Просмотр содержимого документа
«Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Взаимодействие трех составляющих
- особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья
- структурно-уровневые характеристики самих особых образовательных потребностей
- специальные образовательные условия
Особые образовательные потребности
- это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения
- это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей ребенка
Структура особых образовательных потребностей
- Первый уровень потребностей
Закономерности, общие для развития всех детей
- Второй уровень потребностей
Закономерности, общие для развития детей со всеми типами нарушений
- Закономерности, общие для развития детей со всеми типами нарушений
Структура ООП
- Третий уровень потребностей
Специфические закономерности
- Специфические закономерности
- Четвертый уровень потребностей
Модально-специфические закономерности
- Модально-специфические закономерности
Общие закономерности психического развития
- цикличность и неравномерность,
- пластичность нервной системы и основанная на этом способность к компенсации,
- положение об интеграции психики,
- п оложение о соотношении влияющих на развитие ребенка биологических и социальных факторов
Общие закономерности
- Цикличность психического развития
- потребность в создании условий для формирования ведущей деятельности с ориентацией на сензитивные периоды развития психики
Общие закономерности
- положение об интеграции психики
- потребность в создании условий для объединения компонентов психики
Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ
- Трудности взаимодействия с окружающим миром, приводящие к обеднению социального опыта, изменению способов общения с другими людьми
- Особенности развития личности, неточное представление о собственном “Я”, неадекватная самооценка- переоценка или недооценка собственных возможностей
Закономерности, общие для всех детей с ОВЗ:
- трудности взаимодействия с окружающим миром
- потребность в формировании адекватного и богатого образа мира
- потребность в формировании различных форм коммуникации (вербальных и невербальных)
Специфические закономерности психического развития детей с ОВЗ
- снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; трудности использования средств психической деятельности; замедление процесса формирования понятий особенности развития движений
- снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;
- трудности использования средств психической деятельности;
- замедление процесса формирования понятий
- особенности развития движений
Особенности в развитии движений:
- Отставание в развитии крупной и мелкой моторики
- Замедление темпов формирования разнообразных двигательных навыков, автоматизация которых требует много времени и усилий.
- Сформированные навыки характеризуются непрочностью и быстро распадаются
- Многообразные стереотипно повторяющиеся движения
Особые образовательные потребности
- когнитивные составляющие – владение мыслительными операциями, возможности запечатления и сохранения воспринятой информации, объем словаря, знания и представления об окружающем мире;
- энергетические : умственная активность и работоспособность;
- эмоционально-волевые – направленность активности ребенка, познавательная мотивация, возможности сосредоточения и удержания внимания
Особые образовательные потребности
- не являются едиными и постоянными,
- проявляются в разной степени
при каждом типе нарушения,
разной степени его выраженности;
- определяют возможные условия обучения:
в условиях интеграции,
в условиях инклюзивного обучения,
в специальной школе,
дистанционно и т.д.
Условия
- расширение границ образовательного пространства за пределы образовательного учреждения;
- организация сопровождения ребенка в образовательном пространстве на всех этапах жизни, пролонгированность этого процесса за рамки школьного возраста;
Условия
- активная позиция семьи в процессе социализации ребенка, включение членов семьи в социально-педагогическую деятельность и их особое обучение
Условия
- Подготовка детей с ОВЗ к овладению школьной программой;
- Формирование познавательной мотивации и положительного отношения к учению;
- Замедленный темп преподнесения новых знаний;
- Меньший объем «порций» преподносимых знаний, а также всех инструкций и высказываний педагогов;
Условия
- Использование наиболее эффективных методов обучения (в том числе усиление наглядности в разных ее формах, включение практической деятельности);
- Максимальное ограничение посторонней по отношению к учебному процессу стимуляции;
Условия
- Контроль понимания детьми всего учебного материала;
- Учет сенсорных возможностей ребенка, использование специальных технических средств
- Медицинская помощь – лечебная и профилактическая
В.И.Лубовский
«…где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья – в специальном учреждении или в условиях интеграции – это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни.»
Спасибо за внимание !