вас на столах есть листочки с комбинированными текстами (т.е. текстами - повествованиями с элементами описания). В тексте-повествовании найдите элементы описания (прочитайте и выпишите предложения, доказывающие, что именно в них заключено описание; назовите языковые особенности данного описания, назовите вид описания). |