Просмотр содержимого документа
«Особенности процесса социализации обучающихся»
Социализация школьника – это усвоение школьником принятых в обществе норм и правил, ценностей для успешного включения в систему общественных отношений. Социализация школьника может происходить стихийно через подражание и целенаправленно через обучение и воспитание. Стихийная социализация может нести негативные последствия, поэтому задача школы как агента социализации целенаправленной, уменьшить и нейтрализовать негативные влияния стихийной социализации. Можно выделить следующие критерии успешно социализированного школьника:
школьник имеет собственную «картину мира», а также сформированные установки и ценности; школьник адаптирован к окружающему миру; школьник осознает себя как члена группы и сформировано чувство собственного «Я»; школьник инициативен, отсутствуют комплексы, чувствует свою самостоятельность. Подростковый возраст несет в себе множество особенностей, придающих процессу социализации школьника свою специфику. Особенностью социализации школьника, которая приходится преимущественно на подростковый возраст, является наличие большого количества ситуаций, где перед подростком стоит задача социального выбора. В этот период школьник-подросток ищет психологическую поддержку в своем близком окружении, поэтому важно, чтобы такие агенты первичной социализации как семья, друзья, школа имели благоприятное воздействие. Еще одной особенностью социализации школьника является широкое распространение и влияние сети Интернет и иных информационных сетей. Школьник получает возможность доступа к информации, будучи не готовым ее принять. Информационные сети становятся инструментом влияния на школьника в том числе и агентов социализации, несущих негативный опыт. К числу особенностей социализации школьника можно отнести также особенности современного общества. В настоящее время в обществе нет единой системы ценностей, норм, правил, в связи с чем подросток сталкивается с многообразием этих самых норм, и вынужден осуществлять выбор тех норм, которые он будет соблюдать. Особенности социализации школьников связаны также с психическими особенностями подросткового возраста. На период юности выпадает снижение остроты конфликтов, школьники имеют хорошее физическое и психологическое самочувствие, стремятся к общению, установлению контактов, становятся менее тревожны, у них повышается самооценка. Замечание 1 Одновременно с этим следует отметить, что в подростковый период усиливается внимание школьника к своему внутреннему миру, в этот период ребенок погружен в себя. При определенных обстоятельствах общения наблюдается ярко выраженная поло - ролевая дифференциация, которая граничит с довольно частой инфантильно-ролевой негибкостью. Подростковый возраст зачастую сопровождается обостренным чувством одиночества. В процессе социализации школьник развивает мировоззрение, самосознание, отношение к действительности, характер, личностные и коммуникативные качества, психические процессы, накапливает социально-психологический опыт, приобретает самостоятельность, уверенности в себе, устойчивость к стрессам и т.п. Замечание 2 Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что группа в наибольшей степени оказывает влияние на установление социальных отношений между своими участниками, формирует для членов группы возможности для развития личности и эффективной совместной деятельности, является средством успешной социальной адаптации школьника. Ключевым средством формирования и развития личности в школьном возрасте являются межличностные отношения, поэтому самопознание школьниками осуществляется в рамках общения с одноклассниками и друзьями в школе.