Цели деятельности педагога | Познакомить обучающихся с одним из видов изобразительного искусства – архитектурой, задачами архитектуры; расширить представление о линии горизонта, первом и втором планах; раскрыть зависимость вида построек от места проживания людей; совершенствовать навыки рисования карандашами; способствовать развитию наблюдательности, самостоятельности, уверенности в своих силах, умения анализировать; содействовать воспитанию интереса к предмету |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, практический методы; индивидуальная, фронтальная формы работы |
Основные понятия | Архитектура, штрих, линия, пятно |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийная презентация по теме, образец педагогического рисунка |
Оборудование | Бумага, цветные карандаши |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: познакомятся с понятием «архитектура», задачами, стоящими перед ней; научатся активно использовать художественные термины и понятия, самостоятельно решать творческие задачи, подбирать художественные материалы, цветовую гамму; освоят законы создания произведений изобразительного искусства. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, проявляют устойчивый интерес к изобразительному искусству. Метапредметные результаты: познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения учителя, осуществляют анализ информации, наблюдают, делают выводы; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; коммуникативные: рассуждают, формулируют ответы на вопросы, вступают в учебное сотрудничество, слушают одноклассников, учителя; ведут небольшой познавательный диалог по теме урока |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации совзаимо-действия на уроке | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока | Проверяет готовность обучающихся к уроку. – На прошлом уроке вы узнали, что мир, который мы видим, выходя из дома, – это открытое пространство. Что включает в себя этот термин? (Природу, людей, постройки.) О том, какими могут быть постройки, от чего зависит их вид, кто их создает, вы узнаете сегодня на уроке | Слушают учителя, отвечают на вопрос | Фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности | Устные ответы |
II. Изучение нового мате-риала | Сообщение теоретических сведений. Архитектура. Просмотр мультимедийной презентации или работа с учебником (с. 34–36) | – К какому виду изобразительного искусства относятся постройки? Что такое архитектура? Какие задачи стоят перед архитектурой? – Архитектура – это вид искусства, которое позволяет возводить красивые и удобные постройки, соответствующие определенным целям (жилые дома, об-щественные, административные и другие типы зданий). Показывает слайды. – Произведения архитектуры различны: это не только здания бытового и общественного назначения, а также сооружения, организующие открытые пространства (монументы, террасы, набережные и т. д.). К архитектурным элементам относятся еще и пространства, сформированные посредством преобразования и объединения элементов естественной природы. Посмотрите на представленные здания, сооружения из разных стран. Одинаковы ли жилища в разных уголках мира? Почему? | Слушают учителя, работают с учебником, анализируют информацию, отвечают на вопросы, делятся впечатлениями | Фронтальная | Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения учителя, осуществляют анализ информации, умеют работать с учебником. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: стремятся к координации действий и сотрудничеству, умеют вести небольшой познавательный диалог по теме урока. Личностные: проявляют устойчивый интерес к изобразительному искусству | Устные ответы |
Физкульт- минутка | Проводит физкультминутку. Вышли уточки на луг – Кря, кря, кря. Полетел зеленый жук – Ж-ж-ж. Гуси шеи выгибали, Клювом перья расправляли. Зашумел в пруду камыш – Ш-ш-ш. И опять настала тишина | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: положи-тельно относятся к занятиям двигательной деятельностью | Дейст-вия согласно инструкции учителя |
III. Творческая практическая деятельность | Беседа «Что мы будем рисовать». Просмотр мультимедийной презентации или рассматривание рисунков. Демонстрация приемов работы | – Каждый из нас любит гулять по дорожкам парков, лесным тропинкам, горным тропам и т. п., любуясь красотами природы и творениями человеческих рук. Я предлагаю вам нарисовать любимые уголки открытого пространства. Рисунок будет выполняться в технике графики. Какие художественные материалы используются для рисования в этой технике? Карандаш – самый обычный и распространенный, знакомый всем и необходимый в работе художника графический материал. Язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, контур, пятно. Рисунок карандашом в основном состоит из линий – длинных или коротких, волнистых или прерывистых, толстых или тонких. Линии отличаются по своему характеру. Линия может быть смелой или строгой, спокойной и резкой и т. п. Штрих – это короткий след карандаша, простейший элемент техники рисования. Различными по направлению и характеру штрихами передаются объемно-пластические и пространственные свойства объектов, их фактура. Задача пятна – передача света, тени, формы, пространства. Организует анализ готового рисунка | Слушают учителя, анализируют информацию, проговаривают вслух последовательность производимых действий; наблюдают за действиями учителя, показывающего приемы работы | Фронтальная | Познавательные: находят необходимую информацию из разных источников, наблюдают, осуществляют анализ информации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют вести небольшой познавательный диалог по теме урока. Личностные: проявляют устойчивый интерес к изобразительному искусству | Устные ответы |
Устное рисование | Предлагает обучающимся рассказать о том, что они хотят нарисовать | Выполняют задание | Индивидуальная | Коммуникативные: умеют вести небольшой познавательный диалог по теме урока | Устные ответы |
Выполнение творческого задания (учебник, с. 35 или с. 37) | Наблюдает, советует, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания | Выполняют задание | Индивидуальная | Познавательные: умеют самостоятельно выполнять творческие задания. Регулятивные: умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | Рисо- вание (цветные карандаши) |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Выставка работ обучающихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | В процессе просмотра работ организует их обсуждение, беседу по вопросам: – Что нового вы узнали на уроке? – Все ли вам удалось в этом задании? – Что не удалось? Почему? – Какое у вас сейчас настроение? – Что вам понравилось на уроке? | Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их. Слушают учителя, отвечают на вопросы | Фронтальная | Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы. Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев | Оцени- вание обучаю-щихся за работу на уроке. Устные ответы |
V. Домашнее задание | Работа по учеб-нику (с. 34–37) | Задает домашнее задание | Слушают учителя | Индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи | |