СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок, 7 класс по теме "Понятие о частице. Значение частиц в речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен с использованием новых образовательных технологий

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок, 7 класс по теме "Понятие о частице. Значение частиц в речи"»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ

для учителей школы.

Тема урока: Понятие о частице. Значение частиц в речи.

Цель урока: Сформировать понятие о частице как служебной части речи на основе уже имеющихся у детей знаний. Показать значение частиц в речи.

Оборудование: проектор, экран, презентация с материалом к уроку.

Используемые технологии: традиционная, ИКТ, дифференцированное обучение, культуровоспитывающая.



Записи на доске: к 5 этапу урока (смысловые оттенки частиц).



Ход урока.

1.Ознакомление с темой урока. Запись темы в тетрадь.

2. Выявление знаний о частицах.

-Вспомним, что вы уже знаете о частицах? (Служебная часть речи, всегда пишется отдельно от других слов, не является членом предложения).

-Частица – служебная часть речи. А какую еще группу частей речи вы знаете? (Самостоятельные).

-Чем самостоятельные части речи отличаются от служебных?

3. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке вы узнаете, для чего служат частицы в речи.

4. Работа по учебнику «Теории 5-9 кл.».

Прочитайте определение понятия «частицы». Спишите определение. Прочитайте, для чего служат частицы.

5. Сравнение смысловых оттенков частиц.

Объясните, какую роль играют частицы в данных предложениях. Вам поможет опорная запись на доске.

1

уточнение

восхищение

Частицы сомнение

отрицание

утверждение

указание

(Предложения выведены на экран)

  1. Он приедет? – Неужели он приедет? (Сомнение).

  2. Я поеду с тобой. – Именно я поеду с тобой. (Уточнение).

  3. Красивая собака! – Какая красивая собака! (Восхищение).

  4. Вот мельница! Она уж развалилась! (А.С.Пушкин) (Указание).

  5. Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи… (Н.А.Некрасов) (Отрицание).

  1. Я не могу не рассказать… (Утверждение).

Сделайте вывод о том, что могут выражать частицы в речи?

6.Сообщение учителя.

Частицы и по размерам малы, и членами предложения не являются, а помощники все-таки хорошие.

Зачем они нужны? Их главная роль – вносить дополнительные оттенки в значения других слов или предложений. Вы убедились в этом на примерах, с которыми мы работали.

(Запись выведена на экран)

Частицы бывают усилительные

указательные

вопросительные

восклицательные

отрицательные,

доставляющие учащимся много хлопот с правописанием (не и ни). С этими категориями мы с вами познакомимся на следующих уроках. 2

7.Работа с литературными предложениями.

(Предложения выведены на экран без частиц).

Р.S. Слабым учащимся раздать карточки с возможными вариантами частиц)

1.Голубушка, как хороша! («Ворона и Лисица», И.А.Крылов).

2.Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва,

Спаленная пожаром, французу отдана? («Бородино», М.Ю.Лермонтов).

3.Правду молвить, молодица уж и впрямь была царица. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», А.С.Пушкин).

4.Волхвы не бояться могучих владык,

А княжеский дар им не нужен. («Песнь о вещем Олеге», А.С.Пушкин).

5.У тебя такие руки, что сбежали даже брюки! («Мойдодыр», К.И.Чуковский).

6.Я бы строить дом пошел, пусть меня научат! («Кем быть», В. Маяковский).

Сначала работа проходит самостоятельно, если возникнут затруднения, то возможна коллективная деятельность.

8.Стихи о частицах «Не» и «Ни». (Стихи выведены на экран).

Частица «Не». Частица «Ни».

Частица Не – упрямая частица. Светило солнце в вышине,

Все повернуть по-своему стремиться. Ни бледно и ни ярко,

Ты хочешь счастья, И в результате было мне

А она придет - Ни холодно, ни жарко.

И выйдет все наоборот. К доске я вышел отвечать.

С такой частицей Стоял я перед классом,

Нет опасней дружбы. Ни дать, ни взять, ни сесть,

Она убьет неверием своим, ни встать, 3

И то, что нужно, Ни рыба и ни мясо.

Станет вдруг ненужным, Куда ты только ни взгляни,

А то, что плохо, - Так в жизни получается:

Не таким плохим. Частица Ни, частица Ни

Но если ты Повсюду нам встречается.

Ослаб и утомился, Ошибку делать не спеши.

Ну, словом, просто примирился, Послушай со вниманием:

Как говорят, Частицу Ни всегда пиши

С годами поостыл. В знакомых сочетаниях.

Частица Не – упрямая частица Учитель мне продиктовал

На этот случай Одну простую фразу,

Может пригодиться. Но я, к несчастью, не читал

Ее зови, Про это Ни ни разу.

Она тебе придаст Я только мел вертел в руке,

Неутомимость, Не находя ответа

Непримиримость, Ни в мыслях, ни на потолке,

И неукротимость, Ни в щелочках паркета.

И силу нестареющей любви! Куда ты только ни взгляни

(так в жизни получается)

Частица Ни союзом И

Так просто заменяется.

(Ф.Кривин)

9. Из истории слов. Сообщение учителя.

Да – частица, обозначающая подтверждение или согласие. В памятках древнерусского языка до ХVII века частица да не встречается, а только странное та (на манер немецкого). 4

Предполагают существование в общеиндоевропейской эпохе местоименной основы до. Вот от этой основы, видимо, и происходит частица да – того же происхождения.

10. Развитие речи.

Составление предложений о правилах культуры поведения с частицей Не.

(Например: Не перебивай собеседника.

Не заводи длинный разговор по телефону.

Не объясняйся жестами.)

11. Итог урока.

-Что нового вы узнали о частицах?

Умелое использование частиц очень обогащает речь, делает ее более точной и выразительной.

« Несмотря на свое служебное положение, они вполне самостоятельны и пишутся отдельно от других слов – это нужно всегда помнить! Хотя все они служебные слова, но у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному. Например: бы – мечтает,

ли – сомневается,

же – утверждает.

И попробуйте прожить хотя бы без одной из этих частиц! Не проживете! (Следующая запись выведена на экран).

Попробуйте ни в чем не сомневаться.

Попробуйте ничего не утверждать.

Попробуйте ни о чем не мечтать.

Сможете прожить? Не сможете!» (Ф.Кривин).

Дополнительно.

Стихотворение о частице «Бы». (Выведено на экран)

Я решил бы…

Я сказал бы… 5

Поспешил бы…

Написал бы…

До чего же замечательное

Наклонение сослагательное.

Никогда не чертыхается,

Не скандалит, не кричит,

В кресло мягкое зароется

И мечтательно журчит:

Я б турецкий изучил…

Я бы радио включил…

Нет, постой-ка,

Вначале

Я сыграл бы на рояле…

Я сыграл бы,

Коль умел бы,

Если мог бы,

Полетел бы,

Я бы съел вагон пирожных,

Если только их имел бы! (Дж. Родари) Бы-13, Не-3,

Всего- 16,

Из 67 слов-4 часть.







6