СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок: "Александр Сергеевич Пушкин"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема : А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (краткий обзор). Особенности художественной манеры поэта. Поэма «Бахчисарайский фонтан». Историческая основа поэмы. Проблематика поэмы. А.С. Пушкин и Абай. ЦЕЛИ: 1.    Систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина. 2.    Развивать умение слушать, анализировать, выразительно читать; совершенствовать навыки монологического высказывания. 3.    Закрепить умение работать с художественной и справочной литературой. 4.    Заинтересовать учащихся, вызвать у них желание больше узнать о личности поэта, его творчестве. ОБОРУДОВАНИЕ: 1.    Портрет А.С. Пушкина. 2.    Выставка книг, посвящённых творчеству поэта. 3.    Презентация “Страницы жизни и творчества А.С. Пушкина”. 4.    Слайды (ноутбук) ТИП УРОКА: комбинированный урок ХОД УРОКА: І. Организационный момент ІІ. Проверка домашнего задания ІІІ. Сообщение новой темы:

-     Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждает своё понимание поэта, писателя, видит в нём современника, его изучают, его боготворят или отвергают. Но неизменно каждый из нас видит в нём своего Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культурной жизни России. Чем больше люди читают романы, повести и стихи, тем больше они хотят знать об их авторе. Знание жизни поэта помогает понять его произведения. Интерес к Пушкину был всё время: и при его жизни, и после смерти. Вспомним же ваши любимые строчки из произведений Александра Сергеевича.  1. Чтение наизусть (ученики читают наизусть отрывки из изученных произведений Пушкина). Тема нашего урока: “ Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина. Особенности художественной манеры поэта. Поэма «Бахчисарайский фонтан». Историческая основа поэмы. Проблематика поэмы. А.С. Пушкин и Абай ”. Удивительна судьба этого необыкновенного человека. Уже одно то, что в нём текла кровь великого Ганнибала – Арапа Петра Великого, говорит о его неординарности и своеобразии. О Пушкине вы знаете, но, надеюсь, что сегодня на уроке вы откроете для себя Пушкина заново. 2. Чтение подготовленных заранее докладов о жизни А.С. Пушкина. а. Слайды  Портрет А.С. Пушкина  б. (Сообщение ученицы) Дуэль  Утром 27 января 1837 года Пушкин ещё работал: писал, занимался делами “Современника”, внешне был спокоен, даже весел. Истекающего кровью Пушкина привезли домой. Рана оказалась смертельной. На квартире Пушкина собрались близкие и друзья. Жуковский вывешивал бюллетени о состоянии его здоровья. 29 января 1837 года в 2 часа 45 минут пополудни Пушкина не стало. Смерть Александра Сергеевича Пушкина вызвала волну возмущения среди различных слоёв русского общества. “Женщины, старики, дети, ученики, простолюдины в тулупах. А иные даже в лохмотьях приходили поклониться праху любимого народного поэта”, - вспоминала жена Карамзина. Власти испугались народных манифестаций и отдали распоряжение перенести тело для отпевания из Исаакиевского собора в Конюшенную церковь. А ночью отвезти гроб в Святогорский монастырь для погребения. Царь приказал не устраивать никакой церемонии. В последний путь Пушкина проводили дядька Никита Козлов и близкий друг поэта Тургенев. Их сопровождал жандармский капитан. В Святогорском монастыре Пушкина похоронили рядом с могилами деда, бабушки и матери. Трагическая гибель поэта вдруг открыла глаза и друзьям его, и знакомым, что свершилось злое. Чёрное дело. Подлинной причиной гибели поэта была травля его великосветским обществом. Гнев и возмущение русского общества выразил М.Ю. Лермонтов в стихотворении “Смерть поэта”:

в. (Выразительное чтение подготовленного ученика стихотворение «Смерть поэта») г. Слово учителя. Памятник  Многие произведения Пушкина экранизированы. Знаете ли вы  фильмы, снятые по произведениям Александра Сергеевича Пушкина? •    “Капитанская дочка” •    “Руслан и Людмила” •    “Сказка о царе Салтане” •    “Дубровский” •    “Борис Годунов” •    “Пиковая дама” •    “Станционный смотритель” На экране сейчас вы видите кадры из кинофильма “Сказ о том, как Пётр I арапа женил” (в главной роли – В.Высоцкий). Произведения А.С. Пушкина, поставленные на сцене оперного театра и на балетной сцене: •    “Руслан и Людмила” •    “Барышня-крестьянка” •    “Медный всадник” •    “Бахчисарайский фонтан” (кадр на экране)

3. Поэма «Бахчисарайский фонтан».  А) История создания. Сюжет.  Прежде чем перейти к анализу художественного пространства поэмы, необходимо обратиться к истории создания произведения и краткому комментированному пересказу, так как всё вместе в большей степени способствует восприятию идеи этого романтического произведения. Работа над «Бахчисарайским фонтаном» началась весной 1821 года; основная часть поэмы написана в 1822 году; окончательную отделку она получила осенью 1823 года. Легендарный рассказ о страстной влюбленности крымского хана Керим-Гирея в похищенную им польскую княжну Марию Потоцкую Пушкин услышал от членов семьи генерала Раевского (сына Николая, которому поэт сперва хотел посвятить эту поэму, и одной из дочерей). Описание Бахчисарая и крымской природы дано по непосредственным личным впечатлениям. Поручив издание «Бахчисарайского фонтана» П.А.Вяземскому, Пушкин просил его написать «предисловие и послесловие» к поэме, частично использовав в качестве фактического материала статью «Бахчисарай» из только что вышедшего «Путешествия по Тавриде» И.М.Муравьева-Апостола. Вяземский приложил к поэме выписку из «Путешествия» и в то же время предпослал ей «вместо предисловия» программно-полемический «Разговор между издателем и классиком с Выборгской стороны или Васильевского острова»,  в котором резко выступал против классицизма и отстаивал жанр романтической поэмы. Вышедший в свет в 1824 году «Бахчисарайский фонтан» был восторженно встречен критиками всех литературных лагерей, в том числе и приверженцами классицизма. При жизни Пушкина «Бахчисарайский фонтан» был опубликован еще три раза (отдельные издания 1827 и 1830 годов и в составе «Поэм и повестей» 1835 года).  Начиная с издания 1830 года, помимо «Выписки из Путешествия по Тавриде», в качестве приложения печатался «Отрывок из письма к Дельвигу», в конце которого Пушкиным давался подчеркнуто «прозаический» комментарий к романтической поэме. Стремление Пушкина выразить свое отношение к изображаемому преобладает над точностью передачи действительных фактов, и это придает художественному произведению повышенную эмоциональность. Для поэмы «Бахчисарайский фонтан», как и для всех романтических произведений, характерен особый интерес к личности и ее отношению к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру – идеального.  

Б)  Анализ художественного пространства в романтической поэме А.С.Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Автор показывает реальное пространство, описывает реальную, экзотическую местность: Бахчисарай, дворец. Пространство замкнутое, в роскоши пребывают прекрасные девы в гареме Гирея. Дворец полон чувствами, переживаниями, интригами, сплетнями. Внутреннее пространство поэмы представляет собой переплетение чувств трёх главных героев: Гирея, Марии и Заремы.  Чувства романтических героев переплетаются с чувствами лирического героя (автора-повествователя). На протяжении всей поэмы пространство ограниченно. Герои окружены и словно зажаты своими чувствами; таким образом,  над реальным (физическим) пространством властвует внутреннее (духовное) пространство: герои находятся во власти чувств. Пушкин рассказывает историю, когда-то давно услышанную им.  Рассказ ведется от лица автора – повествователя. Пространство в произведении заполненное: страсти,  переживания, вечная суета гарема. Но личное (внутреннее) пространство героев воспринимается опустошенно. •    Гирей, главный герой произведения,  охвачен своими размышлениями о прекрасной полячке Марии. Обратимся к портретным деталям. Гирей сидел потупя взор; Янтарь в устах его дымился… ________________________________________ Художественный образ создается за счет метафоры и эпитетов. ________________________________________ Кульминация поэмы – диалог Марии и Заремы. Финалом кульминации становится смерть прекрасной Марии. Вместе со смертью Марии обрывается жизнь и у Заремы.                                                 … Между ними    Давно грузинки нет; она       Гарема стражами немыми   В пучину вод опущена.              В ту ночь, как умерла княжна,          Свершилось и ее страданье.       Какая б ни была вина,                                              Ужасно было наказанье! Существует проблема главного героя поэмы «Бахчисарайский фонтан»: трудно сказать однозначно, кто является главным героем. И Гирей, и Зарема, и Мария – герои романтические. Поэма навеяна образом Марии, сочувствием к её трагической судьбе. В конце поэмы автор-повествователь говорит о себе как о герое произведения. Читатель переносится в волшебный край, описываемый в поэме, вместе с автором любуется красотой края и грустит о несбывшихся мечтах о любви автора-повествователя поэма – это его поэтический памятник его неразделённой любви. В конце поэмы происходит наложение пространств: история появления бахчисарайского фонтана и история посещения автором-повествователем этого необычного памятника любви.

4. Учащийся читает реферат на тему: “Абай и Пушкин – национальное достояние двух народов”  IV. Закрепление 1)    Учащиеся устно делают выводы на изученную тему. 2)    Записывают в тетради основные моменты. 3)    Отвечают на вопросы учителя V. |Домашнее задание: Составить хронологическую таблицу основных моментов жизни и творчества А. С. Пушкина, используя материалы урока…

«?улиек?л ауданы ?кімдігіні? білім б?ліміні? ?улиек?л кешкі жалпы орта білім беретін мектебі» ММ ГУ «Аулиекольская вечерняя общеобразовательная средняя школа отдела образования акимата Аулиекольского района»

 

 

 

План открытого урока  по русской литературе в 8 «А» классе «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (краткий обзор). Особенности художественной манеры поэта. Поэма «Бахчисарайский фонтан». Историческая основа поэмы. Проблематика поэмы. А.С. Пушкин и Абай»

 

 

Подготовила: учитель русского языка  и литературы Жумабаева Ментай Алпысбайкызы

 

 

 

с. Аулиеколь 2014 год

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!