СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности развивающей среды в разных возрастных группах ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение для выступления  перед воспитателя направленное на  развитием предметно-прастранственной среды ДОУ  на основе основных возрастных особенностях детей.

Просмотр содержимого документа
«Особенности развивающей среды в разных возрастных группах ДОУ»

Особенности развивающей среды в разных возрастных группах ДОУ.


СЛАЙД 1 заставка


СЛАЙД 2

СЛАЙД 3

Предметно-пространственная среда в младшей группе

Закономерности связанные с возрастными особенностями и социальными изменениями:


  • период «адаптации» предполагает прежде всего создание комфортной и безопасной обстановки — стабильности;

Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, они предпочитают стабильность в этом отношении, по этой причине в данном возрасте только по необходимости нужно менять обстановку, а первоначальную необходимо до формирования группы.

  • в данном возрасте мышление «наглядно-действенное» (2-3 года) и «наглядно-образное» (3-4) — возраст «деятелей» - активное участие в любой деятельности;

Пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы каждый получил возможность участвовать в разнообразной деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов, в рисовании, лепке, элементарном труде, в творческой деятельности. В совместной деятельности с ребенком воспитатель помогает освоить новые способы и приемы действий, дает образец поведения и отношения.

  • развитие движения - «двигательная физическая активность»;

У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространственной организации среды оборудование целесообразно располагать по периметру группы, выделив игровую часть и место для хозяйственно-бытовых нужд, предусмотреть достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения для ребенка. Не рекомендуется включать в обстановку много оборудования.

  • активное развитие всех видов восприятия и его стимуляция;

Предметная среда группы организуется так, чтобы стимулировать восприятие детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Предметы подбираются чистых цветов, четкой несложной формы, разных размеров, выполненных из разнообразных (но безопасных для здоровья ребенка) материалов. Хорошо, если из предметов можно извлекать звуки, чувствовать аромат, запах, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость), прозрачность, твердость/мягкость и другие разнообразные свойства. Предметы должны быть достаточно крупными, иметь чистые цвета.

Сверстник мало интересен (2-4 года), условия успешности: разнообразная развивающая среда и партнёрские отношения со взрослым.


СЛАЙД 4

Предметно-пространственная среда в средней группе

Закономерности связанные с возрастными особенностями и социальными изменениями:


  • развитие и поддержка отношений со сверстниками «партнёр по сюжетно-ролевой игре». Способствовать играм небольшими подгруппами в 2-4человека;

Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микро пространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами в 2-4 человека.

  • расцвет «сюжетно-ролевой игры»;

Средний дошкольный возраст время расцвета сюжетно-ролевой игры. Дети 5-го года жизни, как и младшие дошкольники, любят многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты. Поэтому, если сюжет игры воспроизводится с энтузиазмом и увлечением, не надо побуждать детей к новой игре и вносить к ней атрибуты. Сигналом о необходимости существенных изменений в игровой среде будет служить снижение эмоционального фона, речевой активности и быстрое сворачивание игры. В этом случае необходимо внести атрибуты для разворачивания новых сюжетов. Сюжеты в этом возрасте просты и связаны с имеющимся у ребенка опытом: семья, магазин (продуктовый, игрушек, одежды), детский сад, праздники, моряки, цирк, путешествие на дачу и т.п. Пятилетний ребенок придает большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы.

  • развитие наглядно-образного мышления;

В среднем дошкольном возрасте дети активно осваивают средства и способы познания. Среди дидактических игр, прежде всего, должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), на группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (паззл из 12 - 24 частей), на сериацию по разным свойствам, игры на счет. Примерно 15% игр предназначены для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.

  • начало формирования активной речи (учится излагать мысли).


Условия успешности: кругозор взрослого, «чувствительность оценки» взрослого.


СЛАЙД 5

Предметно-пространственная среда в группах старшего, подготовительного возраста

Закономерности связанные с возрастными особенностями и социальными изменениями:

  • новая активная психологическая позиция «старший среди детей детского сада» - формирование активной познавательности, самостоятельности, ответственности и инициативы;

При переходе ребенка в старшую и, в особенности, в подготовительную группу, начинает меняться его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Важно поддержать это ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу.

  • отношения со сверстниками:

      • углубление интереса как к партнёру по играм, так и появление предпочтений (5-6 лет);

      • партнёр по деятельности» (6-7 лет), формирование микро групп из 3/4-6 детей;

Пространство группы желательно «разбить» на небольшие полузамкнутые микро пространства которых могут находиться одновременно 3/4 до 6 человек), поставив стеллажи торцом к стенам и хорошо закрепив их, кроме этого можно использовать ширмы, отрезы тканей, крупные модули.

  • сформированное наглядно-образное мышление и начало формирования образно-схематичного (5-6 лет), формирование и развитие элементов «логического» мышления;

В группе специальное место и оборудование выделено для игротеки. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»), на следование и чередование и др. Главный принцип отбора - игры должны быть интересными для детей, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.


  • активизация интереса к будущему «школьному обучению».

Целесообразно выделить учебную зону, чтобы обстановка группы была приближена к учебной среде класса. В будущем это в определенной степени поможет адаптироваться к учебной среде класса. Важная задача развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки. Необходимо показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Для этого успехи ребенка важно фиксировать рисунками или пиктограммами. Умение планировать очень пригодится ребенку и в школе, и в жизни. План фиксируется разными способами записывается воспитателем, (обозначается знаками, картинками). Для этого в группе надо иметь список имен детей, выставляя напротив каждого имени карточку с планом, достижениями. Необходимо развивать у ребенка представления о

собственных возможностях и силах, учить познавать себя, используя самонаблюдения. Необходимо отметить, что в данном возрасте атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Размер оборудования и игрушек лучше небольшой и предусматривается возможности игры на протяжение 2-3 дней. Изменения должны происходить до двух раз в год и согласуется вместе с детьми, кроме этого в данном возрасте в каждом уголке должны быть схемы работы с данным материалом, например в зоне конструирования - кроме самих наборов необходимо включить в среду группы разнообразные схемы-образцы построек, фотоальбомы фотографиями архитектурных сооружений и детских построек), тетради для зарисовки схем созданных детьми конструкций или в книжном уголке - наряду с художественной литературой должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников при это книги расставить в алфавитном порядке, как в библиотеке, или по темам (природоведческая литература, сказки народные и авторские, литература о городе, стране и т.п.).


СЛАЙД 6

В любой возрастной группе дошкольного учреждения непосредственно развивающая среда должна обладать отличительными признаками:


  • воспитанники трех лет испытывают потребность в активном движении, поэтому следует организовать большое пространство для ее удовлетворения;

  • четвертом году жизни основная деятельность детей игровая, поэтому необходимо организовать центры сюжетно - ролевых игр с непосредственной наполненностью орудийными атрибутами;

  • для организации развивающей среды пятилетних детей следует учитывать возрастающую потребность в играх с другими детьми и возможность уединяться;

  • для старших дошкольников (6-7 лет), воспитателем должны быть предложены детям такие игры, которые будут способствовать развитию внимания, памяти, восприятия и т.д.


СЛАЙД 7

Следует выделить, что по мере взросления детей «организаторы» развивающей среды меняются: в младшей группе развивающая среда организовывается педагогом-воспитателем с учетом интересов воспитанников, в средней группе она организуется совместно с детьми, старшие дети уже самостоятельно ее создают и изменяют с учетом своих личных интересов.


СЛАЙД 8

В зависимости от характера действий, функциональное пространство условно делится на три типа:

спокойное – в котором дошкольники осуществляют спокойную деятельность;

активное – где детьми осуществляется деятельность, связанная с интенсивным движением, сооружением крупных игровых построек и т.п.;

рабочее – для реализации детьми познавательной деятельности, художественной деятельности и т.п.


СЛАЙД 9 -ДУБЛЬ