- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
- умение отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
- формирование умений представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
- поиск и устранение причин возникших трудностей.
№ | Этап урока | Номер слайда | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1. | Организационный этап. | №1 | Включение обучающихся в учебную деятельность. Ознакомление обучающихся с планом урока. | Знакомятся с планом урока. | 1 мин |
2. | Подготовка к усвоению нового материала и актуализация опорных знаний. | №2 | Демонстрация виртуального опыта по зарядке двух электрометров | Формулируют понятия электроёмкости и как она зависит от размеров проводника. | 1 мин |
| | №3, 4 | Фронтальный опрос обучающихся о потенциале и напряжении и демонстрация двух опытов по передаче заряда | Формулируют вывод о зависимости величины заряда от площади поверхности проводника при равных потенциалах. | .2 мин |
3. | Изучение нового материала. | №5 | Преподаватель предлагает обучающимся текстовый вариант определения электроёмкости с постановкой вопроса самостоятельного получения формулы; Знакомит обучающихся с новой единицей измерения физической величины. | Анализируют текст и переводят текстовую информации в знаковую; самостоятельно расписывают единицу измерения физ. величины и повторяют дольные приставки к ней. | 4 мин |
| История изобретения конденсатора | №6 | Преподаватель знакомит обучающихся с устройством лейденской банки. Ставит вопрос перед обучающимися «можно ли вместо внешней обкладки использовать руку экспериментатора?» | Знакомятся с историей развития науки и созданием физических приборов. Обучающиеся отвечают на вопрос и обосновывают свой ответ. | 2 мин |
| Выявление зависимости электроёмкости плоского конденсатора от: | №7 | Демонстрирует модель рисунка с постановкой проблемы перед обучающимися самостоятельно сформулировать определение плоского конденсатора. | Формулируют определение что такое плоский конденсатор. | 2 мин |
| расстояния между обкладками; | №8 | Демонстрирует опыт, изменяя расстояние между пластинами плоского конденсатора, обращая внимание обучающихся на то, что электрометр при указанном способе подключения измеряет не заряд, а напряжение между пластинами. | Формулируют вывод о зависимости электроёмкости от расстояния между пластинами | 3 мин |
| диэлектрической проницаемости вещества; | №9 | Демонстрирует опыт путём внесения между пластинами стеклянного диэлектрика. | Формулируют вывод о зависимости электроёмкости от диэлектрической проницаемости. | 3 мин |
| площади пластин конденсатора. | №10 | Демонстрирует опыт по изменению площади перекрытия пластин. | Формулируют вывод о том, как изменяется электроёмкость при изменении площади пластин. | 3 мин |
| Вывод формулы электроёмкости плоского конденсатора. | №11 | Преподаватель предлагает по обобщающему выводу на экране записать знаковую зависимость электроёмкости от других величин и вводит коэффициент пропорциональности для получения конечной формулы. | Работают с текстом и перевод из текстовой записи в знаковую с правильной записью математической пропорции. | 2 мин |
| Энергия конденсатора. | №12 | Демонстрирует обучающимся электростатический маятник с постановкой перед учащимися вопроса «в чём причина такого движения шарика?» | Объясняют опыт и делают выводы о наличии энергии у заряженного конденсатора. | 1 мин |
| Виды конденсаторов. | №13 | Знакомит обучающихся с видами конденсаторов по типу диэлектриков ( устройство, область применения) | Устанавливают межпредметные связи и связь с практической деятельностью. | 1 мин |
| Устройство «бумажного» конденсатора. | №14 | Демонстрирует устройство бумажного конденсатора на основе модели, с постановкой вопроса: «Что является диэлектриком и зачем закручивают бумагу и обкладки конденсатора?» | Знакомятся с устройством бумажного конденсатора отвечают на вопросы преподавателя. | 1 мин |
| Конденсатор переменной емкости. | №15 | Демонстрирует работу конденсатора переменной ёмкости и создаёт проблемную ситуацию, задавая вопрос «за счёт чего изменяется электроёмкость?» | Наблюдают за опытом, анализируют его результат и делают выводы. Отвечают на заданный вопрос преподавателя. | 1 мин |
| Применение конденсаторов. | №16, 17,18 | Демонстрирует практическое применение конденсатора | Знакомятся с некоторыми областями применения конденсаторов. | 1 мин |
| Выявление независимости электроемкости от заряда и напряжения | №19 | Демонстрация опыта по изменении заряда на конденсаторе при изменении напряжения. | Обучающиеся фиксируют измеряемые данные величина заряда и напряжения. | 4 мин |
№20 | Преподаватель формулирует проблему перед обучающимися о том «как зависит электроёмкость конденсатора от заряда и напряжения?» | По результатам предыдущего опыта обучающиеся вычисляют электроёмкость и делают самостоятельный вывод Формулируют вывод о независимости ёмкости от напряжения и заряда. | |
4. | Формирование учебных умений и навыков. | №20 | Преподаватель предлагает решить количественную интерактивную задачу, для определения электроёмкости. | Решают задачу используя формулу плоского конденсатора. | 5 мин |
5. | Рефлексия и подведение итогов урока. | №21 | Преподаватель демонстрирует таблицу которую должны заполнить сами обучающиеся. Ставит перед обучающимися проблемную ситуацию о том как изменяются характеристики при изменении какого либо параметра конденсатора? | Работают с таблицей и формулой. Формулируют вывод: при отключенном от источника тока конденсаторе, заряд на его пластинах не изменяется. Оценивается работа обучающихся на уроке с учетом их активности и количества правильных ответов. | 4 мин |
7. | Домашнее задание. | №22 | Преподаватель задаёт дифференцированное домашнее задание: 1) качественные задачи из рабочей тетради, по аналогии с заданием выполненным в слайде №21 2) количественные задачи 3) экспериментальное задание «создать бумажный конденсатор» | Записывают Д/з, задают вопросы по непонятным для них моментам урока. | 2 мин |