СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности преподавания технологии «педагогических мастерских» на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье показано, как реализации сотворчества педагога и студента помогает технология педагогических мастерских, возникшая во Франции.Уроки, проводимые по этой методике,помогают осуществлению творчески созидательной функции и предполагают решение целого ряда актуальных взаимосвязанных задач.У студентов меняется восприятие на художественную литературу, их взгляды на мир,способы общения.

Просмотр содержимого документа
«Особенности преподавания технологии «педагогических мастерских» на уроках литературы»

ИнёшинаЛюдмила Геннадиевна,

преподаватель, кандидат педагогических наук,

ГАП ОУ «Якутский автодорожный техникум»,

г. Якутск, Республика Саха (Якутия)


ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ»

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ


Процесс восприятия художественного произведения – очень сложное ииндивидуально неповторимое явление. Оно значительнее своеобразнее процесса усвоения научных знаний. Художественная литература воздействует на очень широкую сферу психики, на мировоззрение, речь, этические и эстетические чувства, то есть, по существу, на формирование всей личности человека. К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.

Творческий потенциал обучающихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая в творчестве может быть выражена объективно или субъективно для каждого человека.

Можно сказать, что творчество – это решение творческих задач. При этом такую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии.

Для того, чтобы у обучающихся развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной. Меняется жизнь, меняются требования, предъявляемые жизненной ситуацией к выпускнику, поэтому система образования тоже должна претерпеть изменения, чтобы подготовить творчески мыслящего, эрудированного, умеющего высказать и подтвердить свое мнение человека.

Необходимо также всемерно стимулировать стремление студентов к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности. Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с выдаванием выдумки за истину.

Реализации сотворчества педагога и обучающихся помогают новые педтехнологии, в частности, технология педагогической мастерской, которая как раз и предполагает взаимное сотрудничество педагога-мастера и ученика-творца. Изучив теоретический материал по данной проблеме, я поставила цель – реализовать технологию педагогической мастерской в учебном и воспитательном процессе техникума.

Необычная система обучения, предоставляющая каждому студенту, опираясь на его способности и опыт, возможность реализовать себя в познании, получила название технология педагогических мастерских.

Мастерская, или Ателье появилась в практике школы в результате деловых контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН – это сокращенное название «Французской группы нового образования» – добровольный творческий союз ученых и практиков Франции. У истоков движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и д.р.; в последние годы объединение возглавлял Анри Бассис − известный французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель, впоследствии в роли президента ЖФЭН сталаего жена и соратник Одет Бассис.

Теоретическая концепция и практика ЖФЭН активно используются во многих учебных заведениях нашего государства. Сущность новой системы выражается в следующих основных положениях [8, с. 137]:

  1. Личность с новым менталитетом. Это личность «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.

  2. Все способны. Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой. Дело только втом, какие методы будут применяться в процессе его образования.

  3. Интенсивные методы обучения и развития личности.

Для методов ЖФЕН характерны:

  1. отношение учителя к подростку, как к равному себе;

  2. не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания студентами;

  3. плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению,варианту другого.

  1. Новый тип педагога. Это не авторитарный учитель, а тот, кто не подавляет природу обучающегося.

Итак, мастерская – одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из ее участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.

В мастерской с ее участниками работает скорее не преподаватель, руководитель, сколько мастер. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим студентам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого. Уроки, которые можно проводить по этой технологии, интересны и запоминаются обучающимся надолго. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм (шаги процесса).


Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания.

Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для хода каждого занятия включение студентов в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств,мыслей, взглядов, миропонимания.

При изучении содержательных вопросов особое внимание необходимо обратить на их понимание каждым обучающимся; на личностный смысл их изучения (включенность знаний в личностный опыт каждого с окрашиванием знаний чувствами и отношениями); на значение полученного знания для дальнейшего самостроительства [3, с. 86].

Уроки в техникуме, реализуемые через технологию педагогических мастерских, помогают осуществлению творчески созидательной функции и предполагают решение целого ряда актуальных взаимосвязанных задач:

  • развитие способности эстетического постижения действительности и искусства как умения вступать в духовное общение с миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий;

  • направленность на активизацию «ассоциативного поля», образного мышления как способа художественного освоения бытия;

  • моделирование состояния вдохновения, «игра» с элементами творчества, «спонтанная» ситуация;

  • создание на занятиях атмосферы созидания, заинтересованности, непринужденности, определяющих процесс художественного открытия;

  • воспитание навыков импровизации;

  • формирование способностей к художественному обобщению как необходимой предпосылки для целостного восприятия;

  • создание эстетических ситуаций

  • важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности;

Обобщение опыта работы французских мастерских дало возможность описать некоторые положения технологии в виде следующих правил:

  1. Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

  2. В процессе занятий мастер обращается к чувствам подростков, пробуждает в нём интерес к изучаемой проблеме (теме).

  3. Он работает вместе с обучающимися, Мастер равен ученику в поиске знания.

  4. Мастер не торопится давать ответы на поставленные вопросы.

  5. Важную информацию он подаёт малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у студентов.

  6. Исключает официальное оценивание работы учащегося (не выставляет отметок в журнал, не ругает, не хвалит), но через социализацию, афиширование работ даёт возможность появления самооценки учащегося, её изменения, самокоррекции.

Как и любой педагогический процесс технология педагогических мастерских проводится в несколько определенных этапов [6, с. 284]:

  1. «Индукция» («наведение») – создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личногоотношения к предмету обсуждения. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. – всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

  2. «Самоинструкция» – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

  3. «Социоконструкция» – построение этих элементов группой.

  4. «Социализация» – всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

  5. «Афиширование» – вывешивание «произведений» – работ обучающихсяи Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними – все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой студент).

  6. «Разрыв» – внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.

  7. «Рефлексия» – отражение чувств, ощущений, возникших у обучающихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

План мастерской детализирован, необходимо предусмотреть множество заданий, «подсказок» – информации, которая будет предложена студентам в тот момент, когда в ней возникает необходимость.

Специально организованное педагогом-мастером развивающее пространство (жизненные ситуации, в которых есть все необходимые условия для развития) позволяет обучающимся в коллективном поиске приходить к построению («открытию») знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель.

Установка на то, что все способны, позволяет использовать эту технологию при освоении любой предметной области. Приобретение знаний и умений происходит ненавязчиво, человек учится осознавать себя в деятельности [5, с. 89]

До 96% опрошенных нами студентов положительно относятся к проведению уроков в форме мастерской, т.к. происходит раскрытие их индивидуальности, является широким пространством для деятельности и развития творческого потенциала личности.

Приведу пример реализации технологии педмастерской на уроке литературы по теме «Петербург Достоевского» (по роману «Преступление и наказание»).

Первый этап работы «мастерской»-«индуктор» – мотивирует творческую деятельность каждого участника. Это обращение к ассоциативному иобразному мышлению, обращение обязательно личностное и загадочное. На данном этапе часто предлагается слово, к которому надо подобрать ассоциации; можно писать, рисовать, а потом посмотреть и даже позаимствовать что-то интересное у соседей. Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у детей. Например, при изучении темы: «Петербург Достоевского» (по роману «Преступление инаказание») целесообразно спросить: что представляют обучающиеся, произнося слово Петербург?

Второй этап – работа с материалом, погружение в него: работа со схемами, моделями, текстом, иллюстрациями. Работа идет на уровне отдельных слов, звуков, обрывков. Из них потом выстраивается нечто новое. Это «реконструкция» – создание своего мира на основе разобранных идей. Например, изучая тему «Петербург Достоевского», можно обратится к иллюстрациям Ильи Глазунова, использовать тексты о Петербурге – А.С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок), Н.В. Гоголь «Невский проспект» (отрывок). В ходе работы из текста выписываются отдельные слова и словосочетания – не более. Но это ключи к новому. На основе этих обрывков пишется новый текст. Каждый пишет свое. Результаты могут быть совершенно неожиданныеи различные, но в этом и заключается смысл. Каждый человек – индивидуальность, различная информация вызывает различный отклик, разное понимание.

Работа с материалом сменяется непременной «социализацией». Каждый участник читает в группе свою работу, соотнося ее с тем, что получилось у других. Идет взаимообогащение, самокоррекция, поскольку никому не возбраняется что-то по ходу дела добавлять к уже написанному. (При изучении темы «Петербург Достоевского» студенты выделяют различные картины города: пышный, красивый город у Пушкина, величественный в нашем понимании, серый, страшный на картинах И.Глазунова, нищий – у Достоевского. Постепенно приходит озарение – Петербург – город контрастов). Кульминация творческого процесса – «разрыв». Это озарение, новое видение предмета, неожиданность. Появляется информационный запрос.

На данном этапе нужна справочная литература, учебники, позволяющие ответить на возникшие вопросы. После индивидуально проработки – новая «социализация» ‒ взаимный пересказ того нового, что удалось узнать. Возникает обогащение участников процесса новым материалом. В ходе работы предлагается выделить главное (на данном этапе целесообразно поработать с художественным текстом произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», найти описание улиц, обстановки, бедных кварталов, жилищ героев, описание внешности и одежды персонажей и постепенно прийти к осознанию, что Петербург Достоевского – город зловещий, равнодушный, который давит, душит людей, доводит их до безумных идей).

После такой проработки – этап творческий. Обычно пишется текст, сочинение на тему, которую на основе рассматриваемого материала каждый определяет для себя сам (темы работ могут быть различны: «улицы и кварталы Петербурга Достоевского», «Каморка Раскольникова», «Каким я представляю главного героя романа?», «Почему Петербург – город полусумасшедший?» и т.д.).

Последний этап – «рефлексия» - самоанализ. Не привычные оценки «хорошо» или «плохо», а анализ движения мысли.

Проведя несколько уроков по этой технологии, стало заметно, что ситуация меняется – подростки заговорили, стали обсуждать, дискутировать, высказывать свои мысли.

Мною была разработана и реализована Программа, направленная на развитие творческих способностей учащихся в учебном процессе СПО.

План:

  1. Цель, задачи и организация исследования

  2. Разработка и реализация программы, направленной на развитие творческих способностей обучающихся в учебном процессе СПО

  3. Результаты исследования

  4. Выводы и рекомендации по применению метода «Творческих мастерских» в обучении в целях развития творческих способностей студентов.

Программа

Цель: выявить возможности использования технологии педагогических мастерских для развития творческих способностей студентов в процессе обучения в учреждении среднего профессионального образования.

Гипотеза: использование педагогических мастерских в процессе обучения будет способствовать развитию творческих способностей обучающихся СПО.

Задачи:

  1. Разработать программу мероприятий, направленную на развитиетворческих способностей учащихся в учебном процессе СПО.

  2. Проанализировать результаты внедрения Программы (опрос учащихся (преподавателей) по оценке эффективности Программы) – или анализ показателей успеваемости учащихся.

Методы исследования: тестирование, наблюдение, опрос, эксперимент.

База исследования: ГАП ОУ «Якутский автодорожный техникум» – готовит слесарей по ремонту автомобилей, автомехаников, машинистов дорожно-строительных работ.

Объектом нашего исследования служит процесс развития творческих способностей обучающихся на уроках литературы в условиях среднего профессионального образования.

Предметом исследования выступает значение педагогических мастерских в повышении успеваемости студентов СПО.

В обучении литературы также используются технологии интерактивного обучения: проблемно-модульная технология, проектный метод, информационные технологии, метод «творческих мастерских» и другие.

В этом учебном процессе преподаватель выступает как консультант, а студент – как активный исследователь. Оба становятся соавторами, создавая в процессе поиска, переработки, хранения информации новые продукты − будь то знание (субъективно новое) или личностное новообразование (потребности, запросы, способности). Для повышения эффективности учебного процесса включаются примеры самостоятельных работ учащихся (исследовательских, поисковых, творческих) в виде буклетов, информационных бюллетеней, презентаций, разработок примерных конспектов-схем, которые содержат определения, графики, таблицы. Обучающимся предоставляется широкая свобода творчества и самореализации, поэтому все стараются проявить самостоятельность в поисковой деятельности. Практика показывает заинтересованность в такой работе. Устанавливаются связи между понятиями и явлениями, увеличивается субъективная масса знаний, студенты перестают пассивно воспринимать готовые факты, понятия, суждения, они все чаще ставятся в ситуации самостоятельного решения проблемных задач.

На уроках, проводимых в рамках творческих мастерских, реализовываются современные требования:

  • требование раскрывать перед обучающимися ценностные основы содержания учебного материала;

  • создавать условия для раскрытия учащимися личностного смысла изучаемого материала;

  • использовать возможности информационных и коммуникационных технологий;

  • влиять на студентов прежде всего, личностью, всемерно опираться на свои интеллектуальные, духовные, творческие и артистические данные.

Итоги.

Благодаря сложившейся практике работы с обучающимися был приобретен богатый материал и возможность его применения. Составлен методический комплекс «Литература», который активно используется в учебном процессе: электронные версии лекций, методические разработки для проведения практических занятий, материалы для проведения зачетов, тестовые задания для организации контроля и самоконтроля.

Мониторинг обученности и качества показывает улучшение положения в обучении литературы.

Таким образом, применение творческих мастерских в педагогическом процессе отвечает требованиям не только современной педагогики, но и социальному заказу:

  • в мастерских реализуется личностно ориентированное обучение;

  • содержание мастерских наполнено гуманистическим смыслом;

  • самоактуализация и рефлексия личности происходит в деятельности, у студентов формируются важнейшие компетенции;

  • происходит приобретение ценностного опыта разносторонней духовной деятельности, в том числе по самопознанию, что создает условия для формирования истинной культуры.

Мастерские, проводившиеся на протяжении ряда лет, показали, как меняется восприятие художественной литературы у наших студентов, их взгляды на мир, способы общения. Все это помогает преподавателю не утратить чувство исторического времени и не остановиться в желании учиться самому.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Бардин, К.В. Как научить детей учиться. – М.: Просвещение, 1997.

  2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.

  3. Брагина, Г.Б. Мастерство учителя на уроке. – М., 1992.

  4. Газета «Русский язык», «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru

  5. Границкая, А.С. Научить думать и действовать. – М., 1991.

  6. Гузеев, В.В. Лекции по педтехнологии. – М.: Знание, 1992.

  7. Данюшенков, В.С. Практические работы учащихся с позиции педтехнологии // Педагогика. – № 3. – 1993. – С. 29-33.

  8. Джуринский, А.Н. Новые технологии в системе образования Франции // Советская педагогика. – № 4. – 1991. – С. 132-136.