В аттестационную комиссию министерства образования и науки Краснодарского края
Отчёт
об использовании здоровьесберегающих технологий
в образовательном процессе
в начальной школе учителем СОШ №4
муниципального образования
Красноармейский район Краснодарского края
Семёнышевой Т.А.
На протяжении многих лет своей работы я применяю здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время.
Основная цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Отсюда возникают основные задачи:
- обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
- снижение уровня заболеваемости учащихся;
- сохранение работоспособности на уроках;
- формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
- формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства.
Взрослые, ошибочно считают, что для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом? Также активно поднимается вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает физическому и психическому здоровью детей.
Поэтому в своей деятельности включаю школьников в различные виды двигательной, интеллектуальной, эмоциональной активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, создаю условия для их творческого самовыражения. Использую программы и методики формирования у детей ценностей ЗОЖ, применяю различные способы укрепления здоровья (дыхательную, корригирующую гимнастику и др.).
Очень большое внимание имеет микроклимат в классе, ведь ребёнок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и друзья-одноклассники.
Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мною проводятся
- упражнения для опорно-двигательного аппарата;
- упражнения для рук и пальцев;
- упражнения для формирования правильного дыхания;
- точечный массаж для повышения иммунитета и профилактики простудных заболеваний;
- упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения;
- комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.
На уроках русского языка мы не забываем о здоровье. В начале урока мы записываем с комментированием или устно работаем с пословицами и поговорками о здоровье. Например, Береги платье снову, а здоровье смолоду. Здоровье дороже денег: здоров буду — и денег добуду.
На открытом уроке русского языка, проведённого 18.09.2012 г. в 4 – Б классе в начале урока провели орфографическую работу с пословицей: Болен — лечись, а здоров — берегись.
В школе дети не только учатся, но и питаются, посещают экскурсионные мероприятия, гуляют, отдыхают…
На уроках окружающего мира говорим о правильном питании школьника, о режиме дня, о правилах дорожного движения.
Во время перемены проводим специальные оздоровительные игры.
Физминутки в начальной школе – представляют собой комплекс физических упражнений, направленных на снижение усталости и составлены таким образом, чтобы выполняя их, были охвачены всевозможные группы мышц. Физминутки в начальной школе являются неотъемлемой составляющей частью занятий. Следует обращать особое внимание на их продолжительность и содержание, а также следить за эмоциональностью во время их выполнения и наличием у детей желания к их повторению.
Использование физминуток на уроках положительно влияет на умственную работу мозга, улучшает кровообращение и повышает работу на уроке. Они также помогают переключать работу детей и впоследствии снимают усталость.
В начальных классах проводится несколько этапов спустя 20 минут после того как прозвенел звонок, и спустя 30 минут работы на уроке. Как правило, они проводятся в просторном, чистом и проветренном помещении.
На уроках математики, где важно время, обучающиеся играют в космонавтов: на доске изображены планеты, учащимся раздаются карточки, за которыми нужно «слетать», т.е. выйти к доске.
На открытом уроке кубановедения, проведённого 07.04.2015 г. во 2 – Б классе Во время проведения урока была использована физминутка:
«Мы по городу идём».
Мы по городу идём (маршируют)
Звонко песню мы поем (покачивание головой вправо-влево)
Мы по улице шагаем (маршируют)
Ровно ноги поднимаем.
Делай шаг – раз, два,
Взмах руками – три, четыре.
Повернулась голова (вправо-влево)
Руки вверх и ноги шире.
Прыгнем вместе высоко
И побегаем легко.
Большое внимание отвожу гигиене: у всех учащихся имеется сменная обувь, перед едой строго моют руки. Помещение в котором учатся дети постоянно проветривается и имеет оптимальную температуру.
В школе создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни.
Например, в апреле 2014 г. в 1 классе был проведён классный час на тему: «Здоровый образ жизни». Во время проведения учащиеся в игровой форме познакомились с правилами здорового образа жизни и составили цветок здоровья.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
В целом, эффективность использования здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС прослеживается в возросшем уровне компетентности учащихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических навыков, двигательной активности и, в целом, на общем состоянии здоровья детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний.