СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности развивающей среды в разных возрастных группах ДОУ"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к выступлению "Особенности развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения".

Просмотр содержимого документа
«Особенности развивающей среды в разных возрастных группах ДОУ"»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №2 "Улыбка"

«Особенности развивающей среды в разных возрастных группах»

Подготовил материал:

педагог-психолог Колясникова Ксения Викторовна, 1КК

Город Сысерть, август 2024

Предметно-пространственная среда  в младшей группе  Закономерности связанные с возрастными особенностями и социальными изменениями: период «адаптации» предполагает прежде всего создание комфортной и безопасной обстановки — стабильности; в данном возрасте мышление «наглядно-действенное» (2-3 года) и «наглядно-образное» (3-4) — возраст «деятелей» - активное участие в любой деятельности;  развитие движения - «двигательная физическая активность»;  активное развитие всех видов восприятия и его стимуляция;  Сверстник мало интересен (2-4 года), условия успешности: разнообразная развивающая среда и партнёрские отношения со взрослым.

Предметно-пространственная среда в младшей группе

Закономерности связанные с возрастными особенностями и социальными изменениями:

  • период «адаптации» предполагает прежде всего создание комфортной и безопасной обстановки — стабильности;
  • в данном возрасте мышление «наглядно-действенное» (2-3 года) и «наглядно-образное» (3-4) — возраст «деятелей» - активное участие в любой деятельности;

  • развитие движения - «двигательная физическая активность»;

  • активное развитие всех видов восприятия и его стимуляция;

Сверстник мало интересен (2-4 года), условия успешности: разнообразная развивающая среда и партнёрские отношения со взрослым.

Предметно-пространственная среда  в средней группе  Закономерности связанные с возрастными особенностями и социальными изменениями: развитие и поддержка отношений со сверстниками «партнёр по сюжетно-ролевой игре». Способствовать играм небольшими подгруппами в 2-4человека; расцвет « сюжетно-ролевой игры»;  развитие наглядно-образного мышления;  начало формирования активной речи (учится излагать мысли). Условия успешности: кругозор взрослого, «чувствительность оценки» взрослого.

Предметно-пространственная среда в средней группе

Закономерности связанные с возрастными особенностями и социальными изменениями:

  • развитие и поддержка отношений со сверстниками «партнёр по сюжетно-ролевой игре». Способствовать играм небольшими подгруппами в 2-4человека;
  • расцвет « сюжетно-ролевой игры»;

  • развитие наглядно-образного мышления;

  • начало формирования активной речи (учится излагать мысли).

Условия успешности: кругозор взрослого, «чувствительность оценки» взрослого.

Предметно-пространственная среда в группах старшего/подготовительного возраста Закономерности связанные с возрастными особенностями и социальными изменениями: новая активная психологическая позиция «старший среди детей детского сада» - формирование активной познавательности, самостоятельности, ответственности и инициативы ; отношения со сверстниками: углубление интереса как к партнёру по играм, так и появление предпочтений (5-6 лет); партнёр по деятельности» (6-7 лет) , формирование микро групп из 4-6 детей; сформированное наглядно-образное мышление и начало формирования образно-схематичного (5-6 лет), формирование и развитие элементов «логического» мышления; активизация интереса к будущему «школьному обучению».

Предметно-пространственная среда в группах старшего/подготовительного возраста

Закономерности связанные с возрастными особенностями и социальными изменениями:

  • новая активная психологическая позиция «старший среди детей детского сада» - формирование активной познавательности, самостоятельности, ответственности и инициативы ;
  • отношения со сверстниками:
  • углубление интереса как к партнёру по играм, так и появление предпочтений (5-6 лет);
  • партнёр по деятельности» (6-7 лет) , формирование микро групп из 4-6 детей;
  • сформированное наглядно-образное мышление и начало формирования образно-схематичного (5-6 лет), формирование и развитие элементов «логического» мышления;
  • активизация интереса к будущему «школьному обучению».

 В любой возрастной группе дошкольного учреждения непосредственно развивающая среда должна обладать отличительными признаками: воспитанники трех лет испытывают потребность в активном движении , поэтому следует организовать большое пространство для ее удовлетворения; четвертом году жизни основная деятельность детей игровая, поэтому необходимо организовать центры сюжетно - ролевых игр с непосредственной наполненностью орудийными атрибутами; для организации развивающей среды пятилетних детей следует учитывать возрастающую потребность в играх с другими детьми и возможность уединяться; для старших дошкольников (6-7 лет) , воспитателем должны быть предложены детям такие игры, которые будут способствовать развитию внимания, памяти, восприятия и т.д.

В любой возрастной группе дошкольного учреждения непосредственно развивающая среда должна обладать

отличительными признаками:

  • воспитанники трех лет испытывают потребность в активном движении , поэтому следует организовать большое пространство для ее удовлетворения;
  • четвертом году жизни основная деятельность детей игровая, поэтому необходимо организовать центры сюжетно - ролевых игр с непосредственной наполненностью орудийными атрибутами;
  • для организации развивающей среды пятилетних детей следует учитывать возрастающую потребность в играх с другими детьми и возможность уединяться;
  • для старших дошкольников (6-7 лет) , воспитателем должны быть предложены детям такие игры, которые будут способствовать развитию внимания, памяти, восприятия и т.д.

 Следует выделить, что по мере взросления детей «организаторы» развивающей среды меняются: в младшей группе развивающая среда организовывается педагогом-воспитателем с учетом интересов воспитанников, в средней группе она организуется совместно с детьми, старшие дети уже самостоятельно ее создают и изменяют с учетом своих личных интересов.

Следует выделить, что по мере взросления детей «организаторы»

развивающей среды меняются:

  • в младшей группе развивающая среда организовывается педагогом-воспитателем с учетом интересов воспитанников,
  • в средней группе она организуется совместно с детьми,
  • старшие дети уже самостоятельно ее создают и изменяют с учетом своих

личных интересов.

В зависимости от характера действий, функциональное пространство условно делится на три типа и становится полифункциональным:

  • спокойное – в котором дошкольники осуществляют спокойную деятельность; активное или зона деятельности - где детьми осуществляется деятельность, связанная с интенсивным движением, сооружением крупных игровых построек и т.п.; рабочее – для реализации детьми познавательной деятельности, художественной деятельности и т.п.
  • спокойное – в котором дошкольники осуществляют спокойную деятельность; активное или зона деятельности - где детьми осуществляется деятельность, связанная с интенсивным движением, сооружением крупных игровых построек и т.п.; рабочее – для реализации детьми познавательной деятельности, художественной деятельности и т.п.
  • спокойное – в котором дошкольники осуществляют спокойную деятельность; активное или зона деятельности - где детьми осуществляется деятельность, связанная с интенсивным движением, сооружением крупных игровых построек и т.п.; рабочее – для реализации детьми познавательной деятельности, художественной деятельности и т.п.
  • спокойное – в котором дошкольники осуществляют спокойную деятельность; активное или зона деятельности - где детьми осуществляется деятельность, связанная с интенсивным движением, сооружением крупных игровых построек и т.п.; рабочее – для реализации детьми познавательной деятельности, художественной деятельности и т.п.
  • спокойное – в котором дошкольники осуществляют спокойную деятельность;
  • активное или зона деятельности - где детьми осуществляется деятельность, связанная с интенсивным движением, сооружением крупных игровых построек и т.п.;
  • рабочее – для реализации детьми познавательной деятельности, художественной деятельности и т.п.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №2 "Улыбка"

«Особенности развивающей среды в разных возрастных группах»

Подготовил материал:

педагог-психолог Колясникова Ксения Викторовна, 1КК

Город Сысерть, январь 2024