Организационный момент | - Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. - Как вы думаете, одна секунда - много это или мало? - Что для пешехода одна секунда? - Иногда пешеход видит - машина совсем близко, но нет же, все равно спешит перебежать дорогу перед самым ее носом. | Приветствие учителя. - Мало - Мало | Регулятивные: овладевать умением прогнозировать Коммуникативные: умение слушать и слышать Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание |
Актуализация знаний. | Что за чудо – этот дом, Окна светятся кругом, Носит обувь из резины, А питается бензином? Красный вагон по рельсам бежит, Всех куда надо он быстро домчит, Заливистый звон его нравится детям. Так в чём же мы с вами по городу едем? Сверху – белый, Снизу – синий, На груди его звезда, А над ним воздушных линий Протянулись провода. Силач на четырёх ногах В резиновых сапогах. Прямиком из магазина Притащил нам пианино. В синем небе он летает, Стрекозу напоминает. Возит грузы и людей, Там, где нет других путей. -Виды транспорта: воздушный, морской, сухопутный, речной, железнодорожный. Игра «Знаешь ли ты машины?» - Какой транспорт перевозит пассажиров? - Какой транспорт перевозит грузы и какие? - Какие машины помогают убирать улицы? - Какие машины перевозят продукты - Какие специальные машины ты знаешь? | Дети отвечают на загадки учителя Автобус Трамвай Троллейбус Грузовик Вертолёт Автобус, троллейбус, трамвай, метро, маршрутное такси и т.д. Грузовики, самосвалы, лесовозы, панелевозы и др. Снегоочистители, поливальные и др. Фургоны: «Хлеб», «Мясо»; цистерны: «Молоко», «Квас», «Живая рыба» и т.д. «Скорая помощь», пожарные, дорожные катки, «Техпомощь», «ГАИ», и т.д. | Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности, выдвигать версии Познавательные: анализировать и оценивать статистическую информацию Коммуникативные: приводить аргументы |
Работа по теме | Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущими машинами? Автомобиль и другие транспортные средства мгновенно остановить нельзя. При торможении транспортное средство проходит по инерции какое-то расстояние. Иногда его достаточно, чтобы наехать на пешехода. Положение усугубляется в ненастную погоду (дождь, гололёд, снег), когда дорога скользкая. В такую погоду переходить дорогу и улицу особенно опасно. От скорости движения автомобиля зависит безопасность движения. Безопасной является скорость, которая обеспечивает остановку автомобиля до места опасности. Такая скорость может быть достигнута, если правильно выбрана длина остановочного пути или дистанция безопасности. Остановочный путь – это расстояние, которое пройдёт автомобиль после того, как водитель заметил опасность, до момента, когда машина полностью остановится, не доезжая до места остановки. Такая скорость может быть достигнута, если правильно выбрана длина остановочного пути. Одна секунда… много это или мало? Для пешехода одна секунда – пустяк: шаг шагнуть. А для водителя автомобиля та же секунда порой весьма серьёзная. За секунду машина, у которой скорость 60 километров в час, проезжает больше 16 с половиной метров. А если её скорость 80 километров в час, то 22 метра. Иной торопыга видит – машина совсем близко, так нет же, всё равно спешит перебежать дорогу перед самым её носом. Думает: «А, ерунда, в крайнем случае водитель успеет затормозить!» Ему и невдомёк, что водитель при всём желании, при всём старании, даже изо всех сил нажимая на тормоза, всё равно не успеет вовремя остановиться. Особенно в том случае, когда дорога скользкая или идёт под уклон. Тормозной путь при этом всё удлиняется и удлиняется. В результате при скорости 80 километров в час да на покрытой корочкой льда шоссе машина окончательно остановится только через 400 метров после того, как водитель начал тормозить. Почти полкилометра машина трудно управляема. Вот почему через дорогу надо переходить осторожно и не мчаться сломя голову наперерез машинам. Расстояние между вами и автомобилем должно быть таким, чтобы вы успели перейти через дорогу. Примерно такое расстояние между тремя фонарными столбами. Просмотр видео ролика | - Переход проезжей части дороги перед близко идущим транспортом опасен, потому что водитель не может остановить машину сразу. - Безопасное расстояние до движущегося транспортного средства 1–1,5 м. (Некоторые учащиеся знают, а остальные нет) Из рассказа учителя запоминают что такое остановочный и тормозной путь Знакомятся с новым понятием. Просматривают видео ролик и отвечают на вопросы учителя | Познавательные: изучить и систематизировать знания об элементах дороги, видах светофоров, сигналов регулировщика Регулятивные: выдвигать версии, представлять отчет Коммуникативные: уметь договариваться с людьми иных позиций Личностные: преобразовывать практические навыки в познавательные, учиться использовать свои знания для объяснения различных ситуаций |
Закрепление | Чтение стихотворения И. Лешкевича. Работа над стихотворением. Гололёд. Февраль был тёплый, как апрель, Внезапно подморозило, А тут ещё снежку метель На тротуар набросила. Скользит автобус голубой. Не зря шофер волнуется – Ребята – школьники гурьбой Перебегают улицу. Один упал, упал другой, Поспешность не помощница: Один затылок трет рукой, Другой - от боли морщится. Шофер отвел от них беду (Так не всегда случается…) на мостовой шалить на льду, Конечно, воспрещается. - Почему так волновался водитель, увидев детей? - Вспомните, что такое тормозной путь? - Сравните тормозной путь в летнее и зимнее время. (Показ иллюстрации) | Воспринимают речь учителя. Рассуждают и анализируют | Познавательные: систематизировать знания об организации дорожного движения Коммуникативные: уметь отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами |
Подведение итогов урока. | Вопросы: 1. Почему невозможно мгновенно остановить автомобиль? 2. Что такое путь торможения? 3. Что такое путь, проходимый за время реакции водителя? 4. Один автомобиль едет со скоростью 10 км/ч, а другой – 30 км/ч. Который из них остановится раньше, если водители станут тормозить одновременно? 5. Почему нельзя перебегать дорогу перед приближающимся автомобилем? 6. Когда и в каком случае легче остановить автомобиль: летом или зимой, на сухой или мокрой дороге? 7. Почему при торможении автомобиля раздаётся визг тормозов? 8. Есть ли у велосипедиста и у пешехода путь торможения? 9. Если грузовой и легковой автомобили едут с одинаковой скоростью. То который из них остановится после торможения раньше? Дорогу надо переходить осторожно и не мчаться наперерез машинам! | Вступают в беседу с учителем. Проверка полученных знаний по изученной теме. Решают задания и анализируют. | Личностные: осознавать ответственность как пешеходов за безопасное поведение на дорогах, учиться строить отношения с другими на основе доброжелательности, при столкновении позиций стараться понять друг друга; |