Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором
было написано: « переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и
прочел на другой стороне: « Зачем ты ищешь новое знание , если не
обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» В чем сила этих слов? Что это
значит?
Сегодня мы будем учиться новому, опираясь на старые знания.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок!
Закон наш такой:
Забыть про покой
И бодро заняться работой!
-Здравствуйте! Давайте поприветствуем, друг друга своими улыбками, и подарим эти улыбки нашим зрителям. Садимся.
Слайды
Я желаю, чтобы Вы сегодня ребятки помогали друг другу, я желаю, чтобы вы всегда решали возникающие у вас вопросы вместе, чтобы вы открыли что-то новое и интересное сегодня на уроке, и самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало у вас на уроке.
И так, устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям. Готовы? К сегодняшнему уроку я подготовила девиз нашего урока, прочитайте, пожалуйста.
«Я, ты, он, она - вместе дружная семья» Как вы понимаете значение выражения этого слова? Мы будем сегодня работать вместе, узнавать что-то новое. А вы хотите узнать на уроке русского языка что-то новое? А зачем нам эти новые знания? А вы можете добывать эти знания сами?
-Давайте приготовим свои пальчики к следующему этапу.
Минутка чистописания.
«Замок»
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог?
(быстрое соединение пальцев в замок)
Потянули…
(тянем кисти в стороны)
Покрутили…
(волнообразные движения)
Постучали…
(пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)
И открыли!
(пальцы расцепились)
-Скажите, пожалуйста, а к какому этапу мы сейчас подготовили пальчики? Цель этого этапа? (Повторяем красивое, правильное написание букв).
-Чудесная сегодня погода, и у нас появился такой замечательный морозный узор на окне (календарь) Посмотрите, что необычного в записи этого слова? А что такое календарь? Давайте узнаем лексическое значение этого слова- календарь. А как мы можем узнать? Где мы можем посмотреть? В толковом словарь.(Таблица или книжка с перечнем всех дней в году )
-Вот сегодня у Вас появился такой чудесный календарь вам в подарок, где дни расписаны по месяцам в году.
-Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число и пропишите это слово.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно возьму
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Выделите, пожалуйста, орфограмму, какая орфограмма встретилась.
(буква «А» в первом слоге и буква «е» во втором слоге, они безударные гласные, «ь» обозначает мягкость согласного) А теперь, какая вам буква больше всего понравилась ,нарисуйте красивую снежинку. Оцените свою работу. Ребята вы сказали, что есть непроверяемые гласные, а раз они не проверяемые то это какое слово? (словарное)
-Какой следующий этап нашей работы? (Словарные слова)
-Ребята, посмотрите и на ваших столах есть конверт. Возьмите, пожалуйста, листок оранжевого цвета.
Работа по кроссворду. (Словарная работа) Работа в парах.
Ключевое слово – морфология.
Его бьют, а он не плачет
Веселее только скачет (мяч)
Часть слова без окончания. (основа)
В математике: сумма всех сторон.(периметр)
Синоним слова – передник.(фартук)
Состоит из одного и более слов, связанных по смыслу и грамматически.(предложение)
Антоним слова – маленький.(большой)
Мужской, женский, средний. (род)
Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады и огороды
Всей округи полила.(гроза)
Золотой у Буратино.(ключик)
Ребус- 7-я. (семья)
- А что такое морфология? Какие части речи мы изучили в этом году?
МОРФОЛОГИЯ - это раздел науки о русском языке, изучающий части речи.
- Правильно это большой раздел который мы с вами начали изучать.
-А какие части речи мы знаем? ( Существительное, прилагательное, глагол, предлог)
Что такое имя существительное? прилагательное? глагол? Вот и у нас получился небольшой календарик.
Сообщение темы и цели урока.
- Мы закрепили ваши знания об имени существительном, а какой части речи будет посвящен сегодняшний урок, вы скажете сами.
Ведение в новую тему.
На доске записаны слова: я, нос, груши, красивый, ты, мы, работаем, узнаем они, синий, , цветные, играем. (ответы 1 стол, 2 стол, 3 стол)
-Прочитайте слова, и разделите их на группы по какому - нибудь признаку.
*Какое название вы дали последней группе. Почему не смогли?
В царстве ЧАСТИ РЕЧИ у имён существительных, есть заместители, которых они могут оставлять на посту вместо себя. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с ними.
Возьмите карточку розового цвета. Обратите внимание на эти предложения.
Айгуль встала рано утром.
Айгуль умылась и позавтракала.
У Айгуль хорошее настроение.
- Прочитайте получившийся текст.
- Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор слова Маша, необходимо его заменить другими словами)
- Давайте его отредактируем. (один ученик у доски с цветным мелом, все остальные – в тетради: 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово Маша заменяем на слово она, в третьем предложении заменяем словом у нее)
- Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного) Слова, заменяющие другие части речи, - «герои» сегодняшнего урока.
На центральную доску прикрепляются карточки:
МЕСТО ИМЕНИ
- Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (карточки сдвигаются, открывается буква е)
МЕСТОИМЕНИЕ
Сообщение темы и постановка целей урока
- Итак, тема нашего урока – Понятие о местоимении.
- Какие бы вы поставили перед собой цели? (Наблюдать за ролью местоимений в предложении, развивать речевую деятельность, формировать навык употребления местоимений.)
Название
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Признаки
А теперь я попрошу Вас достать из конверта листочек со звездочками листок календаря, который мы будем с вами заполнять по ходу нашего урока. Впишите, пожалуйста, в наш календарь название новой части речи. Местоимение.
Давайте начнем узнавать что-то новое о местоимении.
Откройте страницу учебника 35, упражнение 78
-Какие слова ты вставила?
-Слова какой части речи они заменили в предложениях? (имена существительных)
-Какой вывод можно сделать о местоимениях?
-Они заменяют имена существительные.
-Если они встают на место имени существительного, то что будут обозначать местоимения?
-Местоимения будут обозначать предмет.
-На какие вопросы будут отвечать местоимения, если они встают на место имени существительного?
-Давайте заполним наш календарик. Посмотрите, на какую часть речи оно похоже? Ведь у нас уже есть такая часть речи.
А это мы узнаем после того как немного отдохнем вместе с нашими «героями».
Физминутка под музыку «Я, ты, он, она вместе целая страна»
-Послушайте мой рассказ.
Дуриан.
Эти деревья живут в Азии. Дуриан цветет два раза в год. Цветочную пыльцу дуриана едят пчелы и летучие мыши. Плоды дуриана имеют чудный вкус, но пробуют дуриан не все из-за запаха.
Запах этого фрукта сравнивают со смесью тухлого лука, сыра и скипидара. Интересный факт состоит еще в том, что в азиатских странах запрещается проносить дуриан в общественном месте, так как запах даже одного этого растения чувствуется очень сильно и издалека. Существует даже специальный знак, перечеркнутый дуриан, означающий, что проносить фрукт в данную зону запрещено. Также дуриан запрещается проносить в общественный транспорт, так как вывести его запах очень сложно.
Все ли вам понравилось в моем рассказе? Мы увидели когда слова повторяются речь становится не очень красивой. Поэтому понадобились слова другой части речи.
- И так местоимения предмет называют? Нет, они только указывают.
-Давайте сравним наш вывод с авторским. Учебник стр.33
-Запишите рядом где предмет.
-Давайте потренируемся находить местоимения страница 34 упражнение 77.
Работа в группах ( напишите пословицы где есть местоимения)
Все ли мы узнали о местоимении? Ведь должно же их что-то отличать? Может признаки другие? Может какие-то другие отличия?
-Ребята, давайте предположим какие-нибудь признаки местоимения. ( число, род, одушевленные неодушевленные)
Сейчас я Вам включу ролик, вы внимательно посмотрите, и проверьте свои предположения, о каком признаке будут рассказывать?
РОЛИК.
И так, о каком признаке местоимении вы узнали, которого нет у имен существительных? (Лицо)
-Местоимения бывают, какого лица? (первого, второго, третьего)
-Достаньте, пожалуйста, из конверта цветную карточку в зеленой рамочке, и попробуйте самостоятельно вписать местоимения в таблицу.
-Проверьте, пожалуйста, правильность заполнения таблицы по эталону. Исправьте ошибки если, они были.
-Из таблицы о каком признаке мы узнали? На три группы, по какому признаку мы можем разделить местоимения? (1 лицо,2 лицо, 3 лицо)
А еще в таблице, какой признак вы увидели? Какой признак можно выделить у местоимения 3 лица, ед.числа. (род)
Давайте назовем все признаки.
Взяли календарь и заполним графу признаки местоимения.
Достаньте пожалуйста. последнюю карточку зеленого цвета. Давайте потренируемся использовать местоимения в речи и определять их признаки.
Вставляем нужные местоимения и указываем в скобочках признаки местоимения.
Откройте дневник запишем дом.задание.стр.33,36,37 П!!! стр.37 упр.82
Взяли календарь в руки и подведем итоги.
Оцените свою работу, на уроке используя начало предложения.
Вспомните девиз нашего урока. О чем кроме местоимения заставил вас задуматься этот урок? О взаимоотношениях в классе, о дружбе, товариществе.
-Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение МЫ. Все дети получают сердечки с надписью «Я+Я= МЫ»
8. Рефлексия. Итог деятельности
Синквейн
1. Урок
8. Рефлексия. Итог деятельности
Синквейн
1. Урок
8. Рефлексия. Итог деятельности
Синквейн
1. Урок
8. Рефлексия. Итог деятельности
Синквейн
1. Урок
. Рефлексия. Итог деятельности
Синквейн
1. Урок
. Рефлексия. Итог деятельности
Синквейн
1. Урок
. Рефлексия. Итог деятельности
Синквейн
1. Урок
Рефлексия
1 Урок
Рефлексия. Итог деятельности
Синквейн
1. Урок
2. … ( интересный, поучительный, скучный)
3. … (изучали, исследовали, доказывали, устанавливали )
4. … (Местоимение – интересная часть речи!)
5. .. Здорово!
Д\з Создать проект личного местоимения, тет. стр. 36, упр. 31
Приложение.
Поиграем в игру "Четвёртое - лишнее". Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.
Я, они, на, ты (предлог)
Я, яма, ты, вы (имя существительное)
Он, она, они, оно (мн.ч.)
Мы, я, вы, они (ед.ч.)
Он, она, они, мы (1-е лицо)
Игра «Да или нет»
- Местоимение – это часть речи.
- Местоимения называют предметы.
- Местоимения указывают на предметы.
- Местоимения употребляются вместо имён существительных.
- Местоимения отвечают на вопросы: какой? какая?
- Местоимения отвечают на вопросы: кто? что?
- Она – это местоимение.
- В предложении « Я выучил уроки» нет местоимения.