СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.

Просмотр содержимого документа
«Особенности организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС НОО»

Текст выступления

Особенности организации внеурочной деятельности

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС НОО

В последние годы в системе образования России наблюдается тенденция к включению и интегрированию детей с ОВЗ в массовую школу, привлечение их к социально-значимой деятельности[Закон РФ Об образовании, 2012; Тихомирова, 2017], формирование толерантной гражданской позиции людей с нормой по отношению к этой категории детей, направленность образовательных усилий на развитие их потенциала.[Соловьев, 2009; Шаповал, 2009].

Но вместе с тем существует ряд противоречий между:

  • требованиями организации внеурочной деятельности в современных условиях и стереотипностью при выборе форм и методов организации деятельности на практике;

  • необходимостью учета возможностей обучающихся с ОВЗ и ограниченными материально-техническими, кадровыми (дефектологи, логопеды, психологи) возможностями образовательных учреждений для создания специальных условий.

Поэтому от педагога, работающего в системе коррекционного образования, требуется высокий уровень профессиональной компетентности, гуманистическая позиция и владение современными педагогическими технологиями и подходами.

Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.

Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.[Внеурочная деятельность школьников, 2010].

Проанализировав все организационные модели  внеурочной деятельности, мы пришли к выводу, что наиболее эффективной в условиях НОО является «Оптимизационная модель внеурочной деятельности».Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов  образовательного  учреждения  предполагает,  что  в  ее  реализации  принимают участие всепедагогические  работники  данного  учреждения  (учителя,  педагог-организатор,  социальный  педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед и другие).

Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель. Он, в соответствии со своими функциями и задачами:

  • взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

  • организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива.

Преимущества оптимизационной  модели  состоят  в создании единого образовательного и методического пространства в ОУ, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

В качестве основных направлений внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определены следующие: духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное и спортивно-оздоровительное (физкультурно-спортивное и оздоровительное).

Для создания условий успешной социализации обучающихся с ОВЗ, в нашем ОУ организована система взаимодействия и поддержки ОУ со стороны «внешних» социальных партнеров. Анализ ресурсного обеспечения школы показал, что ресурсной базы одного учреждения для организации внеурочной деятельности обучающихся недостаточно, поэтому в нашем ОУ организация досуга проводится следующим образом:

  • курсы внеурочной деятельности

  • программы дополнительного
    образования с использованием сертификатов (ПФДО)

  • сетевое взаимодействие

  • Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие»

  • ГОАУ ДО ЯО «Центр детей и юношества»

  • МОУ ДО Центр детского творчества «Витязь»

  • МУ «КЦСОН «Светоч»»


Планирование внеурочной деятельности в нашем ОУ предполагает обязательный учёт индивидуально-типологических особенностей обучающихся, форму их группирования и различное построение воспитательного процесса в выделенных группах. Другими словами, дифференциация представляет собой различение и разделение. Выделяют несколько видов дифференциации: уровневая и по интересам. Для организации внеурочной работы требуется в первую очередь дифференциация по интересам. Учебный план школы предоставляет обучающемуся довольно широкий выбор курсов. В начале учебного года родителям предлагается анкета для оптимального выбора курсов внеурочной деятельности.

С целью качественного содержательного наполнения программ курсов внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ представим краткую характеристику каждого направления.


Мероприятия по организации внеурочной деятельности для детей с ОВЗ


Направление

Программы (рабочие)

Формы работы

Решаемые задачи

Спортивно-оздоровительное

Подвижные игры, ритмика

Занятия в спортзале, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры

Формирование мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование умений использовать средства физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни.

Общекультурное направление

«Безопасная дорога», «Формирование рационального режима дня младшего школьника».

Выставки рисунков,

тематические классные часы; беседы, экскурсии и др.


Предполагает формирование у обучающихся с ОВЗ способностей к ориентировке в пространстве культуры, а также предполагает освоение обучающимися этических норм, эстетических эталонов и др.

Общеинтеллектуальное

«Мир моего Я» «Смысловое чтение», «Учимся говорить и писать красиво».

Дидактические и интеллектуальные игры, и т.д

Предполагает формирование у обучающихся с ОВЗ интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения познавательных задач, анализом ситуаций, сопоставлением различных данных. Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, строить и проверять гипотезы. Формирование пространственных представлений, пространственного воображения, умений рассуждать.

Социальное

«Юный краевед», «Умелые ручки».

Беседы, экскурсии, классные часы.

Предполагает развитие у обучающихся с ОВЗ навыков общения со сверстниками и в разновозрастной детской среде,

включение обучающихся в процессы преобразования окружающей среды, присвоение и отработку ими различных социальных ролей, приобщение к ценностям гражданственности, социальной солидарности, развитие умений принимать групповые нормы. Реализация данных курсов внеурочной будет направлена на обеспечение условий интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общество.







Делая вывод, хочется сказать о том, что детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, социализироваться в обществе. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность.


Библиографический список:

1.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества : Учебник для студентов вузов.- Изд.6-е., перераб. и доп.-М: Ростов-на Дону, 1983.-274с.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.- М.: Воронеж 1995.-520с.

3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя./Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2010.

4. Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

6. Национальная образовательная инициатива “Наша Новая школа”.

7. ФГОС основного общего образования – Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644).

8. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей Москва, 2009. 278с.

9. Тихомирова Л.Ф. Особенности мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта //Ярославский педагогический вестник 2017. №1. С. 154-161

10. Шамова Т.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. Москва: Педагогика, 1982. 208с.

11. Шаповал И.А. Специальная психология. Москва: ТЦ Сфера, 2009. 224 с.


Сведения об авторах:

Бучина О. В., Мачулина О. В., средняя школа №72