Просмотр содержимого документа
«Особенности развивающей среды в разных возрастных группах ДОУ"»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №2 "Улыбка"
«Особенности развивающей среды в разных возрастных группах»
Подготовил материал:
педагог-психолог Колясникова Ксения Викторовна, 1КК
Город Сысерть, август 2024
Предметно-пространственная среда в младшей группе
Закономерности связанные с возрастными особенностями и социальными изменениями:
- период «адаптации» предполагает прежде всего создание комфортной и безопасной обстановки — стабильности;
- в данном возрасте мышление «наглядно-действенное» (2-3 года) и «наглядно-образное» (3-4) — возраст «деятелей» - активное участие в любой деятельности;
- развитие движения - «двигательная физическая активность»;
- активное развитие всех видов восприятия и его стимуляция;
Сверстник мало интересен (2-4 года), условия успешности: разнообразная развивающая среда и партнёрские отношения со взрослым.
Предметно-пространственная среда в средней группе
Закономерности связанные с возрастными особенностями и социальными изменениями:
- развитие и поддержка отношений со сверстниками «партнёр по сюжетно-ролевой игре». Способствовать играм небольшими подгруппами в 2-4человека;
- расцвет « сюжетно-ролевой игры»;
- развитие наглядно-образного мышления;
- начало формирования активной речи (учится излагать мысли).
Условия успешности: кругозор взрослого, «чувствительность оценки» взрослого.
Предметно-пространственная среда в группах старшего/подготовительного возраста
Закономерности связанные с возрастными особенностями и социальными изменениями:
- новая активная психологическая позиция «старший среди детей детского сада» - формирование активной познавательности, самостоятельности, ответственности и инициативы ;
- отношения со сверстниками:
- углубление интереса как к партнёру по играм, так и появление предпочтений (5-6 лет);
- партнёр по деятельности» (6-7 лет) , формирование микро групп из 4-6 детей;
- сформированное наглядно-образное мышление и начало формирования образно-схематичного (5-6 лет), формирование и развитие элементов «логического» мышления;
- активизация интереса к будущему «школьному обучению».
В любой возрастной группе дошкольного учреждения непосредственно развивающая среда должна обладать
отличительными признаками:
- воспитанники трех лет испытывают потребность в активном движении , поэтому следует организовать большое пространство для ее удовлетворения;
- четвертом году жизни основная деятельность детей игровая, поэтому необходимо организовать центры сюжетно - ролевых игр с непосредственной наполненностью орудийными атрибутами;
- для организации развивающей среды пятилетних детей следует учитывать возрастающую потребность в играх с другими детьми и возможность уединяться;
- для старших дошкольников (6-7 лет) , воспитателем должны быть предложены детям такие игры, которые будут способствовать развитию внимания, памяти, восприятия и т.д.
Следует выделить, что по мере взросления детей «организаторы»
развивающей среды меняются:
- в младшей группе развивающая среда организовывается педагогом-воспитателем с учетом интересов воспитанников,
- в средней группе она организуется совместно с детьми,
- старшие дети уже самостоятельно ее создают и изменяют с учетом своих
личных интересов.
В зависимости от характера действий, функциональное пространство условно делится на три типа и становится полифункциональным:
- спокойное – в котором дошкольники осуществляют спокойную деятельность; активное или зона деятельности - где детьми осуществляется деятельность, связанная с интенсивным движением, сооружением крупных игровых построек и т.п.; рабочее – для реализации детьми познавательной деятельности, художественной деятельности и т.п.
- спокойное – в котором дошкольники осуществляют спокойную деятельность; активное или зона деятельности - где детьми осуществляется деятельность, связанная с интенсивным движением, сооружением крупных игровых построек и т.п.; рабочее – для реализации детьми познавательной деятельности, художественной деятельности и т.п.
- спокойное – в котором дошкольники осуществляют спокойную деятельность; активное или зона деятельности - где детьми осуществляется деятельность, связанная с интенсивным движением, сооружением крупных игровых построек и т.п.; рабочее – для реализации детьми познавательной деятельности, художественной деятельности и т.п.
- спокойное – в котором дошкольники осуществляют спокойную деятельность; активное или зона деятельности - где детьми осуществляется деятельность, связанная с интенсивным движением, сооружением крупных игровых построек и т.п.; рабочее – для реализации детьми познавательной деятельности, художественной деятельности и т.п.
- спокойное – в котором дошкольники осуществляют спокойную деятельность;
- активное или зона деятельности - где детьми осуществляется деятельность, связанная с интенсивным движением, сооружением крупных игровых построек и т.п.;
- рабочее – для реализации детьми познавательной деятельности, художественной деятельности и т.п.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №2 "Улыбка"
«Особенности развивающей среды в разных возрастных группах»
Подготовил материал:
педагог-психолог Колясникова Ксения Викторовна, 1КК
Город Сысерть, январь 2024