Текст выступления
Особенности организации внеурочной деятельности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС НОО
В последние годы в системе образования России наблюдается тенденция к включению и интегрированию детей с ОВЗ в массовую школу, привлечение их к социально-значимой деятельности[Закон РФ Об образовании, 2012; Тихомирова, 2017], формирование толерантной гражданской позиции людей с нормой по отношению к этой категории детей, направленность образовательных усилий на развитие их потенциала.[Соловьев, 2009; Шаповал, 2009].
Но вместе с тем существует ряд противоречий между:
требованиями организации внеурочной деятельности в современных условиях и стереотипностью при выборе форм и методов организации деятельности на практике;
необходимостью учета возможностей обучающихся с ОВЗ и ограниченными материально-техническими, кадровыми (дефектологи, логопеды, психологи) возможностями образовательных учреждений для создания специальных условий.
Поэтому от педагога, работающего в системе коррекционного образования, требуется высокий уровень профессиональной компетентности, гуманистическая позиция и владение современными педагогическими технологиями и подходами.
Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.
Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.[Внеурочная деятельность школьников, 2010].
Проанализировав все организационные модели внеурочной деятельности, мы пришли к выводу, что наиболее эффективной в условиях НОО является «Оптимизационная модель внеурочной деятельности».Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие всепедагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед и другие).
Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель. Он, в соответствии со своими функциями и задачами:
взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива.
Преимущества оптимизационной модели состоят в создании единого образовательного и методического пространства в ОУ, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
В качестве основных направлений внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определены следующие: духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное и спортивно-оздоровительное (физкультурно-спортивное и оздоровительное).
Для создания условий успешной социализации обучающихся с ОВЗ, в нашем ОУ организована система взаимодействия и поддержки ОУ со стороны «внешних» социальных партнеров. Анализ ресурсного обеспечения школы показал, что ресурсной базы одного учреждения для организации внеурочной деятельности обучающихся недостаточно, поэтому в нашем ОУ организация досуга проводится следующим образом:
курсы внеурочной деятельности
программы дополнительного
образования с использованием сертификатов (ПФДО)
сетевое взаимодействие
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие»
ГОАУ ДО ЯО «Центр детей и юношества»
МОУ ДО Центр детского творчества «Витязь»
МУ «КЦСОН «Светоч»»
Планирование внеурочной деятельности в нашем ОУ предполагает обязательный учёт индивидуально-типологических особенностей обучающихся, форму их группирования и различное построение воспитательного процесса в выделенных группах. Другими словами, дифференциация представляет собой различение и разделение. Выделяют несколько видов дифференциации: уровневая и по интересам. Для организации внеурочной работы требуется в первую очередь дифференциация по интересам. Учебный план школы предоставляет обучающемуся довольно широкий выбор курсов. В начале учебного года родителям предлагается анкета для оптимального выбора курсов внеурочной деятельности.
С целью качественного содержательного наполнения программ курсов внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ представим краткую характеристику каждого направления.
Мероприятия по организации внеурочной деятельности для детей с ОВЗ
Направление | Программы (рабочие) | Формы работы | Решаемые задачи |
Спортивно-оздоровительное | Подвижные игры, ритмика | Занятия в спортзале, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры | Формирование мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование умений использовать средства физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни. |
Общекультурное направление | «Безопасная дорога», «Формирование рационального режима дня младшего школьника». | Выставки рисунков, тематические классные часы; беседы, экскурсии и др. | Предполагает формирование у обучающихся с ОВЗ способностей к ориентировке в пространстве культуры, а также предполагает освоение обучающимися этических норм, эстетических эталонов и др. |
Общеинтеллектуальное | «Мир моего Я» «Смысловое чтение», «Учимся говорить и писать красиво». | Дидактические и интеллектуальные игры, и т.д | Предполагает формирование у обучающихся с ОВЗ интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения познавательных задач, анализом ситуаций, сопоставлением различных данных. Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, строить и проверять гипотезы. Формирование пространственных представлений, пространственного воображения, умений рассуждать. |
Социальное | «Юный краевед», «Умелые ручки». | Беседы, экскурсии, классные часы. | Предполагает развитие у обучающихся с ОВЗ навыков общения со сверстниками и в разновозрастной детской среде, включение обучающихся в процессы преобразования окружающей среды, присвоение и отработку ими различных социальных ролей, приобщение к ценностям гражданственности, социальной солидарности, развитие умений принимать групповые нормы. Реализация данных курсов внеурочной будет направлена на обеспечение условий интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общество. |
| | | | |
Делая вывод, хочется сказать о том, что детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, социализироваться в обществе. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность.
Библиографический список:
1.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества : Учебник для студентов вузов.- Изд.6-е., перераб. и доп.-М: Ростов-на Дону, 1983.-274с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.- М.: Воронеж 1995.-520с.
3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя./Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2010.
4. Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
6. Национальная образовательная инициатива “Наша Новая школа”.
7. ФГОС основного общего образования – Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644).
8. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей Москва, 2009. 278с.
9. Тихомирова Л.Ф. Особенности мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта //Ярославский педагогический вестник 2017. №1. С. 154-161
10. Шамова Т.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. Москва: Педагогика, 1982. 208с.
11. Шаповал И.А. Специальная психология. Москва: ТЦ Сфера, 2009. 224 с.
Сведения об авторах:
Бучина О. В., Мачулина О. В., средняя школа №72