СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый классный час "Религия и толерантность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

— показать масштабы и опасность проявлений нетерпимости между народами и культурами;

— дать возможность осознать причины и следствия непонимания, возникающего в результате взаимодействия человека с представителями других культур;

 — предоставить подросткам возможность понять и почувствовать, каковы причины и следствия межкультурного непонимания;

— помочь осознать, что успешное общение с представителями другой культуры невозможно без знания ее норм и правил

Оборудование: Классный час построен на просмотре клипа группы ЦВЕТЫ "Свет и радость"( с отчетного концерта) Необходимо скачать эту композицию . В ходе классного часа ребята обсуждают увиденное и услышанное , играют , делают предположения и выводы

Просмотр содержимого документа
«открытый классный час "Религия и толерантность"»

Цели:

— показать масштабы и опасность проявлений нетерпимости между народами и культурами;

— дать возможность осознать причины и следствия непонимания, возникающего в результате взаимодействия человека с представителями других культур;

— предоставить подросткам возможность понять и почувствовать, каковы причины и следствия межкультурного непонимания;

— помочь осознать, что успешное общение с представителями другой культуры невозможно без знания ее норм и правил

Ход классного часа:

  1. Организационный момент.

  2. Упражнение «Памятка на черный день» (можно провести заранее, а классный час начать с обсуждения)

Участники разбиваются на подгруппы по пять человек (произвольно).

Инструкция: Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т.д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу. Упражнение можно продолжить. Когда все надписи будут сделаны, ведущий собирает рисунки и зачитывает «комплименты», а группа должна догадаться, кому они предназначаются.

В конце упражнения участники забирают листы со своими ладошками, еще одну памятку на «черный день».

— Какие чувства ты испытывал, когда читал надписи на своей «руке»?

— Все ли твои достоинства, о которых написали другие, были тебе известны?

3.Просмотр клипа группы Цветы «Свет и радость»

- Ребята, надеюсь что предыдущее упражнение зарядило вас позитивом и уверенностью в себе , и сегодняшнее занятие у нас пройдёт хорошо.

Я хочу вам предложить одну очень хорошую , на мой взгляд песню. Сядьте поудобнее и постарайтесь понять ,о чём же здесь поётся.

(прослушивание песни до 2.14секунды)

- Кто догадался , о чём эта песня?(подвести к тому, что песня о любви)

-Хорошо , запомните каждый свои предположения ,и давайте прослушаем ещё отрывок.

(прослушивание песни с 2.14секунды – до 6.14)

- так о чём же эта песня?

-о какой радости они поют?

- красивая получилась мелодия? А почему?( Потому что о своей любви к Богу пели представители различных религий: кришнаиты, буддисты, иудеи, христиане и мусульмане)?

- а почему эти люди не смеялись друг над другом ?(потому что они умеют уважать ближнего. Каждая религия требует своей атрибутики, нет ничего плохо в том, что одним для этого требуется брить головы, а другим одевать длинные одежды)

- мешали ли они друг другу?

- что делали представители одной религии , пока свои слова пели люди другой религии?

- Можно ли сказать , что каждый из них в этот момент испытывал радость?

- Можно ли быть счастливым, когда рядом человек во всём не похожий на тебя?

4.Игра «Карамбия»

Из числа участников выбираются 3 человека,которые будут в этой игре выполнять роль «посланников». Не заостряя на этом внимания, ведущий должен так подобрать посланников, чтобы они различались между собой по значимым внешним признакам: например, мальчиков и девочек. «Посланники» удаляются в другую комнату. Там они получают инструкцию и на ее основе готовят вопросы для группы . Каждый «посланник» готовит свой перечень вопросов самостоятельно.

Пока посланники выполняют задание, учитель даёт всей группе следующую инструкцию:

-Мы — карамбийцы, представители страны Карамбия, имеющей богатое историческое прошлое, огромную территорию и неисчерпаемые природные ресурсы. К нам едут посланники из другой страны, чтобы узнать поближе нас и нашу культуру. Мы должны следовать трем правилам, которые действуют в нашей стране:

- Мы можем говорить только с человеком того же пола,что и мы сами (включая посланников).

- В нашем словаре всего два слова — «да» и «нет».

- Наш ответ на вопрос зависит от того, улыбается тот,кто нас спрашивает, или нет. Если человек улыбается, мы отвечаем «да», если не улыбается, отвечаем «нет ».

Ведущий должен убедиться в том, что участники усвоили правила. Посланники приглашаются по одному, так, чтобы другие посланники не знали, какие вопросы задают его коллеги.После опроса каждый из посланников представляет свой отчет о культуре Карамбии и ее жителях.

Обсуждение и анализ:

— Как карамбийцы приняли посланников: были ли они доброжелательны, дружелюбны, ориентированы на взаимодействие?

— Заметили ли посланники какие-нибудь особенности поведения и общения у карамбийцев?

— Какие чувства испытывали посланники во время контакта с карамбийцами?

— Были ли в вашей жизни ситуации, в которых вы испытывали сходные чувства? Попросите желающих рассказать об этом.(привести свои примеры: пост, свинина, чужая речь в транспорте)

— Как вы объясните возникавшие случаи непонимания?

— Что полезного дала вам эта игра?

Выводы:

- Представители разных культур часто объясняют одно и то же поведение по-разному.

- Человек использует для оценки другой культуры ценности, ожидания и способы поведения, выработанные в собственной культуре, и действует в соответствии с ними.



- Человек, попадая в другую культуру, часто не имеет практически никакой информации о ней, тем не менее, видит ее особенности в негативном свете.Погружение в другую культуру часто вызывает у человека страх, одиночество и неуверенность.

- Непонимание причин поведения представителей другой культуры порождает противодействие, раздражительность, агрессивность.

- Люди часто думают, что их язык лучше других, и тот,кто говорит на их языке, умнее.

- Одной из наилучших стратегий для понимания другой культуры является установление близкой дружбы с человеком из этой культуры, который может стать проводником и защитником.

5.Просмотр клипа группы Цветы «Свет и радость»

- Ребята , давайте мы ещё раз вернёмся к нашей песне. Итак мы сделали вывод, что находящийся рядом с тобой человек тоже как и ты имеет право быть счастливым. И твоя задача не мешать ему, даже если ваши взгляды не совпадают. Но одно дело просто отойти в сторону, а вот если эти люди одновременно станут обращаться каждый к своему Богу, получится ли такая же красивая мелодия?

(прослушивание песни с 6.14-7.29)

-Стала ли песня хуже?

- Может ли одна религия помешать другой? Почему?( потому что предназначение каждой религии нести свет и радость )

- Обратите внимание символы всех религий слились, образуя общий свет.

6. Рефлексия занятия

—Какое влияние оказывают стереотипы на поведение человека?

—Какие чувства могут возникать у людей, испытывающих на себе нетерпимое отношение со стороны окружающих?

- Что нового вы для себя узнали на сегодняшнем занятии

Вывод:

Мы все очень разные, но мы вынуждены не только находиться в одном коллективе , но и жить в многонациональной республике. Если мой сосед китаец, я не могу его поменять на узбека, даже если я очень люблю узбекский плов , то я с удовольствием буду есть китайскую лапшу соседа. В нашем классе нет межнациональных конфликтов, и я надеюсь , что они никогда и не возникнут . Давайте мы с вами сейчас раскурим символическую трубку мира, испробовав блюда представителей тех национальностей , из которых состоит наш класс. Но будьте готовы, что вам достанется не то, что вы любите , а может даже то, что вы совсем не хотите, но вы уже взрослые и должны уметь уважать традиции и труд ближнего.(чаепитие)











Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени П.П. Грицая ст. Солдатской»

Прохладненского района Кабардино-Балкарской республики




Классный час



«Религия и толерантность»





28.05.2012

Учитель: Лукьянова Н.С.