СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности работы с детьми с нарушениями интеллектуальной недостаточности.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлены, прежде всего, специфичностью их познавательной деятельности и психического развития в целом.

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы с детьми с нарушениями интеллектуальной недостаточности.»

Особенности работы с детьми с нарушениями

интеллектуальной недостаточности

Волкова А.Д., учитель - дефектолог

Особенности процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлены, прежде всего, специфичностью их познавательной деятельности и психического развития в целом.

Восприятие изучаемого материала является исходным момен­том познавательной деятельности учащихся. Именно восприятие у детей с нарушениями интеллекта несовершенно, что приводит к непониманию изучаемого, быстрому забыванию. Исследования­ми установлено, что активность и целенаправленность ощуще­ний и восприятий учащихся, обучающихся по учебному плану I отделения вспомогательной школы ( вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью снижены, избирательность, осмысление наруше­ны. «Следовательно, восприятия бедны не только по содержанию, но и по характеру их образования» (Еременко И.Г.).

Осмысление учебного материала — это процесс понимания изу­чаемого. Но не всегда учащиеся с интеллектуальной недостаточностью могут самостоя­тельно вскрыть сущность связей и зависимостей между предметами и явлениями, отмечаются нарушения аналитико-синтетической деятельности, способности к обобщению и т.д. Следовательно, содержанием работы в этот период должны быть уточнение, сопоставление, характеристика конкретного явления. Учитель управляет процессом осмысления учащимися учебного материала.

Процесс закрепления полученных знаний и умений осуществля­ется в системе коррекционного обучения лишь в том случае, ког­да учитель –дефектолог убедился, что знания прочны и могут быть воспроизве­дены в достаточном объеме. Огромную роль при этом играет систематическое повторение, которое используется не только с целью за­крепления и систематизации знаний, но и для коррекции мыслительной деятельности.

Применение усвоенных знаний и умений вызывает у учащихся с нарушениями интеллекта трудности, обусловленные не только дефектом, что, естественно, важно, но и необходимостью перера­ботки информации, использования ее в практической деятельно­сти. Многие трудности в процессе обучения преодолеваются, но сам механизм применения полученных знаний в новых условиях часто не реализуется. Вот почему важным требованием в процессе применения знаний и умений является постоянное возвращение к условиям, в которых знания и умения формировались. Резко ме­нять условия нельзя, так учащиеся не в состоянии соотнести свои знания с этими условиями. Вовлечение учащихся в практическую деятельность должно осуществляться последовательным путем:



- адаптация содержания обучения к познавательным возмож­ностям детей с нарушениями интеллекта;

- обеспечение наглядности обучения, которая должна быть доведена «до полной очевидности» (А. Н. Граборов);

- организация процесса обучения в замедленном темпе;

- организация систематического повторения в обучении;

- последовательное включение ученика в учебную деятельность с использованием разнообразных видов упражнений;

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

- использование игры как дидактического подхода к овладе­нию знаниями;

- соблюдение охранительного, педагогического и щадящего режимов деятельности;

- использование труда как средства коррекции (социально-бытовой, общественный, производительный).

Обучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью носит воспитывающий характер, смысл его заклю­чается в том, что в процессе усвоения знаний и умений происхо­дит формирование у школьников положительных качеств личности: трудолюбия, усидчивости, ответственного отношения к учебной и трудовой деятельности, умения работать в детском, а в даль­нейшем и трудовом коллективе.

Значительная роль отводится трудовому воспитанию . Про­цесс трудовой подготовки профессионально ори­ентирован и предполагает приобщение детей к труду в сфере ма­териального производства, формирование у них общеучебных, трудо­вых, профессиональных знаний, умений и навыков; нравственных качеств. Трудовое обучение - основное средство социально-трудовой реабилитации, обществен­но-трудовой адаптации.

Таким образом, особенности процесса обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью состоят в следующем:

1. Коррекционная направленность процесса обучения. В процессе обучения осуществляется опора на наиболее сохранные стороны познавательной деятельности, а также коррекция вторичных отклонений развития.

2. Практическая направленность обучения, обусловленная тем, что участие в практической деятельности – наиболее доступный путь познания для школьников с интеллектуальной недостаточностью, а также условие для наилучшего осознания учебного материала, его закрепления и применения в деятельности.

3. Наглядный характер обучения. Наглядность в обучении доводится до очевидности, что создает условия для коррекции несовершенного восприятия и сформированных представлений у учащихся, способствует осознанию ими сущности изучаемых предметов и явлений.

4. Замедленный характер обучения, обусловленный тем, что школьникам требуется больше времени для восприятия, усвоения и воспроизведения информации.

5. Упрощенность содержания образования (за счет уменьшения количества и способов решения учебно-познавательных задач)

6. Алгоритмический характер обучения.

7. На всех этапах обучения ведущей является прямая форма руководства учителя-дефектолога, а активность и самостоятельность учащихся не достигает достаточного уровня.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический

подход : учеб. пособие / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. СПб. : Питер, 2008 320 с.

2 Гальперин, П.Я. Развитие исследований по формированию умственных

действий / П.Я. Гальперин // Психологическая наука в СССР. М. : Смысл ; Эксмо, 1967 Т. 1 С. 441–469.

3 Дефектологический словарь : в 2 т. / под ред. В. Гудониса, Б.П. Пузано-

ва. М. : МПСИ ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2007

4 Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство /

Д.Н. Исаев. СПб. : Речь, 2007 391 с.

5 Кодекс Республики Беларусь от 13 января 2011 г. № 243-3 // Консультант

Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой

информ. Респ. Беларусь. Минск, 2016

6 Основы специальной психологии : учеб. пособие / Л.В. Кузнецова

[и др.] ; под ред. Л.В. Кузнецовой. М. : Академия, 2002 480 с.

7 Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина [и др.] ; под ред.

И.В. Дубровиной. М. : Просвещение, 1991 303 с.

8 Соловьева, О.А. Обучение учащихся с интеллектуальной недостаточно-

стью / О.А. Соловьева // Сацыяльна-педагагiчная работа. № 10(104). 2009 С. 27–30.

9 Специальная педагогика : учеб. пособие / Л.И. Аксенова [и др.] ; под

ред. Н.М. Назаровой. 2-е изд. М. : «Академия», 2002 400 с.