СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Электроемкость. Конденсаторы"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Электроемкость. Конденсаторы"»


Урок по теме «Электроёмкость. Конденсаторы»



Тип урока: урок изучения нового материала, урок-исследование.

Цель урока: сформировать у обучающихся понятие электроёмкости и на основе эксперимента установить величины, от которых она зависит.

Задачи урока: достижение обучающимися следующих результатов:

1. Предметных:

  • понимать смысл электроёмкости, как одного из свойств проводников

  • изучить устройство плоского конденсатора

  • определить от чего зависит ёмкость плоского конденсатора на основе опыта

  • определить область применения конденсатора, как одного из важнейших элементов электротехнических устройств.

2. Метапредметных:

  • в познавательной деятельности

- использовать знаково-символические средства для решения задач;

  • в информационно-коммуникативной деятельности

- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

- умение отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • в рефлексивной деятельности

- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

- формирование умений представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

- поиск и устранение причин возникших трудностей.

3. Личностных:

1) научиться аргументировано спорить, дискуссировать в ходе изучения темы;
2) научиться решать задачи и проблемы по теме.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, УМК,



Формы работы обучающихся: индивидуальная, фронтальная работа; фронтальный эксперимент.



Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Номер слайда

Деятельность учителя


Деятель­ность уче­ника

Время

(в мин.)


1.

Организаци­он­ный этап.

№1

Включение обучающихся в учебную деятельность. Ознакомление обучающихся с планом урока.


Знакомятся с планом урока.

1 мин

2.

Подготовка к усвоению но­вого мате­риала и актуализация опорных знаний.

№2

Демонстрация виртуального опыта по зарядке двух электрометров

Формулируют понятия электроёмкости и как она зависит от размеров проводника.

1 мин



№3, 4

Фронтальный опрос обучающихся о потенциале и напряжении и демонстрация двух опытов по передаче заряда


Формулируют вывод о зависимости величины заряда от площади поверхности проводника при равных потенциалах.

.2 мин

3.

Изучение но­вого мате­риала.


№5

Преподаватель предлагает обучающимся текстовый вариант определения электроёмкости с постановкой вопроса самостоятельного получения формулы;

Знакомит обучающихся с новой единицей измерения физической величины.

Анализируют текст и переводят текстовую информации в знаковую;

самостоятельно расписывают единицу измерения физ. величины и повторяют дольные приставки к ней.

4 мин


История изобретения конденсатора

№6

Преподаватель знакомит обучающихся с устройством лейденской банки.

Ставит вопрос перед обучающимися «можно ли вместо внешней обкладки использовать руку экспериментатора?»

Знакомятся с историей развития науки и созданием физических приборов.

Обучающиеся отвечают на вопрос и обосновывают свой ответ.

2 мин


Выявление зависимости электроёмкости плоского конденсатора от:

№7

Демонстрирует модель рисунка с постановкой проблемы перед обучающимися самостоятельно сформулировать определение плоского конденсатора.


Формулируют определение что такое плоский конденсатор.



2 мин


расстояния между обкладками;


№8


Демонстрирует опыт, изменяя расстояние между пластинами плоского конденсатора, обращая внимание обучающихся на то, что электрометр при указанном способе подключения измеряет не заряд, а напряжение между пластинами.


Формулируют вывод о зависимости электроёмкости от расстояния между пластинами



3 мин




диэлектрической проницаемости вещества;

№9

Демонстрирует опыт путём внесения между пластинами стеклянного диэлектрика.

Формулируют вывод о зависимости электроёмкости от диэлектрической проницаемости.

3 мин


площади пластин конденсатора.

№10

Демонстрирует опыт по изменению площади перекрытия пластин.

Формулируют вывод о том, как изменяется электроёмкость при изменении площади пластин.

3 мин


Вывод формулы электроёмкости плоского конденсатора.

№11

Преподаватель предлагает по обобщающему выводу на экране записать знаковую зависимость электроёмкости от других величин и вводит коэффициент пропорциональности для получения конечной формулы.

Работают с текстом и перевод из текстовой записи в знаковую с правильной записью математической пропорции.

2 мин


Энергия конденсатора.

№12

Демонстрирует обучающимся электростатический маятник с постановкой перед учащимися вопроса «в чём причина такого движения шарика?»

Объясняют опыт и делают выводы о наличии энергии у заряженного конденсатора.

1 мин


Виды конденсаторов.

№13

Знакомит обучающихся с видами конденсаторов по типу диэлектриков ( устройство, область применения)

Устанавливают межпредметные связи и связь с практической деятельностью.

1 мин


Устройство «бумажного» конденсатора.

№14

Демонстрирует устройство бумажного конденсатора на основе модели, с постановкой вопроса: «Что является диэлектриком и зачем закручивают бумагу и обкладки конденсатора?»

Знакомятся с устройством бумажного конденсатора отвечают на вопросы преподавателя.

1 мин


Конденсатор переменной емкости.

№15

Демонстрирует работу конденсатора переменной ёмкости и создаёт проблемную ситуацию, задавая вопрос «за счёт чего изменяется электроёмкость?»

Наблюдают за опытом, анализируют его результат и делают выводы. Отвечают на заданный вопрос преподавателя.

1 мин


Применение конденсаторов.

№16, 17,18

Демонстрирует практическое применение конденсатора

Знакомятся с некоторыми областями применения конденсаторов.

1 мин


Выявление независимости электроемкости от заряда и напряжения

№19

Демонстрация опыта по изменении заряда на конденсаторе при изменении напряжения.


Обучающиеся фиксируют измеряемые данные величина заряда и напряжения.

4 мин

№20

Преподаватель формулирует проблему перед обучающимися о том «как зависит электроёмкость конденсатора от заряда и напряжения?»

По результатам предыдущего опыта обучающиеся вычисляют электроёмкость и делают самостоятельный вывод


Формулируют вывод о независимости ёмкости от напряжения и заряда.


4.

Формирование учебных умений и навыков.

№20

Преподаватель предлагает решить количественную интерактивную задачу, для определения электроёмкости.

Решают задачу используя формулу плоского конденсатора.

5 мин

5.

Рефлексия и подведение итогов урока.

№21

Преподаватель демонстрирует таблицу которую должны заполнить сами обучающиеся.

Ставит перед обучающимися проблемную ситуацию о том как изменяются характеристики при изменении какого либо параметра конденсатора?

Работают с таблицей и формулой.


Формулируют вывод: при отключенном от источника тока конденсаторе, заряд на его пластинах не изменяется.


Оценивается работа обучающихся на уроке с учетом их активности и количества правильных ответов.

4 мин

7.

Домашнее за­дание.

№22

Преподаватель задаёт дифференциро­ванное домаш­нее задание:

1) качественные задачи из рабочей тетради, по аналогии с заданием выполненным в слайде №21

2) количественные задачи

3) экспериментальное задание «создать бумажный конденсатор»

Записывают Д/з, задают вопросы по непонятным для них моментам урока.

2 мин