Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №11», Хабаровский край, рп.Ванино, Приморский бульвар 7 а
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования
Тема: Возможности элементов сказкотерапии в формировании коммуникативных навыков школьников
Период работы 2019-2021
Этап: 1. Изучение научной литературы по данной теме
2. Изучение структуры, принципов и методов работы
3. Изготовление необходимых пособий для работы
4. Внедрение в работу элементов сказкотерапии по средствам создания игры
5. Представление опыта работы
Гахова А.С. педагог – психолог
2021г.
Цель Формирование коммуникативных способностей школьников
Задачи:
1. Снятие эмоционального и физического напряжения
2. Развитие умения взаимодействовать с окружающими, развитие коммуникативных навыков.
Структура занятий по сказкотерапии строится следующим образом:
1.Ритуал «входа» в сказку (коллективное упражнение);
2.Повторение (повторение того, что делали в прошлый раз, какие выводы сделали, чему научились);
3.Расширение (рассказ новой сказки, рисование, сочинение сказки);
4.Закрепление (приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка);
5.Интеграция (связь нового опыта с реальной жизнью);
6.Резюмирование (обобщение приобретенного опыта, связывание его с уже имеющимся);
7.Ритуал «выхода» из сказки (закрепление нового опыта)
Возможности работы со сказкой:
1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.
2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.
3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо - плохо.
4. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.
5. Использование сказки как притчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.
6. Творческая работа по мотивамсказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой)
Принципы
Вся технология сказкотерапии базируется на 4 основных принципах.
Принцип 1. Ценности
Главное — донести до сознания человека информацию о правильных жизненных ценностях, которыми он должен руководствоваться в любой ситуации при принятии решений. После прочтения сказки обязательно нужно обсудить такие из них, как взаимопомощь, любовь, дружба, сострадание, истина, вера, достоинство, гуманность, доброта.
Принцип 2. Жизненная сила
После того, как человек усвоил базовые ценности, проводится работа по осознанию того, что для любого поступка необходима внутренняя сила. Она есть у каждого, но у большинства словно дверь, заваленная камнями (проблемами, сомнениями, разочарованиями, психологическими травмами). Можно понимать, что любовь, вера, надежда — оплот существования, но при этом ничего не предпринимать для того, чтобы они вошли в жизнь. Сказкотерапевт помогает пациенту осознать собственную внутреннюю силу и освободиться от подобных завалов.
Принцип 3. Многогранность
Каждую сказку психолог раскладывает по полочкам, освещая сюжет и героев с разных позиций. Это делается для того, чтобы человек понял, что нельзя видеть в мире только плохое. Любое событие можно рассмотреть с разных сторон и найти в нём положительные моменты.
Принцип 4. Две реальности
Сказкотерапия создаёт в сознании человека две реальности: сказочную (психическую) и бытовую (социальную). Задача специалиста — посредством ассоциаций вплести ресурсы первой в жизненную практику пациента.
Методы
Для реализации этих принципов используются следующие методы.
Рассказ Сначала сказку рассказывает психолог. Спустя какое-то время он просит своего собеседника пересказать ему то, что тот запомнил. Те моменты, которые он будет более ярко и подробно описывать, позволят понять, какие наболевшие акцентуации и паттерны у него существуют.
Иллюстрация После прочтения сказки психолог просит нарисовать иллюстрацию к ней. Либо произвольно, либо какого-то конкретного события (которое было вплетено специально для раскрытия внутренних проблем пациента), либо персонажа. Здесь оценивается выбор сюжета, героя, оттенков, динамики изображённого. Если добрый принц будет нарисован схематически и совершенно не ярко, а Кощей — в мельчайших подробностях и по центру картины, смещение ценностных ориентиров будет налицо.
Сказкотерапевтическая диагностика
Выделяются следующие современные методы сказкотерапии:
Работа над уже существующей сказкой. На занятии прорабатывается всем известное произведение. Обсуждаются персонажи и их отношения между собой.
Самостоятельное написание сказки. Ребенок составляет рассказ, который помогает психологу более подробно изучить его состояние, круг общения и отношения в семье и с друзьями.
Драматизация или инсценировка написанной сказки. Данный метод позволяет ребенку побыть актером и взять на себя роль, несущую определенный эмоциональный смысл.
Работа над окончанием сказки. Это может быть обсуждение известной сказки, конец которой предлагается изменить. Кроме того, можно придумать ее продолжение.
Арт-терапевтическая работа по сюжету сказки. Здесь за основу взято изобразительное творчество, которое подразумевает рисование, лепку или конструирование по мотивам содержания определенного произведения.
Для того чтобы занятие по сказкотерапии прошло продуктивно, необходимо заранее к нему подготовиться. Отталкиваясь от выбранного метода, подготавливаются раздаточные материалы (картинки, карандаши, альбомные листы, пластилин и пр.), книги, картины, музыка, костюмы, выбирается оптимальный способ проведения (сидя за столами, в кругу, на полу), по определенной структуре выстраивается план занятия.
В своей деятельности необходимо учитывать следующие правила организации сказкотерапевтической работы:
Учет возраста детей. Подготавливаясь к занятию, нужно выбирать произведение согласно возрасту, чтобы малыш мог понять содержание и осмыслить его. Дозировка представляемой информации. Занятия должны выстраиваться по определенной структуре, представленной ниже. Знакомство со сказкой сопровождается только рассматриванием иллюстраций к ней.
Терапевтическая направленность. После чтения желательно обыграть сюжет, обсудить его или нарисовать фрагменты из сказки.
Отсутствие нравоучений. Необходимо избегать давления на ребенка, нравоучений со стороны взрослого, ведь обстановка в процессе занятия должна быть ненавязчивой и дружеской.
Подведение итога. После чтения обязательно нужно проанализировать сказку, героев и узнать, какое впечатление это произвело на детей .
Структура занятий по сказкотерапии:
Ритуал «погружения» в сказку. Создается настроение для совместной работы — прослушивание сказочных мелодий или медитация по переходу в сказочный мир.
Знакомство со сказкой. Происходит чтение либо прослушивание аудиозаписи.
Обсуждение. Психолог задает вопросы, связанные с главным героем и сюжетом всего рассказа. Обязательно определяется ценность сказки, чему она может научить ребенка.
Арт-терапевтическая работа. Рисование героев или самого интересного момента сказки.
Ритуал «выхода» из сказки. Закрыть глаза и вместе сосчитать до 3-х, на счет «три» перенестись из мира волшебства в реальность.
Подведение итогов.
Список изученной литературы по теме самообразования 2019 – 2021 уч.год
№ | Автор | Наименование | Год выпуска |
1. | Татьяна Зинкевич – Евстегнеевна, Дмитрий Кудзилов | Психологическая настольная игра «Властелин чудес» методическое пособие/ | 2004 |
2. | О.И. Каяшева | Мастерская практического психолога по сказкотерапии | 2013 |
3. | М. Фабричева | Сказкотерапия. Лучшие методики для развития творческого отношения к жизни | 2004 |
4. | Н.А. Амбросова | Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников | 2006 |
5. | Н.А. Сакович | Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ | 2010 |
6. | С.В. Варнавская | Сказкотерапия. Сборник авторских сказок и методических рекомендаций. | 2011 |
Вебинары по теме самообразования 2019-2021 уч.год
№ | Дата | Тема |
1 | 2019 | Вебинар «Практическая сказкотерапия» |
2 | 2019 | Вебинар «Сказкотерапия для детей и родителей» |
6 | 2019 | Вебинар «Сказкотерапия в работе детского психолога» |
4 | 2020 | Вебинар «Сказкотерапия как средство эмоционального и коммуникативного развития детей» |
5 | 2020 | Вебинар «Сказкотерапия в консультировании детей» |
6 | 2021 | Вебинар «Сказкотерапия» |
В ходе изучения данной темы, было принято решение создать конечный продукт, в качестве которого выступит настольная адаптированная игра «Дорога путешествий».
Актуальность
Игра, важный элемент гармонизации психоэмоционального состояния. В процессе игры формируются коммуникативные навыки, развитие творческих возможностей и способностей. В подростковом возрасте может возникнуть огромное количество проблем и нарушений развития. Поэтому для структурирования психологической поддержки необходимо четко определить ее цель – душевное или, как принято говорить, психологическое здоровье подростков, а затем определить формы психологической поддержки.
В это время дети активно начинают осваивать внутренний мир. Но они сами еще плохо в нем ориентируются, не уверены в его устойчивости. Поэтому любые предъявления подростками своих взглядов, представлений, мнений необходимо принимать очень бережно, без оценочно, с уважением. Полезно стимулировать любые процессы по исследованию подростками самих себя.
В игре используются элементы сказкотерапии, игротерапии, арт-терапии.
Игра вариативная и может дополняться накопительной базой в приложениях.
Цель курса гармонизация психоэмоционального состояния, развитие навыков коммуникации.
Задачи:
1. Способствовать познанию обучающимися своего характера, своих достоинств и недостатков, адекватно оценивать себя и воспринимать других;
2. Формировать навыки эффективного взаимодействия с окружающими;
3. Формировать классный коллектив через групповую сплоченность и выработку системы единых обоснованных требований;
4. Помочь в выработке норм и правил в процессе игры;
5. Развивать способность нестандартно и творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой собственный опыт и знания.
Базовые учебные действия:
Умение выстраивать толерантные отношения Л 7.2
Умение адекватно использовать принятые социальные ритуалы Л 5.2
Умение вступать в контакт со сверстниками К 1.1
Умение вступать в контакт с педагогом К 1.2
Умение поддерживать коммуникацию К 1.3
Умение задавать вопросы по теме общения К 1.4
Умение отвечать на вопросы К 1.5
Умение обращаться за помощью к окружающим К 2.2
Умение слушать собеседника К 3.1
Умение вступать в диалог К 3.2
Умение соблюдать субординацию К 4.1
Умение принимать чужое мнение К 6.1
Умение принимать разную точку зрения К 6.4
Умение работать в группе, сотрудничать Р 1.3
Умение принимать простую инструкцию Р 2.2
Умение использовать логические действия самостоятельно П 2.2
Структура игры:
Форма работы – групповая/индивидуальная
Игровое поле в виде дороги (Приложение 1) с кружками (Приложение 2)
Фишки (по количеству игроков), кубик с точками, канистры (Приложение 3), дополнительные элементы на игровом поле (Приложение 4), карточки с заданиями (Приложение 5)
Зеленый - рисуем, дорисовываем (разные темы) Красный – продолжаем сказку (пропущенные слова), придумай свою сказку Фиолетовый – играем в игры Желтый - собираем картинки разрезные/ отгадываем сказочный кроссворд Голубой – отгадай загадку / как поступишь ты?
В данный момент программа применяется по курсу коррекционно – развивающей области «Дорога путешествий» начиная с сентября 2021 года.
Содержание программы коррекционно – развивающей области
«Дорога путешествий»
№ п/п | Название раздела /темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся: |
1 | Сказочный мир путешествий | 15 | Работа в парах/группах (совместно с педагогом). Индивидуальная работа. |
2 | Фантазия и цвета | 16 | Работа в парах/группах (совместно с педагогом). Индивидуальная работа. |
3 | Я могу все знать | 22 | Работа в парах/группах (совместно с педагогом). Индивидуальная работа. |
4 | Живи играя | 16 | Работа в парах/группах (совместно с педагогом). Индивидуальная работа. |
Итого часов: 69 |
Формы организации учебных занятий:
1.Урок.
2.Дидактическая игра.
3.Практическая работа.
4.Уроки повторения, обобщения, закрепления.
Перечень заданий представленных в игре:
№ | Цвет | Наименование задания для выполнения |
1 | СИНИЙ | Детям представляется возможность отгадать загадку про сказочных персонажей из детских сказок (Приложение6) |
2 | ЗЕЛЕН | На листке бумаги написаны слова с различной темой, ту тему, которую он вытянет и будет рисовать (Приложение 7). После выполнения, обучающиеся презентуют свои рисунки перед группой. Если ребенок разрешит, можно обменяться рисунками и дополнить что-то свое. Рисуют на листе белой бумаги. |
3 | ЖЕЛТ | Обучающимся предлагается отгадать сказочный кроссворд (Приложение 8) |
4 | КРАСН | Обучающимся предлагается сказка с пропущенными словами, необходимо вставить пропущенные слова и придумать окончание для сказки (Приложение 12) |
5 | ФИОЛ | Обучающимся, предлагаются игры на сплочение коллектива. Обучающиеся не глядя вытягивают одну игру и выполняют ее условия |
6 | ОРАНЖ | Обучающимся, предлагаются игры на управление гневом. Обучающиеся не глядя вытягивают одну игру и выполняют ее условия |
7 | СИНИЙ | Проигрывание ситуаций на разные темы (Приложение 9). А как поступишь ты? Давай найдем выход из данной ситуации положительный. Дискуссия в группе. Предложения дети высказываю вслух. |
8 | ЗЕЛЕН | На листке бумаги написаны слова с различной темой, ту тему, которую он вытянет и будет рисовать (Приложение 7). Выполняется рисунок на стекле красками. После выполнения, обучающиеся презентуют свои рисунки перед группой. Если ребенок разрешит, можно обменяться рисунками и дополнить что-то свое. |
9 | ЖЕЛТ | Обучающимся предлагается собрать разрезную картинку и отгадать того, кто там изображен (Приложение 10) |
10 | КРАСН | Обучающимся предлагается сказка с пропущенными словами, необходимо вставить пропущенные слова и придумать окончание для сказки. Название сказки обучающиеся вытягивают и получают лист с заготовленной сказкой. (Приложение 12) |
11 | ФИОЛ | Обучающимся, предлагаются игры на сплочение коллектива. Обучающиеся не глядя вытягивают одну игру и выполняют ее условия. |
12 | ОРАНЖ | Обучающимся, предлагаются игры на управление гневом. Обучающиеся не глядя вытягивают одну игру и выполняют ее условия. |
13 | СИНИЙ | Проигрывание ситуаций на разные темы (Приложение 8). А как поступишь ты? Давай найдем выход из данной ситуации положительный. Дискуссия в группе. Предложения дети высказываю вслух. |
14 | ЗЕЛЕН | На листке бумаги написаны слова с различной темой, ту тему, которую он вытянет и будет рисовать (Приложение 7). Выполняется рисунок на одном листе совместно с другими участниками. После выполнения, обучающиеся презентуют свой рисунок перед. |
15 | ЖЕЛТ | Обучающимся предлагается отгадать сказочный кроссворд (Приложение 6) |
16 | КРАСН | Обучающимся предлагается сказка с пропущенными словами, необходимо вставить пропущенные слова и придумать окончание для сказки Название сказки обучающиеся вытягивают и получают лист с заготовленной сказкой на разные темы (дружба, страх, отношения с другими людьми…).(Приложение 12) |
17 | ФИОЛ | Обучающимся, предлагаются игры на сплочение коллектива. Обучающиеся не глядя вытягивают одну игру и выполняют ее условия |
18 | ОРАНЖ | Обучающимся, предлагаются игры на управление гневом. Обучающиеся не глядя вытягивают одну игру и выполняют ее условия |
19 | СИНИЙ | Проигрывание ситуаций на разные темы (приложение 8). А как поступишь ты? Давай найдем выход из данной ситуации положительный. Дискуссия в группе. Предложения дети высказываю вслух. |
20 | ЗЕЛЕН | На листке бумаги написаны слова с различной темой, ту тему, которую он вытянет и будет рисовать (Приложение 7). Рисунок выполняется на сыром листе. После выполнения рисунок также презентуется группе участников, можно положить рисунок высохнуть и потом забрать с собой. |
21 | ЖЕЛТ | Обучающимся предлагается разгадать шифровку со словами/ поиск слов (Приложение 11) |
22 | КРАСН | Обучающимся предлагается сказка с пропущенными словами, необходимо вставить пропущенные слова и придумать окончание для сказки Название сказки обучающиеся вытягивают и получают лист с заготовленной сказкой на разные темы (дружба, страх, отношения с другими людьми…).(Приложение 12) |
23 | ФИОЛ | Обучающимся, предлагаются игры на сплочение коллектива. Обучающиеся не глядя вытягивают одну игру и выполняют ее условия |
24 | ОРАНЖ | Обучающимся, предлагаются игры на управление гневом. Обучающиеся не глядя вытягивают одну игру и выполняют ее условия |
25 | СИНИЙ | Детям представляется возможность отгадать загадку про сказочных персонажей из детских сказок (Приложение6) |
26 | ЗЕЛЕН | Рисунок на тему дружбы. После рисования, презентация перед группой. |
27 | ЖЕЛТ | Обучающимся предлагается разгадать шифровку со словами/ поиск слов (Приложение 11) |
28 | КРАСН | Обучающимся предлагается сказка с пропущенными словами, необходимо вставить пропущенные слова и придумать окончание для сказки (Приложение 9). Название сказки обучающиеся вытягивают и получают лист с заготовленной сказкой на разные темы (дружба, страх, отношения с другими людьми…).(Приложение 12) |
29 | ФИОЛ | Обучающимся, предлагаются игры на сплочение коллектива. Обучающиеся не глядя вытягивают одну игру и выполняют ее условия |
30 | ОРАНЖ | Обучающимся, предлагаются игры на управление гневом. Обучающиеся не глядя вытягивают одну игру и выполняют ее условия |
Динамика развития обучающихся 5 А, 7 А классов (2020 – 2021 учебный год)
Психолого – педагогическая программа по направлению
«Развитие навыков коммуникации»
Класс | Положительная динамика | Минимальная динамика | Незначительная динамика | Отсутствие динамики |
5А | 50% (3 об.) | 0% (0 об.) | 50% (3 об.) | 0% (0 об.) |
5Б | 75% (5об.) | 0% (0 об.) | 25% (2 об.) | 0% (0 об.) |
7А | 75% (6 об.) | 0% (0 об.) | 25 % (2 об.) | 0% (0 об.) |
У 3 обучающихся наблюдается незначительная динамика, результаты стабильны. У 3 обучающихся наблюдается положительная динамика. В 7А классе по результатам освоения психолого – педагогической программы у 6 обучающихся наблюдается положительная динамика, у 2 обучающихся незначительная динамика, результаты стабильны.
Вывод
Исходя из результатов, полученных за период работы с 2019 по 2021 гг. можно сделать выводы о результатах самообразования в работе с возможностями элементов сказкотерапии в формировании коммуникативных навыков школьников.
Выстроенная работа по изучению опыта работы других специалистов, изучение библиографических источников, вебинарах и семинарах, внедрение психолого – педагогической игры в рамках коррекционно–развивающей области на базе школы - интернат, свидетельствует о плодотворной работе. Поставленные цели при изучении данного вопроса реализованы в полном объеме, поставленные задачи выполнены.