МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Свердловский областной педагогический колледж»
Кафедра дошкольного образования
Особенности развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе пересказа
Курсовая работа
Зенкова Т.В.
Специальность 44.02.01
«Дошкольное образование»
группа 33д
Научный руководитель:
Башмакова Н.Г.
Екатеринбург
2021
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические обоснование проблемы исследования развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Теоретические подходы к формированию монологической речи в психолого-педагогической литературе 6
1.2.Особенности развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Способы развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе пересказа 15
Глава 2. Практическое обоснование проблемы формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе пересказа произведения МБДОУ № 72 19
2.1 Анализ эмпирической базы исследования 19
2.2 Изучение опыта работы по речевому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в старшей группе 23
2.3 Обобщение полученных результатов 28
Заключение 30
Список литературы 32
Приложение 34
Введение
Главным условием многостороннего формирования детей является правильное развитие речи. Степень сформированности речи определяет способности ребенка в постижении окружающего мира, характер взаимоотношений с ровесниками и старшими, определяет психическое развитие.
Развитие связной речи является главным в речевом воспитании детей. Это обусловлено, в первую очередь, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется главная, коммуникативная функция языка и речи. При подготовке ребенка к школе большую роль играет формирование и развитие монологической речи как наиболее значимого условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.
Развитие речи в дошкольном детстве является многоаспектным процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка. Дошкольное детство – это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и других психических функций в этом возрасте.
Развитие связной монологической речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка – писал Л.С. Выготский [4]
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее: ФГОС ДО) прописана важнейшая цель: речевое развитие, владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [2].
Особую важность содержит именно формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. У них формируется развитие устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались Н. Ф. Виноградовой, В. В. Гербовой и др. Изучались особенности связной речи детей, методика обучения разным типам текстов с опорой на разные источники высказываний. Авторами определены цели и задачи развития связной речи, методические принципы, созданы системы обучающих занятий различным видам связных высказываний, рассмотрены специфические условия овладения детьми связной речью [3,5].
При работе над темой мы встретились с противоречием между необходимостью формирования монологической речи детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием пересказа для решения данной проблемы в МБДОУ д/с № 72
Проблема исследования: каковы особенности формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе пересказа произведения?
Объект исследования: процесс формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе пересказа произведения.
Цель исследования: теоретическое и практическое обоснование проблемы формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
Изучить теоретические подходы к формированию монологической речи в психолого – педагогической литературе;
Определить особенности развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста;
3. Описать способы формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста;
4. Практически исследовать особенности развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ детский сад № 72;
5.Обобщить результаты исследования.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, систематизация и обобщение информации), практические (беседа, наблюдение, анализ нормативных документов).
Глава 1. Теоретические обоснование проблемы исследования развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста Теоретические подходы к формированию монологической речи в психолого-педагогической литературе
Характеристика связной монологической речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной методической литературы. Применительно к различным видам развернутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое – писал В.П. Глухов.
По мнению А.В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи. Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.
Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальности писал В.П. Глухов. Это форма речи, обращенной к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; активный вид речевой деятельности, рассчитанный на восприятие. В отличие от диалогической речи характеризуется развернутостью, связностью, логичностью, обоснованностью, смысловой завершенностью. В отличие от диалога, монологическая речь, предполагает ответственность за выполнение коммуникации только на говорящем при отсутствии явной опоры на восприятие речи слушающим (читающим).
На необходимость приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали такие ученые, как Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова, Н.В. Гавриш.
Среди признаков монологической речи выделяются непрерывность, степени самостоятельности (воспроизведение заученного, пересказ и самостоятельное высказывание), степени подготовленности (подготовленная, частично подготовленная и неподготовленная речь).
Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:
- информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);
- воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);
- эмоционально-оценочная.
Монолог является одной из сложных форм речи, которая нацелена на передачу информации. А. А. Леонтьев пишет: «Обычно говорящий планирует или программирует не только каждое высказывание, но и …весь «монолог» как целое». К основным свойствам монолога относятся:
Односторонний и непрерывный характер высказывания;
Планируемость (задана определенная программа);
Произвольность (умение сознательно отбирать речевые и языковые средства для наиболее точной передачи информации);
Развернутость (полнота и четкость);
Логическая последовательность изложения;
Обусловленность содержания ориентацией на конкретного слушателя;
Ограниченное употребление невербальных средств передачи информации (мимика и жесты).
Сравнивая монолог с диалогической формой речи, необходимо отметить, что монолог по своей структуре более сложный и требует целенаправленного обучения, осмысленного отношения ребенка к созданию высказываний в форме монолога. Д. Б. Эльконин в своих трудах подчеркивают возникновение компонентов монологической речи только к пяти годам. Необходимо рассмотреть основные трудности в овладении монологической речью. Одно из главных затруднений возникает в содержании развернутых высказываний и их языкового оформления.
В устной монологической речи, заключающей повествование о событии или рассуждение, с необходимостью должны присутствовать как мотив высказывания, так и общий замысел, создаваемый говорящим. Устная монологическая речь располагает целым рядом дополнительных выразительных средств. К ним относятся: интонация, выделение голосом отдельных компонентов текста, использование системы пауз и т. д. Хорошо известно, что различная интонация и мимика могут придавать разный смысл, казалось бы, одинаковым синтаксическим конструкциям.
Проблема формирования монологической речи нашла отражение в трудах известных советских психологов А.А. Леонтьева, О.С. Ушакова, Е.М. Струниной, Н.В. Гавриш, и др [19].
Являясь особым видом речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, а также синтаксические средства. По сравнению с диалогом, монологическая речь более контекстная и излагается в более полной форме.
Колодяжная Т.П., Колунова Л.А. подчеркивают, что в дошкольном детстве необходимо развивать монологическую форму речи. На протяжении всего дошкольного возраста необходимо развивать у детей умение строить диалог, пересказывать, отвечать, объяснять, возражать, высказывать реплику. Для этого следует использовать пересказы с детьми на самые разнообразные темы произведений [23, с. 87].
Отмечая, что монологическая форма речи ребенка неотделима в своих существенных звеньях и от деятельности взрослого Д.Б.Эльконин подчеркивал: «На основе монологической речи происходит активное овладение грамматическим строем родного языка». Чтобы ясно рассказывать, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет или действие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно - следственные связи между предметами и явлениями [28, с. 14].
Из многообразия средств развития речи в детском саду рекомендуется:
чтение литературных произведений;
речевые ситуации;
словесные поручения;
обучение родной речи и правильности языка на занятиях по развитию речи;
различные виды искусства (изобразительное, музыкальное, театр).
Для того, чтобы формировать навыки монологической речи у детей дошкольного возраста нужно понимать отличительные особенности заданий, которые требуют различной степени самостоятельности процессов программирования и языкового оформления связных речевых высказываний:
1. Пересказ (при пересказе степень самостоятельности минимальная).
2. Рассказ по сюжетной картине, серии сюжетных картинок (смысловое программирование высказывания облегчается наличием серии сюжетных картинок, отражающих развитие сюжета).
3. Рассказ-описание предметов (при наличии зрительной опоры смысловая программа связного речевого высказывания должна быть организована ребенком самостоятельно).
4. Самостоятельный рассказ на заданную тему (степень самостоятельности максимальная, так как осуществляется самостоятельное.
Представляя собой особенный вид речевой деятельности, монологическая речь имеет отличие в исполнении речевых функций. В ней применяются и обобщаются такие важные компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, а также синтаксические средства. Воспроизведение связного развернутого высказывания требует удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование абсолютно всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой как на слуховое, так и на зрительное восприятие. К главным качествам монологической речи необходимо отнести связность и последовательность, логичность и полноту повествования. В монологе выделяется три типа: описание, повествование, рассуждение [14, с.42].
Таким образом, монологическая форма речи вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым произношением, словарным составом, грамматическим строем.
Являясь особым видом речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, а также синтаксические средства.
1.2.Особенности развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте у ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии, возрастает познавательная активность, развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания.
Ведущей потребностью ребенка данного возраста является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Важнейшими психическими новообразованиями этого возраста это появление наглядно-образного и начало формирования наглядно схематического мышления.
Развитие связной речи происходит постепенно совместно с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
В эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают разные чувства: удовлетворение, огорчение, недовольство, одобрение, а не мысли. Со временем взаимоотношения взрослого и ребенка обогащаются, круг предметов, с которыми сталкивается ребенок в повседневной жизни, становится более широким, тем самым, в лексиконе ребенка слова, выражающие эмоции, становятся для малыша тем, что способно назвать предметы и явления, т. е. обретают смысловую оболочку. Именно понимание речи играет большую роль в последующем развитии ребенка, становится начальной стадией развития такой важной функции, как общение.
Именно в этом возрасте дети начинают осваивать труднейшую форму сообщения в форме монолога рассказа о том, что увидели, услышали, почувствовали. Под монологом подразумевается связная речь одного лица, коммуникативной целью которой является сообщение о различных фактах, событиях, явлениях действительности.
Для пересказа и рассказа характерны следующие затруднения: несоблюдение связности и очередности изложения, смысловые пробелы, недостаточно правильный отбор языковых средств, трудности в установлении причинно-следственных связей, взаимосвязи действующих лиц.
Ребенок старшего дошкольного возраста достигает довольно высокого уровня в речевом развитии. Он правильно произносит практически все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет достаточный для свободного общения словарный запас до 3500 слов, правильно пользуется грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становятся его высказывания.
У детей шестого года жизни происходит резкий скачек в развитии, они совершенствуют диалогическую и монологическую речь, становятся активными участниками разговора или беседы, при этом пробуют составить сложные предложения, употреблять эпитеты. В этом огромную помощь может оказать театрализованная игра в детском саду [25].
В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения.
Рассказ является наиболее сложным видом монологической речи. Для него характерна определенная последовательность событий, отражающая причинно-следственные связи между ними. Если описание развивается как бы в одной плоскости и последовательность описываемых явлений в нем не имеет принципиального значения, то в рассказе соблюдение хронологической последовательности обязательно, иначе нарушается смысл повествования.
Монологическая речь, возникающая у ребенка на основе диалогической, впоследствии органично включается в разговор, беседу. Такие высказывания могут состоять из нескольких предложений и содержать разную информацию (короткое сообщение, дополнение, элементарное рассуждение). Устная монологическая речь в известных пределах может допускать неполноту высказывания, и тогда ее грамматическое построение может приближаться к грамматической структуре диалога.
К числу основных нарушений последовательности изложения относятся: пропуск, перестановка членов последовательности; смешение разных рядов последовательности (когда, например, ребенок, не закончив описания какого-либо существенного свойства предмета, переходит к описанию следующего, а затем вновь возвращается к предыдущему и т.п.).
У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать интересные для него события. Ребенок может заучить наизусть большие по объему стихи. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание иллюстраций, если на ней изображены знакомые предметы. В этот период формируется лексическая сторона речи. У детей появляется интерес: рассматривать отдельные объекты, слушать познавательную литературу, наблюдать за предметами живой и неживой природы на экскурсиях. Дети с удовольствием познают о родственниках, их воспоминаниях из детства об играх в которые давно играли [20, с.163].
Старшие дошкольники формируют навыки правильного употребления глаголов при участии взрослых. В повседневном общении при создании речевой ситуации ребенок пытается согласовывать в предложении существительные с числительным, преобразует слова. Дети употребляют в речи сложные формы существительных множественного числа, используют в речи простые и сложные предложения [18, с. 23].
Происходит развитие и совершенствование звуковой культуры речи. Развитие фонематического слуха ребенка в выделении первого звука в своем имени, в имени окружающих, в названии любимой игрушки, а затем в определении последовательности звуков в этих словах; могут разделить слова на слоги и определять их последовательность. Соблюдается в речи детей правильное ударение при произнесении слов. Ритм, интонация речи и стиха начинают уступать ведущее место слову. Слово сначала в речи затем в стихах становится носителем смысла, а ритм и интонация превращаются в своего рода аккомпанемент словесной речи [18, с. 25].
В старшем дошкольном возрасте отмечается интенсивное развитие словесной памяти. Дети запоминают словесный материал почти так же хорошо, как наглядный. Старший дошкольник может самостоятельно пересказать, составить рассказ по серии картинок, составлять элементарные описания, сочинять рассказы и сказки, обыгрывать детские сочинения театрализованными средствами.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте дети постепенно переходят от действий с предметами к действию их образами. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать, или пересказать небольшую сказку, рассказ на предложенную тему.
Устная монологическая речь в известных пределах может допускать неполноту высказывания, и тогда ее грамматическое построение может приближаться к грамматической структуре диалога.
1.3. Способы развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе пересказа
Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений: пересказать текст, составить рассказ, логически последовательно раскрыть заданную тему. Все названные умения вырабатываются в процессе выполнения подготовительных и речевых упражнений.
В методике обучения пересказу детей дошкольного возраста имеются определенные требования к текстам, предназначенным для пересказа.
Любое художественное произведение, сказка или рассказ, в первую очередь должно научить ребенка чему-либо, формировать в дошкольниках необходимые нравственные качества, такие как доброта, отзывчивость, справедливость и т. д. Необходимо подбирать тексты, которые будут доступны детям для понимания и восприятия, чтобы при пересказе ребенок смог выразить личное отношение к происходящему в произведении.
Важным требованием к тексту для пересказа является наличие в нем знакомых ребенку персонажей с ярко выраженными чертами характера; мотивы, побуждающие к совершению определенных поступков героев должны быть понятны детям.
С целью пересказа рекомендуется использовать тексты разных жанров, такие как рассказ-повествование и рассказ-описание, сказка народная и авторская.
Описание – это тип текста, который предполагает сообщение о каких-то предметах, событиях, фактах, содержащий более или менее полную информацию об их деталях и подробностях.
Повествование – это такой вид монологической речи, в котором сообщается о событиях, явлениях, находящихся в отношениях последовательности, без наглядной опоры.
Рассуждение – особый вид монологической речи, в котором отражается причинно – следственная связь различных фактов и явлений. Рассуждение является наиболее сложным типом монолога для дошкольников, т.к. для того, чтобы построить рассуждение, необходимо сформированное логическое мышление, которое появляется к окончанию дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста лучше пересказывают те произведения, которые способны вызывать у них какие-либо эмоции (переживания, радость, печаль, сочувствие), становятся им близкими.
Одной из целей пересказывания является повышение внимания у дошкольников к родному языку. Во время прочтения рассказа дошкольники начинают отмечать выражения, которые им больше всего запомнились, затем они их используют и в своем пересказе. Если в тексте для пересказа встречаются незнакомые слова, чаще всего, дошкольники пытаются заменить их теми, которые они знают. Поэтому необходимо при прочтении текста особое внимание уделять новым, незнакомым словам, чтобы дети могли их использовать и в своем пересказе. Тем самым решается еще одна главная задача развития речи – это пополнение словарного запаса ребенка.
Одним немаловажным требованием к подбору текста для пересказа для дошкольников является его грамматическая структура. В тексте должны использоваться предложения, доступные для восприятия детьми.
Для пересказа необходимо подбирать рассказы, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре, нужно учитывать следующие условия для подбора текста для пересказа: если пересказ проводился уже в средней группе, то в старшей группе, дети после вторичного прочтения педагогом произведения могут правильно, последовательно и достаточно полно воспроизвести длинный рассказ или сказку без дополнительных вопросов воспитателя.
Одним из приемов является образец чтения произведения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков, фраз.
Во время беседы по прочитанному произведению детям задаются вопросы не только по содержанию, но и по речевому оформлению (Как говорит медведь? Каким голосом ласковым или грубым отвечает лисица? и т.д.), воспитатель во время беседы объясняет детям незнакомые слова, которые встречаются в тексте.
Важное значение в подготовке к пересказу играют разнообразные упражнения. Это могут быть индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др. Во время беседы необходимо нацеливать дошкольников на правильное построение их будущих пересказов.
Следующая группа приемов носит тренировочный и оценочный характер, они применяются для того, чтобы дети смогли полностью воспроизвести текст пересказа.
Если произведение можно разделить на логические части и она большое по содержанию, то детям предлагается пересказ по отдельным частям. В этом случае каждую часть пересказывает отдельный ребенок.
Большую обучающую роль при пересказе имеет оценка. Необходимо более детально проанализировать первый и второй пересказы, отмечая положительные и отрицательные моменты. Кроме того, можно сравнить два пересказа и задействовать в их оценке детей.
Одним из действенных приемов после прослушанных пересказов являются игры-драматизации или инсценирование произведение с использованием кукольного театра, силуэтов. Игра-драматизация способна помочь дошкольникам пропустить произведение через себя, осмыслив его более полно, понять те образы, которые имеются в тексте для более удачного воспроизведения в последующем.
Прием использования детского рисунка является очень эффективным. Дети после прочтения произведения могут изобразить наиболее понравившийся эпизод или героя. Затем самостоятельно составить пересказ по изображенному ими сюжету. Данный прием способствует лучшему осмыслению текста, формированию навыков самостоятельного рассказывания. В работе со старшими дошкольниками часто используется план пересказа. План может быть предложен или составлен совместно с детьми.
Подводя итог, следует отметить, в методике обучения пересказу детей имеются определенные требования к текстам, предназначенным для пересказа. Художественное произведение должно быть доступно для понимания и восприятия.
Одним из приемов является образец чтения произведения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков, фраз. Важное значение в подготовке к пересказу играют упражнения - повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др.
Глава 2. Практическое обоснование проблемы формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе пересказа произведения МБДОУ № 72 2.1 Анализ эмпирической базы исследования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №72 (МБДОУ №72), расположен по адресу: г. Екатеринбург, улица Соболева, 17.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 72 (в дальнейшем именуемое МБДОУ) создано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в целях реализации права граждан на получение дошкольного образования [18].
МБДОУ реализует: основную общеобразовательную программу – образовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, относящейся к уровню дошкольного образования.
Образовательная программа дошкольного образования направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности [18].
Образовательная программа дошкольного образования разрабатывается и утверждается МБДОУ в соответствии с ФГОС ДО и с учетом соответствующей примерной образовательной программы дошкольного образования, включённой в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой [18].
Воспитательно-образовательный процесс строится на основе режима дня, утвержденного заведующим, который устанавливает распорядок бодрствования и сна, приема пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, организацию непосредственной образовательной деятельности, прогулок и самостоятельной деятельности воспитанников.
Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 72 определяет содержание и организацию образовательной деятельности с воспитанниками дошкольного учреждения и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие [18].
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики; выстроено с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. В области «речевое развитие» педагог уделяет особое внимание пересказу детьми.
Система деятельности по речевому воспитанию включает: непосредственно – образовательную деятельность взрослого и ребенка; самостоятельную деятельность детей [19].
Непосредственная образовательная деятельность включает в себя:
знакомство с техникой пересказа;
игры и упражнения на развитие умений пересказывать тексты и рассказы;
сюжетно-ролевые игры, дидактические игры;
беседы
Самостоятельная деятельность детей включает в себя:
задания для самостоятельных пересказов по картинкам, мнемодорожкам, мнемосхем;
разные виды игр;
продуктивные виды деятельности;
Работа с детьми по речевому воспитанию происходит в три этапа.
На первом этапе (репродуктивном, при активном участии взрослого) у ребёнка формируются умения формулировать обоснованные, логически связанные высказывания (от 2 до 5 предложений) как в виде самостоятельного высказывания, так и в виде ответа на вопрос взрослого.
На втором этапе (самостоятельного использования хорошо известных алгоритмов, правил, и т.д.) ребёнок обогащает и уточняет активный словарь, употребляет новые слова в собственной речи; расширяет объём словарного запаса словами тематических групп в соответствии с темами бесед (с учётом возраста).
На третьем этапе (творческой реализации знаний и умений) происходит дальнейшее развитие воображения и творческой активности, развивается словотворчество, отражающее представление ребёнка об окружающем мире. [19]
В качестве средств по речевому воспитанию на всех этапах работы с детьми старшего дошкольного возраста используются: игровые формы, сказочные персонажи, чтение художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них; рассматривание картин; беседы. [19].
Для успешного формирования у старших дошкольников речевых умений используются такие формы и методы работы как:
Наглядные: непосредственное наблюдение (наблюдения в природе, экскурсии) и опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность, рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам).
Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические: дидактические игры, коммуникативные игры, словесные игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры, что делает этот процесс личностно значимым.
Таким образом, проанализировав деятельность детского сада МБДОУ №72 можно сделать вывод, что различная деятельность воспитателя и детей проводится и включает в себя: знакомство с техниками пересказа, беседы на этические темы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, упражнения на развитие речевых умений. Работа с детьми по речевому воспитанию заключается в поэтапном формировании речевых представлений.
2.2 Изучение опыта работы по речевому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в старшей группе
Исследование проводилось в МБДОУ детский сад №72, расположен по адресу: г. Екатеринбург, улица Соболева, 17. Детский сад работает в соответствии с Основной общеобразовательной программой дошкольного образования на основе образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Согласно ФГОС ДО, в детском саду реализуются все области развития детей дошкольного возраста, среди них и речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [1, с. 14].
Конкретное содержание указанной образовательной области зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка):
Для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) [1, с. 20].
В исследовании приняли участие 10 воспитанников старшей группы (в возрасте от 5 до 6 лет).
Были поставлены следующие задачи:
1. Выделить показатели сформированных у детей навыков фразовой речи.
2. Описать особенности речевого поведения.
3. Разработать содержание дидактических упражнений направленных на развитие связной речи дошкольников старшей группы.
Были определены этапы исследования:
Первый этап - теоретический, который заключался в теоретическом анализе психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Второй этап - эмпирический. Создание дидактических упражнений направленных на развитие связной речи дошкольников.
Третий этап - аналитический. Этап был посвящен обработке и интерпретации полученных данных. Результаты исследования позволили определить особенности развития связной речи старшей группы посредством использования интерактивных дидактических игр.
Основным методом исследования было наблюдение. Наблюдение за речью детей осуществляется в процессе игровой, бытовой и образовательной деятельности.
Основное внимание обращалось на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи (умение дать краткий и развернутый ответ, задать вопрос педагогу, рассказать о планируемом и выполненном действии и др.), на особенности речевого поведения. Проводилось запись ответов в виде отдельных высказываний, коротких сообщений, рассказов. Полученные данные заносились в индивидуальную карту ребенка (см. приложение), где указывались особенности развития его связной речи.
Наблюдение проходило в ходе дидактических упражнений
Целью которых явилось выявление у детей старшей группы возможностей детей в использовании различных видов связных высказываний – от единичной формы до составления рассказов с элементами собственного творчества. Определялась способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла.
Первое задание заключалось в составлении детьми предложений (на вопрос: «Скажите, что здесь нарисовано?») по пяти отдельным картинкам, изображающим простые действия (мальчик поливает цветы из лейки, девочка ловит бабочку сачком, девочка делает зарядку, мальчик пускает кораблик по ручью, мальчик строит дом из кубиков).
Второго задания – составление предложение по трем картинкам (с изображением девочки, корзинки и леса).
Третье задание пересказ знакомой сказки («Репка»).
Четвертое задания – составление рассказа по серии сюжетных картинок («Медведь и зайцы»).
Проведя исследования связной речи, выявили, что 2(20%) из 10 справились с заданиями, 5(50%)– с помощью воспитателя, а 3(30%) – не справились (рисунок 2).
Педагогическая диагностика – это оценка индивидуального развития дошкольника, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе дальнейшего планирования. Педагогическая диагностика проходит также в роли наблюдений за детьми.
Инструментарием для диагностики могут быть анализы наблюдений, различные продукты деятельности, беседы с детьми. Они позволяют фиксировать индивидуальную диагностику и развитие каждого ребенка.
В процессе педагогического наблюдения было выявлено:
Двое детей (20%) правильно формулируют основную мысль произведения, умеют точно и последовательно строить описательный рассказ по картинкам, используют в речи простые и распространенные предложения, используют существительные, обозначающие название предметов; прилагательные, обозначающие свойства; глаголы, обозначающие действия героев; предлоги, употребляемые в речи. Трое детей (30%) могут выразить основную мысль произведения. Последовательно, логично, связно пересказывают сказку, но при этом присутствует небольшое количество подсказок воспитателя. В своей речи больше всего используют существительные и глаголы. У пятерых детей (50%) речь детей характеризуется неверным или непоследовательным воспроизведением текста, нарушением его структуры, бедностью лексики, многочисленными паузами при пересказе, отсутствием описания внешнего вида героев и окончания текста.
Для получения наиболее достоверных результатов провели педагогическое наблюдение за детьми в ходе свободной самостоятельной игровой деятельности.
Наблюдение показало, что дети:
Свободно ведут диалог– 2 человека (20%).
Умеют грамотно задавать вопросы–2 человека (20%).
Умеют грамотно отвечать на вопросы–4 человека (40%).
Используют в своей речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения– 2 человека (20%) (рисунок 4).
Метод наблюдений дал возможность получить общее представление об особенностях развития спонтанной речи детей, сформированном грамматическом строе, способности употреблять связные высказывания при общении, передавать ту или иную информацию и т.д.
Таким образом, в процессе наблюдения речевого развития детей старшего дошкольного возраста было обнаружено, что дети данного возраста допускают много ошибок в словоупотреблении, построении сложного предложения; пользуются однообразными способами связи предложений в тексте. Некоторые дошкольники нарушают последовательность изложения мыслей, им трудно начать или закончить высказывание. Часто в их рассказах присутствуют элементы повествования и описания. Чаще всего дети обращаются к помощи взрослого, не всегда могут справиться самостоятельно с заданием. Это свидетельствуют о необходимости проведения специального обучения с целью усвоения активного словаря, формированию связной речи, развитию умений передачи знаний рассказа по сюжетным картинкам, построения связного монологического высказывания.
Проанализировав педагогическую ситуацию в МБДОУ ДС № 72 можно сделать вывод (из индивидуальных карт развития) что особого внимания требуют умение составлять рассказы по сюжетным картинкам, построение связного монологического высказывания. На основании этого можно сделать вывод о необходимости проведения специальной работы с детьми по развитию связной речи посредством дидактических упражнений.
2.3 Обобщение полученных результатов
Проанализировав опыт работы по речевому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации МБДОУ № 72, мы пришли к выводу, что педагог старшей группы реализует рабочую программу воспитателя в части речевого воспитания, используя различные методы работы с детьми и родителями в данном направлении.
Так же, мы проанализировали развивающую предметно - пространственную среду в группе (приложение 3). Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ показал:
- наличие оборудования и материала соответствует возрасту детей и их потенциалу;
- в центре присутствует небольшое количество дидактических игр, раскрасок, книг, карточек, картинок для речевого развития детей, которые доступны детям;
- все оборудование, находящееся в центре исправно и сохранно;
- так же в центре имеется недостаточное количество современного методического материала, пособий, игрушек и оборудования для работы с дошкольниками по речевому воспитанию.
Педагог проводит с детьми различные беседы, читает художественную литературу, проводятся различные дидактические игры, сюжетно ролевые игры, мероприятия для детей и родителей на данную тему.
В ходе проведенного исследования, мы получили следующие результаты старших дошкольников, обследования связной речи детей. 80% дошкольников справились с заданием; 20% детей нуждались в помощи логопеда в большей или меньшей степени (приложение 2).
Педагогу при формировании основ речевого воспитания дошкольников необходимо выстроить систему взаимодействия всех участников образовательных отношений (педагогов, детей и их родителей (законных представителей)). Необходимо создать комплекс педагогических и методических условий:
- с воспитанниками: четкость планирования и систематичность предусмотренных мероприятий; подбор форм, методов и приемов речевого воспитания, соответствующих уровню базовых характеристик личности каждого ребёнка: психического развития, психофизиологических и коммуникативных особенностей, уровню общего и речевого развития;
- с родителями: их включенность в совместную с педагогами ДОО деятельность; информирование родителей об особенностях речевого воспитания детей;
- с педагогами: самоанализ содержания методической работы по речевому воспитанию; повышение уровня профессиональной компетентности (самообразование, курсы повышения квалификации); обогащение развивающей предметно – пространственной среды в группе: пополнение дидактическим и наглядным материалом, создание библиотеки цифровых образовательных ресурсов, в том числе создание собственных.
Подведя итог, можно сделать следующий вывод, воспитатель реализует Рабочую программу, включающую раздел по речевому воспитанию, которую берет в основу при работе с детьми и родителями. Исследование, практическое наблюдение и проведение беседы доказывают необходимость ее проведения, т.к. знание ребенком о методах пересказа позволяет нам с детских лет формировать грамотную личность, что служит основанием для продолжения реализации данных методов работы как средства речевого воспитания в ДОУ. Проводимая работа является недостаточной по объему и количеству используемого материала, отводимого на знакомство детей со способами пересказа.
Заключение
Речевое воспитание детей - актуальная тема. Развитие связной речи является главным в речевом воспитании детей. Это обусловлено, в первую очередь, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется главная, коммуникативная функция языка и речи. При подготовке ребенка к школе большую роль играет формирование и развитие монологической речи как наиболее значимого условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.
Поставив перед собой цель: теоретическое и практическое обоснование проблемы формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации , мы решили ряд задач:
Изучили теоретические подходы к формированию монологической речи в психолого – педагогической литературе; Определили особенности развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста; Описали способы формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста;
Провели анализ деятельности дошкольной образовательной организации МБДОУ № 72 по речевому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, который показал, что работа по данному направлению реализуется педагогами в процессе непосредственно – образовательной деятельности, режимных моментах, свободной деятельности, используя разнообразные формы (беседы на этические темы, сюжетно - ролевые игры, дидактические игры, упражнения и т.д.).
Изучили опыт педагога по организации работы по речевому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ № 72 в старшей группе. Работа педагога выстроена в соответствии с ФГОС ДО. Рабочая программа включает раздел «Речевое развитие», где уделяется внимание речевому воспитанию, пересказу, связной монологической речи, как неотъемлемой части воспитания и становления ребенка как личности. Педагог организует в группе развивающую предметно – пространственную среду, имеющую средства и необходимые ресурсы для реализации данного направления.
Обобщили полученные результаты, в процессе которых пришли к выводу, что в МБДОУ №72 сформирована система работы по речевому воспитанию старших дошкольников. Проводимая работа является недостаточной по объему и количеству используемого материала, отводимого на знакомство детей.
Исходя из вышесказанного, следует отметить, что цель работы достигнута. В дальнейшем мы планируем разработать современное, методическое пособие, содержание которого будет способствовать формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155/Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2013. -23с.
Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под.ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. СПб.: «МОЗАИКА СИНТЕЗ», 2014. 352с
Виноградова Н.Ф. [Текст]: Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок. Виноградова Н.Ф.-М.: «Дошкольное воспитание», 1998. №1, №2
Выготский Л.С. [Текст]: Мышление и речь. Л.С. Выготский. – М.: «Собрание сочинений», 1982. 285с.
Гербова В. [Текст]: Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок. Гербова В.-М.: «Дошкольное воспитание», 1998. №1, №2
Глухов В.П. [Текст]: Методика формирования связной речи дошкольников.- М.: АРКТИ, 2004. 24с
Истомина З.М. [Текст]: Влияние словесного образца и наглядного материала на развитие речи ребенка-дошкольника. -М.:«Дошкольное воспитание», 1966, 139-168с
Леонтьев А.А. Исследования детской речи. Леонтьев А.А. [Текст]: «Основы теории речевой деятельности», 1974, 245с
Леонтьев А.А. Исследования детской речи. Леонтьев А.А. [Текст]: «Язык, речь, речевая деятельность», 1979, 278с
Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольников. А. М. Леушина. [Текст]: «Развитие связной речи у дошкольников», 1941, 54-63с
Львов М.Р. [Текст]: Основы теории речи. – М.: «Академия», 2000, 275с
Текучева А.В. [Текст]: «Развитие связной речи у дошкольников», 1952, 465с
Толстой Л.Н. [Текст]: Методика развития монологической речи детей дошкольного возраста. – М.: «ВЛАДОС», 2004, 288 с.
Ушинский К.Д. [Текст]: Методика развития монологической речи детей дошкольного возраста. – М.: «ВЛАДОС», 2004, 288 с.
Эльконин Д. Б. [Текст]: Детская психология. - М: «Академия», 2005, 384с
Толковый словарь Ожегова онлайн. [Электронный ресурс].URL: https://slovarozhegova.ru/. (Дата обращения: 30.10.2020).
Учебно - методический кабинет. [Электронный ресурс]. URL: //www.maam.ru/detskijsad/obuchenie-doshkolnikov-monologicheskoi-rechi.html. (Дата обращения: 23.09.2020).
Сведения об образовательной организации [Текст]: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 72 – Екатеринбург, 2020.
Речевое воспитание дошкольников [Электронный ресурс]. URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/rechevoe_razvitie_detej_doshkolnogo_vozrasta_v_usloviyax_realizaczii_fgos_do/
(Дата обращения: 24.10.2020).
Приложение 1
Терминологический словарь
1. Речевое воспитание — целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) речевой культуры, речевых идеалов, речевого опыта.
2. Речевое обучение – это целенаправленный, планомерный и организованный процесс полноценного овладение родным языком и формирование у детей способности успешно строить коммуникацию со взрослыми и сверстниками являются необходимым условием формирования личности ребенка.
3. Образовательная среда для ребенка дошкольного возраста - развивающая предметно-пространственная образовательная среда; характер взаимодействия с взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
4. Трансформируемость пространства - изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Приложение 2
Таблица 1
Сводная таблица данных детей по четырём видам заданий
Ф.И.О | Понимание речи, активный словарь | Умение последовательно излагать мысли | Умение составлять рассказ по сюжетным картинкам | Диалогические умения |
1.Вика | | | | |
2. Таня | | | | |
3. Климентий | | | | |
4. Соня | | | | |
5. Прохор | | | | |
6. Катя | | | |
|
7. Миша | | | | |
8. Злата | | | | |
9. Егор | | | | |
10. Федор | | | | |
- показатель проявляется ярко, это достижение ребенка
- требуется помощь воспитателя
- вызывает трудности у ребенка.
Рисунок 1
Данные детей по четырем видам заданий
Рисунок 2
Результаты исследования в ходе проведения дидактических упражнений
Рисунок 3
Результаты исследования в ходе педагогического наблюдения
Рисунок 4
Педагогическое наблюдение за детьми в ходе свободной самостоятельной игровой деятельности
Приложение 3
Таблица 5 . Анализ развивающей предметно - пространственной среды
в МБДОУ №72 старшая группа
№ | Критерии | соответствует | частично соответствует | не соответствует |
1 | Содержательно-насыщенная среда: | | | |
| - пространство группы соответствует возрасту, индивидуальным особенностям детей | + | | |
- достаточное количество материалов в центре по речевому воспитанию | | + | |
- соответствие данного материала возрасту детей в группе и его развивающий потенциал (обеспечение зоны актуального и ближайшего развития) | + | | |
- в достаточном количестве имеется образно-символический, нормативно-знаковый материал | + | | |
-сменяемость материала в зависимости от идеи или проекта по речевому воспитанию | | | + |
2 | Трансформируемость среды | | | |
| - в группе задействованы верхнее, среднее и нижнее пространство | + | | |
- имеются напольные полочки сквозные с атрибутикой по речевому воспитанию | + | | |
- мольберты для рисования | + | | |
3 | Полифункциональность среды: | | | |
| - наличие неоформленного игрового материала по речевому воспитанию | | | + |
- использование продуктов детской и взрослой дизайн-деятельности для оформления макро-микросреды | + | | |
- имеется «стена творчества» в рамках по речевому воспитания | | + | |
4 | Вариативность среды: | | | |
| - логичность расположения центров друг с другом | + | | |
- наличие паспорта центра по речевому воспитанию (знаковое обозначение центра, алгоритм работы в нем) | | + | |
- сменяемость игровых материалов, стимулирующих детскую деятельность по речевому воспитанию | | + | |
5 | Доступность среды | | | |
| - соотношение масштаба «рост – глаз - рука» | + | | |
- доступность в использовании игр, игрушек, материалов, пособий, обеспечивающих все основные виды детской деятельности по правовому воспитанию | | + | |
- имеющие в пространстве игры, игрушки, пособия доступны детям по содержанию | | + | |
- имеющие в пространстве игры, игрушки, пособия и т.д. исправны и сохранны | + | | |
6 | Безопасность | | | |
| - физическая | | | |
| | + | |
- психологическая | | | |
| + | | |
Аксессуары, элементы по речевому воспитанию | + | | |