СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка. Тема : "Местоимение"

Просмотр содержимого документа
«Открытый по русскому языку»

Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором

было написано: « переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и

прочел на другой стороне: « Зачем ты ищешь новое знание , если не

обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» В чем сила этих слов? Что это

значит?

Сегодня мы будем учиться новому, опираясь на старые знания.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

Закон наш такой:

Забыть про покой

И бодро заняться работой!

-Здравствуйте! Давайте поприветствуем, друг друга своими улыбками, и подарим эти улыбки нашим зрителям. Садимся.

Слайды

Я желаю, чтобы Вы сегодня ребятки помогали друг другу, я желаю, чтобы вы всегда решали возникающие у вас вопросы вместе, чтобы вы открыли что-то новое и интересное сегодня на уроке, и самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало у вас на уроке.

И так, устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям. Готовы? К сегодняшнему уроку я подготовила девиз нашего урока, прочитайте, пожалуйста.

«Я, ты, он, она - вместе дружная семья» Как вы понимаете значение выражения этого слова? Мы будем сегодня работать вместе, узнавать что-то новое. А вы хотите узнать на уроке русского языка что-то новое? А зачем нам эти новые знания? А вы можете добывать эти знания сами?


-Давайте приготовим свои пальчики к следующему этапу.

Минутка чистописания.

«Замок»

На двери висит замок

Кто его открыть бы смог?

(быстрое соединение пальцев в замок)

Потянули…

(тянем кисти в стороны)

Покрутили…

(волнообразные движения)

Постучали…

(пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)

И открыли!

(пальцы расцепились)

-Скажите, пожалуйста, а к какому этапу мы сейчас подготовили пальчики? Цель этого этапа? (Повторяем красивое, правильное написание букв).


-Чудесная сегодня погода, и у нас появился такой замечательный морозный узор на окне (календарь) Посмотрите, что необычного в записи этого слова? А что такое календарь? Давайте узнаем лексическое значение этого слова- календарь. А как мы можем узнать? Где мы можем посмотреть? В толковом словарь.(Таблица или книжка с перечнем всех дней в году )

-Вот сегодня у Вас появился такой чудесный календарь вам в подарок, где дни расписаны по месяцам в году.

-Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число и пропишите это слово.

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно возьму

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Выделите, пожалуйста, орфограмму, какая орфограмма встретилась.

(буква «А» в первом слоге и буква «е» во втором слоге, они безударные гласные, «ь» обозначает мягкость согласного) А теперь, какая вам буква больше всего понравилась ,нарисуйте красивую снежинку. Оцените свою работу. Ребята вы сказали, что есть непроверяемые гласные, а раз они не проверяемые то это какое слово? (словарное)


-Какой следующий этап нашей работы? (Словарные слова)

-Ребята, посмотрите и на ваших столах есть конверт. Возьмите, пожалуйста, листок оранжевого цвета.


Работа по кроссворду. (Словарная работа) Работа в парах.


Ключевое слово – морфология.


Его бьют, а он не плачет

Веселее только скачет (мяч)

Часть слова без окончания. (основа)

В математике: сумма всех сторон.(периметр)

Синоним слова – передник.(фартук)

Состоит из одного и более слов, связанных по смыслу и грамматически.(предложение)

Антоним слова – маленький.(большой)

Мужской, женский, средний. (род)

Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла.

И сады и огороды

Всей округи полила.(гроза)

Золотой у Буратино.(ключик)

Ребус- 7-я. (семья)

- А что такое морфология? Какие части речи мы изучили в этом году?

МОРФОЛОГИЯ - это раздел науки о русском языке, изучающий части речи.

- Правильно это большой раздел который мы с вами начали изучать.

-А какие части речи мы знаем? ( Существительное, прилагательное, глагол, предлог)

Что такое имя существительное? прилагательное? глагол? Вот и у нас получился небольшой календарик.

Сообщение темы и цели урока.

-  Мы закрепили ваши знания об имени существительном, а какой части речи будет посвящен сегодняшний урок, вы скажете сами.

Ведение в новую тему.

На доске записаны слова:  я, нос, груши, красивый, ты, мы, работаем, узнаем они, синий, , цветные, играем. (ответы 1 стол, 2 стол, 3 стол)

-Прочитайте слова, и разделите их на группы по какому - нибудь признаку.

*Какое название вы дали последней группе. Почему не смогли?


В царстве ЧАСТИ РЕЧИ у имён существительных, есть заместители, которых они могут оставлять на посту вместо себя. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с ними.

Возьмите карточку розового цвета. Обратите внимание на эти предложения.


Айгуль встала рано утром.

Айгуль умылась и позавтракала.

У Айгуль хорошее настроение. 

-  Прочитайте получившийся текст.

 -  Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор слова Маша, необходимо его заменить другими словами)

-  Давайте его отредактируем. (один ученик у доски с цветным мелом, все остальные – в тетради: 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово Маша заменяем на слово она, в третьем предложении заменяем словом у нее)

 -  Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного) Слова, заменяющие другие части речи, - «герои» сегодняшнего урока.

 На центральную доску прикрепляются карточки:

 МЕСТО                                 ИМЕНИ

 

- Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (карточки сдвигаются, открывается буква е)

МЕСТОИМЕНИЕ

 Сообщение темы и постановка целей урока

 

- Итак, тема нашего урока – Понятие о местоимении.

 

-  Какие бы вы поставили перед собой цели? (Наблюдать за ролью местоимений в предложении, развивать речевую деятельность, формировать навык употребления местоимений.)

Название

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Признаки


А теперь я попрошу Вас достать из конверта листочек со звездочками листок календаря, который мы будем с вами заполнять по ходу нашего урока. Впишите, пожалуйста, в наш календарь название новой части речи. Местоимение.

Давайте начнем узнавать что-то новое о местоимении.

Откройте страницу учебника 35, упражнение 78

-Какие слова ты вставила?

-Слова какой части речи они заменили в предложениях? (имена существительных)

-Какой вывод можно сделать о местоимениях?

-Они заменяют имена существительные.

-Если они встают на место имени существительного, то что будут обозначать местоимения?

-Местоимения будут обозначать предмет.

-На какие вопросы будут отвечать местоимения, если они встают на место имени существительного?

-Давайте заполним наш календарик. Посмотрите, на какую часть речи оно похоже? Ведь у нас уже есть такая часть речи.


А это мы узнаем после того как немного отдохнем вместе с нашими «героями».


Физминутка под музыку «Я, ты, он, она вместе целая страна»



-Послушайте мой рассказ.

Дуриан.

Эти деревья живут в Азии. Дуриан цветет два раза в год. Цветочную пыльцу дуриана едят пчелы и летучие мыши. Плоды дуриана имеют чудный вкус, но пробуют дуриан не все из-за запаха.


Запах этого фрукта сравнивают со смесью тухлого лука, сыра и скипидара. Интересный факт состоит еще в том, что в азиатских странах запрещается проносить дуриан в общественном месте, так как запах даже одного этого растения чувствуется очень сильно и издалека. Существует даже специальный знак, перечеркнутый дуриан, означающий, что проносить фрукт в данную зону запрещено. Также дуриан запрещается проносить в общественный транспорт, так как вывести его запах очень сложно.


Все ли вам понравилось в моем рассказе? Мы увидели когда слова повторяются речь становится не очень красивой. Поэтому понадобились слова другой части речи.

- И так местоимения предмет называют? Нет, они только указывают.

-Давайте сравним наш вывод с авторским. Учебник стр.33

-Запишите рядом где предмет.

-Давайте потренируемся находить местоимения страница 34 упражнение 77.


Работа в группах ( напишите пословицы где есть местоимения)


Все ли мы узнали о местоимении? Ведь должно же их что-то отличать? Может признаки другие? Может какие-то другие отличия?

-Ребята, давайте предположим какие-нибудь признаки местоимения. ( число, род, одушевленные неодушевленные)


Сейчас я Вам включу ролик, вы внимательно посмотрите, и проверьте свои предположения, о каком признаке будут рассказывать?

РОЛИК.

И так, о каком признаке местоимении вы узнали, которого нет у имен существительных? (Лицо)

-Местоимения бывают, какого лица? (первого, второго, третьего)

-Достаньте, пожалуйста, из конверта цветную карточку в зеленой рамочке, и попробуйте самостоятельно вписать местоимения в таблицу.

-Проверьте, пожалуйста, правильность заполнения таблицы по эталону. Исправьте ошибки если, они были.

-Из таблицы о каком признаке мы узнали? На три группы, по какому признаку мы можем разделить местоимения? (1 лицо,2 лицо, 3 лицо)

А еще в таблице, какой признак вы увидели? Какой признак можно выделить у местоимения 3 лица, ед.числа. (род)

Давайте назовем все признаки.

Взяли календарь и заполним графу признаки местоимения.


Достаньте пожалуйста. последнюю карточку зеленого цвета. Давайте потренируемся использовать местоимения в речи и определять их признаки.

Вставляем нужные местоимения и указываем в скобочках признаки местоимения.


Откройте дневник запишем дом.задание.стр.33,36,37 П!!! стр.37 упр.82

Взяли календарь в руки и подведем итоги.

Оцените свою работу, на уроке используя начало предложения.

Вспомните девиз нашего урока. О чем кроме местоимения заставил вас задуматься этот урок? О взаимоотношениях в классе, о дружбе, товариществе.

-Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение МЫ. Все дети получают сердечки с надписью «Я+Я= МЫ»

8. Рефлексия. Итог деятельности

Синквейн

1. Урок

8. Рефлексия. Итог деятельности

Синквейн

1. Урок

8. Рефлексия. Итог деятельности

Синквейн

1. Урок

8. Рефлексия. Итог деятельности

Синквейн

1. Урок

. Рефлексия. Итог деятельности

Синквейн

1. Урок

. Рефлексия. Итог деятельности

Синквейн

1. Урок

. Рефлексия. Итог деятельности

Синквейн

1. Урок


Рефлексия

1 Урок

Рефлексия. Итог деятельности

Синквейн

1. Урок

2. … ( интересный, поучительный, скучный)

3. … (изучали, исследовали, доказывали, устанавливали )

4. … (Местоимение – интересная часть речи!)

5. .. Здорово!

Д\з Создать проект личного местоимения, тет. стр. 36, упр. 31



Приложение.

Поиграем в игру "Четвёртое - лишнее". Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.

 

 Я, они, на, ты (предлог)

 Я, яма, ты, вы (имя существительное)

 Он, она, они, оно (мн.ч.)

 Мы, я, вы, они (ед.ч.)

 Он, она, они, мы (1-е лицо)


Игра «Да или нет»
- Местоимение – это часть речи.
- Местоимения называют предметы.
- Местоимения указывают на предметы.
- Местоимения употребляются вместо имён существительных.
- Местоимения отвечают на вопросы: какой? какая?
- Местоимения отвечают на вопросы: кто? что?
- Она – это местоимение.
- В предложении « Я выучил уроки» нет местоимения.