Открытый урок по русскому языку в 4 б классе
Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Цель урока:
Задачи урока:
Образовательные:
формировать умения склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе;
составить таблицу падежных вопросов и окончаний прилагательных в форме множественного числа;
упражнять в определении числа и падежа имён прилагательных во множественном числе; способствовать обогащению словарного запаса детей;
Развивающие:
развивать устную речь учащихся;
совершенствовать культуру речи детей,
развивать аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы;
развивать интерес к предмету
Воспитательные:
воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания,любознательности и пытливости в процессе учения
Планируемые результаты:
Личностные
Принятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе информационной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки к работе на результат.
Метапредметные
Познавательные УУД:
умение находить информацию в таблицах, словарях;
умение анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы);
умение представлять информацию в сжатом виде (таблица, схема).
Регулятивные УУД:
определение цели, формулировка проблемы;
планирование деятельности;
умение работать по плану (алгоритму), сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки;
умение оценить степень успешности в достижении цели.
Коммуникативные УУД:
развитие умения излагать своё мнение и принимать позицию другого, участвовать в диалоге;
развитие умения использовать речевые средства в соответствии с ситуацией;
умение работать в группе.
Предметные
Овладение знаниями о склонении имён прилагательных во множественном числе;
формирование умения определять падеж имён прилагательных во множественном числе.
Оборудование урока: карточки, презентация, учебники – автор В.П.Канакина, тетради, компьютер, мультимедийный проектор.
Тип урока: объяснение нового материала
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (проверка готовности к уроку)
Встали дружно.
Повернулись, глазками поздоровались, с нашими гостями улыбнулись.
И друг другу улыбнулись
Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно.
- Я думаю, что каждый из вас сегодня порадует себя и меня своей работой на уроке?
- Вы согласны? (Да)
- Итак, приступаем.
- Сели красиво, открыли тетради, положили их с наклоном, ручки взяли правильно.
- Записываем число, классная работа.
Сегодня у нас Шестое февраля. Классная работа.)
-Давайте проверим какие орфограммы у нас встретились.
-Сегодня мы с вами поговорим о правописании еще словарных слов.
Обратите внимание на слайд..Словарная работа. Слова Салют, Лексическое значение слова Салют. запишите слово в тетрадь разделите слово на слоги. Куда падает ударение подчеркните безударную гласную. Все ли буквы мы пишем так как слышим.
Подберите однокоренное слово Салютный.
Ракета.
. Выступление детей .из словаря
Запишите эти слова в тетрадь. С коментарием. Поставьте ударение подчеркните непроверяемую безударную гласную.. Все ли звуки мы слышим , так ка пишем) подберите однокоренные прилагательные слова .
.
Запишите в тетрадь поставьте ударение ,подчеркните безударную гласную.
-подберите к слову ракета однокоренные прилагательные слова слова (Ракетный)
- Составьте предложение с этими словами.
В ЧЕСТЬ ЗАПУСКА РАКЕТЫ УСТРОИЛИ САЛЮТ.
3. Минутка чистописания
-Какие окончания имеют имена прилагательные в единственном числе? (ая, ое, ой)
- Цепочку из этих окончаний мы возьмем сегодня на минутку чистописания.
ая, ое, ой, ый.
Запишем в тетради буквосочетания.
Подняли все головы смотрим на слайд
2. Актуализация знаний
2 слайд: Золот…рожь, жарк… лето, хорош… человек, соснов… шишки.
(один ученик у доски)
Побуждающий диалог:
Какое словосочетание выпадает из этого ряда? Почему? - Ребята, а как вы думаете, всё ли мы знаем об имени прилагательном? (Да, нет)
Оцениваем себя
Учитель
- Что такое имя прилагательное? (Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмет)
Как изменяются имена прилагательные? (Им. Прилагательные изменяются по родам, по числа, падежам).
-Давайте вспомним алгоритм
(Алгоритм).Чтобы определить падеж имени прилагательного , надо:
1. найти существительное, к которому относится прилагательное;
2. определить падеж существительного;
3. по падежу существительного определить падеж прилагательного.
4. Создание проблемной ситуации.
Этап формулировки темы и целей урока.
Как вы думаете, о каких прилагательных мы сегодня будем говорить? (О прилагательных множественного числа)
Какова тема нашего сегодняшнего урока?
Тема: Склонение имён прилагательных во множественном числе.
Запишем тему урока в тетради.
5. Постановка учебной задачи.
Используя опорные слова, сформулируйте цели урока.
-Я должен познакомиться: с изменением имён прилагательных во множественном числе;
-Я должен научиться:
Склонять имена прилагательные множественного числа.
Определять падеж у имён прилагательных во множественном числе.
Можно ли определить род имен прилагательных множественного числа?
Изменяются имена прилагательные по падежам или нет?
Построение проекта выхода из затруднения.
А чтобы ответить на эти вопросы мы с вами проведём исследовательскую работу
6. Работа в группах
- Сейчас вы возьмете карточки и вставите окончание имен прилагательных в единственном числе ,а затем во множественном числе.
1 группа.
Запишите имя прилагательное зеленое вместе с данными существительными сначала в единственном числе, а потом эти же словосочетания во множественном числе. Выделите окончания имён прилагательных. Сделать вывод: изменяются ли имена прилагательные во множественномчисле по родам. |
Единственное число | Род | Множественное число |
шапочка | Ж.р. | |
шар | М. р. | |
яблоко | Ср.р. | |
Докажите. Прочитайте прилагательные в единственном числе, прочитайте прилагательные во множественном числе.
Сделайте вывод: изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам? (слайд 3)
Оцениваем себя
2 группа.
Просклоняйте во множественном числе быстрые облака. Выделите окончания имён прилагательных. 3. Сделайте вывод: изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по падежам. |
Падеж | Вопрос | Имена прилагательные во множественном числе |
И.п. | Какие? | |
Р.п. | Каких? | |
Д.п. | Каким? | |
В.п. | Какие? | |
Т.п. | Какими? | |
П.п. | О каких? | |
3 группа.
1. Просклоняйте во множественном числе весёлые ребята. Выделите окончания имён прилагательных. Сделать вывод изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по падежам. |
Падеж | Вопрос | Имена прилагательные во множественном числе |
И.п. | Какие? | |
Р.п. | Каких? | |
Д.п. | Каким? | |
В.п. | Каких? | |
Т.п. | Какими? | |
П.п. | О каких? | |
Проверка.
-Что интересного заметили?
-В каком числе имена прилагательные изменяются по родам?
И. п., В. п. | Р. п., П. п. В.п. (одушевлен.) | Д. п | Т .п. |
Какие? | Каких? | Каким? | Какими? |
-ые -ие | -ых -их | -ым -им | -ыми -ими |
Оцениваем себя
Откроем учебник на странице 38
. Сравните свои выводы с данными в учебнике.
7. Работа с учебником
Чтение правила по учебнику.
- Прочитайте правило (про себя и в слух).
8. Физминутка. А теперь немного отдохнём. Встаньте.
- Я буду называть словосочетания с прилагательными во мн.ч. и в ед.ч. Если в словосочетании назову прилагательное в ед.ч., вы делаете наклон вперёд, если во мн.ч. – наклон назад.
Зимние дни, осенняя погода, зелёные вершины, белый снег, низкие тучи, комнатные растения, воздушный шар, крутые берега, яркий огонь, глубокие корни, родной человек.
Первичное закрепление.
Устно: Попробуем определить падеж имен прилагательных во множественном числе. Ярким лучам, (Д.п) сосновыми шишками, (Т.п.) о веселых зверятах(П.п)
Вывод: Как определить падеж имен прилагательных во множественном числе. Так же как и в едиственном.
Оцениваем себя
12. Самостоятельная работа по уровням
- У вас на столе лежит жёлтая карточка. Прочитайте задание (Вставить и выделить окончания, определить падеж)
За воздушными шарами – Т. п.
О летних каникулах – П. п.
К соседским мальчишкам – Д. п.
Из колючих кустов – Р.п.
С трескучими морозами – Т. п.
До первых заморозков – Р. п.
По речным волнам – Д. п
-Встаньте те, у кого нет ошибок. Молодцы! Садитесь.
-Встаньте те, у кого 1 ошибка. Хорошо! Садитесь.
-Встаньте те, у кого 2 ошибки. Будьте внимательнее!
– Как определить падеж прилагательных во множественном числе? (по падежу существительного) Оцениваем себя
10. Физминутка для глаз
7. Зимнее творчество.
- Ребята! Посмотрите глазками вниз, наверх, влево, а теперь в окошко и на экран.
Зима не хочет уступать свои права весне. Доказательство тому – красивейшие зимние дни с морозом и солнцем!
– Составьте предложение, используя слова на слайде
Сверкает, искрами, снег, разноцветными, на, солнце, ярком.
Снег сверкает разноцветными искрами на ярком солнце.
Запишите предложение.
– Подчеркните главные члены предложения. Определите род и падеж имен прилагательных.
– Проверьте, у вас также Оцениваем себя
14. Дифференцированное домашнее задание
- Перед вами текст. Прочитайте его.
Синяя карточка
Спишите текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж прилагательных множественного числа.
Пришла зима с трескуч… морозами, шумн…вьюгами, глубок… сугробами. В зимн…лесу на снегу видны узоры зверин… следов. Трещат лют… морозы.
.итог учебной деятельности
- Вспомните тему нашего урока.
(Склонением имен прилагательных во множественном числе)
-Какие цели поставим перед собой. (Научиться определять падеж имен прилагательных во множественном числе ,правильно писать окончания таких прилагательных).
- Чему мы учились выполняя это задание? ( определять падежи ИП мн.ч., а ещё устанавливать связь между существительным и прилагательным)
- Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам.)
- Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не изменяются по родам.)
- Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится.)
Домашнее задание стр 83.стр 39. Выставление оценок
Рефлексия.
12