СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчёт по методической теме «Пути организации образовательного процесса на уроках физической культуры в современных условиях»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Отчёт по методической теме «Пути организации образовательного процесса на уроках физической культуры в современных условиях»»

Отчёт по методической теме

«Пути организации образовательного процесса на уроках физической культуры в современных условиях»

учителя физической культуры

МБОУ «Подпорожская СОШ №3»

Ксенофонтова В.А.


В 2022-2023 учебном году я начал работу над методической темой «Пути организации образовательного процесса на уроках физической культуры в современных условиях», освоение которой планирую в течение трех лет.

Данную тему я выбрал, потому что урок физической культуры должен заставлять обучающихся мыслить, координировать свои движения, анализировать проделанную работу, а это невозможно сделать при сухом, догматическом подходе к преподаванию.

Современное общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, выявления приоритета интересов физически здорового гражданина. Значительную роль в данном процессе может и должна сыграть школа. Именно она призвана воспитывать, образовывать и развивать молодое поколение россиян, подготавливать будущее нашей страны.

Основной задачей современного образования является развитие каждого обучающегося с учетом индивидуальности и переход от репродуктивного обучения к активно-творческому и продуктивно-деятельному.

Время требует не просто воспроизведения готовых знаний по предмету, а умения использовать их на практике, находя нестандартные решения проблем, реализуя личностный потенциал. Одна из задач современной школы при переходе на ФГОС и заключается в формировании потребности в таком подходе к жизни, а также способности реализовать его на практике.

Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый обучающийся чувствует себя комфортно, имеет возможность проявлять собственные возможности, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощущать атмосферу сотрудничества, чувствовать и переживать успех, - мечта любого учителя. Учитель, используя современные технологии, может совершенствовать не только физические качества, а также развивать творческие потенциалы учащихся. К таким урокам я стремлюсь с начала работы в школе.

  Определённое место в работе занимают оправдавшие себя традиционные методы и приёмы обучения. Но залогом формирования многообразных умений и навыков самосовершенствования обучающихся, обязательным условием физического, творческого и нравственного развития является использование современных образовательных технологий:

* здоровьесберегающая технология,

* игровые технологии,

* информационные компьютерные технологии,

* технология уровневой дифференциации,

* технология проектного обучения,

* технология личностно-ориентированного обучения и другие.


  1. Здоровьесберегающая технология.

Учителям физической культуры близки физкультурно-оздоровительные технологии. Они направлены на физическое развитие обучающихся. К подобным технологиям относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого. Каждый ребёнок мечтает быть физически правильно сложенным, уметь выполнять какие-либо упражнения лучше или хотя бы на уровне сверстников. Именно поэтому целью физической культуры в школе является развитие выносливости, целеустремлённости и силы.
По характеру действия различают следующие технологии:

  • стимулирующие позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть – температурное закаливание, физические нагрузки;

  • защитно-профилактические заключаются в выполнении санитарно-гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм;

  • компенсаторно-нейтрализующие - это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков;

  • информационно-обучающие технологии обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

  1. Игровые технологии.

Данные технологии подходят в применении для любого возраста обучающихся. Каждому возрасту соответствует свой набор игр, хотя бывают и исключения. Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным. Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Так на уроках в начальных классах я использую подбор подвижных игр, которые всегда интересны детям, что определяет, на мой взгляд, успешность уроков.

Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям. Позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала.

Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций:

  • обучающая;

  • воспитательная;

  • коррекционно-развивающая;

  • психотехническая;

  • коммуникативная;

  • развлекательная;

  • релаксационная.

Особое внимание следует уделять подвижным играм в начальном и среднем звеньях, так как в этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование игровых умений и технико-тактических взаимодействий, необходимых при дальнейшем изучении и овладении спортивными играми. И, конечно, подвижные игры, это прекрасная база по развитию двигательных способностей и умений. В разделе программы «Легкая атлетика» используются подвижные игры, направленные на закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков и метаний, на развитие скоростных, скоростно-силовых способностей, способностей ориентирования в пространстве и т.п. В разделе программы «Спортивные игры» - игры и эстафеты на овладение тактико-техническими навыками изучаемых спортивных игр. В разделе «Гимнастика» - подвижные игры с элементами единоборств.

Для того, чтобы игра приносила пользу, необходимо продумывать ее до мелочей. Строго соблюдать правила игры, технику безопасности, как для играющих, так и для наблюдающих за игрой. Игры с дидактической направленностью учат детей объединять движения и полученные на занятиях и в повседневной жизни знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности.

При организации и проведении игры необходимо придерживаться следующих правил: простота и доступность условий, каждый ребенок должен быть активным участником игры, исключение малейшей возможности риска, угрозы здоровью детей.

  1. Информационные компьютерные технологии.

Использование компьютерных технологий во внеурочной деятельности и на уроках делает предмет физическая культура современным.

Несмотря на то, что урок физкультуры - это практика, здесь есть место и теории. Учителю необходимо находить и использовать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность. Современные педагогические технологии, а так же использование Интернет – ресурсов, новых информационных технологий, дают возможность педагогу достичь максимальных результатов.

В силу погодных условий порой невозможно провести урок лыжной подготовки на улице, тогда я подготавливаю урок теоретических знаний с привлечением компьютерных презентаций. Например, урок 6 классе «Лыжная подготовка. Виды подъёма». На таком уроке возможно не только рассказать, но и показать видео, схемы, с помощью которых объяснить правильные действия начинающего лыжника.

С помощью презентации также можно доступно объяснить правила спортивных игр, тактические действия игроков, красочно преподнести исторические события, биографии спортсменов. Наличие визуального ряда информации позволяет закрепить в памяти.

Нельзя не отметить период пандемии, когда ученики и учителя были вынуждены учиться и работать не в школе, а не выходя из дома. Тогда на помощь приходят современные образовательные технологии, в том числе и информационные.

ИКТ позволяют организовать учебный процесс на новом, более высоком уровне, обеспечивать более полное усвоение учебного материала. Информационно коммуникативные технологии позволяют решить проблему поиска и хранения информации, планирования, контроля и управления занятиями физической культурой, диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся.

Домашним заданием для долго болеющих обучающихся может стать создание презентаций «ЗОЖ в моей жизни», «Моё физическое здоровье» и т.д.

В 2023 – 2024 учебном году я планирую продолжить работу над изучением других технологий, изучая их суть и возможность применения на практике, такими, как технология уровневой дифференциации, технология проектного обучения, технология личностно-ориентированного обучения и другие.



Выводы:

Итак, в системе моей работы преобладает сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе личностно- ориентированного подхода, позволяющих создавать развивающую среду на уроках и во внеурочное время, направленных на развитие творческих способностей обучающихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности совершенствовать свои знания.

Создавая комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, я приношу не только пользу, но и радость общения и себе, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он становится более доверчивым, открытым, жаждет познания, избавляется от различных комплексов.







































Использованная литература:

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2014. Т. 7. №2.

  2. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, 2013 г.

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2015.

  4. Лукьяненко В.П. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 2014.

  5. Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. – М.: ВЛАДОС, 2014.