Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «ИНФОРМАТИКА» в 2025/2026 учебном году
В 2025/2026 учебном году организация образовательного процесса будет осуществляться по четвертям в следующие сроки:
- первая четверть – с 1 сентября 2025 г. по 1 ноября 2025 г.;
- вторая – с 10 ноября 2025 г. по 24 декабря 2025 г.;
- третья – с 8 января 2026 г. по 21 марта 2026 г.;
- четвертая – с 30 марта 2026 г. по 31 мая 2026 г., а для учащихся IX (X)–XI (XII) классов с 30 марта 2026 г. по 25 мая 2026 г.
- На протяжении учебного года устанавливаются каникулы :
- осенние – 8 дней, с 2 ноября 2025 г. по 9 ноября 2025 г. включительно;
- зимние – 14 дней, с 25 декабря 2025 г. по 7 января 2026 г. включительно;
- весенние – 8 дней, с 22 марта 2026 г. по 29 марта 2026 г. включительно;
- летние – 92 дня, с 1 июня 2026 г. по 31 августа 2026 г., для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – 82 дня.
Учебный предмет «Информатика» подразумевает формирование:
функциональной грамотности - развитие способностей использовать усвоенные знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений;
компьютерной грамотности - искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы ;
информационной грамотности - находить и отбирать необходимую информацию из различных источников информации; читать чертежи, схемы, графики; уметь ориентироваться и использовать ИКТ и др. ;
коммуникативной грамотности - умение работать в группе, команде; не поддаваться колебаниям своего настроения; приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям; организовать работу группы .
В 2025/2026 учебном году при изучении учебного предмета «Информатика» используются учебные программы,
утвержденные Министерством образования в 2025 году.
В учебные программы по учебному предмету «Информатика» внесены следующие изменения:
- скорректировано количество часов, отводимых на изучение учебного материала в X классе (34 часа вместо 35 часов) ;
- проведена корректировка содержания учебного материала.
Новые учебные пособия для 7 и 8 классов будут выпущены к следующему учебному году. Электронные версии учебных пособий размещены на национальном образовательном портале ( http://e-padruchnik.adu.by ) .
Темы учебного материала в программе 6 класса
Тема 1. Информация и информатика (2 ч) Тема 2. Основы работы с компьютером (2 ч) Тема 3. Обработка растровых изображений (5 ч) Тема 4. Создание текстовых документов (5 ч)
Тема 5. Компьютерные презентации (8 ч)
Контрольная работа по теме 5.
Тема 6. Алгоритмы и исполнители (8 ч)
Тема 7. Интернет. Электронная почта (3 ч)
Темы учебного материала в программе 7 класса
Тема 1. Информация и информационные процессы (2 ч) Тема 2. Представление о логике высказываний. Множества и операции над ними (5 ч) Тема 3. Основные алгоритмические конструкции (12 ч)
Контрольная работа по теме 3 Тема 4. Аппаратное и программное обеспечение компьютера (5 ч)
Тема 5. Работа с векторной графикой (9 ч)
Темы учебного материала в программе 8 класса
Тема 1. Основы анимации (6 ч) Тема 2. Основы алгоритмизации и программирования (13 ч) Тема 3. Технология обработки текстовых документов (9 ч)
Контрольная работа по теме 3 Тема 4. Технология обработки аудио- и видеоинформации (5 ч)
Темы учебного материала в программе 9 класса
Тема 1. Информационные ресурсы сети Интернет (5 ч) Тема 2. Алгоритмы обработки строковых величин (8 ч) Тема 3. Обработка информации в электронных таблицах (10 ч)
Контрольная работа по теме 3 Тема 4. Компьютерные информационные модели (9 ч)
Темы учебного материала в программе 10 класса
(базовый уровень)
Тема 1. Алгоритмы обработки массивов (12 ч) Тема 2. Хранение и обработка информации в базах данных (10 ч)
Контрольная работа по теме 2 Тема 3. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 ч) Тема 4. Компьютерные коммуникации и интернет (3 ч)
Темы учебного материала в программе 11 класса
(базовый уровень)
Тема 1. Введение в объектно-событийное программирование (8 ч) Тема 2. Основы веб-конструирования (11 ч)
Контрольная работа по теме 2 Тема 3. Компьютерное моделирование (10 ч) Тема 4. Информационные технологии в обществе (3 ч)
Обращаем внимание, что учебной программой по учебному предмету «Информатика» не закреплены требования по изучению конкретного языка программирования, будь то PascalABC.Net, С++, Python и др. Учитель может использовать на учебных занятиях по учебному предмету «Информатика » любой язык программирования при условии достижения требований учебной программы по учебному предмету «Информатика».
Домашнее задание
Домашнее задание по учебному предмету «Информатика», требующее использования электронных средств обучения учащимся не задается. Однако домашние задания с использованием компьютера могут выполнятся учащимися на добровольной основе.
С целью предупреждения перегрузки учащихся учитель обязан следить за дозировкой домашнего задания, объяснять на учебном занятии содержание, порядок и приемы его выполнения. Задания повышенного уровня сложности могут предлагаться для самостоятельного выполнения учащимся только по их желанию.
Домашние задания на каникулы и после контрольной работы не задаются .
Организация образовательного процесса при изучении учебного предмета на повышенном уровне
На II ступени общего среднего образования учебный предмет «Информатика» может изучаться на повышенном уровне в VIII и IX классах в объеме не более двух дополнительных учебных часов в неделю.
Методические рекомендации по организации образовательного процесса на повышенном уровне в X–XI классах учреждений общего среднего образования размещены на национальном образовательном портале.
Факультативные занятия
Для проведения факультативных занятий предлагается использовать учебные программы, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь. Учебные программы факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале.
Факультативные занятия для учащихся I–IV классов проводятся в режиме пятидневной учебной недели. Для учащихся V–XI (XII) классов факультативные занятия могут проводиться в режиме шестидневной недели.
Согласно пункту 41 Положения об УОСО классы делятся:
на две группы в базовых школах, средних школах, кадетских училищах при наполняемости класса не менее 24 учащихся
при проведении учебных занятий по учебным предметам:
«Информатика» – в VI–XI (XII) классах;
Согласно пункту 44 учреждение образования при реализации образовательных программ общего среднего образования может осуществлять деление классов на группы при изучении содержания названных учебных предметов за счет учебных часов компонента учреждения образования типового учебного плана УОСО соответствующего типа.
Особенности организации образовательного процесса
При организации образовательного процесса педагогический работник обязан руководствоваться требованиями учебных программ по учебному предмету, на основе которых он составляет календарно-тематическое планирование, разрабатывает поурочное планирование с учетом реальных условий обучения и воспитания в конкретном классе. Учебно-методическое обеспечение, которое используется учителем, должно быть направлено на достижение образовательных результатов, зафиксированных в учебных программах.
Планирование по учебному предмету
Учитель разрабатывает календарно-тематическое планирование (далее – КТП) с учетом времени, отведенного в учебной программе на изучение отдельных тем по соответствующему учебному предмету. Данное КТП утверждается руководителем учреждения образования до начала учебного года.
Структурными элементами поурочного планирования могут быть: тема урока; тип урока; организационная форма проведения урока; цели и задачи урока; оборудование, используемое на уроке; описание деятельности учителя и основных учебных действий учащихся; домашнее задание.
Реализация воспитательного потенциала учебного предмета
Реализация воспитательного потенциала учебного предмета должна осуществляться на каждом учебном занятии и находить отражение в содержании учебного материала (заданиях, задачах, примерах, иллюстрационном и ином материале). Так, следует находить возможности для включения в образовательный процесс по учебному предмету национального компонента и исторического контента : культурно-исторических справок, информации, демонстрирующих вклад белорусских ученых, деятелей искусства, культуры, спорта и др. в развитие нашей страны и мировой цивилизации; фактов о белорусской экономике, социальной сфере, науке и культуре, подчеркивающих достижения страны и ее потенциал.
Контрольные работы по информатике
Контрольные работы по учебному предмету «Информатика» должны включать теоретические вопросы , ответы на которые даются в письменной форме, и практические задания , которые выполняются на компьютере. Они оформляются на электронном (практические задания) и бумажном носителях (теоретические вопросы) и хранятся в учреждении общего среднего образования до конца текущего учебного года. Итоговая отметка выставляется с учетом ответов на теоретические вопросы и выполнения практических заданий и заносится в классный журнал.
Контрольные работы должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем (заместителем руководителя) УОСО, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе.
Запрещается проведение контрольных работ:
- на последнем учебном часе дня;
- в последний день учебной недели (пятницу) в I–IV классах;
- после третьего учебного часа в последний день учебной недели в V–XI классах.
Единый информационно-образовательный ресурс
При организации образовательного процесса рекомендуем использовать единый информационно-образовательный ресурс – http s ://eior.by . Его назначение – поддержка учащихся, получающих общее среднее образование в соответствии с индивидуальным учебным планом, а также учащихся, которые по уважительным причинам временно не могут посещать учреждение образования.
Школа олимпиадного движения
«Школа олимпиадного движения» размещена: https://adu.by/ Главная / Школа олимпиадного движения
Включает разделы: «Республиканская олимпиада по учебным предметам» , в котором размещены задания третьего и заключительного этапов Республиканской олимпиады по 19 учебным предметам, которые предлагались участникам олимпиады с 2020/2021 по 2024/2025 учебные годы; «Очно-дистанционная школа олимпиадного движения» , который содержит банк данных заданий дистанционных учебных смен по учебным предметам «Астрономия», «Биология», «География», «Информатика», «Математика», «Физика», «Химия», а также видеоразборы решений учебных заданий
Безопасная организация образовательного процесса
Обращаем внимание на то, что в учреждении общего среднего образования безопасная организация образовательного процесса, в том числе в учебных кабинетах по учебным предметам «Физика», «Химия», «Биология», «Информатика», «Трудовое обучение», «Допризывная (медицинская) подготовка», и воспитательной работы во внеучебное время регламентируется локальными правовыми актами УОСО.
При разработке правил безопасного поведения при организации образовательного процесса по учебному предмету «Информатика» определяются правила безопасного поведения при работе с видеотерминалом, персональной электронно- вычислительной машиной.
К работе в компьютерном классе допускаются обучающиеся, ознакомленные с правилами безопасного поведения в компьютерном классе ( не реже одного раза в четверть ) и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Формирование основ информационной безопасности учащихся
На уроках информатики важно познакомить учащихся с различными проявлениями киберугроз (интернет-зависимость, мошеннические действия в Интернете (например, предложение больших скидок в обмен на сообщение личных данных и другие виды мошеннических действий), насилие в Интернете, навязчивая реклама и другие проявления киберугроз) и способами борьбы с ними. Наиболее эффективным в данном случае является решение ситуационных задач на распознавание киберугроз и принятие соответствующих решений .
С целью обучения учащихся безопасности работы в сети Интернет рекомендуется использовать материалы «Повышение уровня информационной безопасности и правовой культуры учащихся», разработанные Министерством внутренних дел Республики Беларусь. Данные материалы размещены на национальном образовательном портале.
Используемые источники: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2025/2026 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Информатика .
Презентацию подготовила
председатель учебно-методического объединения
учителей информатики
Крупского района Минской области
Козодоева Ольга Алексеевна