7
Актуальность
Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. В этом возрасте основным видом деятельности становится учебная деятельность. В начальной школе закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом.
Учебная деятельность младшего школьника «созревает в недрах игровой и лишь постепенно становится ведущей. В процессе ведущей деятельности младший школьник постепенно овладевает ее развернутой структурой: принятие цели – выбор средств ее достижения – действия по выполнению – контроль и оценка результатов». Поэтому в начальной школе необходимо создание надлежащих условий для формирования у младших школьников развернутой и полноценной учебной деятельности, содержанием которой являются теоретические знания и основанные на них умения и навыки. Полноценная учебная деятельность должна быть основой всестороннего развития младших школьников, ведь прочные умения и навыки формируются у детей только при наличии у них определенных теоретических знаний, а добросовестное отношение детей к учению опирается на их потребность, желание и умение учиться, которые возникают в процессе реального выполнения учебной деятельности.
Многие авторы придерживаются мнения, что в процессе учебной деятельности младшие школьники должны овладеть следующими ее основными компонентами:
Системами знаний и оперирование ими;
Системами обобщенных и частных приемов учебной работы;
Целеполаганием и мотивами в процессе овладения знаниями и приемами;
Системой обобщенных приемов управления своей учебной деятельностью.
Учебную деятельность нельзя искусственно вычленять из системы других видов деятельности школьника. Она является моментом целостной жизни человека в школьный период его развития.
Цель: изучение и анализ эффективных условий организации учебно-познавательной деятельности на уроках в начальной школе.
Организация учебно-познавательной деятельности на уроках в начальной школе
Характеристика понятия «учебно-познавательная деятельность»
Познавательная деятельность - это специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый.
Воспитательно-развивающий результат состоит в интеллектуально-нравственном развитии личности, приобретении опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру, формировании потребности в знаниях и познании как деятельности. [3, 330]
Содержанием познавательной деятельности является опыт, накопленный предшествующими поколениями, а местом преимущественного осуществления - школа, класс.
Учебно-познавательная компетенция - это совокупность умений и навыков познавательной деятельности, владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.
При определении соотношения между содержанием понятий «учебная деятельность», «познавательная деятельность» и «учебно-познавательная деятельность» многие авторы придерживаются мнения, что познавательная деятельность более широкое понятие, чем учебная деятельность, так как познание осуществляется не только в целях учения, но и для открытия нового. Однако при этом содержание понятия «учебная деятельность» не является подмножеством содержания понятия «познавательная деятельность». С другой стороны, хотя для школьников познавательная деятельность протекает обычно в учебно-познавательном виде, понятие «учебная деятельность» шире понятия «учебно-познавательная деятельность» потому, что в ходе учения применяются действия не только познавательного, но и тренировочного характера, связанные с отработкой умений и навыков (Ю.К. Бабанский, О.В. Епишева, В.И. Крупич).
Содержание понятия «учебно-познавательной деятельности» можно рассматривать как пересечение содержаний понятий «учебная деятельность» и «познавательная деятельность».
Данный подход позволяет рассматривать учебно-познавательную деятельность младших школьников как диалектическое единство двух аспектов: учебного и познавательного, в котором учебная деятельность выступает в качестве инструмента осуществления познания. [5, 91]
Ее особенностью является направленность структурных компонентов на осуществление целей, усвоение содержания и результатов обучения.
Изучение психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что учебно-познавательная деятельность школьников реализует свои функциональные возможности: вооружение знаниями, умениями, навыками; содействие воспитанию положительных качеств личности учащихся; развитие их познавательных сил, активности, самостоятельности, познавательного интереса; выявление и реализация потенциальных возможностей учащихся; приобщение к поисковой и творческой деятельности только через четкую ее организацию. [1, 130]
2.2 Организация учебно-познавательной деятельности
Под организацией учебно-познавательной деятельности учащихся понимают определенный порядок дидактического процесса в структурном и функциональном смысле, придание этому процессу необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.
Основные компоненты организации учебно-познавательной деятельности младших школьников представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Основные компоненты организации учебно-познавательной деятельности
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Деятельность, способствующая пониманию, осознанию и принятию учащимися целей и задач обучения | 1. Понимание, осознание, принятие поставленных целей, осознание мотивов деятельности |
2. Информационная деятельность (ознакомление с новыми знаниями), формирование навыков учебно-познавательной деятельности | 2. Приобретение новых знаний, формирование навыков учебной деятельности |
3. Руководство процессом приобретения знаний, формирования навыков учебно-познавательной деятельности | 3. Процесс чувственного познания, приобретения представлений и знаний для формирования понятий |
4. Руководство процессом познания научной картины мира. 5. Руководство процессом перехода от теории к практике | 4. Познание научной картины мира. 5. Приобретение навыков учебно-познавательной деятельности. |
6. Организация практическо-творческих занятий, направленных на развитие компетенции | 6. Практическое применение знаний, навыков учебно-познавательной деятельности в окружающем мире |
7. Проверка и оценивание компетенции, полученной учащимися в учебно-познавательной деятельности. | 7. Формирование навыков анализа и самоконтроля результатов, полученных в учебно-познавательной деятельности. |
Следовательно, под организацией учебно-познавательной деятельности надо понимать специальную упорядоченность учебно-познавательных действий учащихся и учителя, отвечающую целям, мотивам и задачам и протекающую в определенном режиме. Термин «специальная упорядоченность» стоит рассматривать как совокупность форм протекания учебно-познавательной деятельности, целей, методов, средств, результатов обучения, которые определяет учитель в соответствии с требованиями к содержанию образования.
Целесообразная организация учебно-познавательной деятельности обеспечивает сопряженность внешних условий, действий, с теми внутренними процессами, которые создают благоприятную «внутреннюю среду» (мотивации, активности мыслительных, эмоциональных, перспективных и других процессов, важных для познания), содействующих интенсивному развитию личности. От организации учебно-познавательной деятельности зависит общий тонус учения, дисциплина мысли, собранность, порядочность и четкость учащихся в самостоятельном учебном труде, взаимопомощь в учении.
В процессе изучения литературы выделены следующие первичные признаки организации учебно-познавательной деятельности обучаемых (по Г.И. Хозяинову):
1. Четкая формулировка цели, постановка задач и доведение их до обучаемых;
2. Построение обучения как системы организации учебно-познавательной деятельности обучаемых на разных этапах учебного занятия. Выбор наиболее рациональных видов деятельности обучаемых по овладению учебным материалом;
3. Выбор методов учения в соответствии с поставленными задачами, содержанием и возможностями обучаемых;
4. Система организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, формирование познавательной самостоятельности;
5. Учет индивидуальных особенностей и возможностей обучаемых. Индивидуализация и дифференциация в организации учебной деятельности;
6. Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм деятельности обучающихся;
7. Обучение приемам познавательной деятельности. Воспитание культуры труда обучающихся;
8. Разнообразие средств организации учебной деятельности;
9. Учет трудностей, встречающихся при усвоении содержания, и дидактическая подготовленность к их преодолению;
10. Оперативная корректировка учебной деятельности.
Общая технология организации учебно-познавательной деятельности. Успешность организации учебно-познавательной деятельности определяется целостностью или, напротив, разрозненностью представлений педагога о своем предмете, его целях, системе знаний, навыков и отношений, которые с помощью предмета можно сформировать у учащихся. Важным условием успешности учебно-познавательной деятельности учащихся является и осознание ими цели предмета, и место того или иного урока в нем. При этом осознание целей изучаемого курса облегчается, если учитель обучает не только его содержанию, но и методам добывания фактов и их систематизации, описанию в системе понятий, ориентации в наглядных пособиях. [3, 215]
Особенности учебной деятельности:
1) при выполнении учебной деятельности у индивида нет других целей, кроме усвоения социального опыта (Н.С. Талызина);
2) направленность на овладение способами деятельности еще в процессе ее конструирования (В.А. Сластенин);
3) специфические для учебной деятельности потребность и мотив: овладение теоретическим отношением к действительности и соответствующими ему способами ориентации в ней (В.В. Давыдов);
4) сознательный характер учебной деятельности;
5) социальность учебной деятельности;
6) преобразовательный характер учебной деятельности;
7) учебная деятельность является выражением человеческой активности;
8) учащийся выступает не только в качестве субъекта, но и в качестве объекта учебной деятельности;
9) учебная деятельность имеет место лишь в том случае, если изменения в субъекте – не только результат деятельности, но и отвечают ее целям (Е.И. Машбиц);
10) эмоциональная окрашенность (М.Н. Скаткин).
Учебно-познавательная деятельность школьников имеет следующие правила развития:
1) учебно-познавательная деятельность проходит процесс возникновения, формирования и распада;
2) структурные компоненты учебно-познавательной деятельности могут менять свои функции, взаимопревращаясь друг в друга;
3) различные виды учебной и познавательной деятельности взаимосвязаны друг с другом;
4) возникновение деятельности происходит в форме развернутых взаимоотношений между учащимися и учителем, и лишь на основе этого формируется деятельность индивидуума;
5) является ведущей деятельностью младших школьников и имеет определенное содержание. [2, 200]
2.3. Оптимальные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся в начальной школе
Перед учителем стоит серьезная проблема - как оптимально включить каждого ребенка в мыслительную деятельность на уроке, так как личность развивается в процессе деятельности.
Использование на уроке различных вариантов сочетаний индивидуальной, групповой, коллективной, парной работы обеспечивает включенность каждого ученика в образовательный процесс. Способствует поэтапному формированию не только предметных знаний и умений, но и развитию коммуникативных навыков ученика, навыков коллективного труда. Следовательно, можно говорить о возможности каждого ученика школы освоить образовательный стандарт по предмету, получить качественные результаты обучения.
Организация учебного процесса может стать более эффективной, более качественной, если при проектировании учебного занятия сочетать следующие организационные формы:
Фронтальная работа, где происходит проблематизация и предъявляется необходимый минимум учебного материала;
Работа в постоянных парах (группах)– тренаж, повторение, закрепление материала, предъявленного в предшествовавшей фронтальной работе;
Работа в парах (группах) сменного состава – глубокое освоение отдельных моментов материала по изучаемой теме;
Индивидуальная работа — самостоятельное выполнение заданий по теме урока.
Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность. Эта форма организации учебной работы учащихся является незаменимой и наиболее распространенной в работе современной школы.
Индивидуальная форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.
Один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы.
Групповая (звеньевая) форма организации учебной работы учащихся. Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:
- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; состав группы непостоянный.
При групповой работе учение превращается из индивидуальной деятельности каждого учащегося в совместный труд. Ученик вынужден научиться договариваться, поступаясь своими личными интересами, конструктивно и быстро разрешать конфликты.
Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах – это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога. Дети учатся внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовятся к ответу (для ребенка важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать и доказывать. Могут быть предложены такие задания: заштриховать предметы одинаково (должен совпадать цвет и направление штриховки); устный счет в парах; обсуждения в парах (вопросы по прочитанному тексту); взаимопроверка правила (устный опрос); «словарный» и «графический» диктант для соседа.
Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга. Подготовленность учащихся и их индивидуальные особенности, квалификация учителя - всё это влияет на выбор той или иной формы организации деятельности учащихся. Сочетание различных форм многовариантно. Оно осуществляется либо последовательно, когда одна форма следует за другой, либо параллельно, когда сочетание протекает одновременно и формы работы входят одна в другую. Сочетание форм организации деятельности следует применять, идя от сочетания простых, к более сложным, учитывая возраст учащихся, специфику предмета. Для определения оптимального варианта организации деятельности необходимо знать, как влияет конкретная форма на эффективность учебной деятельности различных групп учащихся. «Такое сочетание форм учебной работы, при котором нейтрализуются недостатки одних и обеспечивается более высокая результативность других при минимальных затратах времени, является оптимальным». (Чередов И.М. «Методика планирования школьных форм организации обучения»). Выбор формы зависит от многих факторов, но в большей степени от этапа в процессе обучения.
Таким образом, есть четыре основные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке: индивидуальная (самостоятельная работа учащихся), фронтальная, групповая и работа в парах. Каждая форма имеет свои недостатки и преимущества, поэтому, планируя урок, учитель должен подбирать сочетание форм так, чтобы усилить сильные и нейтрализовать слабые стороны каждой формы.
Заключение
Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Этого можно добиться с помощью методически грамотно организованной учебно-познавательной деятельности. [4, 135]
Целесообразная организация учебно-познавательной деятельности способствует обеспечению успешного формирования системы знаний и овладению опытом репродуктивной, частично-поисковой и творческой деятельности.
Организация учебного процесса может стать более эффективной, более качественной, если при проектировании учебного занятия уделять особое внимание самостоятельной работе учащихся, которая включает задания в соответствии с уровнем развития ученика.
Правильная организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт.
Список использованной литературы
Нормативные документы
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа/http://минобрнауки.рф/documents/922
Литература
Матвеева, Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения [Текст] /Л.И.Матвеева -Ленинград, 1989 -265с.
Коджаспирова, Г. М. Педагогика [Текст] / Г.М. Коджаспирова – М.: АКАДЕМИЯ, 2006 – 484с.
Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности. Вопросы психологии обучения и воспитания [Текст] / Д.Б. Эльконин; под ред. Г.С. Костюка. – М., 1971.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Лебедев, О.Е. Цели урока: компетентностный подход [Текст] / О.Е. Лебедев // Народное образование. – 2011. - № 9. – С. 203 – 211.
Лукьянова, М.И. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования [Текст]: методические рекомендации для учителей и школьных психологов / М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2010. – 64 с.