Просмотр содержимого документа
«Особые образовательные потребности детей с ОВЗ.»
Особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
В.И. Лубовский отмечал: «Особые образовательные потребности – это актуальные и потенциальные возможности (энергетические, когнитивные, моторные и другие), которые проявляет ребенок в процессе обучения. Среди особенностей, наблюдаемых при всех недостатках развития, т.е. обусловленных специфическими закономерностями, может быть выделена совокупность особенностей, которые определяют необходимость организации специальной психолого-педагогической помощи в развитии и обучении этих детей. Эту совокупность особенностей принято называть особыми образовательными потребностями». Эти потребности проявляются по-разному и в разных сочетаниях. В связи с этим, следует обеспечить детей с ОВЗ разнообразными формами организации обучения и воспитания, что в дальнейшем обеспечит им возможность успешной социальной адаптации.
К числу образовательных потребностей, наиболее характерных для всех категорий детей с проблемным развитием (В.И.Лубовский) можно отнести следующие:
• потребность в использовании педагогом таких образовательных технологий и методов обучения, которые способствовали бы не только успешному выполнению образовательных задач, но и создавали условия для накопления ребенком социального опыта и развития навыков общения, эмоциональной сферы, коррекции негативных особенностей в развитии личности, познавательной деятельности;
• потребность в такой организации процесса обучения, которая, благодаря включению предварительного пропедевтического этапа, обеспечивает необходимую стартовую готовность ребенка к усвоению программного материала;
• потребность в формировании и развитии познавательной мотивации, положительного отношения к учению, самостоятельности и навыков самоконтроля в познавательной деятельности;
• потребность в обеспечении замедленного темпа познавательной деятельности, когда новая информация предоставляется в виде небольших фрагментов, выполнению работы с которыми (изучение, анализ, запоминание, преобразование, практическое использование) способствует дозированная помощь педагога (пошаговый контроль, инструкции, предъявление образца, совместное выполнение и др.);
• потребность в уменьшении, по сравнению с обычными детьми, интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки в образовательном процессе;
• потребность в обеспечении более длительного, непрерывного и комплексного контролирующего сопровождения педагогом процесса познавательной деятельности;
• потребность в такой организации образовательного процесса, в которой обеспечивается полноценное и щадящее участие всех сохранных сенсорных систем обучающегося.
Когда речь идёт об особых образовательных потребностях у детей с ограниченными возможностями здоровья, учитываются особенности развития. Эти особые образовательные потребности приводят к тому, что от образовательных учреждений требуется создание особых образовательных условий. Однако, для полноценного включения детей с ОВЗ прошедших психолого-медико-педагогическую экспертизу и допущенных, по её результатам, к образовательному процессу, следует учитывать и особые образовательные потребности.